ПАТРИАРХАТ НА СВАЛКУ!
Анастасия Дроздова
Мы не знаем, как произошел когда-то в
доисторическое время поворот от матриархата к патриархату. Было ли это
насильственным актом, когда женщины были побеждены грубой физической силой?
Или это был результат давления мужского общественного мнения, когда толпы
недовольных своим положением охотников на мамонтов вышли из пещер, потрясая
лозунгами: "Вся власть мужчинам!"? Или, не выдержав суровых условия жизни, женщины добровольно отказались от
своей свободы во имя экономического процветания?
Каков бы ни оказался ответ на этот вопрос, ясно одно: мы живем
в обществе патриархата. Оно досталось нам по наследству. Мы не можем отделить
себя от себя от его культуры, которая стала нашей духовной пищей. Мы не
замечаем, как вросла в нас его философия, его система ценностей, его язык. И в
этой философии, системе ценностей, в этом языке мужское понимается как
творческое, аполлоническое, созидательное начало,
женское же - как противоположное ему: темное, дьявольское, двуличное.
Сейчас, конечно, вряд ли возможно явное утверждение того,
что женщина - исчадье ада. (Хотя в Средние века находились умники, защитившие
на эту тему не одну диссертацию, и все бы ничего, если бы на основе этих
серьезнейших богословских работ бравые инквизиторы не развернули охоту на
ведьм, в результате чего в Германии XIV века были уничтожены все самые красивые женщины ). Но и теперь мужчина смертельно обидится, если его
назовут "бабой", а о девушке с незаурядным интеллектом скажут в
качестве похвалы, что у нее "мужской ум". Мужское
- эталон, образец, и подражать ему совсем не стыдно, а доблестно для женщин, но
только для отдельных женщин (Жанна д'Арк,
кавалерист-девица Надежда Дурова и др.). Для большинства женщин патриархатная культура выработала массу механизмов,
позволяющих держать их в подчиненном положении. Это и двойной стандарт в
морали, когда мужчине позволено то, что не позволено женщине, и страх общественного
мнения, и экономическая зависимость.
С тех времен, когда в незапамятной глубине веков возник патриархат,
начался постепенный процесс убийства в женщине человека. Человек-мужчина, сам
недавно выделившийся из природного неразумного мира (как считают сторонники
эволюционного подхода ), не захотел признать такого же
равноправного ему человека в женщине. Мужчина стал творцом истории, законодателем
цивилизаций, колонизатором пространств, оставив женщине отраженное, вторичное
бытие.
В этом мире, по существу чужом, мужском, ей отводилась исключительно
пассивная роль объекта. Все социальные роли женщин - от добропорядочной
домохозяйки до проститутки - так или иначе обслуживают
мужчин, хоть первая и преподносится до небес, а вторая клеймится. Тем не
менее, она также необходима в мужском обществе, где грубое скотство
становится доблестью, если ответственность за него можно возложить на женщину.
Самое страшное - то, что сами женщины постепенно принимали
это устройство мира. Именно они становились беспощадными судьями других женщин,
осмелившимися бросить вызов своему униженному положению. Из поколения в
поколение передавали матери своим дочерям консервативную рабскую мораль. Но
отказ от свободы не проходит даром. Американская феминистка Бетти Фридан описала душевное состояние благополучнейших
домохозяек, жен преуспевающих американских бизнесменов. Сытая безмятежная
жизнь, полная угождения мужу и детям, не уберегла их от душевной пустоты,
которая порой переходила в болезни, истерики, ненависть ко всем окружающим. Не
понимая истинной причины своего состояния, женщины обвиняли во всем себя и
нередко заканчивали жизнь самоубийством.
Это XX век, конец 50-х годов, канун возникновения нового женского
движения. Но феминизм как идеология зародился еще раньше. Женское самосознание
стало пробуждаться во второй половине XIX века. Это произошло сразу во многих
странах - в Германии, США, Франции, России. Тогда в тяжелой и упорной борьбе
феминистками были завоеваны первые права. Изнуряющие продолжительные пикеты
около здания Конгресса и многонедельные голодовки, блокады правительственных
зданий и неоднократные петиции в судебные инстанции - все эти действия
американских феминисток, длившиеся около 50 лет, увенчались-таки в 1920 году
принятием закона о женском избирательном праве.
Борьба за образование женщины - одно из важных направлений
деятельности феминисток в XIX в. Всячески раздуваемый в обществе патриархата миф о якобы
умственной отсталости женщины оправдывал существовавшую монополию мужчины на
образование.
В России первые женщины пришли в университетские аудитории в 1860 году. Они пришли туда сами, не спрашивая
ни у кого разрешения. Впрочем, в университетском уставе ничего не было сказано
о возможности обучения там женщин; это не было ни разрешено, ни запрещено.
Просто составители этого устава не могли и представить себе, что такая ситуация
может возникнуть. Появление женщин поставило профессоров в тупик, это был скандал.
Женщинам пришлось очень долго доказывать свои способности к наукам. Для того
чтобы стать равной мужчине в правах, женщине надо было быть лучше его. С них
подчас требовали невозможного, надеясь, что женщины
оставят свои попытки получить образование. В России двери университета
закрылись для них. Но и получивших университетское образование за границей женщин
на родине подвергали унизительным испытаниям, сомневаясь в их знаниях. Но
феминистки добились права на образование. Только в полной ли мере пользуются им
теперь современные девушки ?
Феминизм - это не только борьба с дискриминацией женщины в
социально-политическом и экономическом отношении. Феминизм - это реабилитация
женщины и женского в культуре, это попытки создания нового женского языка.
Феминизм - это снятие запретов и табу уродливой морали, это раскрепощение тела
женщины, свобода ее любви, как гетеросексуальной, так и лесбийской. Феминизм -
это превращение женщины из пассивного объекта в мыслящий и творческий субъект
человеческой деятельности.
Поэтому феминизм как никогда современен, даже если вам и
кажется, что все формальные права у женщин уже есть и они только не хотят ими в
полной мере пользоваться. Да, современный патриархат стал тоньше, он больше не
оперирует явными запретами в публичной политике и социальной жизни, но эти запреты
существуют в массовом сознании и не дают женщине полностью реализовать себя
как личность.
Со страниц своих произведений современные феминистки
доказывают, как пагубен патриархат для обоих полов. Отношения
господства-подчинения уродуют не только раба, но и господина. Чтобы стать
свободным, нужно отказаться от своей социальной роли, легитимированной
культурой и освященной традицией. Женщине - от роли слабого зависимого
существа, сосредоточенного исключительно на семейных ценностях. Мужчине - от роли
всезнающего, самодовольного хозяина жизни, с его ценностями силы и беспощадной
конкуренции. Феминистки вовсе не призывают кастрировать всех мужчин, как то полагают особо рьяные, но не слишком стремящиеся к
правде, критики феминизма. Философия феминизма - философия свободной личности.
И то, что биологическое различие между полами не есть причина для утраты этой
свободы, и есть основная, очень простая, мысль, которую все без исключения
феминистки пытались донести до нас.