ЧЕ ГЕВАРА НАОБОРОТ
ИНТЕРВЬЮ С СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОСОМ
1 января 1994 года мир облетела весть о начале народного
восстания в мексиканском штате Чьяпас и о появившейся
неизвестно откуда Сапатистской армии национального
освобождения. (САНО, EZLN). Сапатистское движение, зародившееся в отдаленном штате, всколыхнуло всю
Мексику, благодаря тому, что оно провозгласило открытую борьбу против
продолжающихся неолиберальных реформ, которые самым
негативным образом отражаются на миллионах мексиканцев, и авторитарного
политического режима, не останавливающегося ни перед фальсификацией результатов
выборов, ни перед физическим уничтожением оппозиции с целью сохранения
де-факто однопартийного политического режима. Умело
сочетая общенациональные и местные требования, используя современные электронные
средства коммуникации, позволяющие хоть как-то бороться с дезинформацией и
замалчиванием со стороны корпоративных средств массовой информации, сапатисты продолжают свою борьбу в тяжелых условиях военной
блокады и жесткого политического диктата. Что еще отличает их от других национально-освободительных
движений в странах Третьего мира, так это отказ от
идеи авангардной партии и других догм, тяжким грузом лежащих на левом движении,
отстаивание прямой демократии и борьбы за местное самоуправление. Эти и другие
темы нашли достаточно подробное освещение в публикуемом нами интервью с субкоманданте (дословно - "подкомандиром")
Маркосом. Безусловно далеко не со всем в идеях и
деятельности сапатистов мы готовы безоговорочно согласиться
(взять хотя бы их взгляды на национальный вопрос или на формы участия в
политической жизни страны), но совершенно очевидно, что даже несмотря на эти
спорные моменты, сапатистское движение представляет
собой большой шаг вперед по сравнению со многими другими
национально-освободительными движениями, находящимися в плену авторитарных
государственнических и партийных концепций.
В настоящее время мы готовим к выпуску брошюру, посвященную сапатистскому восстанию, в которой будут представлены документы
САНО, интервью с сапатистами, а также статьи,
посвященные политической и экономической ситуации и социальным движениям в
Мексике. Предлагаемое читателям интервью было проведено мексиканскими
анархистами из группы "Любовь и ярость/Amor у Rabla" в мае 1994 года вскоре после начала восстания.
О сапатистах было написано очень много, но очень мало
известно о вашей идеологии. Очень многие пытаются объявить вашу борьбу своей
собственной. Маоисты говорят, что вы маоисты, троцкисты говорят, что вы троцкисты, и так до бесконечности...
Анархисты говорят, что
мы анархисты...
Нет, мы никогда не могли
сказать этого с уверенностью. Нам нужны доказательства. Вы, однако,
настаиваете на том, что вы сапатисты. Мы помним слова
одного командира САНО, который сказал: "Мы не марксисты и не партизаны, мы
сапатисты и мы армия". Антиавторитаризм
чувствуется во всех ваших словах и делах, в том, как вы организованы, в
структуре подпольных комитетов, в действующем в САНО принципе коллективного
участия.
Ну что же, я объясню.
При своем основании САНО имела в качестве точек отсчета военно-политическую
организацию партизанских движений Латинской Америки 1960-70-х
годов, то есть военно-политические структуры, чьей главной целью было
свержение режима и передача власти народу.
Когда первая группа САНО
прибыла сюда, в джунгли Чьяпаса, это была очень
небольшая группа, имевшая подобную военно-политическую структуру. Она начала адаптироваться к окружению, пытаясь выжить, то есть
освоить территорию, сделать ее приспособленной к выживанию. Но прежде всего она начала выковывать в бойцах, в этой
изначальной группе бойцов, физическую и идейную силу, необходимую для ведения
партизанских действий. Я имею в виду, что горы - неизменные и постоянные днем и
ночью - служили школой для кадров. Но постепенно шел процесс приобретения
формы. В этот период не было фотокамер, магнитофонов, прессы, не было и
военных операций. Единственным, что позволяло оставаться в горах и выносить
все испытания, была надежда, поскольку не было никакого вознаграждения. Я не
имею в виду материальное вознаграждение, этого, конечно, никогда не было, но
некое моральное вознаграждение, что-то, что служило бы каким-то
подтверждением, что все это стоило делать.
Десять лет назад мы
хватались за надежду на то, что все, чему мы учимся, все страдания
и многочисленные проблемы в один прекрасный день принесут результаты. В этот
период проходил двойной процесс обучения: процесс обучения местисос
(так местные жители называют всех, кто живет в городе) и процесс обучения
местных жителей. Процесс обучения местных жителей включал самые основы -
изучение испанского языка, истории Мексики, обучение чтению и письму, основам
математики, географии, биологии, химии, короче всему, что мы, местисос, изучаем в качестве основ нашей культуры. А мы со своей стороны учились понимать мировоззрение жителей этой
территории, но одновременно мы учились физическим способностям местных жителей,
которые не являются врожденными, но которым они учатся еще в раннем детстве:
обращаться с мачете, переносить тяжести на большие расстояния, сводить к
минимуму прием пищи - в данном случае ограничиваться кукурузой и сахаром.
Нужно сказать о
"романтическом мировоззрении" партизанской войны, если вы понимаете о чем я говорю, связанном с грандиозными
военными действиями: захватом власти и победой, всем, что относилось к
победоносным партизанским войнам этой эпохи, кубинской и никарагуанской революциям.
Среда заставляет вас вновь столкнуться с действительностью и
заставляет вас понять, что у всякой революции есть своя цена, и только те,
кто способен заплатить ее, могут провести революцию.
Тогда мы столкнулись с
распространенным представлением о том, что вооруженная борьба была возможна в
любой стране, кроме Мексики. То есть, Мексика всегда считалась страной
солидарности, но не революции. Левые говорили, что роль Мексики заключается не
в революции, что мы слишком близко находимся к Соединенным Штатам, что режим в
Мексике напоминает европейскую модель и поэтому "революционные"
изменения возможны только через выборы, мирными методами, или, при самом
радикальном сценарии, путем восстания. Имелось в виду, что невооруженные массы
с помощью массовых мобилизаций создадут трудности для экономики, вызовут
кризис государственного аппарата, который падет, и на его место придет новое
правительство. Когда мы предложили партизанскую войну, вооруженную борьбу, мы
порвали с этой традицией, традицией, которая в то время была очень сильна.
Принимая во внимание то, что происходило в Никарагуа и начинало происходить в
Сальвадоре...
Нам всегда противостояли
горы. Мы пережили этот первый этап, который означал две вещи: выживание и
начало нашей политической работы. В этой первоначальной политической работе
начала возникать связь между предложениями партизанской группы, изначальной
группы САНО, и предложениями местных общин. С одной стороны, были те, кто
надеялся, что вооруженные действия приведут к революции и смене власти, к
падению правящей партии и приходу к власти другой партии, но
в конце концов к власти придет именно народ. С другой стороны, были более непосредственные
ожидания местного населения. Для них вооруженная борьба была
прежде всего формой защиты от очень агрессивных и влиятельных владельцев ранчо.
Вдобавок ко всему, существовала стена, скала, которая отделяла джунгли от города,
а коренных жителей от политической власти.
Именно эта стена
позволила САНО расти столь бурно в то время как никто
не понимал, до какой степени она выросла. Местные жители поняли, что
необходимо научиться защищать самих себя. У них было оружие, но они
использовали его только для охоты и защиты своих жилищ от диких животных и
грабителей. Потом мы нашли друг друга и стали говорить на разных языках, но
точкой соприкосновения стала необходимость вооруженной борьбы, отсюда начали
развиваться наши отношения. Им было необходимо военное обучение, нам была
необходима поддержка социальной базы. И поэтому мы пытались убедить их в
необходимости более широкого политического проекта. Этого не удалось добиться
до тех пор, пока элементы общин не стали частью армии. Постепенно разница между
боевыми силами и гражданским населением начала исчезать, пока она не достигла
такого состояния, когда целые общины считают себя сапатистами,
когда исчезла линия, разделявшая сапатистов и гражданское
население.
Поскольку внутренняя
жизнь общин была полностью отделена от общенациональных и местных политических
сил, важную роль играл метод принятия решений сообща по поводу проблем,
затрагивавших общину в целом. Эти решения касались совместной работы,
юридических проблем, касавшихся внутренней жизни общин, поскольку не было
возможным обращаться к юридическим структурам государства. Я хочу сказать,
что изоляция местных общин спровоцировала возникновение другого типа "государства",
решавшего проблемы выживания сообщества, демократического коллектива,
обладавшего двумя характеристиками - руководство было коллективным и его можно
было сменить.
Я хочу, чтобы вы поняли
меня, мы не пришли и не сказали: "Нужно, чтобы нами управляли коллективно
и демократически". Это, конечно, было не так. Наша концепция была
вертикальной - необходима группа сильных мужчин и женщин, идейно и физически
сильных, обладающих необходимой долей сопротивляемости, чтобы выполнить эту
задачу. Наша концепция заключалась в том, что нас должно быть немного, но
высокого качества. Я, конечно, не говорю, что мы были столь уж высокого
качества, но нас, по крайней мере, было немного.
Я не могу сказать, когда
точно это произошло - мы не могли этого планировать -но
настал момент, когда САНО должна была консультироваться с общинами, чтобы
принять .решения. Поначалу мы просто спрашивали, не создаст ли то, что мы собираемся
делать, проблем для наших товарищей. А затем, когда мы покинули джунгли и
перешли в горы, мы стали участвовать в общинных собраниях и обсуждении
проблем, стоявших перед общинами. Наступает момент, когда вы не можете ничего
сделать без одобрения со стороны людей, с которыми вы работаете. Это понимали
обе стороны: они понимали, что мы не предпримем ничего без консультаций с
ними, а мы понимали, что если мы сделаем что-то не
посоветовавшись с ними, мы их потеряем. И этот поток, рост числа
мужчин и женщин, которые покидали общины и уходили в горы, заставил нас понять,
что мы не можем провести четкую линию между бойцами и гражданским населением.
Даже географически эта линия растворялась. Были боевые соединений, которые не
жили в горах, а вместо этого жили в общинах и участвовали в труде общинников.
Когда мы думаем об этом сейчас, для нас уже не существует понятий
"мы" и "они" - теперь "мы" это целые общины.
Было необходимо организовать, установить коллективное управление параллельно
абсурдности вертикальной, авторитарной структуры. Я имею в виду, что стратегическиеф решения должны были приниматься демократически,
снизу, а не сверху. Если планируется акция или серия акций, касающихся
организации в целом, управление должно осуществляться снизу. В этом смысле даже
Подпольный революционный индейский комитет (ПРИК) не может принимать все
решения. Вы можете сказать, что САНО отличается от других военно-политических
организаций, потому что у нас вместо одного командира в Подпольный комитет
входят 80, 100, 120 и более человек. Но разница не в этом. Разница в том, что
Подпольный комитет не может принимать некоторые решения, наиболее важные
решения. В САНО решение не может быть принято до тех пор, пока не
проконсультируются со всеми, даже если оказывается, что большинство товарищей
уже приняли решение в пользу того или иного варианта. Здесь не место для игр,
это может стоить вам жизни.
В этом смысле мы не
партизанская группа, а армия со своей территорией, войсками, генеральным
стратегическим планом. Наш изначальный план был оборонительным, в соответствии
с ним товарищи могли участвовать одним из трех способов' в качестве регулярных
бойцов, живущих в горах, в качестве нерегулярных бойцов, живущих и работающих
в общине, в качестве резервной силы, состоящей из стариков и подростков. Эти
последние тоже участвуют в военных тренировках. В конце концов
мы добились того, что могли мобилизовать 5000 человек и сконцентрировать их в
одной из деревень для военных учений.
Что позволило этого
добиться? Централизованное командование? Нет! Скорее то, что решения
принимались на основе консенсуса или консультаций. Это больше, чем просто
консультация. Цель этого состоит в том, чтобы передать власть в руки тех, кто
действительно должен ею обладать.
И
тогда, в этом переплетении двух различных форм принятия решений, наиболее
ортодоксальные положения марксизма или ленинизма, теоретические концепции или
исторические ссылки - например, что авангардом революции является пролетариат,
что цель революции заключается в захвате государственной власти и установлении
диктатуры пролетариата - столкнулись с идейной традицией, которая была, как бы
это лучше сказать, в чем-то магической. Она магична в
определенном смысле, но совершенно реальна в другом.
Я имею в виду идейную традицию, родившуюся в ходе войны - в данном случае в
ходе Конкисты, которая началась пятьсот лет назад и которая продолжается,
проходя через различные исторические периоды. Если бы мы были ортодоксальными
левыми, мы никогда бы не работали с индейцами. Теперь, сегодня, я считаю, что
многие теории находятся в кризисе. Кто бы мог подумать, что именно индейцы
спровоцируют все это? Ведь даже в ленинской концепции о слабом звене (в цепи
империализма - перев.) не подразумевалось, что это будут индейцы, ведь правда? Я рассказывал вам, что в начале нашей работы
здесь проходил процесс обучения! хотя и вынужденный. Мы не думали: "Мы
будем учиться и посмотрим, что из этого выйдет". Нет! Мы были узколобыми,
как многие другие ортодоксальные левые, как любые теоретики, которые думают,
что знают правду.
Даже в
"чистом" марксизме существует дискриминация индейцев.
Да, совершенно верно. И
события января прошлого (1994 - перев.) года приведут
к изменениям и на теоретическом уровне. Мы прибыли сюда и столкнулись с этой
реальностью, реальностью индейцев, и она продолжает оказывать на нас влияние. В
конце концов, теоретическое столкнулось с практическим и что-то произошло -в результате появилась САНО. Поэтому, когда наши бойцы
говорят "Мы не марксисты-ленинцы, мы сапатисты",
они совершенно правы. Они говорят о синтезе, который включает в себя - я
говорю очень схематично - исторические традиции борьбы и сопротивления индейцев
и осознание необходимости общенациональной революции.
САНО родилась
без каких бы то ни было связей с рабочими. Может быть, синтез был
недостаточен.
В этом смысле сапатистское движение и сапатистскую
революцию назвали первой пост модернистской революцией. Теперь, давайте
проанализируем тот факт, что многие современные новые левые и антиавторитарные теории, Склоняющиеся к либертарному
коммунизму, порывают с проектами, которые рассматривают рабочий класс в качестве
авангарда социальной революции. Многие из этих новых теорий лаже
рассматривают рабочий класс как класс, находящийся в упадке, не осознающий
себя, все меньше и меньше желающий рассматривать себя как рабочий класс. Совпадает
ли подобная концепция рабочего класса с той, которой придерживаетесь вы в
результате своего опыта!
Нет, конечно
нет. В исторических и теоретических понятиях, кто бы мог до 31 декабря 1993
года даже говорить о том, что не пролетариат будет вести за собой революцию? А
тогда кто же? Кто бы это мог быть?
Никому даже в голову не
приходило, что эту роль могут сыграть индейцы, что они смогут потребовать свое
место в стране и что они Потребуют того, чтобы нация
признала, что у них есть какое-то предложение, предложение для всей страны,
такое же, как у интеллектуалов, политических партий или каких-либо социальных
групп.
Можно ли сказать, что в
обществе, за которое вы сражаетесь, будут реализованы на практике свободное
местное самоуправление и реализован принцип федерации?
Сначала мы должны
завершить другую революцию... САНО родилась с "индейскими"
требованиями в силу особенностей своего развития, но мы стремимся организовать
рабочих, крестьян-неиндейцев, студентов, учителей и
все социальные группы, чтобы проводить более широкую революцию, а не только
индейскую революцию.
Мы не считаем, что
результатом предлагаемой нами революции станет новый мир, новая страна; это
будет всего лишь первый шаг, который нужно совершить, прежде чем войти в эту
новую страну. Мы хотим добиться равновесия различных политических сил, чтобы
каждая позиция имела равные возможности в оказании влияния на политическое
направление этой страны - не путем закулисных сделок, коррупции и шантажа, а
путем убеждения большинства людей в том, что именно ваша позиция - лучшая. Я
имею в виду, что если есть неолиберальные предложения
для страны в целом, мы не должны уничтожать их, но должны противостоять им. Если
есть предложения троцкистов, маоистов, анархистов или
предложения геваристов, кастристов,
экзистенциалистов или каких-то еще "-истов"
- они не должны уничтожаться. Они должны обсуждаться точно так же, как мы
обсуждаем их сейчас, в небольших группах. В этих дискуссиях мы не предлагаем
всей остальной стране быть просто зрителями. Люди должны решать, какое
предложение следует принять, и именно людей нужно убеждать в правильности
своего мнения.
Маркос, если
проанализировать то, как вы организованы по крайней мере на том уровне, на
котором нам разрешили с этим познакомиться - становится очевидно, что когда вы
говорите о демократии, вы имеете в в
илу прямую демократию. Правильно ли мы это понимаем?
Да, совершенно верно. Мы
- подпольная организация, которая взяла в руки оружие и выступила против
правительства, и все же мы очень Заботимся о том,
чтобы сохранить демократию. Под этим я подразумеваю прямое голосование,
всеобщее голосование. Вы не можете оставлять наиболее важные решения группе
вождей, как бы коллективистски они ни были настроены и как бы велика ни была эта группа. Даже
ПРИК не может принимать подобные решения.
Мы хотим задать вам еще
один вопрос относительно того, что уже было освещено в некоторой степени,
поскольку некоторые группы, в частности Подпольная революционная рабочая партия
- Народный союз (PROCUP) утверждает, что они авангард сапатизма.
ПРОКУП недавно распространила документ, в котором утверждается, что САНО это одна
из их "вооруженных групп" и что недавние события в Мексике являются
частью обще национального плана ПРОКУП. Правда ли это? Есть ли между вами какие
либо связи?
Традиционные левые очень
догматичны. Они говорят: "Эти люди не опираются ни на одну из известных
идеологий, что ж мы им одолжим свою" (Маркос смеется). Или они говорят:
"Это хорошие люди, но они сами не знают, чего они хотят. Мы скажем им,
чего они должны хотеть." Или: "Они хорошие
люди, но им необходим вождь. Я буду их вождем." Это
относится не только к ПРОКУП, но и к троцкистским и маоистским
группам, которые говорят "САНО нужны... МЫ!" (Смеется). Что огорчает
Пентагон, так это то, что когда они набирают в компьютере слово "сапатист", то ничего не происходит, на экране не
появляются слова "Москва", "Гавана", "Ливия" или
названия каких-либо политических групп. И левые, которые привыкли думать
точно также, говорят "Они никуда не вмещаются". V них в голове не
укладывается, что может появиться что-то новое, которое нужно переосмыслить.
Именно поэтому они говорят: "Эти бедные люди сами не знают, чего хотят,
мы должны помочь им". И в конце концов, мы -
вооруженная сила, находящаяся в состоянии войны, окруженная противником,
поэтому мы не имеем возможности получать все воззвания и газеты. В конце концов мы узнаем о том, что о нас говорят, но через неделю
или две после этого. Поэтому они знают, что мы не сможем этого опровергнуть,
не сможем остановить их. Но мы верим, что мы ясно определили свои позиции и
людям трудно будет после этого проглотить информацию о том, что мы -
вооруженный отряд ПРОКУП или какой-либо другой подобной организации.
Некоторые очень предвзятые
информационные сообщения пытались сравнить САНО с "Сендеро
Луминосо" (маоистская
Перуанская коммунистическая партия "Светлый путь", ведущая
партизанскую борьбу - перев). Простого объективного взгляда
достаточно, чтобы увидеть, что это очень разные группы. Например, в то время, как "Сенлеро Луминосо" совершает бесчисленные казни, САНО судит преступников
и направляет их на сельскохозяйственные работы. Есть маоистские
группы, утверждающие, что вы часть международной маоистской
революции, что между "Сендеро Луминосо" и САНО существуют связи и т.д.
Нет, никаких связей нет.
Нам удалось поговорить с
женщинами сапатистками и мы
выяснили, что у вас существует равенство. Это отчетливо видно. Женщины
говорили: "Мой друг (или мой муж) сам стирает свое белье, выполняет свою
часть работы", а когда мы спрашивали о детях, они говорили: "Да, у
нас есть дети - винтовка М 16". Это показывает, что существует равенство,
по крайней мере на практике. Сапатистки
выполняют ту же работу, что и мужчины, что их не заставляют быть няньками и работать на кухне просто потому, что они
женщины. Мы хотели бы спросить вас, как официального представителя САНО: какова
позиция САНО в вопросах пола?
Существует много
проблем. Я говорю о женщинах... Прежде всего, среди гражданского населения:
многие люди продолжают придерживаться устаревших традиций, которым не должно
быть места даже в предреволюционной ситуации. Например,
многие по-прежнему считают, что мужчина должен иметь возможность выбирать, на
ком он хочет жениться, но что у женщины не может быть выбора в вопросе замужества.
Разница, даже чисто физическая, между женщинами-бойцами и женщинами из
гражданского населения очевидна. В том возрасте, когда у женщин-бойцов есть,
как они говорят, М-16, у представительниц гражданского населения уже 4-5 детей,
их бьют мужья, они не умеют читать и писать, у них нет возможности развивать
свою личность. Женщины-бойцы говорят, что равенство нельзя установить
декретом сверху, они должны добиться его сами в борьбе. Они говорят:
"Нравится ли вам это или нет, но мы должны это изменить". Силой.
Поэтому в списке наших требований к правительству нет упоминаний о вопросах пола.
Наши женщины говорят: "Мы не будем просить правительство дать нам свободу,
но и мужчин мы спрашивать не собираемся. Мы собираемся сами обеспечить свою
свободу, свое достоинство и уважение к женщине, как к человеку." Женщины также критикуют нас, мужчин, за сексистское и авторитарное поведение. В отношениях между
бойцами изменилось многое из того, что осталось прежним среди гражданского населения.
Например, среди гражданского населения, когда женщина выходит замуж, она
больше не может танцевать. Она замужем, а танцы это место, где одинокие люди
встречаются и принимают решение о том, что они хотят пожениться. Если женщина
замужем, она уже не может танцевать, потому что она чья-то "собственность".
Среди гражданского населения все это осталось по-прежнему. Среди бойцов
женщины танцуют независимо от того, замужем они или нет, очень часто женщины
сами выбирают, с кем они хотят танцевать. Они танцуют просто потому, что они
хотят танцевать, а не потому, что они хотят с кем-то переспать или выйти замуж.
Что же касается политики
в отношении пола в САНО, то такой политики нет, есть только бойцы, мужчины и
женщины, но все они в конечном счете бойцы. При выборе
на командирский пост, при проведении операций мы принимаем во внимание только
способности бойца, для нас не важно - мужчина это или женщина. Довольно часто
в нашей повседневной жизни, в отношениях между партнерами сексистские
отношения воспроизводятся, и поэтому в наших законах есть тенденция вставать на
сторону женщины. В отношениях между партнерами случаются и драки. Скажем так,
гражданские женщины отличаются от партизанок тем, что партизанки дают сдачи.
(Смеется.) Женщины борются за свои права, зачастую очень
радикальными методами. Я думаю, что они многого добились в
партизанских соединениях и среди гражданского населения. Например, были
мужчины, которые никогда не получали приказов от женщин, которые не могли
спокойно относиться к тому, что ими командовали женщины во время наших тренировок
в горах... Когда они увидели их в бою, они поняли, что женщины могут воевать,
а они - нет. Они видели их перед лицом смерти и они
перестали быть для них женщинами в классическом смысле этого слова, слабыми и
беззащитными...
...то есть женщинами в
уничижительном смысле этого слова...
Я не
говорю, что женщины перестали быть женщинами и стали мужчинами, но и мужчины и
женщины перестали быть теми, кем они были, и стали бойцами. А поскольку мы все время
бойцы - мы ведь не можем уйти в отпуск - очень трудно сказать, когда мы в роли
бойцов, а когда - нет. Я думаю, что это принесло большую пользу женщинам, чем мужчинам-сексистам, в том смысле, что это равенство в бою
и на работе переносится и на другие аспекты жизни.
Согласны ли вы с утверждениями
о том, что мы живем в патриархальном обществе, что это общество
контролировалось мужчинами на протяжении столетий и что это тоже часть системы,
служащая опорой капиталу и буржуазии?
Да, конечно.
Согласны ли вы с тем,
что мы должны полниться нал нашими сексистскимн
представлениями?
Совершенно
согласен.
Среди наших товарищей есть мужчины, которые очень революционны в политике, но
в том, что касается личных отношений, брака, отношений
между мужчиной и женщиной - настоящие задницы. Но я считаю, что изменения в
этой области не будут просто уступкой со стороны нас, мужчин. Женщины изменят
это, хотим мы того или нет, несмотря на нашу упертость. Это то же самое, что мы делаем в отношении
правительства. Правительству не нравится, что индейцы поднялись на борьбу, но
мы сделали это. Сек-систам не по душе, что женщины
делают то, что они делают, но они будут продолжать делать это несмотря ни на
что. Они участвовали в боевых операциях и даже одерживали победы. Некоторые из
них командовали успешными операциями, они одерживали победы над мужчинами.
САНО состоит на 2/3 из мужчин и на 1/3 из женщин. Очень часто командир -
единственная женщина в подразделении, все ее подчиненные - мужчины. До 1
января (до начала боевых действий - перев.) это создавало
проблемы.
Исчезли ли эти проблемы?
Эти мужчины
в конце концов увидели, что важно не то, что это были женщины, а то, чему они
научились за годы тренировок в горах.
Мы заметили, что
существуют различия в культуре, в традициях. Вы тоже говорили об этом, когда
речь шла о связях с индейскими общинами. Многие женщины говорили, что там
женщинам нельзя вступать в половые отношения до замужества, что существуют традиции,
говорящие о том, что женщина должна быть замужем. Если им нравится мужчина и они хотят иметь с ним отношения, им легче выйти
замуж. Мы говорим не о церковном браке, а о том, что САНО считает
целесообразной некоторую форму брака... Нам кажется, что это немного
пуританское отношение.
Нет, брак для нас
означает, что вы пара и получили разрешение. Позвольте мне объяснить. Когда вы
вступаете в сексуальные отношения... Днем вы не можете этим заниматься, вы на
службе. Логично предположить, что вы будете спать с кем-то ночью. Вы должны
сообщить командиру, что вы будете заниматься любовью там-то и там-то, потому
что если на нас нападут, командир должен будет найти вас... Мы говорим бойцам,
что они должны доверять своим командирам и говорить им, что у них есть
отношения с кем-то. Почему? Мне все равно, я не буду за вами подсматривать. Я
заинтересован только в том, что кто-то прикрывает ваш пост Если
на нас нападут, мы не можем позволить, чтобы вся первая линия обороны
занималась любовью. Это может случиться, но мы не должны этого допустить. Мы
вовсе не требуем, чтобы кто-то состоял в браке.
Вы имеете в виду, что
женщина может свободно вступать в отношения?
Да, мы всего лишь
говорим ей, что она должна пользоваться контрацептивами.
Именно поэтому мы просим ее предупреждать нас. Потому что если она забеременеет,
она не может оставаться в горах, она должна ехать в город, чтобы сделать аборт.
Вы должны пользоваться тем или иным методом контрацепции, следить за собой.
Только когда армия примет решение о том, что можно иметь детей и оставаться
при этом на позициях, только после этого подобные вопросы перестанут существовать.
Но пока мы просим медперсонал проверять женщин на
беременность.
В Революционном законе о
правах жен шин (один из законов САНО, действующих на освобожденных территориях не
рев.) прямо говорится о том, что женщина имеет полное право распоряжаться своим
телом и своей жизнью. Но средства массовой информации
почему то утверждают, что САНО против абортов. В чем состоят предложения сапатистов относительно права на аборт?
Правительство
воспользовалось тем, что мы связаны в переговорах и окружены, оно пользуется
моментом, чтобы вновь ввести в уголовный кодекс наказание за аборты. Они
говорят, что это делается по предложению САНО, но САНО не требовало изменения
уголовного кодекса в этом отношении. Подобные глупые заявления основываются на
том факте, что это позиция Самуэля Руиса Гарсия (католического кардинала Чьяпаса,
поддерживающего сапатистов - перев.)
Если верить СМИ, церковь убедила нас внести это законодательное предложение.
Мы не делали никаких законодательных предложений на этот счет - мы также не
делали никаких предложений по поводу закона о выборах. Наше предложение звучит
дословно так: "Мы требуем отмены уголовного кодекса". Мы не говорим,
что он должен быть реформирован или заменен более справедливым. Мы требуем его
отмены, поскольку он не оставляет нам никаких других форм политического
участия, кроме вооруженной борьбы.
Но вернемся к вашему
вопросу. Женщина не только имеет право прервать беременность, но организация
должна обеспечить все необходимое, чтобы это было проведено с минимальной
угрозой для здоровья.
Какова
политика САНО, как в армии, так и на освобожденных территориях, в от ношении
сексуальной ориентации, в частности гомосексуализма и лесбиянства. Подвержена
ли САНО "демонизации" гомосексуальности,
которую можно найти в некоторых других левых группах? (Особенно
подвержены этому маоисты из: "Сендеро Луминосо",
которые практику ют казни в отношении гомосексуалистов - перев.) Или
местные жители просто не понимают, о чем идет речь?
Нет, лучше сказать так:
на уровне бытовой культуры это не наказывается. Люди не говорят: "Это
гомосексуалист, его надо посадить в тюрьму или убить." С другой стороны,
над такими людьми посмеиваются, но в остальном
гомосексуалисты ведут в общине вполне нормальную жизнь. В общих словах наша
позиция в армии такова: существует много меньшинств, которые должны сказать
"Довольно!" Точно так же, как индейцы сказали "Хватит!",
другие меньшинства, угнетаемые власть имущими, должны сделать то же самое. В остальном, у САНО нет специальной политики в отношении
сексуальности.
То есть
нет никакого закона, запрещающего гомосексуальность, как в армии, так и в
индейских общинах?
Нет, ничего подобного
нет. Они точно так же спрашивают разрешения у командира, как и гетеросексуальные
пары. Нас волнует только то, чтобы их пост был прикрыт во время их отсутствия.