К СОБЫТИЯМ В ИНДОНЕЗИИ.

Подобно Б.Н.Ельцину, нынешний индоне­зийский диктатор пришел к власти под ло­зунгом подавления коммунистического пут­ча. В сентябре 1965 года ряд высокопостав­ленных военных противников президента страны Сукарно был истреблен группой прокоммунистически настроенных армей­ских офицеров. Таким образом эти офицеры попытались предотвратить готовившийся военный переворот. Далее все развивалось по известному сценарию, когда хотят "как лучше", а получается "как всегда". Реакци­онным военным во главе с генерал-лейтенантом Сухарто был дан повод для выступления, которое не заставило себя ждать. Начались массовое казни всех "красных" и подозреваемых в симпатии к ним. Казни стали обычным явлением. Британский посол А.Гилкрист по этому поводу писал: "Я не скрываю своей надежды, что небольшая стрельба в Индонезии подготовит эффек­тивные преобразования". "Небольшая стрельба" только в первое время унесла полмиллиона человеческих жизней. Генерал Сухарто, получивший фактическую, а затем и формальную власть, возглавил один из самых жестоких режимов второй половины XX века. *)

Старея, дедушка Сухарто стал добреть и периодически разрешать (потом вновь за­прещая) существование карманной оппози­ции. В очередной раз плюрализм в стране был введен в начале 90-х годов. Кроме пра­вящей партии "Голкар" стали легально дей­ствовать мусульманская Партия единства и развития (все-таки 87 процентов населения страны, включая самого президента, - му­сульмане) и ДПИ - Демократическая партия Индонезии (неудобно, получая финансовую и военную помощь от США и Британии, быть против демократии). Но вскоре выяс­нилось, что ДПИ, сплотившая вокруг себя значительную часть студенчества и интел­лигенции, вовсе не является "ручной" пар­тией. Мало того, оказалось, что ее лидер Мегавати Сукарнопутри (дочь прежнего пре­зидента Индонезии) может всерьез претен­довать на пост главы государства на выбо­рах 1998 года. До сих пор Сухарто успешно "переизбирался" пять раз и успел, по-види­мому, привыкнуть. Хоть дедушке и перева­лило за 75, он - старый крепкий боевой ге­нерал, литрболу предпочитающий гольф, и править намерен, похоже, еще долго. А раз так, в ДПИ был организован переворот.

На съезде партии в июне сего года Мега­вати была отстранена от власти. Не подчи­нившись решению съезда, она с группой со­ратников из партаппарата обосновалась в партийной штаб-квартире в столице Индо­незии Джакарте. На улице возник перма­нентный митинг с участием сотен сторонни­ков бывшего руководства ДПИ, пришедших на защиту штаб-квартиры. Власти блокиро­вали этот район города, стянув к нему поли­цейские и войсковые подразделения - опять что-то очень знакомое из недавней россий­ской истории.

Пассивное противостояние двух сторон за­кончилось 27 июля, когда правительствен­ные силы взяли штаб-квартиру ДПИ штур­мом, но в ответ в Джакарте и ряде других крупных городов Индонезии вспыхнуло вос­стание, продолжавшееся несколько дней. Многотысячные демонстрации в поддержку Сукарнопутри превращались в бои с войска­ми и полицией, оппозиционеры подожгли несколько банков, как утверждают, имеющих прямое отношение к Сухарто. Материаль­ный ущерб оценивается в 40 млн долла­ров. **)

Дедушка осерчал и распорядился немед­ленно любыми средствами "покончить с анархией". В ходе "кровавой субботы" 27 июля в столице убито четверо и арестовано более 240 человек, десятки получили ране­ния. Кроме "анархистов" из ДПИ врагами объявлены "неокоммунисты" из существую /пропуск/ (НДП). Правительство при­звало население сохранять бдительность перед лицом "коммунистической угро­зы", а среди активистов НДП и других оппозицио­неров прошли аресты.

Хотя некоторые наблюда­тели и сравнивали собы­тия в Индонезии с ситуа­цией в Восточной Европе накануне свержения "ком­мунистических" режимов, Сухарто на этот раз удер­жался у власти. Чтобы не заканчивать на столь пес­симистической ноте, за­дамся таким праздным во­просом: интересно, кто из двух президентов - индо­незийский или российский - свалится раньше? Можно делать ставки.

А.Калашникова

Подготовлено по материалам газет "Socialist Worker" и "Сегодня"

*) Чтобы сравнение с Ельци­ным было более полным, сле­дует отметить , что его индо­незийский коллега также раз­вязал захватническую войну против небольшого свободо­любивого народа. Речь идет о Восточном Тиморе, оккупиро­ванном Индонезией а 1976 году (правда, это не называ­лось "наведением конституци­онного порядка").

Все двадцать лет оккупации не прекращается вооруженная борьба тиморцев за независи­мость.

**) Вообще, дедушка надоел многим, причем не только на родине. Так, в Англии четыре женщины проникли на терри­торию военной базы и вывели из строя несколько предназна­ченных для постановки в Ин­донезию военных самолетов. Суд по этому делу вынес оп­равдательный вердикт. Для страны, в которой судебному прецеденту отводится очень важная роль, это действитель­но интересное событие.