ПЕРВОМАЙСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Лора АКАЙ

Хотя Соединенные Штаты являются родиной Первомая, Америку после Второй мировой войны вряд ли можно назвать эпицентром борьбы рабочих. Но даже не­смотря на это, там иногда проходят гран­диозные забастовки (например, забастов­ка на заводах "Дженерал Моторс", где бы­ли отправлены в отпуск с минимальным пособием сразу 135 тысяч человек), рас­пространены акты саботажа и другие ак­ции на рабочих местах. В нынешний исто­рический момент, по мере того, как гло­бальный капитализм и развитие техноло­гии угрожает уничтожить мощь рабочего класса, трудящиеся Соединенных Штатов и других де-индустриализуемых стран (Ве­ликобритании, Франции, Германии и дру­гих) сталкиваются с новым вызовом вре­мени: рабочему движению приходится ор­ганизовываться в условиях, когда капитал стремится свести к минимуму свою ответ­ственность по отношению к рабочим и ис­пользует угрозу увольнения в качестве ин­струмента контроля за рабочими (ведь у предпринимателей есть возможность пе­ренесения производства в "более благо­приятствующую бизнесу атмосферу").

Трудящихся приучают к пассивности через создание зависимости от предста­вительной системы (как в политике, так и в профсоюзном движении) и с помощью те­левизионной культуры. Когда вполне кон­курентоспособные компании увольняют 30, 40 или 60 тысяч рабочих, чтобы еще более увеличить свои прибыли, они сталкивают­ся с довольно вялыми протестами, а вовсе не с восстаниями. (Представьте себе, как грозно могли бы выглядеть эти 60 тысяч человек перед особняком хозяина.) Чем больше люди терпят, тем больше хозяева стараются ухудшить их положение, по­скольку люди знают, что их легко могут уволить. Выжить в таких условиях не так уж просто.

Сокращение рабочих мест, мобиль­ность капитала, контракты на стороне и технология - вот пути, которые привели к росту безработицы, недостатку работы и найму на грабительских условиях. Сокращение рабочих мест зачастую прос­то означает, что других рабочих просто за­ставляют работать больше за ту же зар­плату или сверхурочное время. (Хозяевам выгоднее оплачивать сверхурочные членам профсоюза, чем оплачивать страховку и пенсии большему количеству работников.) Технология также способствует сокращению рабочих мест. Например, ра­ботников нью-йоркского "Сити-банка" за­ставляют всячески рекламировать и про­давать клиентам банковские компьютер­ные программы, которые в результате приведут к потере ими работы. Мобиль­ность капитала означает, что американ­ские производители могут переносить свои производства туда, где стоимость ра­бочей силы ниже. Контракты на стороне означают, что производство различных Компонентов может осуществляться в дру­гих странах, а в США - только сборка, или то, что профессионалов нанимают на вре­менную работу, чтобы хозяевам не прихо­дилось выплачивать полагающиеся им до­полнительные выплаты и чтобы работники сами платили налоги. Использование ра­ботающих по контракту означает, что мил­лионы американских трудящихся вынужде­ны работать на временных работах, что ос­тавляет их без пенсии и других социаль­ных выплат. Миллионы других вынуждены работать на "макдолжностях" (*), которые не обеспечивают медицинской страховки, оплачиваемого отпуска и достойного уров­ня жизни. Тот факт, что в Соединенных Штатах и других странах существовал от­носительно высокий уровень жизни, объя­сняет почему уровень бунтарства довольно низок. Многие представители рабочего класса и среднего класса, те, кто сегодня ощущает на себе всю тяжесть экономичес­ких проблем, незнакомы с настоящей ни­щетой и многие в глубине души рады кратковременной потере работы, которая дает им временный отдых от ужасов рабо­ты (если, конечно, их кто-то может мате­риально поддерживать в этот период). Не­смотря на это многие молодые люди не имеют надежд на будущее и составляют "класс" не вписанных в систему декласси­рованных элементов. Некоторые из них бу­дут просто покорно жить в нищете, другие будут ждать бунта. Проблема состоит в том, что люди ждут вождей, которые все изменят для них, они не любят ввязывать­ся в борьбу сами. А вожди в большинстве случаев просто продадут рабочих или пой­дут на компромиссы с хозяевами.

В глобальном масштабе лидеры раз­вивающихся стран предлагают изменить экономику своих стран, чтобы предложить производителям новые рынки и обеспе­чить местных и транснациональных хозяев дешевой рабочей силой. Поскольку эти по­литические и деловые интересы сталкива­ются между собой в погоне за долларами, рабочих призывают требовать меньше, не доставлять хозяевам никаких неприятно­стей, взамен им обещают телевизор для развлечения. Точно так же, как Всемирный банк предлагает России, чтобы шахтеры и другие категории трудящихся пошли на сокращение уровня заработной платы, чтобы сделать свои отрасли и предпри­ятия "более прибыльными", президент США призывает население своей страны жертвовать во имя сокращения бюджетно­го дефицита путем замораживания и со­кращения зарплаты, чтобы добиться "кон­курентоспособности" американской про­мышленности.

У большинства людей все же есть голова на плечах и они могут понять, что их попросту обманывают, но гнев рабочего класса может манипулироваться хозяева­ми. Люди вроде Зюганова, хотя тот и на­зывает себя коммунистом, заинтересова­ны в том, чтобы вы оставались рабом в си­стеме производства прибавочной стоимо­сти. На самом деле нет большой разницы между капиталистом, присваивающим прибавочную стоимость, и коммунистом, де­лающим то же самое (единственная разни­ца заключается в том, что капиталист тре­бует, чтобы существовала постоянная ре­зервная армия труда, безработица). Глав­ное - это управление создаваемым нами богатством, чтобы оно приносило пользу им. Люди вроде Ельцина постоянно гово­рят нам, что все изменится к лучшему. Что ж, для некоторых людей все изменится к лучшему, после того, как они долгое время воровали в таких масштабах. Все, что им необходимо сделать, это сократить уро­вень открытого грабежа путем институциализации своих фирм, монополий и особых условий (что тоже грабеж, обычно называ­емый законным бизнесом). Гораздо лучше превратить награбленное в оборотный ка­питал с тем, чтобы показать всем, как хо­рошо работает система. Существует еще одна группа манипуляторов - национали­сты, которые говорят, что Россию грабят иностранцы, когда на самом деле деньги разворовываются новыми русскими и ста­рой номенклатурой. Они заинтересованы в приходе к власти под этими лозунгами, но они в то же время должны будут эксплуа­тировать рабочих, чтобы поддерживать свою бюрократию и национальную элиту.

В нынешний исторический момент необходимо, чтобы рабочие организова­лись не только снизу вверх, но и на меж­дународном уровне. Требовать уровня зар­платы стран Первого мира для работников в странах Третьего мира - это уже не про­сто проявление гуманитарных устремле­ний, но единственный способ обеспечения единого фронта против крупного капитала. Организация в международном масштабе то необходимый первый шаг в разруше­нии системы наемного труда, поскольку эксплуатация будет только усиливаться по мере того, как технология позволяет рас­ширять применение контрактов на стороне и сокращения количества рабочих мест. Сегодня более, чем возможно организовы­ваться на международном уровне, особен­но благодаря развитию коммуникационных технологий. Вот примеры реалистичных организационных стратегий, которые мо­гут оказаться полезными: вы можете полу­чить информацию о положении рабочих вашей отрасли в других странах и устано­вить с ними контакты с помощью почты или электронной почты; рабочие могут со­бирать средства для организации общедо­ступной системы электронной почты; мо­жно выпускать информационный или аги­тационный бюллетень по месту работы, который бы информировал работников об их правах; можно организовывать потреби­тельские кооперативы по месту жительст­ва или работы. Помните, что ваш профсо­юз вовсе не обязательно будет выполнять эту работу вместо вас; профсоюзные бю­рократы прежде всего озабочены своим собственным "трудоустройством", и мно­гие из них предпочтут остаться на своем месте, продав вас с потрохами хозяевам. Если ваш профорг не призывает вас орга­низовываться непосредственно на низо­вом уровне, тогда он работает не на вас, а на хозяина.

(*) Низкооплачиваемая работа, кото­рую к тому же легко потерять; от названия фирмы "Макдональдс", в ресторанах кото­рой рабочие обычно получают минималь­ную зарплату и работают в очень тяжелых условиях.