Эх, дороги, пыль да туман...

К экологической катастрофе на высоких скоростях

Влад ТУПИКИН

18 января два десятка "Хранителей Радуги" перекрыли доступ граждан в министерство охраны природы РФ, приковавшись к его дверям и развернув у парадного подъезда обидные для чиновников лозунги. Венчал композицию двадца¬тиметровый транспарант, укрепленный на крыше здания альпинистской бригадой "Хранителей". Транспарант переименовывал учреждение в "Министерство продажи природы".

Блокада здания, закончивша­яся для 14-ти ее участников в 88-ом отделении милиции, была приуроче­на к фактическому одобрению мини­стерством очередного "проекта века" - строительства Высокоскоростной магистрали Петербург-Москва (ВСМ). Борьба "зеленых" против строительства ВСМ ведется уже несколько лет, но летом 1995, с началом государственной экологи­ческой экспертизы по проекту, она вступила в более активную фазу. По инициативе подвижных и радикальных "Хранителей Радуги", не раз объез­дивших весь маршрут ненавистной трассы, было создано межрегио­нальное объединение "зеленых", в которое входят представители раз­личных организаций Москвы, С.­Петербурга, Новгорода и Твери. "Зеленые" считают проблему ВСМ аналогичной по значимости повороту северных рек, который удалось оста­новить во второй половине 80-х годов.

Идея ВСМ уходит корнями еще в 70-е, а окончательно проект Высокоскоростной магистрали был разработан институтом "Ленгипротранс" в 1989 году. Проект предус­матривает прокладку новой желез­ной дороги между южной и северной столицами в 30 км к западу от ныне действующей (Октябрьской). Ее про­тяженность - 654 км, проектная стои­мость - 7 миллиардов долларов (вы не ошиблись. Имеются в виду $$). Расчетное время прибытия путе­шественников из Петербурга в Москву - через 2,5 часа после старта. Дух захватывает, не правда ли? Что там бизнес - свидание можно будет назначать в городе на Неве! Садитесь в шесть вечера в поезд на вокзале в районе Петров­ско-Разумовской, прочитываете све­жий номер ВУГЛУСКРа, выпиваете два стакана чаю - и вот, уже в полдевятого вы на Московском вокзале в Питере. В девять (век скоростей!) вы дарите возлюбленной розу где-нибудь на улице Марата или у пяти углов, в десять, окрыленный, шуршите оперением в удобном кресле желдорвагона обратно, а в половину первого ночи. - снова в первопрестольной (и, между прочим, вполне успеваете на последнее метро). Стоп-стоп... Развеем роман­тическую дымку: на свидание в Питер можно попасть и сейчас амолетом. Тому, кого удерживают от этого соображения финансовые, ВСМ не поможет - ориентировочная стоимость проезда по чудо-дороге составит 100 долларов США (и еще сто долларов обратно, чтобы успеть на метро). И вот еще что - с этой дорогой не все гладко даже на бумаге.

Во-первых, как теперь водится, экономика.

Напомним: проектная стои­мость новой трассы - 7 миллиардов долларов (то есть в нынешних ценах около 33 триллионов рублей). Для примера - реальная стоимость прокладки Евротуннеля под Ла-Маншем возросла вдвое против проекта. И это - у подсчитывающих каждый сантим и пенни французов и англичан. По проекту магистраль начнет окупаться через семь лет после окончания строительства, а по мнению эксперта Европейского бан­ка реконструкции и развития Грэма Смита, не окупится никогда, потому что из-за высокой стоимости билетов не сможет привлечь необходимого для окупаемости количества пасса­жиров - 40 миллионов в год. Еще несколько фактов. Сейчас пассажир­ские перевозки по Октбрьской же­лезной дороге составляют 4,7 милли­она человек (в девять раз меньше). Коллегия Министерства путей сооб­щения 22 ноября 1995 г. приняла решение начать реконструкцию Октябрьской дороги, которая потре­бует 4 триллионов рублей. Деньги эти уже обнаружены в фондах МПС, а доехать по обновленной ОЖД из пункта М в пункт СПб можно будет за 4 часа 10 минут. Для любителей цифр приведем их еще несколько: самолет до Петербурга летит час двадцать, а билет стоит около 40 долларов.

Теперь - об экологическом ущербе.

По проекту землеотвод для строительства составит 7319 га, 72 процента из которых - леса с разнообразной флорой и фауной. Вы, возможно, не поверите, но между Москвой и Петербургом до сих пор сохранилась дикая природа, которая, понятное дело, пойдет под нож бульдозера с началом строи­тельства. Трасса пересекает терри­торию Валдайской возвышенности (Великого водораздела), откуда берут начало Волга, Днепр, Западная Двина. Эта местность очень уязвима в гидрогеологическом отношении. Будет нарушена целостность Валдай­ского национального парка, хотя закон запрещает это делать. Плани­руется вырубка 5,3 тысячи гектаров лесов, значительную часть которых составляют леса 1-й группы (защит­ные и водоохранные). В этой связи по меньшей мере занятно, что Российский комитет по земельным ресурсам передал земли в собствен­ность РАО ВСМ до окончания экологической экспертизы, что про­тиворечит Закону об охране окружа­ющей природной среды и Земель­ному кодексу Российской Федера­ции. Всего же при проектировании трассы и связанных с нею работ нарушено порядка 10 законода­тельных актов.

По мнению ряда экспертов, участвовавших в государственной экологической экспертизе по проекту ВСМ, существует реальная угроза запасам питьевой воды для значи­тельной территории Северо-Запада и Центра России, включая Москву. Нельзя забывать и о социальных последствиях строительства и эксплуатации трассы. Дорога будет представлять из себя земляную насыпь, огороженную 2-4-метровым бетонным забором. Проходы будут устроены через 4-5, а в некоторых местах через 11 км. Это означает, что бетонная стена просто пере­режет всю сложившуюся систему коммуникаций. Остроумные проекти­ровщики не только рассекли трассой, скажем, ферму и деревню, в которой живут доярки, но и запланировали, что переходы (там, где они будут, а будут они не в каждой деревне и не в каждом лесном массиве) будут общими - и для людей, и для автомобилей, и для скота, и для диких зверей. Представьте себе такую кар­тинку: коровы не занимают левый ряд, а волки притормаживают, когда впереди идущий грузовик включает габаритные огни.

Что получается? Экономи­чески - абсурд, бред, экологически -преступление. Возникает вопрос: на фига козе баян? Эээ-э-ээ! А хотя бы уже 5,3 тысячи гектаров леса, кото­рые можно вырубить и продать, не проложив еще ни километра гипоте­тической дороги? А возможность погреть руки на многотриллионных инвестициях? Или перспектива на­плодить новые десятки тысяч обма­нутых вкладчиков, начав продажу акций? Это ведь деньги, которые озолотят не одного "строителя новой России". Многие "зеленые", кстати сказать, не без основания полагают, что никакого строительства РАО ВСМ вести и не собирается - уже получен­ными землями можно неплохо "спе­кульнуть", да и биржевая игра с акциями-облигациями, как показы­вает опыт МММ, может дать многое умелым организаторам. Может статься, что именно поэтому проект упорно и пробивают через инстанции вот уже несколько лет, сопровождая сие пробивание кампанией дезин­формации в прессе.

Свежий пример: с подачи пресс-службы акционерного общест­ва в конце ноября почти все СМИ бодро сообщили о том, что госу­дарственная экологическая экспер­тиза одобрила проект строительства ВСМ. Как же это - после стольких-то напастей, связанных с этой дорогой, спросите вы? Но на самом-то деле ситуация была куда скандальней! В результате интриг и давления на экспертов на свет появилось два (!!) экспертных заключения практически с одинаковым содержанием, но с двумя разными вердиктами: "одоб­рить" и "отправить на доработку". Половина экспертов подписала одну бумагу, половина - вторую, и кто-то из них при этом даже не ведал, что бумаг - две. Ну, в самом деле, представьте себе два приговора суда: "Васю Пупкина освободить как невиновного" и "Его же, Пупкина Васю, укатать в зону на семь лет". Угадайте с трех раз - как сложится судьба Васи и от кого это будет зависеть?

В нашем случае логично было бы предположить, что министр охра­ны природы Виктор Иванович Данилов-Данильян, в декабре 1994 г. на парламентских слушаниях по проблеме ВСМ заявивший: "Если мы удовлетворим экологические требо­вания в полной мере, то проект этот будет золотым. Это то же самое, что выкладывать золотые рельсы от Москвы до Петербурга" и еще заявивший: "Относительно нетрону­той природы в Европейской части нашей страны осталось совсем мало. Она стоит дороже, чем все высо­коскоростные магистрали мира...", топнет державной ногой, да прекра­тит безобразие, защитит природу и тем оправдает свое жалование, получаемое не без участия налого­плательщиков. Но Виктор Иванович совершил нечто обратное. Он подпи­сался под такими словами, обра­щенными к Правительству РФ: ."Мин­природы России полагает возмож­ным согласиться с мнением боль­шинства членов комиссии о целе­сообразности реализации ТЭО ВСМ при условии, что все высказанные экспертами замечания и предложе­ния будут реализованы на после­дующих стадиях проектирования".

Вот вам и объяснение, почему экологические организации Москвы, Петербурга, Новгорода и Твери обратились к Виктору Ивановичу с открытым письмом, а молодежь из радикального движения "Хранители Радуги" прибегла к прямому дейст­вию, дабы убедить его повниматель­нее отнестись к требованиям эколо­гов, а именно: отозвать заключение, сфабрикованное, по их мнению, Департаментом экологической экс­пертизы и Российским акционерным обществом ВСМ, а также продлить работу экспетной комиссии и вынести справедливое решение по проекту ВСМ в соответствии с новым Законом "Об экологической экс­пертизе", принятом в ноябре 1995 г. (он, в частности не предусматривает никакого "отправить на доработку". Только "да" или "нет").

Для четырнадцати "Храните­лей Радуги" попытка передачи пись­ма министру окончилась отделением милиции - им вменяют нарушение правил проведения митингов (?) и мелкое хулиганство. Для нас всех - в случае осуществления проекта все может быть гораздо серьезнее (см. выше).