ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА.

Харьков. 18 февраля в 10.00. в помещении ДК милиции окружное предвыборное собрание по избирательному округу № 520 решало, кого же из 10 выдвинутых кандидатов можно допустить к участию в избирательной кампании. На собрании, судя по протоколам, примерно 60% составлял партийный и хозяйственный актив предприятий; рабочие составляли лишь 8%, а студенты – 2% (???), хотя в округе расположено большинство вузов г. Харькова и проживают десятки тысяч студентов.

В ходе собрания были зачитаны многочисленные обращения, за которыми стояло свыше 5 тысяч избирателей, с требованием зарегистрировать все 10 кандидатов и предоставить право выбора народу. Однако это не помешало собранию оставить двух кандидатов: Тация, ректора юридического института и Звягина, директора института низких температур.

Снаружи, с самого утра стояло 100-150 человек с лозунгами: "Всех десятерых – в бюллетени", "Пусть выбор сделает народ!", "Не экономьте на демократии!" Когда же собрание окончилось, и его участники стали выходить, им устроили обструкцию. В течение часа неслось им вслед: "Позор!"

Но толпа не ограничилась одним криком, и, собравшись на следующий день, создаёт общественный комитет "Выборы-89", который тут же приступает к действиям. Составляются протесты, которые отправляются в Центральную и окружную избирательную комиссии, двое товарищей уезжают в Москву; решено через 3 дня – 22 февраля провести митинг, на котором можно было бы рассказать обо всех этих безобразиях. В комитет вошли как члены неформальных объединений, так и люди, не имевшие ранее к ним отношения. В течение 3-х дней – с 20 по 22 февраля харьковчане могли наблюдать, как в центре города по несколько часов стоят молодые люди с плакатами, клеймящими позором окружное собрание и призывающими на митинг. Пикеты собирали значительную аудиторию – порядка 50-100 человек, возникали стихийные дискуссии. Подходила и милиция, которой в ответ на вопрос, а разрешён ли митинг, вежливо объяснялось, что в соответствии с законом о выборах, на предвыборные митинги и прочие мероприятия недоброй славы Указ не распространяется.

За день-до объявленного митинга Дзержинский райисполком дал официальное согласие на его проведение, предложив, однако, перенести место в актовый зал ХГУ.

Было понятным желание загнать митинг под крышу, превратить его в заурядное собрание, на которое райком партии постарался выделить солидную "команду", но никто не ожидал, что на митинг придёт около 5 тысяч харьковчан. В актовый зал ХГУ, рассчитанный лишь на 800 человек, и прилегающее к нему фойе набилось не менее 2000. Ещё столько же, если не больше, собралось у входа в университет. Митинг на улице шёл около двух часов. Ораторы призывали собравшихся людей вычёркивать на выборах из бюллетеней все фамилии.

Попытки затесавшихся в толпу партийных работников провести контрагитацию успеха не имели. Основные же события разворачивались под крышей, где секретарь окружной избирательной комиссии, она же секретарь Дзержинского райкома партии Шутько безуспешно пыталась опровергнуть законность требований большинства собравшихся, а также факты, собранные комитетом "Выборы-89" и свидетельствующие о некомпетентности окружной комиссии. Была принята резолюция, требующая от окружной комиссии внести в бюллетень всех кандидатов, в ходе митинга под подобным обращением собраны сотни подписей. Участники выразили решимость в случае необходимости голосовать против обеих оставшихся кандидатур, если остальные не будут внесены, многие обнаружили желание принять участие в работе комитета "Выборы-89". Сам факт создания в считанные дни объединения, включившего в себя как неформалов, так и прочих, и стремительный рост его популярности говорит о том, что Харьков просыпается от "застойной спячки".

Е. СОЛОВЬЁВ