шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
К Р И
В О Е З Е Р К @ Л О
# 17 *
Виртуальный пресс-дайджест *
ноябрь 1998
--- Радикальные
движения глазами масс-медиа
---
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
В
НОМЕРЕ: 50 лет героической битвы
в Северной Греции * Для сибирской милиции анархисты страшнее нацистов *
Акция "СтудЗащиты" в Самаре
* "Электронные бомбы" -
оружие современных революционеров * Общество муравьев как пример анархического
самоуправления * Про новую книжку Лимонова *
Памяти анархиста Александра Кузьмина
* Экскурс в историю брянского
анархизма * Новая книга о Махно *
Судьба Льва Задова…
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Автор: Сергей Иванов
Дата: 19980818
Заголовок: ГЕНЕРАЛ И ЕГО АРМИЯ
Источник: Итоги
Текст:
К лету 1948 года гражданская война в Греции,
фактически начавшаяся еще во время немецкой оккупации, достигла своего апогея.
Партизаны в занятых ими районах отнимали детей у родителей и насильно
переправляли их в соседние коммунистические страны. Крестьяне бежали от войны в
перенаселенные города, сельское хозяйство пришло в полный упадок. В Афинах
террористы убивали чиновников, а правительство в отместку расстреливало
сидевших по тюрьмам коммунистов. На дорогах страны подрывались на минах
автобусы. Радио Временного правительства, вещавшее из Белграда, призывало к
новым терактам.
Правительство, получившее щедрую американскую
помощь, бросило против мятежников все силы, а те решили противостоять им в
открытом бою. Правда, командующий отрядами коммунистических повстанцев генерал
Маркос Вафьядис (которого все называли просто Маркос) выступал за продолжение
партизанской борьбы - но он был лишь солдатом партии. ЦК же принял решение
продемонстрировать всему миру, что в горах северной Греции существует реальная
альтернативная власть со своей регулярной армией.
14 июня началась операция "Коронис".
Сорокатысячная правительственная армия с трех сторон двинулась в горы Граммос,
главный оплот коммунистов. Тринадцатитысячное ополчение Маркоса приняло бой на
хорошо укрепленных позициях и нанесло штурмующим колоннам ощутимый урон. Те
отступили, но 28 июня атаки возобновились. С неба на обороняющихся сыпался град
бомб, против минных заграждений генералы использовали скот, который гнали
впереди пехоты. 7 июля им удалось прорвать первую линию обороны. ЦК велел
комиссарам, имевшимся во всех коммунистических отрядах, расстреливать тех командиров,
которые осмеливались сдать позицию.
26 июля армия захватила гору Клефтис,
"ворота" Граммоса. Повстанцы отбили ее. Бои за вершину продолжались
четыре дня и пять ночей, пока наконец 1 августа армия не овладела ею
окончательно. Маркос понял, что проигрывает сражение. Но еще хуже было то, что
член ЦК Никос Захариадис, сам настаивавший на открытом противостоянии армии,
теперь во всем винил его, Маркоса.
К 20 августа взаимное ожесточение достигло
кульминации: днем и ночью в лесах и горах Граммоса бойцы обеих армий, с трудом
различая своих и чужих, сражались врукопашную. Знаменитый партизанский командир
по кличке Капитан Арес схватился в бою с лейтенантом 592-го батальона
Пападояннисом - оба долго катались по земле, потом свалились под гору, продолжая
драться, и наконец зарезали друг друга ножами. 20-го войска ворвались в
"столицу" Временного правительства деревню Аэтомилица - но еще днем
раньше Маркос, потерявший шесть с половиной тысяч человек, отдал приказ об
отступлении. Раненых эвакуировали через албинскую границу, а боеспособные
отряды пробивали себе дорогу на север, в горы Вици.
После битвы на Граммосе коммунистическое
восстание постепенно пошло на убыль, хотя и длилось еще год. Еще четверть века
сказывалось на Греции вызванное им разорение. И до сих пор для греков эта тема
- "скелет в шкафу".
Пятьдесят лет назад в горах Граммос было
окончательно остановлено распространение коммунизма по Европе. Постепенно
становилось ясно, что его границы на континенте точно совпадают с границами советского
военного присутствия.
__________________________
Автор: Виктор ДЕРЯБИН
Дата: 19980931
Заголовок: ДЕНЬ УВД В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ
Источник: Томская неделя
Текст:
ЗДЕСЬ РАСКРЫВАЮТСЯ ВСЕ УБИЙСТВА, НО УЧАСТКОВЫХ
НЕ ЗНАЮТ ДАЖЕ В ЛИЦО
В управлении внутренних дел области, похоже,
зарождается новая традиция: выходы большого милицейского начальства в народ.
Первый День УВД состоялся в прошлом году в
Октябрьском районе, второй решено было провести в самом неблагополучном (в
криминальном смысле) Ленинском. Вопросы начальству УВД области задавались самые
разные: про заполонивших город собак, расплодившиеся подпольные спирто-торговые
точки и даже о "нацистах".
По информации одного из жителей района, Томск
входит в пятерку городов, где российские "наци" особенно активны.
Полковник недоуменно пожал плечами и ответил, что его "больше беспокоит
деятельность анархо-синдикалистов".
__________________________
Автор: Вадим Сипров
Дата: 19981019
Заголовок: ПОЛИТИКА В СТИЛЕ "ПАНК" 2
Источник: Самарское обозрение
Текст:
В четверг милиция прервала несанкционированный
пикет молодежного анархического профсоюза "Студенческая защита",
устроенный перед центральным входом в самарский "Белый дом". Конфликт
с блюстителями порядка сыграл на руку анархистам. Власти обратили на них
внимание - чего, собственно, и требовалось добиться.
Формальным поводом для проведения анархистской
акции стал арест двоих эмиссаров "Студенческой защиты",
откомандированных в Москву для участия в оппозиционных митингах 7 октября. По
словам организатора пикета заместителя председателя профсоюза Василия Марченко,
их соратники до сих пор содержатся под стражей. Непонятно, почему г-н Марченко
и его компания адресовали свои требования именно губернским властям, которые,
разумеется, не имели никакого отношения к задержанию двух самарцев московской
милицией. Однако в списке требований первое место занимал призыв освободить
членов "Студенческой защиты" и прекратить репрессии против студентов.
К тому же призывал один из двух плакатов пикетчиков.
Прочие требования, вошедшие в резолюцию, вполне
отражали анархические взгляды организаторов мероприятия. "Студенческая
защита" потребовала у губернской власти обеспечить бесплатное высшее образование,
улучшить финансирование научно-исследовательских работ, ввести самоуправление в
вузах и почему-то отдельно - "в общагах", а также повысить стипендию,
дать студентам право на бесплатный проезд в общественном транспорте и ... право
на бесплатное пиво по предъявлении студенческого билета.
Последнее требование списка было самым
оригинальным: "Якорь в ж... мировой буржуазии!". Все эти лозунги
скандировались нестройным хором из полутора-двух десятков участников пикета.
Один из анархистов громко кричал в мегафон: "Привет от Гришки
Исаева!" - и стучал каской.
Надо сказать, что мероприятие практически не
привлекло внимания самарцев - лишь редкие прохожие пугались экстравагантных
нарядов пикетчиков и поспешно удалялись. Куда больший интерес пикетчики вызвали
у журналистов. Их собралось на площади не меньше, чем участников акции.
Особенно порадовали прессу идейные разногласия немногочисленных зрителей и
участников пикета. Некий представитель национал-большевистской партии назвал
мероприятие глупым и предположил, что его разгонит милиция. Чуть позже на
площади появилась пожилая женщина с охапкой газет "Трудовая Самара".
В течение нескольких минут она безрезультатно пыталась объяснить молодым
длинноволосым парням в грязных джинсах преимущества марксистско-ленинского
учения. Шоу прекратил некий майор милиции. Он отозвал г-на Марченко в сторону и
оформил протокол по факту проведения несанкционированного пикета. Прочие
анархисты разошлись сами по себе.
Несколько позже лидер анархистов сообщил
корреспонденту "СО", что разрешения на проведение акции у него
действительно не было, так как по закону следует подавать заявку на проведение
подобных мероприятий за 10 дней, а студенты спешили помочь своим собратьям,
задержанным в Москве. Однако г-н Марченко предупредил сотрудников милиции о
проведении акции.
Г-н Марченко сообщил корреспонденту
"СО", что в конце месяца "Студенческая защита" намерена
провести пикетирование областного военного комиссариата. Правда, анархисты еще
не знают, чего будут требовать.
Впрочем, с точки зрения
"протестантов", содержание плакатов - это мелочи. Требования
пикетчиков все равно никто не собирается удовлетворять. Другое дело, что любая
политическая акция становится поводом для обширных отчетов в средствах массовой
информации, прежде всего - на телевидении. Если ваша цель - любой ценой
привлечь к себе внимание, вам вполне подойдет карнавальный
"анархический" антураж и полный сумбур вместо лозунгов. Смех при
выкрикивании призыва "отдать под суд банду Ельцина" свидетельствует о
том, что серьезной политикой здесь пока не пахнет. Однако когда-нибудь
благонамеренным гражданам может стать не смешно - стараясь привлечь к себе внимание, студенты-анархисты однажды
могут заиграться в революцию.
__________________________
Дата: 19981013
Заголовок: ШВЕДСКИЙ ИНСТИТУТ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ
СТРАНЫ ПОДВЕРГСЯ ЭЛЕКТРОННОЙ БОМБЕЖКЕ
Источник: Сибирский курьер РИА Новости,
Новосибирск
Текст:
СТОКГОЛЬМ. 13 октября. /Корр. РИА
"Новости" Людмила Вожко/. Шведский исследовательский институт по
разработке защитных средств против инфекций подвергся "электронной
бомбежке". Компьютерная система института была чрезвычайно перегружена
электронными письмами членов "Освободительного фронта по защите
животных", которые прислали на компьютеры институт около 5 тысяч писем.
Таким образом защитники животных выразили свой протест против проведения опытов
над животными.
По словам Ларса Никандора, сотрудника Высшей
школы обороны Швеции, в современных компьютерных сетях существует специальная
программа по "нанесению бомбовых ударов" через электронную почту.
Швеция оказалась не готовой к подобным акциям. Среди известных специалистам
"электронных бомбежек" можно назвать историю времен испытания
Францией ядерного оружия. Тогда компьютерная система морской базы в Тулоне была
выведена из строя на три-четыре дня. Современные электронные письма-бомбы
способны вообще вывести из строя всю компьютерную систему.
__________________________
Автор: Константин Кристаловский
Дата: 19980820
Заголовок: ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛИ МУРАВЬИ
Источник: Журнал Огонек, Москва
Текст:
ОБЩЕСТВО БЕЗ ГЕНЕРАЛОВ, БЕЗ СВЯЩЕННИКОВ, БЕЗ
ПОЛИЦЕЙСКИХ...
Вышедшая недавно трилогия "Муравьи"
француза Бернара Бербера ошеломила читателей и стала мировым бестселлером. Под пером
писателя-энтомолога популяция насекомых предстает не менее совершенной
организацией, чем человеческое общество.
- В чем состоит специфический разум муравьев?
- В приспособлении к муравейнику (назовем его
поселением) и в его улучшении. Цель муравьев - строить большие поселения, в
которых проживает максимум индивидуумов. Чем оно больше, тем выше его
интеллектуальный и организационный уровень, тем изощреннее в нем социальные
отношения. В Париже и его предместьях насчитывается 15 миллионов жителей. А в
любом лесном муравейнике их не менее 50 миллионов, и тем не менее там нет
пробок, загрязнения, преступности, нет маргиналов и люмпенов. Для общественных
проблем муравьи нашли более эффективные решения, чем люди.
- Что вас больше всего потрясло в этой
социальной организации?
- В муравейнике происходит постоянная смена
членов элит. Попасть в нее может любой, кто предлагает новую идею. Представьте,
один индивид, прогуливаясь, обнаруживает запас еды. Он идет за другими и
приводит к аходке. Чтобы муравья выслушали, ему не нужно состоять во
Французской академии, не требуется быть старым или иметь социальный трамплин.
Если исходить из определения, что разум - не только принятие решений, но и
память и воображение, то муравьи не разумны. У них нет книг, видеокассет,
лазерных дисков - любых носителей информации. Но свой "муравьиный
разум" они используют не менее эффективно, чем мы - человеческий.
Например, когда они сталкиваются с ядами, то вскоре вырабатывают иммунитет, и
следующие поколения будут уже защищены от него. А человек страдает от взрывов
ядерных бомб, но приспособиться к радиации не умеет.
- Вы считаете, это отдельная цивилизация?
- Конечно! Муравьи живут в таких экстремальных
средах, которым человек противостоять не может: в безводных пустынях, в
полярных районах, даже в бетоне. Что касается воображения, у муравьев его нет.
Но они без конца экспериментируют! Там, где человек составляет теоретический
план, муравей перебирает все варианты, пока не найдет что-нибудь стоящее.
Например, если колония упирается в ручей, она вначале пошлет в воду
разведчиков, которые вскоре потонут, затем - цепь рабочих, которые в ходе работ
тоже потонут. Но через несколько недель муравьи построят туннель.
- Сколько времени вы исследовали их поведение,
прежде чем написали вашу трилогию?
- В течение года я держал у себя в кабинете
колонию рыжих древесных муравьев: в огромном аквариуме с землей, в котором
обитало примерно две тысячи особей. Это требует сложного ухода: они не едят что
попало (мои ели только тараму и яблоки), нужно постоянно контролировать уровень
влажности и т.д. Случались побеги. По утрам я находил муравьев в кровати, но,
разумеется, не убивал их. В конце концов я начал узнавать их в лицо.
- Иногда говорят, что муравьи создают
тоталитарные организации.
- Это устаревший образ. Пора реабилитировать
существо, которое человек осудил за то, что не имел времени за ним понаблюдать.
Если искать параллели в политической сфере, то муравьи скорее анархисты. Их
общество блестяще организовано, но свобод много, и каждый, как хиппи, делает
то, что ему нравится. Случается даже, что некоторые особи покидают поселение,
чтобы пожить в одиночестве. А уровень организации, повторюсь, высочайший. Без
начальников, без священников, без президентов, без полиции, без репрессий...
Человек недооценивает общества животных, потому что переносит на них свой
социальный опыт и свои фантазии. Но единственное тоталитарное животное - это он
сам.
Константин Кристаловский по материалам журнала
"Le Nouvel Observateur"
__________________________
Автор: Александр Вознесенский
Дата: 19980813
Заголовок: ЛИМОНОФФ-КОКТЕЙЛЬ, ИЛИ НЕ ТОЛЬКО
АНАТОМИЯ
Источник: Независимая газета, Москва
Текст:
ВОЙНА И МИР ПИСАТЕЛЯ-ЭКСТРЕМИСТА
Лимонов Э.В. Анатомия Героя. - Смоленск: Русич,
480 с.
ТРИ ПЛАСТА в этой хронике. Как пишет Лимонов, с
1995 года он работал сразу над тремя книгами - "сверхоткровенной
"Анатомией любви" о моей интимной жизни, над "Евангелием от
войны" - размышления о феномене войны, перемешанные с моими военными
воспоминаниями, и отбирал статьи для книги "Лимонка в..." <...>
для того, чтобы создать Полную книгу, мне нужно смешать все воедино".
Смешал - коктейль мы держим в руках.
Начать со статей в "Лимонке",
"Совраске", официальных сообщений Национал-большевистской партии (каковой
Лимонов вождь) и переписки с разными инстанциями - от ФСБ до Лужкова, - все это
желающие уже имели возможность читать. В книге политхроника - как бы неявный
стержень, скелет, вокруг которого нарастает мускульная жизнь писателя последних
лет. Отсюда - из политических, журналистских, публицистических интересов яснее
очерчивается необходимость, толкавшая Лимонова в огонь горячих точек и на
трибуны митингов оппозиции. Что звало его?
"Война куда более свободна, чем мир.
Свободный воздух войны есть мощная притягательная сила для мужиков... Всегда
есть люди, предпочитающие делать войну, нежели монотонно и скучно
работать". Описания войны у Лимонова в самом деле свежи, будто его
мятежный парусник нашел-таки свою бурю и обрел покой, позволяющий фиксировать,
наблюдать, впитывать в себя запахи и цвета, и - что существенно - не растерять
их на бумаге. Анатомия героя явлена в кишках, вываленных на дорогу, в кровавом
пятнышке лазерного прицела на рукаве, в оружии - продолжении тела и
неотъемлемой его части, в солдатах - погибших и чудом выживших.
Но - не только анатомия. Но и физиология, и
гигиена. Кровь - любовь. Вернулся с войны - простыни "в сперме и
менструации"... В отличие от необстрелянных юнцов Лимонов давно уже готов
- всегда готов, хоть и не хочет верить в это и не прощает этого - к
предательству на всех фронтах: военном, политическом, постельном. Разница лишь
в том, что на передовой за предательство расстреливают на месте, в политике -
интеллигентно мешают с грязью (Лимонов еще и не подает руки - вот хоть тому же
Зюганову или ренегату и соглашателю Юрию Власову), а в любви - оставляют жить.
"Я лишил тебя себя навсегда". Евангелие от Любви ("Заветы
Эдички" - шутка!) оказывается посильнее "Лимонок" в каких-нибудь
хорватов или жириновских...
"Русские женщины физически бывают очень
привлекательны, но морально - это отталкивающие существа, калеки. Мужчина для
них враг, так или иначе, у них психология гарема, когда мужик рассматривается
как источник дохода (жизни), секса, но и угнетатель. Наказывать мужика - самое
распространенное занятие такой женщины". И далее: "Будучи сам
русским, свидетельствую, что русская душа (обоих полов) есть понятие
негативное. Из женщин эта русская душа делает прямо проституток каких-то без
удержу и смысла"; "Русская женщина гордится своей способностью к
предательству мужчины" и т.д.
Будучи сам русским, свидетельствую, что Эдуард
Вениаминович в этой книге впервые, пожалуй, как в ересь "пастернаков"
(это его выражение), впадает в метафизику русской души, причем прямо чуть ли не
до самобичевания какого-то (хотя Лимонов употребил бы - и употребляет! -
космополитическое слово "мазохизм"). Путь сей скользкий, извилистый,
сквозь трогающие до глубины естества порнографические откровения, сравнимые с
лучшими страницами "Это я - Эдичка", выводит на некую потустороннюю
канву книги, вплетенную в оборотную сторону обретенной (потерянной) славы,
любви, жизни...
Нет, не экстремизмом берет (в том числе и баб)
Лимонов, не "мерзостями" и "гадостями", которые про него
пишут (а он радуется), но природным писательским извращением - даром слова,
ситуации, жанра. Он прекрасный рассказчик (и говорит, пишет - писал - романы
лишь постольку, поскольку они больше нравятся публике). Однако скорее дело
предшествует его слову. Он ведь пишет жизнь - и пишет, когда она прожита, когда
нужно снова доказывать себе, что ты еще можешь. Отсюда и национал-большевизм -
штучка, устремленная в будущее. Обошелся бы он и без Лимонова. Беда читающих в
том, что Лимонов не может без него обойтись. До того, что от чрезмерной
писанины "Лимонок" даже и слог кое-где хромает.
Везде и всюду Лимонов открещивается как от
"капусты в бороде" в виде сугубого русофильства и замшелого
православия, так и от модерновых социал-демократов, не говоря уж о ненавистных
мондиалистах; как от любого шовинизма, антисемитского бреда и поклонников
Григория Климова, так и от нового язычества. Лимонов цитирует Мориса Бланшо,
ссылается на Устрялова, использует опыт гитлеризма, "много думает" о
Владимире Ильиче. "Я понимал Ленина, приехавшего из Европы, как и я, к ним
сюда, в этот климат, к их тяжелым душам. Как они его, очевидно,
доставали".
Как во времена "Эдички...", в Америке,
Лимонов всегда оказывался среди "евреев, левых, гомосексуалистов" и
т.д., так и сегодня ничто антисистемное ему не чуждо. Объединить крайне правых
с ультралевыми, анархистов с фашистами для захвата власти - вот его основная
идея. Вокзалы, телеграф и мосты нацболам заменит сегодня "Останкино"
– с учетом опыта 93-го. Если, конечно, прежние соратнички не подсуетятся, да не
хапанут власти раньше. И что тогда?
"Каждое утро на рассвете, рассказывают
соседи, еще темно, приезжает к Зюганову старый патриций Чикин, и вдвоем они
гуляют во дворе, вдоль мусорных баков. Делят Россию. Меня они посадят".
(С) "Ex Libris НГ" (ELНГ), электронная
версия приложения к "НГ"
__________________________
Автор: Наталья КОНСТАНТИНОВА
Дата: 19980902
Заголовок: РЕВОЛЮЦИОНЕР ИЛИ АНАРХИСТ-ОДИНОЧКА?
Источник: Северный курьер, Петрозаводск
Текст:
В 1908 ГОДУ БЫЛ КАЗНЕН АЛЕКСАНДР КУЗЬМИН
Член партии эсеров, сын рабочего
Александровского завода Александр Кузьмин летом 1908 года совершил
террористический акт - ударил ножом в шею приехавшего из Петербурга сенатора
Н.Крашенинникова. На допросе он назвал себя анархистом, решением военного суда был
приговорен к смертной казни через повешение. Просить царя о помиловании
отказался, смерть встретил спокойно, мужественно. В 1918 году о нем вспоминают,
Задне-Машезерскую улицу называют улицей Кузьмина, в 1929 году ставят на его
могиле памятник. Советской власти нужен был герой, борец с царизмом - Кузьмин
явно подходил для такой роли, его подняли на щит, стали превозносить, стараясь
не нажимать на то, что он был эсер, а затем - анархист-одиночка.
Одним из первых о Кузьмине написал воспоминания
И.П.Морозов (1917-1918 гг.). Его записки были, пожалуй, самыми объективными, на
них часто опирались другие авторы, но брали всегда то, что было нужно для
создания образа "пламенного революционера". Позволим себе привести те
детали, эпизоды, которые обычно "ускользали" от авторов, создающих
образ "советского" Кузьмина.
Александр Кузьмин в детстве отличался
скромностью, мало говорил и почти ни с кем не дружил. В школе и училище всегда
держался в стороне, никого не принимал "в свой интимный мир". Любил
рисовать, читал запоем. Относясь вообще безразлично к людям, отмечал
И.П.Морозов, Кузьмин не мог отказать в сочувствии тем, кого называли убогими.
Особую внимательность он проявлял к своему соседу-полуидиоту Ивану Чехонину (по
прозвищу Ваня-Биба), который много терпел от насмешек мальчишек. После ареста и
казни Кузьмина больше всех жалел его именно Ваня-Биба.
1905 год совпал с периодом формирования взглядов
Кузьмина. Вскоре он вступает в партию эсеров. "Кузьмин был большой
индивидуалист, - пишет Морозов, - и партия, в основе которой личность в
истории... возводится в качестве одной из движущих сил... больше всего
подходила к природе и психологии Кузьмина".
Однако и среди эсеров Кузьмин держится
особняком, почти ни с кем не сходясь близко. И.Морозов признается, что ему так
и не удалось до конца понять психологию Кузьмина. К 1907 году взгляды Кузьмина
все больше сближаются со взглядами известного анархиста Кропоткина. В то время
большой резонанс получила так называемая иннокентьевщина. Из Молдавии в наши
края сослан поп Иннокентий за буйные проповеди о близости Страшного суда. Сотни
поклонников приехали за ним в Пудож. Кузьмин считал иннокентьевщину народным
движением и собирался ехать в Пудож, чтобы придать ей революционный характер.
Здесь - та же ставка на значение отдельной личности в истории.
С Пудожем не получилось, Кузьмин мечтает уйти в
монастырь, учиться иконописи. Гордость и смирение идут рядом, но гордость все
же победила.
Известно, что Кузьмин увлекался, как и многие в
то время, учением немецкого теософа-мистика Р.Штейнера, который идею Бога
представлял в обожествленном человеке. Автор "Философии свободы",
видимо, был созвучен душе и характеру Кузьмина, как созвучны стали и идеи
анархизма - отсутствие всякой государственности и абсолютная свобода личности.
Морозов пишет, что Кузьминв таком духе и высказывался. Социализм, говорил
Кузьмин, не освободит человека и не даст ему абсолютного счастья; особенно он
возмущался правом суда человека над человеком. Человек не только слова, но и
дела, Кузьмин свое возмущение реализовал при первом же случае: совершил
покушение на судью-сенатора, не заботясь о том, убьет его или не убьет. Важен
сам факт покушения, сам поступок человека, пришедшего к определенному
убеждению.
Убежденный в своей правоте, Кузьмин и смерть
встретил спокойно. "Наконец-то я ухожу туда, ввысь, к звездам", -
сказал он перед казнью. Сказал полушутя и в то же время серьезно: там-то он,
действительно, будет абсолютно свободен, и никто уже не покусится на его
свободу, на его главную ценность. Там гордость и смирение соединятся между
собой безболезненно, - и он достигнет своего идеала, о котором мучительно
мечтал, к которому шел, не боясь смерти, но думая о ней как о начале новой и
по-настоящему счастливой жизни.
Ясно, что с такими идеалами, с такими взглядами
с советской властью Кузьмину было бы не по пути. Сломать его не удалось бы, и
был бы он одним из самых непримиримых врагов большевиков-коллективистов.
И еще. В течение 300 лет до 1917 года в
Олонецком крае казнь Кузьмина была единственной. Сколько казней было совершено
после свержения "проклятого царизма" - историки будут подсчитывать
еще долго.
__________________________
Автор: Л.Ф.Осипенко (историк-архивист)
Дата: 19980904
Заголовок: ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ БРЯНСКИХ АНАРХИСТОВ
Источник: Брянский рабочий
Текст:
Основная идея анархии - отрицание всякой
государственной власти и проповедь ничем не ограниченной свободы каждой
отдельно взятой личности просматривается еще в учениях некоторых древних
мыслителей.
Главными идеологами анархии на разных этапах ее
развития были П.Т.Прудон, который ввел в обиход термин "анархия" -
безвластные (греч.), М.Штирнер, М.А.Бакунин (сформулировали программу и тактику
русского анархизма в книге "Государственность и анархия", князь
П.А.Кропоткин (основные труды: "Анархия, ее философия, ее идеалы",
"Анархия и ее место в социальной революции").
Особенностью русского анархизма была вера в
социалистические инстинкты русского крестьянства, в крестьянскую общину как
основу социализма, в близкую русскую революцию, которая должна произойти в
результате крестьянского восстания.
Первые анархистские организации в России
появились в городах Одессе, Белостоке, Екатеринославе и др. В анархизме было
много течений; от хлебовольцев (сторонники журнала "Хлеб и воля"),
отрицавших террор и экспроприацию (лишение собственности) и признававших
рабочие организации, до безначальцев, выдвигавших на первый план террор и
экспроприацию.
АНАРХИСТЫ НА БРЯНЩИНЕ
На Брянщине более всего сторонников было у
анархистов-коммунистов (общинников, от "коммуны" - община). Идеи
анархизма проникли в среду бежицких и мальцевских рабочих от их товарищей из
Екатеринослава (одного из центров русского анархизма в 1905 - 1908 гг.).
Поскольку в Екатеринославе был также завод акц.о-ва Брянских заводов, между
предприятиями шел обмен кадрами, идеями, литературой и т.д. Анархисты вели
пропаганду среди крестьян в окрестностях Брянска, в Севском, Трубчевском
уездах, в Черниговской губернии.
Массовые крестьянские волнения конца 1906 -
начала 1907 годов, в том числе и на Брянщине, вселяли надежду, что победа
революции близка. Волнения в армии, рабочие забастовки, митинги и шествия, в
которых активно участвовала молодежь, подкрепляли эти надежды. Бурлил уездный
Брянск, митинговали и бастовали рабочие поселки Бежица, Дятьково, Ивот и
другие. В деревне крестьяне примерялись к помещичьим землям и казенным лесам.
После жестокого подавления декабрьского
восстания 1905 года в Москве по стране двинулись карательные экспедиции из
регулярных армейских и гвардейских частей, в августе 1906 г. были введены
военно-полевые суды, решавшие дела за 24 часа. Аресты, казни, ссылки
революционеров стали прозой жизни. Крестьян бунтовавших деревень поголовно
пороли, зачинщиков ждала каторга.
В Брянске гарнизон из двух пехотных полков был
дополнен батальоном, расквартированным в Привокзальной слободе, по уезду
рассредоточено (в Бежице и Дятькове) две сотни донских казаков. Владельцы
заводов и имений нанимали в охрану ингушей, чеченцев, черкесов.
Социал-демократические и эсеровские организации
были почти разгромлены, их лидеры оказались в тюрьмах и ссылках. Митинги и
демонстрации в Брянском уезде были запрещены, забастовки давились угрозой
расчета.
И тогда на сцену с лозунгом "Экспроприируем
экспроприаторов" (т.е. лишим собственности лишавших собственности) вышли
брянские анархисты - молодые, жестокие, не страшившиеся крови и смерти.
Вечерами, ночами в барских имениях, в казенных винных лавках, у домов
духовенства появлялись на подводах группы вооруженных людей с требованием денег
"на нужды революции". После "экса" они исчезали. Полиция
обычно узнавала о событии много позже его свершения. Забирали деньги в церквях,
но никогда не трогали икон, утварь. Оружие применяли только в случае сопротивления.
Никогда не брали заложников, тем более женщин и детей.
Собственников нескольких губерний держала в
страхе "разбойная шайка" (так ее называли в полицейских документах)
анархиста Александра Савицкого, дворянина, в 1905 г. исключенного за участие в революционном
движении из Новозыбковского реального училища. Отнятое у богатых Савицкий
раздавал бедным, за что был любим ими. О нем ходили легенды. Действовал он до
1909 года.
Немало анархистов оказалось на каторгах и
виселицах. Они мстили за своих товарищей представителям власти - жандармам и
полицейским. В конце 1906 года в Бежице была арестована большая группа
революционеров, а 13 января 1907 г. на станции Болва был застрелен помощник
пристава Брянского завода Надольский, позднее смертельно ранен бежицкий
городовой Фома Хилютин.
За разгром Брянского комитета Всероссийского
железнодорожного союза в марте 1907 г. в Брянске на Черном мосту был застрелен
начальник жандармско-полицейского управления Московско-Киево-Воронежской
железной дороги ротмистр Аргамаков. Расправлялись и с предателями из своей
среды. Так был убит бывший рабочий Брянского завода агент пристава Цешковского
Афанасий Попенков. На приглашение его отца помянуть сына рабочие отказались,
заявив, что он шпион и предал семь человек.
В революционное движение уходили семьями -
братья, сестры. В рабочей семье Даниловых погиб в Орловском централе старший
брат. На смену в организацию пришел Андрей Данилов, в июне 1907 г. погибший в
перестрелке с полицией после неудачного "экса". Его место занял брат
Иван.
На похороны Андрея Данилова, несмотря на
запрещение митингов и шествий, явилось 150 человек. Они пронесли тело товарища
по Бежице, под эскортом полусотни казаков. На гроб погибшего возложили венок с
красной лентой и надписью "Товарищу Андрею от Ф.Г.А.К." (от
федеративной группы анархистов-коммунистов). Полиция сделала налет на кладбище,
схватила 60 человек и венок в качестве вещественного доказательства. Среди
арестованных были Иосиф Никитин (социал-демократ, выборщик от рабочих от рабочих
Брянского завода в 1-ю Госдуму), Иван Арапов (активный участник Октябрьской
революции, его старший брат анархист Степан был повешен в орловском централе).
Михаил Тимошенко (его брат анархист Захар был также повешен) и др. Большинство
задержанных были отпущены под подписку о невыезде, 8 человек отправили в
орловскую тюрьму, несколько - на родину по месту рождения.
Среди задержанных не оказалось руководителей
местных анархистов – Ивана Фомина, Сергея Кудрявцева, Михаила Игнатова и др.,
бывших на нелегальном положении. У Сергея Кудрявцева, осужденного на 6 лет
каторги, анархистами были брат Аркадий (выслан позже в Архангельскую губернию),
сестра Антонина ("отчаянная и хитрая анархистка-террористка", по
отзывам жандармов), в 1908 г. сослана на три года в Тобольскую губернию.
После ареста очередной группы революционеров по
Брянскому уезду прошла волна терактов: в июле 1907 г. в лесу были убиты пристав
1-го стана Конашевич с помощником, затем в Бежице ранен городовой Завалишин, а
в апреле 1908 г. средь бела дня на глазах прохожих убит полицейский пристав
завода Цешковский, один из главных гонителей революционеров.
После этого убийства в Бежице и Брянске было
арестовано несколько десятков членов различных революционных организаций. Их
отправляли в Орловскую тюрьму, т.к. боялись оставлять в Брянске после попытки
революционеров в декабре 1907 г. освободить из брянской тюрьмы своих товарищей.
На несколько лет в уезде наступила тишина, хотя
власть продолжала наблюдать как за лицами, участвовавшими в забастовках и
митингах, так и за родственниками сосланных революционеров.
В 1912 г. на родину начали возвращаться из
ссылки молодые революционеры. Они повзрослели, прошли в ссылках и тюрьмах школу
политической борьбы и учебы. Многие бывшие анархисты пришли в социал-демократию.
В 1915 году в поле зрения властей попал Николай
Бодров, рабочий завода "Арсенал", работавший несколько лет в
Петрограде. Он засветился после приезда к нему в Брянск старого товарища эсера
Федора Глазкова, пытавшегося начать пропаганду в среде брянских рабочих.
Глазкова арестовали и выслали в Иркутскую губернию, а Бодров попал под гласный
надзор полиции и выехал в Тулу.
В Брянске он появился после февраля 1917 г. и
стал одним из лидеров брянских анархистов.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ АНАРХИСТОВ
Организации анархистов быстро появились в
Брянске и Бежице, провели своих представителей в Советы. На первых порах
анархисты поддерживали большевиков, после Октября часть из них признала
Советскую власть, другие перешли в оппозицию, утверждая, что большевики
"восстанавливают государственный гнет".
Анархисты, вооружившись, захватывали лучшие
помещения в Москве, Петрограде, снова начали практиковать
"экспроприации" и у богатых частников, и с государственных
учреждениях.
В общем, настоящих идейных анархистов было не
так уж и много, зато к ним потянулась вольница, любители дать душе
"размахнуться и разгуляться", и просто уголовный элемент,
прикрывавшийся политическими лозунгами.
В период германского наступления в 1918 г.
анархисты формировали вооруженные отряды, сажали их на поезда, и те разъезжали
по стране частенько далеко от зоны военных действий.
Брянск перевидал таких отрядов немало в то
время. Прибыл из Москвы отряд"Ангелы смерти" под командованием
Цыбулькина (или Цыбульки) на фронт против немцев. В первом же бою эти
"ангелы" драпанули в сторону Брянска и здесь на станции доблестно
разграбили вагон с чаем и сахаром. Тогда же Брянск заполнили бежавшие от
наступающих немцев бойцы армии Ремнева, среди которых было много анархистов.
Часть из них за банальные грабежи попала в тюрьму. Были посажены и некоторые
командиры и комиссары за участие в разграблении Шосткинского казначейства,
дезертирство и тому подобнее. Некоторых в тюрьму приводили товарища по отряду с
такого рода записками. "При сем препровождается Сергея Пикулин в ваше
распоряжение, так как он делает в отряде воровство, похитил 1 четверть
денатурированного спирту и массу расхитил белья и делает скандал в отряде,
потому что он пьяный уже несколько дней, ввиду этого отряд просит принять над
Пикулиным самые строгие меры и не возвращать больше в отряд".
Подписал командир 1 Московского революционного
анархистского отряда Андреев.
Брянские анархисты, заняв под свой клуб
генеральский дом на Покровской горе, пока сидели тихо.
КАК АНАРХИСТЫ ОТМЕТИЛИ 1 МАЯ
День 1 Мая 1918 г. в Брянске начался вполне
благопристойно. На Ярмарочной площади (ныне стадион "Динамо") была
установлена трибуна, украшенная знаменами и зеленью. На площадь пришли войска,
народ. Отдельной колонной явились местные анархисты под черным знаменем и стали
у трибуны.
Первым выступил председатель Брянского совета
Игнат Фокин. Поздравив присутствовших, указал на историческое значение русской
революции, вспомнил павших в борьбе товарищей.
Политический комиссар войск Брянского района
Васько Богдан (или Богданов) заявил, что войска прямо с площади уходят на фронт
(против белочехов) и далее на праздновании оставаться не могут. Первой
двинулась в сторону вокзала кавалерия, за ней пехота.
И тогда на трибуну взошел глава брянских
анархистов Николай Бодров. По свидетельству очевидцев, "на повышенных
тонах" он начал излагать программу анархизма, критиковал советское
правительство за разоружение анархистов в Москве и Петрограде и, указав на
здание тюрьмы, напомнил, что в тюрьмах невинно сидят идейные анархисты.
Его место занял некто в белой рубахе с красным
поясом с огромным красным бантом и начал кричать, что по тюрьмам сидят невинно
осужденные и "ради сегодняшнего дня их надо выпустить". Потом
оказалось, что этот экзотический оратор некто Минич из Белоруссии, предлагавший
по воинским частям какое-то устройство, якобы способное защитить от пуль.
Толпа рванулась к тюрьме. Напрасно И.Фокин
пытался уговорить, обещая срочно расследовать все дела. Его не слушали. В толпе
нашлись молот и лом. Загремели железные ворота, стража разбежалась. Зрелище
было неописуемое. В окнах тюрьмы кричали и плакали заключенные, клятвенно
уверяли, что прямо отсюда все пойдут на фронте биться за революцию. Под шумок
кто-то вскрыл камеры с уголовниками и уничтожил следственные дела. Как писал
очевидец, "вызвали отряды, но было поздно. Публика разошлась. Лишь
кое-где, оглядываясь, пробирались выпущенные на волю местные воришки".
К вечеру того же дня некоторые из них успели
наделать новых дел и вновь сели за решетку. Кое-кто вернулся в тюрьму сам,
прося скорее рассмотреть их дела.
НАЧАЛО КОНЦА БРЯНСКОЙ АНАРХИИ
До этих событий отношение местной советской
власти к анархистам было лояльное, учитывалось и их определенное влияние в рабочей
среде, особенно на заводе "Арсенал" - они считались заслуженными
революционерами, страдавшими от царского режима.
Но теперь терпение лопнуло. В августе 1918 г.
ночью на улице патрулем самоохраны были задержаны пьяные Николай Бодров,
Никитин и Кулешов. При них оказалось оружие. На помощь прибежал Владимир
Бодров, также вооруженный. В доме Бодровых был произведен обыск, найдены
карабин, штык, пять бомб, 30 пудов ржи, пуд овсяной муки - якобы все
принадлежало федерации анархистов.
В ходе расследования всплыл факт шантажа
братьями Бодровыми (их было четыре, все анархисты) купца Климова, имевшего
магазин на Московской улице. Он получил письмо с подписью "анархисты"
с требованием 10 тыс. рублей. Купец заявил в милицию, был сделан пакет с бумагой
вместо денег и при агентах угрозыска передан мальчику Ване Третьякову,
присланному за ним Алексеем Бодровым. Ему и вручил мальчик этот пакет,
зарегистрированный угрозыском.
Что сказали братья в адрес Климова при вскрытии
пакета, никто не знает. Писем он больше не получил, но вскоре в его дом была
брошена бомба, был выбит угол дома и разбиты стекла.
В Брянске же о братьях шла молва, что,
прикрываясь принадлежностью к анархистам, они общаются с уголовниками, играют в
карты, всегда имеют деньги.
Анархисты Брянска и Бежицы подняли шум в защиту
Бодровых, организовали собрание рабочих на "Арсенале", на котором
была принята резолюция с просьбой отпустить Бодровых на поруки рабочим и
вернуть им оружие.
По решению ревтрибунала Бодров должен был
отсидеть два месяца в тюрьме за незаконное хранение оружия. Впрочем, для него
это был не худший вариант, так как он обязательно бы вмешался в вооруженное
выступление анархистов и получил наказание покруче.
МЯТЕЖ
В июле - августе 1918 г. Советскую Россию
потрясли мятежи, поднятые эсерами, белым подпольем и так называемыми
анархистами подполья, вступившими на путь борьбы с Советской властью.
В Брянске это случилось 31 августа 1918 г.
Незадолго до выступления анархистов из Москвы прибыла группа их московских
соратников. Впрочем, без них, скорее всего, мятеж бы и не состоялся, так как до
сих пор местные анархисты были достаточно лояльны к власти.
В клуб анархистов на Покровской горе были
стянуты их кадры. Оружия хватило. Наиболее нетерпеливые не удержались, чтоб не
пограбить квартиры и некоторые учреждения. Учитывая обстановку в стране,
Брянский совет создал военно-революционный комитет из семи человек.
Боеспособные части из города ушли на Восточный фронт, были подняты члены
партии, рабочие, ЧК.
Анархистам было предложено сдать оружие и
разойтись. Они отказались, заявив, что оружие сдадут только местному комитету
"Арсенала".
В ночь на 1 сентября советские отряды пошли на
штурм здания с засевшими анархистами. Те отстреливались. Было ранено с обеих
сторон пять человек. К утру анархисты сдались. Их оказалось 54 человека, много
- 16-18-летних ребят.
Через 2-3 дня большинство было выпущено из под
ареста, в том числе и секретарь брянской федерации анархистов Афанасий
Евдокимов. Он тут же начал бомбить письмами И.Фокина с просьбой освободить всех
анархистов, в том числе и московских, т.к. они не совершили против власти
"никаких деяний, призывов, демагогии".
Московских деятелей отправили в Москву, а к
местным власти отнеслись довольно по отечески, "как к напроказничавшимся
школьникам, но не как к серьезным противникам", сказано в "Сборнике
памяти тов. Игната Фокина", изданном в 1922 году.
Главным итогом выступления анархистов стало то,
что от них отвернулись рабочие, ранее в какой-то мере им сочувствовавшие.
Группы анархистов в Брянске, Бежице, Почепе
существовали до середины 20-х годов. В 1924 г. брянских анархистов в ГПУ
характеризовали так: "Существует секция, состоящая из идейных анархистов,
отрицающих организации анархо-махновского толка. Особой активности не
установлено. Секция находится в периоде самоизживания".
В наше время, в период разгула хищнического
криминального капитализма, идеи анархизма вновь оказались востребованными. В
России существуют анархические организации, и лозунг "экспроприация
экспроприаторов" вновь встает на повестку дня.
__________________________
Автор: Дмитрий Минченок
Дата: 19980812
Заголовок: "КАПИТАЛ" РЕКОМЕНДУЕТ
Источник: Капитал, Москва
Правда и ложь о Махно
Издательство "Олимп" выпустило в свет
первую полную биографию Нестора Махно - в изложении историка Вадима Телицына.
Советская официальная пропаганда приложила немалые усилия, чтобы сформировать
отталкивающий образ демона революции, ужасного монстра, бандита-неврастеника. В
версии г-на Телицына все по-другому: Махно - примерный семьянин, любящий отец,
заботливый муж, в один прекрасный момент попавший под влияние работ Бакунина и
Кропоткина и променявший крестьянский труд на революционную деятельность. Г-н
Телицын строго разделяет правду и вымысел о Махно. Правда, что
"батька" был великолепным стратегом. Вранье, что устраивал еврейские
погромы. Правда, что он был человеком с нарушенной психикой, вранье - что
алкоголиком. Оказывается, конников Буденного крестьяне боялись больше, чем
тачанок Махно.
Многое в книге - из воспоминаний соратников
Махно, например бывшего начальника штаба повстанческой армии Виктора Белаша. Он
не ушел за кордон вместе с Махно, остался в Советской России, сидел в 20-х гг.
в тюрьмах в надежде заслужить прощение, но все равно был расстрелян в 30-е гг.
Использованы и воспоминания Петра Аршинова - близкого друга Нестора Махно,
редактора махновской газеты.
До самой смерти Махно скрывался от преследования
агентов ВЧК и НКВД за границей. Умер он во Франции в 1935 г. и был похоронен с
почестями. На его похоронах собралось около 400 анархистов - преимущественно
европейцев.
__________________________
Автор: Сергей ТУРЧЕНКО
Дата: 19980801
Заголовок: ЗАГАДКА ЛЕВЫ ЗАДОВА
Источник: Труд, Москва
Текст:
Правда о ближайшем соратнике батьки Махно
С полковником в отставке Вадимом Львовичем
Зиньковским мы познакомились совершенно случайно во время командировки в
Краснодар. Разговорились, вспомнили общих знакомых в офицерской среде. Вадим
Львович пригласил меня к себе в гости. В его квартире в рамочке под стеклом я
увидел показавшуюся очень знакомой фотографию. Ба, да это же фотокадр из фильма
"Александр Пархоменко" с изображением небезызвестного анархиста Левы
Задова!
- Батя, - пояснил Вадим Львович...
То, что он в тот вечер рассказал о своем отце,
оказалось крайне неожиданным. Поэтому, вернувшись из командировки в Москву, я
отправился в Генеральную прокуратуру с просьбой ознакомить меня с уголовным
делом Льва Задова, впервые возбужденным в 1924-м, а закрытым только недавно.
Имя этого человека нам хорошо известно по
литературным и кинематографическим произведениям о гражданской войне. В романе
Алексея Толстого "Хождение по мукам", кинофильме "Александр
Пархоменко" и других Лева Задов показан как уголовный тип, правая рука
батьки Махно. Эти произведения создавались во времена жестокой борьбы с
"врагами народа", поэтому образ Левы Задова не выходил за рамки
первоначальных выводов из уголовного дела. На самом же деле судьба этого
человека была более сложной и в чем-то до сих пор загадочной.
ЮНЫЙ "ЭКС" из ЮЗОВКИ
Лев Задов родился в 1894 году в Юзовке (нынче
Донецк) в семье извозчика. В 15 лет стал рабочим-металлургом, примкнул к
революционному движению. В то время на Юзовском металлургическом заводе была
достаточно сильная организация анархистов-коммунистов. В 1912 году смелого,
решительного и физически крепкого паренька привлекли в так называемую группу
"эксов" (экспроприаторов финансовых средств для нужд ревдвижения).
Через год Левка был арестован и приговорен к каторжным работам. В феврале 1917
года его освободили как "политического".
В марте 1918 года, когда на Украину вступили
немецкие оккупанты, молодой революционер пошел добровольцем в Красную гвардию,
где дослужился до должности начальника штаба отряда.
Красная гвардия отступала, а в это время на Дону
и в Украине разнеслась слава об успешных боевых операциях отряда под
командованием анархиста Нестора Махно. Когда началась немецкая оккупация
Украины, Махно стал председателем Гуляйпольского ревкома и возглавил формирование
крестьянских батальонов для борьбы с оккупантами. Внезапным ударом партизаны
выбили из Гуляйполя австрийский гарнизон, захватив около ста пленных,
многочисленные трофеи. Пленные офицеры были расстреляны, а рядовые освобождены.
Каждому из них вручили по 50 рублей и бутылке самогона на дорогу. При этом
Махно напутствовал их так: "Украинские крестьяне с австрийскими
хлебопашцами не воюют". В октябре 1918 года Левка Задов покинул Красную
гвардию и отправился на поиски гуляйпольцев.
В КОНТРРАЗВЕДКЕ У МАХНО
Из автобиографии Задова.
"В составе группы в 5-6 человек мы
направились к Махно, находящемуся со своим отрядом, в селе Гуляй-Поле. Махно
вел тогда бои с австро-немецкими частями и гайдамакскими отрядами. Мне было
поручено вести пропаганду среди крестьян для втягивания их в махновские отряды.
Примерно в это же время при штабе Махно была
создана контрразведка, начальником которой был назначен Голик. Личный состав
контрразведки состоял из 8 - 10 человек, в основном это был уголовный элемент,
который занимался изъятием ценных вещей при обыске, а зачастую и вооруженными
грабежами.
В августе 1920 года Махно подписал соглашение с
регулярной Красной Армией о совместных действиях. Все махновские части, кроме
небольшого отряда, оставшегося вместе с Махно в Гуляйполе, направились на
Крымский фронт против Врангеля. После ликвидации Врангеля красные приказали
махновцам сдать оружие. Махновцы отказались и начали прорываться в Гуляйполе.
Под станцией Федоровка вся наша группа была разбита буденновцами".
ЯВКА С ПОВИННОЙ
...В Советский Союз Лев Задов возвратился через
три года. В 1924 году он уже работал в иностранном отделе управления НКВД по
Одесской области. Как произошел этот неожиданный кульбит? На этот вопрос нет четкого
ответа даже в материалах многотомного уголовного дела на Задова. Точно можно
говорить лишь о том, что в 1924 году Лева Задов стал Львом Николаевичем
Зиньковским и до 1937 года служил в органах госбезопасности. В августе того
черного года был арестован (о причинах речь пойдет ниже). Протоколы допросов
проливают некоторый свет на три года эмиграции Льва Задова.
Из протокола допроса Зиньковского (Задова) Л.Н.
от 3.09.37 г.:
- Чем Вы занимались, проживая В Румынии?
- До 23-го года проживал в лагере Братов, других
лагерях, занимался отдельными черными работами. В 23-м году лагерь махновцев
был распущен, и я с группой из 20 человек устроился на лесную фабрику в
местечке Гмише, где проработал до весны 24-го года, после чего уехал в г.
Плоешти, работал там на стройках.
- Поддерживали Вы связь с Махно в это время?
- Нет. Мне было известно, что Махно в 22-м году
румынскими властями был отправлен в Польшу, где был арестован и содержался под
стражей около полутора лет и после освобождения по суду поселился в Берлине.
Это я узнал из писем Аршинова-Марина, который также находился тогда в Берлине.
- Была ли попытка со стороны румынской разведки
к обработке и последующей вербовке Вас?
- Нет. Я предполагаю, что румынская разведка
имела свою агентуру среди белых для освещения деятельности махновцев, так как к
нам румыны относились подозрительно.
- При каких обстоятельствах Вы возвратились в
СССР?
- У меня и у брата всегда были мысли о
возвращении в Советский Союз. Но осуществить это не представлялось возможным
ввиду отсутствия у нас каких-либо документов, дающих право передвигаться по
Бессарабии. Работая на стройках в Плоешти, мне доводилось сталкиваться с бывшим
петлюровским сотником Запорожченко. Он высказал настроение о создании боевой
группы, которая могла бы уйти за кордон и совершать налеты на советской стороне
с целью грабежа и тем самым улучшить свое материальное положение.
Посоветовавшись с братом, мы решили эту идею использовать для того, чтобы
вернуться на Родину. Запорожченко связался с бывшим офицером петлюровской армии
Гулием Евфграфом Ануфриевичем, который проживал в Кишиневе и, как я
впоследствии узнал, был связан с румынской разведкой. Тот дважды приезжал в
Плоешти, имел со мной беседы, предлагал сколотить боевую группу из 5 – 6 человек.
Такую группу я организовал. В нее вошли мой брат, Запорожченко, Шанкала,
Бойченко. Кроме меня и моего брата, никто не знал о намерении явиться на
советской стороне к органам советской власти. Вместе с Гулием и еще одним мне
неизвестным лицом мы отправились на границу в местечке Водрашков и в ночь с 5
на 6 июня 1924 года были переправлены лодкой на советскую сторону. Километрах в
25 от границы я объявил всей группе о необходимости явки к советским властям и
сдаче оружия. Запорожченко стал уговаривать меня возвратиться обратно в
Румынию, обещая улучшение моего положения там. Но уговоры его не подействовали,
и я вместе с группой в с. Паштанки явился к председателю сельсовета и сдал
оружие.
РАССТРЕЛЯН ПО НАВЕТУ
Дальше в судьбе Льва Задова - загадочный пробел
в несколько месяцев. Бывший контрразведчик Махно вдруг всплывает в декабре 1924
года в Одесском управлении НКВД, как уже упоминалось, под фамилией
Зиньковского. Сейчас, по прошествии стольких лег, наверное, невозможно
установить детали службы Льва Николаевича в ЧК. Но, судя по некоторым
документам, сохранившимся в архиве Главной военной прокуратуры, к делу он
относился старательно и самоотверженно.
Из личного дела видно, что характеризовался он
только положительно, имел ряд поощрений: благодарность и денежная премия от
коллегии ГПУ УССР в 1924 (!) году. В 1929 году награжден оружием с золотой
надписью. В 1932-м-боевым оружием "за активную и беспощадную борьбу с
контрреволюционерами".
Интересно и то, что в документах тех лет нет
упоминаний о каких-либо претензиях к Льву Николаевичу за прежнюю службу у
Махно. В послужном списке есть лишь одна запись о том, что в комиссию
партийного контроля при ЦК ВКП(б) поступила жалоба о том, что Зиньковский
(Задов) служил у Махно, и т.д. Эта жалоба была "закрыта" довольно
лаконичным ответом из НКВД: об этом органам известно. И все! Для тех времен
достаточно странно!
И тем не менее во время разоблачительного бума в
1937-м Зиньковский все-таки попал под наковальню НКВД. Поводом для его ареста
послужил вот такой бездоказательный документ, составленный неким сержантом (!)
госбезопасности Оратовским:
"Зеньковский привлек к работе в органах
государственной безопасности в качестве курьеров бывших участников банды Махно,
которые совершали ходки за кордон со специальными заданиями по связи с
закагентурой. В дальнейшем часть этих курьеров вызвала подозрения со стороны
органов УГБ НКВД УССР в том, что они перевербованы органами иностранной
разведки. Особые подозрения вызвал бывший закордонный курьер Каретников, ныне
арестованный, который в 1936 году в одной из ходок в момент перехода на
советскую сторону был задержан за кордоном вместе с источником, к которому он
совершал ходки. Причем Каретников по неизвестным причинам был сейчас же
освобожден, а закордонный источник органов НКВД был ликвидирован. За время
службы Зиньковского секретным оперуполномоченным, а затем и начальником ИНО за
ним замечалось ряд моментов, дающих основания подозревать, что он перевербован
органами иностранной разведки. Учитывая это, Зиньковский подлежит аресту по
обвинению в шпионаже".
Ни следствие, ни суд ни одним фактом не смогли
доказать изложенное в этом,с позволения сказать, документе. Однако 25 сентября
1938 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР приговорила
Л.Н.Зиньковского (Задова) к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в
исполнение.
Не так давно Главная военная прокуратура,
проведя скрупулезноерасследование, признала обвинение многолетней давности
необоснованным и направила дело в суд, который полностью реабилитировал
Л.Н.Зиньковского (Задова).
***
В "деле" Задова есть немаловажный
современный аспект. Жена Задова – Вера Ивановна Зиньковская после расстрела
мужа переехала в станицу Белореченскую Краснодарского края, работала
учительницей, воспитала прекрасную дочь, которая геройски погибла в 1942 году в
боях за Севастополь. Подняла младшего сына, который в 1948 году закончил высшее
военное командное училище, дослужился до командира полка, а после увольнения в
запас долгое время работал на руководящих должностях в управлении туризма
Краснодарского края.
Два внука Льва Задова - офицеры, четыре правнука
тоже мечтают о службе в армии. В народе говорят: хороших всходов от гнилых
зерен не бывает. Так что в любом случае Льва Николаевича, так сказать,
"реабилитировало" его потомство.
КРАСНОДАР - МОСКВА
__________________________
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш
Подготовлено агентством
анархистов "АН-ПРЕСС"
по
материалам National News Service и других информационных служб.
Выпускающий
редактор: А. Майшев
Информационный
редактор: Д. Костенко
E-mail: AnPress@mail.admiral.ru Tel./fax: (812) 247-8572
FIDO:
2:5030/563.34
шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш