КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Герберт Маркузе. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. Киев, "ИСА", 1995. (Перевод и предисловие А.А.Юдина).

Герберт Маркузе. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального общества. Москва, "REFL-book", 1994. (Перевод и предисловие А.А.Юдина).

Произведения крупнейшего леворадикального философа XX века, духовного отца Мая 1968г. Г.Маркузе (1898 - 1979) при­шли, наконец, и к русскоязычному читателю. Первая книга - че­рез 40, вторая - через 30 лет после написания. Такова уж, види­мо, наша судьба - заново открывать то, чем мир увлекался деся­тилетия назад. Но есть в этом и некое преимущество. Мы можем позволить себе взгляд с высоты прошедших лет, по-особому оценить глубину анализа автора и сопоставить его пророческий дар с реальной жизнью. Чтение двух из многочисленных работ Маркузе (появятся ли на русском языке другие?) убеждает: они способны притягивать к себе и сегодня не менее сильно, чем то­гда, в 50-60-е годы.

Свобода и несвобода - главная тема, проходящая сквозь все творчество Г.Маркузе. Первая естественна, она кроется в биологической природе, в желаниях и влечениях человека как существа. Но откуда же взялась вторая? На этот вопрос мысли­тель пытается ответить в книге "Эрос и цивилизация". Взяв за основу выводы З.Фрейда, показавшего невозможность свобод­ного удовлетворения инстинктов в так называемом "цивилизо­ванном обществе", Маркузе исследует соотношение между ин­дивидуальной свободой и историческим прогрессом. При этом он оставляет в стороне практику психоанализа и концентрирует свое внимание на его философии, развивая ее в соединении с политологией и социологией. Не будем пересказывать ход его рассуждений, любой из читателей может теперь проделать этот путь вслед за ним. Отметим лишь, что Маркузе не призывает разрушить культуру как таковую и вернуться к "золотому веку", как это делают многие из нынешних "примитивистов", "экологистов". Он отвергает лишь репрессивную цивилизацию, сложив­шуюся на протяжении человеческой истории, систему, которая целиком утратила любое оправдание для своего дальнейшего существования, более того, чем дальше, тем более убивает вле­чение к жизни (Эрос) и ведет к торжеству влечения к смерти (Танатоса). "С наибольшей эффективностью подчинение и унич­тожение человека человеком происходит именно на высоком уровне развития цивилизации, когда материальные и интеллек­туальные достижения человечества, казалось бы, позволяют, на­конец-то, создать подлинно свободный мир".

Но новая, нерепрессивная цивилизация не придет сама. В "Одномерном человеке" Г. Маркузе выносит убийственный приго­вор современному обществу и государству, обличая в нем наи­более утонченное и тоталитарное рабство, при котором рабы принуждены сами желать собственной несвободы. Дело освобо­ждения сегодня труднее, чем когда-либо. Недостаточно пытаться низвергнуть государственные и социальные институты, для того, чтобы захотеть этого, людям придется совершить самую глубин­ную революцию, отказаться от всей системы ложных потребно­стей, навязанных им миром господства и подавления. Чтобы по­нять ценность свободы, потребуется Великий Отказ. "Свобода тверждал Г.Маркузе, - возможна только как реализация того, что сегодня называют утопией". В этом и состоит негативная ди­алектика, критика существующего с позиции возможного. Не на­до бояться творчества и вольной фантазии - именно там лежат островки свободы, еще не покоренные полностью всемогущей мегамашиной Системы. А поэтому будем смелыми и последова­тельными в нашем отрицании, в наших мечтах и делах, в нашей борьбе. Такова, вероятно, главная заповедь, оставленная нам последним из великих мыслителей Франкфуртской школы.

Вадим ДАМЬЕ