ФАБРИКА СОГЛАСИЯ

Пропаганда всегда находит пути для собственного об­новления и придания контролю над мыслями людей более приятной формы. Там, где церковь и государство потеряли возможность контроля над массами с помощью страха, те­левидение и печатные средства массовой информации продолжают их дело.

Выборы показали, как далеко они готовы зайти и как легко они готовы разрушить всякую видимость непредвзя­тости для достижения политических и идеологических це­лей. На протяжении почти полугода нас пытались заставить забыть о своем непосредственном опыте, о наших собст­венных страданиях, о страданиях наших друзей, близких и соседей и поверить в то, что единственное решение наших проблем - это Ельцин. И хотя всем известно, что он не мо­жет предложить ничего, кроме сохранения номенклатурно­го монополистического капитализма и воровства, нас при­зывали поверить в него, и не только слепо поверить, но иг­норировать наш собственный опыт и думать исключительно в идеологических терминах.

Если еще вчера Ельцин был "неподходящим человеком для России", то сегодня он становится "единственно воз­можным человеком для России". Массы становятся жерт­вами синдрома "меньшего из двух зол" (который превра­щает страны с двухпартийной системой, вроде США, во все более и более тоталитарные режимы), как будто суще­ствуют только две альтернативы. И потом это обнищание духа, этот избитый пессимизм называют "политическим реализмом", как будто действительность - это не то, что мы делаем из нее. Все это символизирует окончательное бессилие людей, неспособность изменить свою политичес­кую жизнь. Людям предлагают отвратительные примеры действительности и спрашивают, какой они ненавидят меньше. Затем их хвалят за то, что они в очередной раз подтвердили свой выбор демократии. Вообще-то такая "демократия" дурно пахнет.

Даже такой тупица, как Явлинский, был способен по­нять и подчеркнуть роль средств массовой информации в убеждении людей проголосовать за того или иного канди­дата. Сам он, конечно, в тайне страдал из-за того, что не он получал все это внимание. Просто, если в этой ситуа­ции он был недоволен манипуляцией общественным соз­нанием со стороны масс медиа, то в другой ситуации, если бы он сам находился в привилегированном положении, его бы они вполне устраивали.

Роль средств массовой информации становится все более и более важной, они проникают во все новые и но­вые сферы нашей жизни. СМИ скромно умалчивают или очень быстро забывают о скандалах, связанных с корруп­цией, например, и раздувают до чудовищных размеров са­мые незначительные детали - у них есть пусть не всегда ясная для зрителей, но очень реальная политическая про­грамма. Они предлагают половинки целых ситуаций, соз­дают героев и злодеев и готовы напасть на всякого безза­щитного, трусливо поджимая хвост перед власть предержащими - крупными рекламодателями, богатыми, членами правительства. Они создают вполне реальные иллюзии в головах людей.

Только подумайте обо всей лжи, которую переварили люди за последние несколько лет. Оглянувшись назад, мы можем отчетливо увидеть всю эту ложь. Теперь СМИ гора­здо более могущественны, поскольку теперь пропаганда приходит в ваш дом под маской развлечения. "Династия" и тому подобные сериалы создают теперь уже всемирный миф о благополучном капитализме, и в то время, когда Мексика находится на грани финансового краха, и тысячи людей, которые не смогли уехать в соседние/США, живут почти в рабском  положении и страдают от чудовищного экологического кризиса, нам показывают мексиканцев, жи­вущих в роскошных виллах, нам показывают то, во что лю­дям нравится верить.

И если вы думаете, что советская пропаганда была от­вратительной и тоталитарной, вы можете просто не пове­рить в существование западной пропаганды, поскольку она кажется такой естественной и основанной на всеобщем до­бровольном согласии. Советская пропаганда говорила о величии завоеваний социализма, но в подтверждение мог­ла предложить только хрущевки. Капиталисты предлагают более соблазнительные морковки. Насквозь пропитанные рекламой современные СМИ постоянно предлагают вам плоды демократии, возможность "выбора" (между "Китекэт" и "Вискас"). Идеология становится священной. Демо­кратия превращается в священное слово и людям постоян­но повторяют, что все зависит от них - поэтому они долж­ны проголосовать за кого нужно (и потом нести ответствен­ность за его действия), что они должны больше и лучше работать и быть более моральными. Им говорят, что все зависит от них самих и поэтому, что бы с ними ни случилось, виноваты только они сами. Со временем система на­чинает восприниматься как абсолют, как своего рода тота­литаризм с незначительными возможностями для вариа­ций. Такова роль западных средств массовой информации, а теперь уже и российских - отвлекать внимание от тотали­тарной природы системы, создавая и творчески развивая миф о том, что всякий нормальный человек согласен-с ос­новополагающими принципами государства и капитализма.

Лора АКАЙ