О ГОСУДАРСТВЕ
Лев ТОЛСТОЙ
В первый роз ясно понял,
что такое государство. А как, кажется, просто и легко было бы понять это.
Не боясь быть смешным,
признаюсь о том поводе, который раскрыл мне все дело. Я возвращался нынче утром с прогулки, меня догнал едущий на санях живущий
у нас стражник. Я устал, присел к нему, и мы разговорились. Я спросил, зачем он
служит в своей гадкой должности. Он очень просто сказал мне, что чувствует и
знает, что должность скверная, да где же он получит те 35 рублей в месяц,
которые он получает? И вдруг все стало ясно.
Ведь все дело в этом.
Все )то великое устройство государства основано
только на том, что стражник получает 35 рублей, тогда как, не будь он стражником,
цена ему 8.
И я в первый раз ясно
понял все дело. А как, кажется, просто и легко было бы понять. Не говорю о тех
поразительных глупостях, которые с важным видом пишутся в философии
государственного права с именами всех философов, вкушающими уважение к этому гнусному обману и поразительной глупости, в сущности, дело,
ведь, только в следующем. Люди вооруженные, грубые, жестокие,
грабят трудолюбивых, безобидных, оседлых людей, иногда грабят набегами,-
ограбят и уйдут, иногда поселятся среди трудящихся и устраивают постоянный
грабеж, т.е. отнимают у них часть их труда, пользуются им, ограждая себя
оружием. Для более широкого распространения своего грабежа и упрочения
его они угрозами, о главное, подкупом, о то и тем и другим вместе, из ограбляемых подбирают себе помощников в ограблении.
На этом, только на одном
этом основано все государственное устройство, различные отечества, включающие в
себя народы одной или разных пород; на этом основаны всевозможные
государственные учреждения: разные сенаты, советы, парламенты, императоры,
короли и самое главное и нужное для существования государства учреждение -
войско.
Казалось, как легко бы
понять. Так это очевидна, что, разъясняя сущность его, совестно говорить об
этом обмане, как о чем-то новом, никому неизвестном: так оно бьет в глаза
своей очевидностью. И удивительное дело: я, думая о предметах, связанных с
государством, сознавая всю его губительность, до 80 лет не мог понять, в чем
это ясное и простое дело, и только, смешно сказать, нынче
мне это открылось, как что-то новое вследствие слов стражника. Ведь все, что
делается в этом признаваемом сталь возвышенным и торжественный учреждении,
называемом государством, все это делается только во имя тех мотивов, во имя
которых служит стражник; и ведь эти цари, министры, архиереи, генералы делают
то же самое, что делает стражник. Разница только в том, и в пользу стражника,
что стражник, лишившись своей должности, все-таки заработает хотя бы 8 рублей
в месяц,- цари же, митрополиты, сенаторы, выйдя из своих должностей, не сумели
бы заработать даже на хлеб. Другая разница, и огромная, тоже в пользу
стражника, та, что он, бедняга, наивно говорил мне, что знает, что служа в этой должности, поступает дурно, но что же
делать... Министры же и розные генералы, митрополиты, поступая дурно, только и
делая, что дурное, стараются уверить себя, что они поступают не только не
дурно, но совершают великие дела.
Да им, несчастным, и
нельзя думать иначе. Король, император, вообще так называемый
глава государства не может не стараться верить в необходимость, даже святость
своего положения, потому что, хотя он в глубине души и знает, что, делая то,
что он делает, он поступает дурно, где же он возьмет те уже не 35 рублей, и не
только те дворцы и всю ту безумную роскошь, к которой он уже привык, в которой родился, но и удовлетворяющее его тщеславие - та
внешнее почитание, которым он окружен. То же и все министры, архиереи, члены
палат, и до последнего чиновника. Всем им, кроме удовлетворенного тщеславия,
честолюбия, прежде всего нужны те огромные деньги, получаемые
ими от государства; все же то, что пишется и говорится о необходимости,
полезности государства, о благе народа, о патриотизме и т.п., пишется и
говорится только для того, чтобы скрыть от обманутых, отчасти от самих себя настоящие
мотивы их деятельности. Древность же и внешнее величие
и хитрые софизмы ученых, оправдывающие этот государственный обман, так искусно
скрывают сущность дела, что не только обманутые, но и обманывающие не видят всю
зловредность обмана.
Да, все представляется
необыкновенно простым и ясным, когда найдешь ключ кажущейся тайны.
"Но что же будет,
если люди не будут поддаваться обману и не будет государства?"
Никто не может знать
того, что будет, и как сложится жизнь после того, как люди избавятся от того
обмана, в котором живут теперь. Одно можно наверное
знать - это то, что как бы не сложилась жизнь людей, свободных от обмана и
развращения, жизнь эта не может не быть лучше жизни людей, подчиненных обману и
развращению и не понимающих своего положения.
Ясная поляна, май