АНАРХИЗМ В ИТАЛИИ

Глава ИЗ КНИГИ Джорджа Вудкока

"Анархизм. История либертарных идей и движений"

перевод с английского Петра Рябова

Тенденция анархистских движений принимать местные особенности чрезвычайно ярко проявилась в Италии, где революционное дви­жение, развивающееся в эпоху Рисорджименто, было одним из определяющих факторов освобо­дительного движения.

Первые анархистские группы в стране были образованы мадзинистами и гарибальдийцами; под властью Савойской монархии анархизм длительное время продолжал существовать в ви­де тайных обществ, подобно республиканским движениям начала XlX-го столетия, и продолжал также традиции конспирации, заговоров с це­лью восстания и традиции героических подви­гов. Эти традиции, развивавшиеся карбонария­ми, помогли анархистам определить путь дейст­вия. Даже свободная организация их движения походила на ту, которую приняли карбонарии, подвергаясь преследованиям, и типичные герои анархического движения, такие как Эррико Малатеста и Карло Кафиеро, жили в яркой, возвы­шенной манере Гарибальди и Писакане.

Но, если движение за национальное освобо­ждение повлияло на итальянский анархизм - и через него на методы анархистов в других стра­нах, - идеи зарубежных анархистов, в свою оче­редь, оказали решающее влияние на развитие революционного движения в Италии. Уже до приезда Бакунина в 1864 году, идеи Прудона оказали воздействие на итальянскую республи­канскую мысль, в особенности на произведения и устные проповеди такого Дон Кихота Рисорд­жименто, как Карло Писакане, герцога Сан-Джованни.

Будучи еще юношей, Писакане играл видную роль в революции 1848 года, когда он был на­чальником штаба в армии Мадзини в Римской Республике. В 1857 году он выступил предшест­венником сицилийской экспедиции Гарибальди, но с более трагическим исходом, отплыв из Ге­нуи с маленьким отрядом республиканцев на па­роходе "Кальяри" и высадившись на побережье Калабрии. Местные повстанцы, на которых он надеялся, не соединились с ним, и он, будучи разбит войсками Бурбонов, убил себя на поле боя.

Писакане стал одним из героев-мучеников Рисорджименто, но только после его смерти, по­сле публикации в Париже собрания его сочине­ний /под названием "Очерки"/ его либертарные идеи стали широко известны. В годы изгнания между 1848 годом и роковой экспедицией в Ка­лабрию, он был поглощен чтением Прудона и Фурье, и вступил в полемические дискуссии с Мадзини о сущности предстоящей итальянской революции. Позиция Писакане была недалека от позиции Бакунина во время панславистского этапа его эволюции: он смотрел на социальную революцию как на средство для революции национальной. Не обходимо поднять крестьян, чтобы нация могла стать свобод ной, а это можно сделать, только предоставив им экономичес­кую свободу, свободу от ига их непосредственных тиранов помещиков. Поэтому Писакане стал социалистом-прудони­стом. Он требовал, подобно Прудону, чтобы каждый человек имел "гарантированными плоды своего труда" и чтобы "всякая другая собственность была не только отменена, но и осуждена, как кража". Писакане фактически шел вслед за Прудоном в направлении коллективизма, поскольку он также хотел сделать промышленные предприятия коллективной собственностью, и обрабатывать землю коммунами таким образом, чтобы люди поровну делили сельскохозяйственные продукты.

Писакане не только принимал основную экономическую теорию Прудона. Он также позаимствовал его идеи о правительстве, и необходимую цель революции видел не в центра­лизованном государстве якобинцев и бланкистов, но в "един­ственно справедливой и безопасной форме правительства, - анархии Прудона". Он требовал упрощения общественных уч­реждений, и кроме того заявил, что "общество, основанное на своих реальных и необходимых отношениях, исключает даже самую идею правительства". Но, возможно, наиболее порази­тельным звеном, соединяющим итальянский анархизм и ран­ние традиции Рисорджименто, является изложенное Писакане обоснование того, что позднее стало называться "пропаган­дой действием".

"Пропаганда - это химерическая идея, - писал он. - Идеи воздействуют через действия, а не действия через идеи, и люди не смогут стать свободными, если их только просвещать, но они смогут "просветиться", когда станут свободными. Толь­ко гражданское действие способно принести добро стране и оно должно сочетаться с ощутимой, реальной революцией: следовательно, конспирации, заговоры, покушения и так далее являются таким рядом действий, при помощи которых Италия сумеет достичь своей цели".

И вся история анархизма в Италии может быть легко опи­сана как перечень ряда попыток выполнить это предписание. Писакане не оставил после себя движения. Однако, он ока зал огромное влияние на молодых республиканцев, как через своих ближайших соратников и друзей, так и посмертно - че­рез свои сочинения, и это влияние способствовало дружескому приему Бакунина, когда он приехал во Флоренцию в 1864 году. Это объясняет, почему среди членов Флорентийского Братства и Интернационального братства, позднее организованного в Неаполе, было несколько старых товарищей Писака­не.

Влияние идей Прудона также распространилось в Италии в форме непосредственно мютюэлизма; первый социалистичес­кий журнал, основанный в Италии, "Иль пролетарио", издаваемый флорентийцем Николо Савио, был вдохновлен прудониз­мом. Однако, как и во Франции, мютюалисты в Италии эволю­ционировали в сторону умеренности и консерватизма, и их роль в развитии анархизма была незначительной. Итальянское анархическое движение фактически началось с приезда Бакунина.

Во Флоренции Бакунин окончательно оставил свой перво­начальный панславизм и воспринял анархизм как свою революционную доктрину: как следствие этого, рождение анархизма в Италии совпало с рождением анархического движения в виде его первоначального прототи­па, Флорентийского Братства. Эта недолго про­существовавшая организация была мало извест­на, ее преемник Интернациональное Братство. Здесь я рассмотрю вопрос - как повлияло Ин­тернациональное Братство на итальянское дви­жение и может ли оно считаться его частью.

В программных документах Интернациональ­ного Братства, написанных Бакуниным и его ближайшими товарищами, итальянская секция Братства называлась по-разному: "Общество Социальных Революционных Демократов" и "Итальянское Общество Легионеров Социальной Революции". Это не является основанием для то­го, чтобы считать, что это были две различные организации; страсть Бакунина к громким на­званиям вполне объясняет это удвоение. Руково­дство общества, по видимому, приблизительно совпадало с бакунинским Центральным Комите­том Интернационального Братства в Неаполе. Некоторым членам этой руководящей группы, создавшим местные организации, суждено было и впоследствии играть значительные роли в ис­тории анархизма. Джузеппе Фанелли, ветеран 1848 года, был даже депутатом Итальянского парламента, но он был столь увлечен проповедью Бакунина, что позднее он выполнил нелег­кую, но плодотворную миссию :- обращение ис­панских масс, в анархизм. Саверио Фрискиа, сицилийский врач-гомеопат, был также членом Па­латы депутатов, но играл важнейшее значение в Интернациональном Братстве, как франкмасон тридцать третьего градуса посвящения с колос­сальным влиянием в ложах Южной Италии. (Сам Бакунин, подобно Прудону, был франкмасоном; еще следует провести исследование связующих звеньев между европейским франкмасонством и ранним анархическим движением прим.перев.) Карло Гамбуцци, неаполитанский юрист, стал близким другом Бакунина и любовником его жены Антонины, оставаясь также на протяжении многих лет активным вождем итальянского анар­хистского движения. Еще одним выдающимся членом этой ранней "элиты" итальянского анархизма был Альберто Туччи, другой молодой не­аполитанский юрист.

Размеры движения, которое возглавляли эти люди, трудно оценить, главным образом из-за претенциозности этой бумажной организации. Был создан Итальянский Центральный Комитет, и вся страна была оптимистически разделена на области, в каждой из которых участники движе­ния должны были находиться под контролем ге­нерального штаба, назначенного Центральным Комитетом; на этом этапе бакунисты, принимая в целом анархические идеи для организации об­щества' после революции, в то же время еще не стряхнули с себя авторитарные формы конспи­раторской традиции внутри своей собственной организации. Однако, очевидным является тот факт, что единственными регионами Италии, где группы Братства развили активность, были го­род Неаполь и города Палермо и Скиачча на Сицилии; не было подходящих надежных фигур для руководства даже несколькими из этих су­ществующих групп, но, впрочем, они были, веро­ятно, очень небольшими. Кроме того, несколько старых товарищей Бакунина во Флоренции примкнули к Братству в качестве индивидуаль­ных членов, но нет и следа флорентийской груп­пы как чего-то целого. Даже те секции, которые реально существовали, сразу же зачахли, едва Бакунин покинул Неаполь и уехал в Женеву в августе 1867 года, и можно с уверенностью предположить, что Интернациональное Братст­во, которое формально не было распущено до 1869 года, оставалось в Италии, как и в других местах, костяком организации, состоящим из ближайших друзей Бакунина.

На протяжении этих первых лет итальянского анархизма ме­жду Бакуниным и его итальянскими последователями поддерживалась тесная связь. Фанелли, Фрискиа и Туччи вступили вслед за ним в Лигу Мира и Свободы и затем покинули ее, чтобы стать учредителями Интернационального Альянса Соци­альной Демократии. Фанелли, Гамбуцци, Туччи и Фрискиа, вместе с Рафаэле Милети из Калабрии и Джузеппе Манцони из Флоренции, создали ядро Национального комитета этого Альянса. С другой стороны, трудно сказать, что Альянс набрал большую силу в Италии, так как вскоре, в самом начале 1869 года и эта организация была распущена, и ее группы автоматически стали секциями Международного Товарищества Рабо­чих. (Первого Интернационала прим. перев.) Итальянские организации выступали против этого шага, но тут наступило время первые месяцы 1869 года когда влиятельное и мощное анархистское движение начало возникать в Италии.

Сначала оно было ограничено пределами Меццоджиорно (юг Италии прим. перев.), и наиболее активная организация существовала в Неаполе, под руководством Гамбуцци и порт­ного Стефано Капороссо. Многие местные ремесленники примкнули к этому движению, и на Базельском конгрессе Ин­тернационала, в сентябре 1869 года, Капороссо сообщил о шестистах членах организации. Двумя месяцами позже Неаполитанская секция организовала первое итальянское анархистское издание "Л'Эгюаглианца", редактируемую бывшим свя­щенником Микельанджело Статути, чьи идеи, кажется, предшествовали мыслям, развитым впоследствии Жоржем Сорелем, поскольку он утверждал, что забастовки являются единственным полезным оружием, ибо они развивают среди трудящихся дух солидарности.

Спустя три месяца "Л'Эгюаглианца" была запрещена поли­цией, но неаполитанская секция продолжала разрастаться. В самом деле, после ее участия в забастовке рабочих-кожевни­ков, она так быстро выросла, что в начале 1870 года местная полиция сообщала о четырех тысячах членов этой секции. Другие секции появились в Кампании и на Сицилии, но про­шло еще некоторое время, прежде чем движение распростра­нилось по всей остальной Италии. Фактически, полицейские преследования, заключение в тюрьму Гамбуцци и Капороссо и обнаружение агентов провокаторов среди членов неаполи­танской секции привели к спаду движения даже на юге.

В середине 1871 года, однако, возникли новые группы революционеров, которые отличались по своему характеру от тех ветеранов раннего этапа борьбы, которые впервые сплоти­лись вокруг Бакунина. Все их вожди: Карло Кафиеро, Эррико Малатеста и Кармело Палладино, были молодыми людьми не полных двадцати лет, образованные сыновья помещиков Южной Италии; все они были выходцами из тех областей; где бы­ла чрезвычайно распространена нищета среди крестьян (Ка­фиеро и Палладино из Апулии, а Малатеста из Капуи); они, фактически, были итальянским аналогом русских "кающихся дворян" с больной совестью, которые в то же десятилетие ощутили жгучую необходимость "идти в народ". Их чувство несправедливости, совершаемой над бедными и беззащитны ми, заставляло их нетерпимо относиться к фарисейскому либерализму Мадзини, и к стареющему Гарибальди, уже неохотно дающему вовлекать себя в борьбу. Бакунин был тем вождем, на которого они ориентировались, хотя Кафиеро и заигрывал некоторое время с Энгельсом и с Марксом. Этот триумвират: Кафиеро, Малатеста и Палладино, восстановил секцию Интер­национала в Меццоджиорно, но их работа продолжалась медленно, поскольку ей вскоре начали мешать полицейские преследования, и она так и должна была бы оставаться незначительной, если бы Мадзини не решил по ходу дела, что все это играет на руку Бакунину, и не дал ему возможность приобре­сти огромное влияние среди итальянских политиков левого на­правления.

К старости Мадзини постепенно становился все более консервативным и все более недоверчивым по отношению к ак­тивным участникам итальянского республиканского движения. Он был обеспокоен растущим влиянием социализма в Европе, и он даже разоблачал Парижскую Коммуну за ее безбожие и ее отказ от истинного национализма. Теперь он выступил про­тив Интернационала и атаковал его таким же образом в "Ля Ромо дель Пополо". Многих из его собственных последовате­лей, - которые восхищались героизмом коммунаров и знали, что некоторые и наиболее замечательные деятели среди них принадлежали к Интернационалу, - оттолкнула от Мадзини эта его позиция, и одна из лево-ориентированных республиканских газет "Иль газзетино Россо" в Милане, опубликовала 24 июля 1871 года острый ответ Бакунина, озаг­лавленный: "Ответ Интернационалиста Джузеппе Мадзини"; Бакунин обвинял вождя-ветерана "по­вернувшего вспять от пролетарской стороны" в то время, когда эта позиция позволила допус­тить ужасы последних дней Коммуны. Немедлен­но вслед за завершением этой статьи, Бакунин, который осознавал, что в этот момент судьба анархизма в Италии висит на волоске, сел пи­сать работу, намного большую по объему, - со­чинение озаглавленное "Политическая теология и Интернационал", которое закончил к осени 1871 года. Непосредственным результатом этой полемики было распространение организации Интернационала, которая теперь начала лавино­образно расти и в Меццоджиорно, и в своих бу­дущих цитаделях: в Тоскане, Романье и в других местах. 18 октября Кафиеро прислал Энгельсу список городов, в которых началась деятель­ность Интернационала; они включали помимо старых южных центров, Флоренцию, Парму, Ра­венну, Пизу, Турин, Милан, Рим и Болонью. Сколько из этих городов имели в это время ак­тивно действующие секции, трудно сказать, но когда Юрская Федерация выпустила Сонвильерский циркуляр против Генерального Совета в ноябре 1871 года, секции в Болонье, Милане и Турине поддержали его вместе с секциями на юге Италии.

К этому времени, однако, произошла быстрая перемена. Бакунин обратился к мадзинистскому конгрессу рабочих в ноябре 1871 года с новым памфлетом, озаглавленным: "Обращение к моим итальянским друзьям", который побудил некото­рых делегатов удалиться с заседания конгресса, лишь бы не принимать позицию Мадзини. В еле дующем месяце движение Фашио Операйя (Ра­бочих Союзов) появилось в центральной Италии; это движение было первоначально социалисти­чески ориентировано, и в феврале 1872 года со­брание его представителей из Равенны, Луго и Форли объявило о присоединении его к Интер­националу, поддержав анархистский лозунг автономии общин. В следующем месяце четырнад­цать секций из Романьи совместно провели в Болонье первое анархистское собрание, кото­рое реально уже было общенациональным, по­скольку на нем также присутствовали делегаты из Неаполя, Турина, Генуи, Мантуи и Мирандолы. На этом конгрессе доминировала группа мо­лодых людей из Романьи, возглавляемая Андреа Коста, студентом филологом, которого привели к Интернационалу его энтузиазм по поводу Па­рижской Коммуны, и который присоединился к Малатеста и Кафиеро, вместе с ними образовав главную воодушевляющую силу итальянского анархизма _на протяжении большей части 70-х годов.

Конгресс в Болонье разрушил надежду марксистов на распространение их влияния, по крайней мере, в настоящем, в за­рождающемся итальянском социалистическом движении. По вопросу о политической борьбе, который разделял Маркса и Бакунина, делегаты конгресса проголосовали против участия в выборах и резко заявили, что "любое авторитарное прави­тельство работает на благо привилегированным и в ущерб обездоленным классам". Они также провозгласили, что выступают за всеобщее восстание, которое будет иметь своей це­лью разрешение социальной проблемы. В организационном плане, итогом конгресса было основание Федерации Болонской Области, которая уклонялась от участия в борьбе Маркса и Бакунина, решив остаться автономной и поддерживать отно­шения в равной мере как с Генеральным Советом Интернационала, так и с Юрской Федерацией как с корреспондентскими бюро. Маркс и Энгельс, которые полагали, что все, кто был не с ними, был против них, решили, что итальянцы разоблачили себя как явных бакунистов"; как быстро показало время, они не ошиблись.

Теперь Романья стала центром анархистского движения, в основном благодаря энергичной организационной работе Коста. В остальной Италии секции мало координировали свои действия друг с другом, за исключением Умбрии, и стремле­ние к такой координации было исключительно инициативой анархистов из Романьи и Фанелли в Неаполе, которого обеспокоено "дергал" Бакунин - который стремился к консолидации своих сил для борьбы внутри Интернационала, результа том этой инициативы был совместный сбор анархистов всей страны на общенациональный конгресс. Этот съезд, который открылся в Римини 4 го августа 1872 года, имел историческое значение, поскольку он не только заложил основание антиавторитарной тенденции в итальянском социализме, но также не­посредственно решил судьбу всего Интернационала в целом.

На конгрессе были представлены двадцать одна секция, и их распространение свидетельствовало о географических из­менениях, которые произошли в анархистском движении. Безу словно доминировавшая до этого область Меццоджиорно те­перь прислала делегатов только лишь oi двух секций; в этой области, среди пораженных вопиющей нищетой крестьян, анархизм был не способен достичь каких-либо успехов за пре­делами больших городов. Исключая единственную римскую секцию, все остальные делегаты приехали из северных и цент­ральных провинций: Романьи, Тосканы, Умбрии и Эмилии. Ми­лан, чей делегат, Винченцо Пецца, был болен, вследствие не давнего заключения в тюрьму, отправил на конгресс послание, составленное в резко антимарксистском духе. Оба поколения революционеров были представлены среди делегатов: Фанелли и Фрискиа - от старой республиканской левой, а Коста, Кафиеро и Малатеста от молодого поколения борцов.

Съезд основал Итальянскую Федерацию Интернационала как простую сеть автономных областей, общими организация­ми которых должны были быть лишь корреспондентское и статистическое бюро. Резолюции, написанные в совершенно анархистском духе - против политической борьбы - были при­няты единогласно, и затем, на третий день. Конгресс перешел к вопросу о своем отношении к Генеральному Совету и о своей позиции в отношении Гаагского Конгресса. Бакунин и его пос­ледователи в Испании и Юрской Федерации убеждали италь­янцев отправить как можно больше делегатов в Гаагу (на кон­гресс Интернационала - прим. перев.), но увлеченные пылким красноречием Кафиеро и Коста, итальянцы приняли решитель­ную, исчерпывающе подробную резолюцию, в которой они объявляли разорванной "любую солидарность с Генеральным Советом в Лондоне", отказывались признать Гаагский кон­гресс, и призывали членов Интернационала, которые поддер­живали их оппозицию к авторитарным методам Генерального Совета, - прислать представителей на отдельный антиавтори­тарный конгресс в Невшателк Итак, Итальянская Федерация, последняя из числа тех, что были основаны во время сущест­вования старого Интернационала, была первой, начавшей рас­кол, который, как все анархисты знали в глубине сердца, был неизбежным.

Итальянцы придерживались своей резолюции, не признаю щей Гаагский конгресс. Карло Кафиеро присутствовал на нем, но только как наблюдатель; когда он возвращался с него через Швейцарию, он встретил четырех других делегатов из Италии и принял участие в конгрессе в Сант-Имьере, который под­твердил разрыв с марксистскими секциями Интернационала.