КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Макс Штирнер, "Единст­венный и его собствен­ность". Харьков, "Основа", 1994. (С приложением "Штирнер в философской литературе.)

Эта книга известна, без сомнения, всем кто когда-нибудь интересовался историей либертарной мысли. Но очень немногие ее читали: ведь с двадцатых годов на русском языке "Единственный" не пере­издавался. Пелена мифов и штампов окутывала это замечательное произ­ведение. Иоганна Каспара Шмидта, вошедшего в историю под псевдо­нимом "Макс Штирнер", считали ницшеанцем раньше Ницше", проповедником безграничного инди­видуализма, апологетом грубого эгоизма... Теперь читатель сможет сам убедиться (прочитав как "Единственного", так и подборку работ мыслителей, писавших о нем), насколько справедливы эти суждения. Тому, кто впервые откроет книгу Штирнера, предстоит захватывающее чтение - написанная ясным и выразительным языком (большая редкость для немецкой философии!), она представляет собой одновре­менно и полемическую публицистику, и философский трактат, а местами ирическое произведение.

Разбирать достоинства и недостатки "Единственного" в нескольких словах - задача абсурдная. Пожалуй, позволю себе лишь одно замечание: при всех противоречиях, крайностях, нелепос­тях "Единственный и его собст­венность" - одно из самых выдаю­щихся исповеданий индивидуализма, замечательный памятник анархи­ческого миросозерцания. В этой книге пробудившаяся личность, осознавшая себя центром миро­здания, целью, а не средством, творцом Истории, ценностей, смыс­лов, истин, - заявляет о своих правах, запальчиво посягает на неприкосно­венных кумиров - мораль, религию, закон, государство, общество, ра­зум, науку. Прежде всего и выше всего личность, - говорит всей своей книгой одинокий и непонятый немец­кий мыслитель. Эта Личность "Единственный", "творческое Ничто" есценна и уникальна; она бунтует, верит, любит, творит, вступает в "союз" с другими такими же Личнос­тями и, на развалинах разрушенных кумиров, на руинах наций и госу­дарств, творит новое, свободное от гнета и принуждения общежитие.

Петр Рябов

Петр Аршинов. История махновского движения. Запорожье, "Дикое Поле", 1995. (С предисловием В.Волина.)

Одно из важнейших произве­дений, написанных анархистами после русской революции 1917-21 гг., книга Петра Аршинова рассказывает об одном из самых драматических эпизодов гражданской войны на Украине и анализирует опыт массо­вого народного движения, выступав­шего под лозунгами народного самоуправления. Появление этой книги после десятилетий запретов нельзя не приветствовать, потому что она по-прежнему является одним из немногих правдивых произведений о махновщине.

Несмотря на то, что в последние годы тема махновщины получила освещение как в периоди­ческой печати, так и благодаря пуб­ликации книг на эту тему, произведение Аршинова, тем не менее, не утратило своей ценности, поскольку оно написано одним из активных участников событий. Помимо изложения хода событий и их анализа (в основном начиная с 1919 года вплоть до окончания махновской эпопеи на Украине) в книге содержится подробный анализ природы и исторического значения махновщины в русской революции, а также освещение тем, которые традиционно крайне тенденциозно подавались как в "марксистской", так и в буржуазной историографии (личность Махно, национальный вопрос, в том числе в связи с обвинениями махновцев в антисе­митизме и организации погромов, история соглашений махновцев с большевиками и т.д.). Вместе с недавно опубликованными мемуа­рами Махно (которые как раз освещают в основном первый период махновщины, 1917-18 гг.) книга Аршинова представляет собой "обязательное чтение" на эту тему.

Михаил Цовма