КАК У НАС ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ.

Исчерпав вое средства давления на администрацию (см. об этом "Общину" № 27 и др.): резолюции, сборы подписей, уговоры, хождение по инстанциям и т.д., и убедившись, что с военным обучением в МГПИ дело не сдвигается с мёртвой точки, мы, – оргкомитет СУМа, пошли на организацию трёхнедельного бойкота ГрОба и "Медицины". Опыта такого рода акций не было, большинство студентов не верило в успех, а администрация сразу же начала давить на активистов: объявила бойкот "неприемлемым непарламентским" средством, распространяла дезинформацию о ходе бойкота, угрожала его участникам. Но бойкот военной кафедры начался. За неделю число его участников достигло 1500 студентов с 10 факультетов института (надо при этом учесть, что факультеты МГПИ разбросаны по всей Москве и связи между их студентами – никакой). Поэтому мы, организуя забастовку, положили в основу своих действий: нормальное обеспечение связи, максимальное распространение информации о ходе бойкота и идеи студенческой Солидарности, (чтобы нельзя было нас расколоть на части, кинув одним подачку, а других запугав, оторвать курс от курса, а факультет от факультета).

Среди форм работы наиболее широко использовались пикеты и собрания на факультетах, распространялись листовки (за время забастовки вышло 7 номеров информлистка "Бойкот" о ходе забастовки объёмом 1-4 стр. и тиражом 150-200 экземпляров), вывешивались плакаты, пытались пробиться и в средства массовой информации. Два раза в неделю собирался оргкомитет бойкота, который координировал действия студентов, выработал накануне бойкота программу требований, общую для всех факультетов и добивался её принятия. 22 февраля довольно объективная статья о происходящем была опубликована "Московским комсомольцем".

Через две недели борьбы ОК СУМа созвал собрание участников бойкота, которое приняло решение продолжать забастовку. В итоге почти все наши требования были удовлетворены решением Госкомитета по Народному Образованию от 20 февраля, а затем решением Учёного Совета МГПИ от 27 февраля (это решение далось путём жаркого опора части преподавателей с представителями СУМа): со следующего года курс "Медицины" (360 часов) в МГПИ отменяется (вместе с выдачей девушкам удостоверений медсестёр) и заменяется демилитаризованным и практическим курсом "Основы медицинской доврачебной помощи" (140 часов) с учётом специфики факультетов; сейчас, уже в этом учебном году изучение "Медицины" прекращено (впрочем, желающие могут закончить этот курс, сдать квалификационный экзамен (т.е. экзамен без оценки) и получить удостоверение медсестры); что касается юношей, то тут наши завоевания скромнее – замена дифференцированного зачёта, влияющего на стипендию, простым; официальная отмена отработок, – добиться добровольности посещения дли отслуживших в СА не удалось.

В целом наши требования были удовлетворены. До этого никакие акции не могли ускорить решение проблемы, и лишь забастовка – крайняя, но отнюдь не криминальная форма выражения общественного мнения – сразу сдвинула дело с мёртвой точки. Кроме того, ОК СУМ получил ценный опыт и установил связь с большим числом студентов, желающих с нами сотрудничать.

В эти же дни (конец февраля – начало марта) борьбу за реорганизацию военного обучения в том же направлении, что и мы, начали Московский Областной Педагогический Институт, ряд факультетов МГУ и Московский Химико-Технологический Институт. В МГПИ – победа. В других вузах, используя наш опыт, студенты продолжают борьбу. Да здравствует студенческая солидарность!

Член ОК СУМ, корреспондент "Общины" Пётр РЯБОВ