шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

  

                                         К Р И В О Е    З Е Р К @ Л О 

  

                   # 16   *   Виртуальный  пресс-дайджест   *   сентябрь 1998

  

                       ---  Радикальные  движения  глазами  масс-медиа  ---

  

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

В  НОМЕРЕ:  Перед лицом фашистской угрозы  *   Антиядерный лагерь СоЭС  *  Судьба дочери Махно  *  Последний апостол Революции  *  Умер ли 68-ой? (О дадаистах, леттристах, ситуационистах, хиппи, киберпанках и др.)  *  Internet и практический анархо-синдикализм  *  Тайна Якова Блюмкина  *  Колумбийские тюрьмы - школа герильи

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

 

Автор: Александр Желенин

Дата: 19980718

Заголовок: ЛЕВЫЕ ПРОТИВ НАЦИ

Источник: Независимая газета, Москва

Текст:

 

В БОРЬБЕ ПРОТИВ ФАШИЗМА ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ

 

НА ДНЯХ в Москве представители различных левых организаций, от анархистов до сторонников пролетарской революции, решили объединить свои усилия в борьбе с нарастающей угрозой фашизма в России. Было заявлено о создании левого антифашистского фронта.

 

В заседании, посвященном этому событию, его участники объясняли необходимость создания нового объединения резким ростом фашистской угрозы в стране. По словам известного московского анархо-коммуниста Вадима Дамье, принимавшего участие во встрече, сообщение о том, что в России газета РНЕ "Русский порядок" выходит тиражом в 1 млн. экземпляров, вызвало за рубежом настоящий ужас, западные антифашисты хватаются за голову и говорят, что это беспрецедентный факт в современном мире.

 

Беспрецедентным, по словам Дамье, является и то, что, будучи работниками многочисленных охранных структур, многие члены РНЕ имеют оружие. Угроза фашизма в нашей стране усиливается, по его словам, еще и тем, что он у нас (если иметь в виду РНЕ и другие подобные организации) является лишь вершиной националистического айсберга. "Национализм превратился в консенсус для практически всех политических сил, представленных в парламенте и правительстве. Более того, это часть государственной идеологии", - сказал он.

 

Другой причиной необходимости основания именно левого антифашистского фронта выступавшие называли весьма сомнительный антифашизм уже существующих организаций, в частности Московского антифашистского центра. "Это правая организация, там масса пиночетовцев и нет никого левее гайдаровцев и неолибералов", - заявил бывший член этого центра Владимир Сиротин, заметив, что его руководство работает главным образом на свой карман, не занимаясь никакой серьезной деятельностью, в то время как численность РНЕ, по некоторым оценкам, достигает уже 100 тыс. членов. И это не считая сочувствия баркашовцам силовых ведомств, особенно МВД, и негласной, а зачастую уже и открытой поддержки, которую получают они от региональных и центральных властей в России.

 

Почти все выступавшие считают одной из основных причин нарастания фашистской опасности в современной России углубляющийся экономический кризис. В этих условиях, считает Дмитрий Якушев, представлявший на встрече информационный методический центр, специализирующийся по рабочему движению, крупный капитал требует диктатуры. Причем пиночетовского типа. Однако, по его мнению, поддержанному всеми выступавшими, "Пиночет в России, безусловно, будет националистом". Он сказал также, что "мы готовы на любые акции и считаем, что для того, чтобы остановить фашизм, хороши все меры, которые могут способствовать этому".

 

(С) "Независимая газета" (НГ), электронная версия (ЭВНГ)

__________________________

 

Автор: Дмитрий ГОРДИЕНКО

Дата: 19980806

Заголовок: С МЕСТА СОБЫТИЯ

Источник: Северный курьер, Петрозаводск

Текст:

 

"ТЕРРОРИСТЫ" НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

Несколько дней корреспондент "СК" просидел в лагере в окружении милиции

 

В 12 километрах от города Полярные Зори в Мурманской области состоялся международный антиядерный лагерь, раскинувший свои палатки на склоне Лысой горы. С легкого пера здешних газетчиков, опубликовавших в городской газете заметку с лихим названием "Террористы под стенами АЭС", лагерь с первых дней своей работы породил много слухов и домыслов у бдительных местных жителей.

 

Между тем намерения у "зеленых" были благие - привлечь внимание общественности к опасности дальнейшего развития ядерных технологий в полярном регионе, в частности, к работе Кольской атомной станции. Организаторами мероприятия стали международный Социально-экологический союз (СоЭС), апатитское отделение кольского координационного центра "Гея", группа "Экозащита" из Калининграда, журнал "Утопия".

 

Кольская АЭС существует четверть века. Хотя работающие там реакторы ВВЭР, по утверждениям энергетиков, самые надежные в мире и в отличие от реакторов РБМК (чернобыльский тип) исключают аварии с катастрофическими последствиями, стопроцентной гарантии их безопасности не могут дать и сами сотрудники станции. В 2003 году должен быть закрыт отслуживший свой срок энергоблок N1, а в течение последующих восьми лет - вся станция. Закрытие и консервация АЭС - дело сложное и дорогостоящее, а в планах специалистов - строительство еще одной электростанции на Кольском полуострове. Это непосредственно касается жителей Карелии - мы пользуемся энергией Кольской АЭС. Соседство с ней в случае возможных, пусть и мелких, аварий, безусловно, тревожит.

 

Координатор антиядерного движения в России, член Социально-экологического союза Владимир Сливяк сообщил корреспонденту "СК":

 

- В нашем лагере - около ста человек со всей России. Есть представители Норвегии, Дании, Швеции, Казахстана. Это первый опыт объединения не только единомышленников, но и людей "со стороны", которые тоже могут встать в ряды "зеленых". Мероприятия здесь носят скорее просветительский, пропагандистский характер. Надеюсь, что люди, доселе не сталкивавшиеся с вопросами охраны природы, заинтересуются, будут заниматься ими. Время лагерей протеста, видимо, прошло. Они были актуальны в конце 80-х, начале 90-х годов. Тогда многие предприятия, наносящие урон окружающей среде, благодаря нашим требованиям закрывались. В последние пять-шесть лет добиться значимого результата нам не удалось.

 

Я провел в лагере несколько дней. Мне показалось, что и на этот раз особого эффекта участники антиядерного лагеря не добьются. Очень уж пестрым был он по составу: христианские демократы, панки, анархисты. О количестве неформальных группировок говорили флаги над их палатками. Особенно впечатлял черный флаг анархистов. Необходимого порядка в проведении мероприятий здесь не наблюдалось.

 

Некоторые из участников приехали просто "оттянуться" на природе: почему бы и нет - бесплатное питание, бесплатный проезд. Посещение "каких-то там занятий" им было явно "в лом". При внимательном рассмотрении лагерь больше походил на цыганский табор, чем на спланированную акцию протеста.

 

Видимо, не случайно представители местной администрации выставили около лагеря круглосуточный пост милиции. Все силы городского отдела милиции Полярных Зорь были переведены на 12-часовой рабочий день. Вдоль дороги, ведущей на АЭС, дежурили дополнительные патрули особого батальона охраны из города Апатиты.

 

На склоне Лысой горы состоялась пресс-конференция с участием руководителей АЭС, мэра города Полярные Зори и обитателей лагеря. Вместо серьезного и вдумчивого диалога получился, на мой взгляд, разговор глухого со слепым. "АЭС нужна и безопасна!" - говорили атомники, как они сами себя называют. "АЭС не нужна и очень опасна!" - твердили участники антиядерной акции.

 

После недельного пребывания в лагере я так до конца и не понял цели его проведения. Очевидно, что зеленое движение, хотя и многочисленно, но разобщено. Добиться сегодня серьезных результатов методом "наскока" практически невозможно.

 

...Когда я покидал Лысую гору, лил дождь. Водитель попутной машины, согласившийся подвезти до вокзала, заинтересованно спросил:

 

- Что, из лагеря "террористов"?

  

В ответ я только пожал плечами...

__________________________

 

Автор: Вячеслав ЛЕБЕДЕВ

Дата: 19980703

Заголовок: ДОЧЬ БАТЬКИ МАХНО ЖИЛА С КЛЕЙМОМ "ВРАГ НАРОДА"

Источник: Казахстанская правда, Алматы

Текст:

 

В корпункт "Казправды" пришло письмо: "Недавно на кладбище увидела могилки жены и дочери Махно. Неужели они жили в нашем городе? Елена Крикунова, город Тараз".

 

Елена Несторовна Михненко, дочь легендарного анархиста, скончалась 26 декабря 1992 года в возрасте 70 лет. Большую часть своей жизни эта удивительная и мужественная женщина прожила с клеймом "враг народа".

 

...Она родилась в 1922 году в Варшавской тюрьме. Потом жила с отцом и матерью в Германии, в пригороде Парижа Венселе. Жили в страшной бедности. Там, в июле 1934 года, и умер от туберкулеза Нестор Иванович. В 1942 году ее с матерью выдали гитлеровцам. Три года каторги в Берлине. 1945 год прекратит их мучения. Но ненадолго. На следующий год в Киеве мать и дочь приговорили по 58 статье к 10 и 5 годам тюремного заключения.

 

Отбыв срок, Елена Несторовна поселилась в Джамбуле. Вернулась из тюрьмы мать. И хотя Елена была "под колпаком", ей удалось вначале закончить Ташкентский строительный техникум, а затем и Жамбылский гидромелиоративно-строительный институт. На стройках Тараза до сих пор хорошо помнят инженера, прораба Елену Несторовну Михненко, но и по сей день немногие ее товарищи знают, что эта образованная женщина, в совершенстве владевшая французским и немецким языками, была родной дочерью Махно.

 

...Бывший авиатор Иван Петрович Куликов выполнил последнее желание жены, похоронив ее на городском кладбище рядом с матерью. За невысокой металлической оградкой скромный памятник с надписью: "Здесь покоятся жена батьки Махно матушка Галина Андреевна и дочь Елена Несторовна".

 

...Отсюда до парижского кладбища Пер-Лашез, где рядом с могилами 18 коммунаров, героев французской революции, стоит памятник "советскому коммунару Нестору Махно", тысячи километров.

 

г. Тараз.

__________________________

 

Автор: Дмитрий Петров

Дата: 19980601

Заголовок: ТРИ ЧЕ

Источник: Журнал Пушкин, Москва

Текст:

  

ТРИ ЧЕ

 

У него только одно лицо. Лицо плаката.

 

Романтический, контрастный, черно-белый на красном. Снабженный непременным и только ему одному во всем свете вверенным символом-атрибутом - беретом со звездой. Ставший, пожалуй, самым ярким и массово-тиражным из вымпелов 68-го - когда другая революция оказалась вдруг возможной, ибо показалась таковой...

 

Но не свершилась.

 

Быть может, эта-то несвершенность и превратила его - в Образ? Благодаря мастерскому снимку Альберто Корды некое лицо на много лет вперед стало непременным элементом почти любого мятежного антуража.

 

Будучи убит, Че Гевара стал знаком.

 

А обрез знаменитого плаката - контуром мифа.

 

Его жрецами стали журналисты. Баррикадная гротескность контекста определила экстравагантность обряда.

 

"Сопредседатели ревкома Джонни Диор и Эвридика Клико разработали план восстания. Как только телевизионщики расставят приборы, начнется штурм библиотеки. Затем будет подорван тотемный столб буржуазного либерализма, пятидесятиметровый обелиск с именами буржуазных ученых. Вознесутся в небо портреты святых: Ленин, Мао, Сталин, Троцкий, Гитлер, Че Гевара..." (В. Аксенов. "Ожог").

 

Ясно, что аксеновская ирония зла как травма репрессированного отрочества, ревнующего западных сверстников к их свободе. В том числе - к свободе от свободы потреблять. Его злость объяснима. (А список полон.)

 

Верно и то, что из поименованных нарушителей спокойствия ХХ века команданте Че был канонизирован последним. Но миллионы молодых идеалистов приняли именно его образ в качестве объективного образца. Отождествляя себя с протестом, они отождествили протест с кумиром.

 

Создав спрос на Че Гевару, они превратили образец в шаблон, а шаблон на Западе - в товар, а на Востоке - в пропагандистский инструмент.

 

Сколько продано по всему миру плакатов, футболок, фотографий, знамен и значков с этим лицом! Сколько создано - и продано - фильмов, стихов и легенд! Сколько написано - и продано - книг... В России - только три книги.

 

Каждая из трех книг о Че Геваре, доступных на русском языке, примечательна по-своему, и прежде всего - с точки зрения меры.

 

Меры приверженности автора всему самому светлому и меры его ненависти и презрения ко всему самому темному (как полагается - всему остальному).

 

У Иосифа Лаврецкого (ЖЗЛ, "Молодая гвардия", 1978) и того и другого навалом. У Валерия Алексеева в "Скромном кондотьере" ("Политическая литература", 1991) - поменьше. "Че Гевара" же в исполнении француза Жана Кормье ("Зевс", 1997) вообще как бы выпадает за пределы конфронтационной полярности миров.

 

Персонаж ЖЗЛ - герой-революционер, описанный языком известинского международно-политического очерка. Человек "с несгибаемой убежденностью в правоте своих взглядов. Беззаветно преданный делу "..." освобождения трудящихся от язв капитализма и империализма. В этом было его счастье, его идеал". Че Лаврецкого - показательный ударник передового коммунистического производства.

 

У Алексеева герой-революционер уже менее стандартный. Ибо, как выясняется, борется он ради личных идеалов плюс для проверки гипотезы, что справедливость, стремление к приключениям и трагический финал вполне сочетаемы.

 

Это "...человек, который, преодолев физическую немощь "..." поднялся к вершинам всемирной славы - и с карабином и вещмешком за плечами отправился в чужедальнюю сельву, чтобы стать жертвой вселенского зла".

 

Любопытно полное название книги Алексеева - "Скромный кондотьер. Феномен Че Гевары".

 

Но кто наниматель? С Кастро рассорились. С Мао и Советами - не столковались. А народы не готовы были выложить ни песо. Ясно: в роли нанимателя выступила сама Всемирная Революция, а платой стала Мировая Слава.

 

Короче, персонаж, которого очень не хватало ранней перестройке.

 

У Жана Кормье он - просто Герой. Но еще и врач-регбист, астматик-женолюб, читатель-солдат - обаятельный и таинственный, раз и навсегда бросивший вызов социальному уюту и компромиссу. Из-под французского пера явился "...странник души, который двигал вперед надежду, закованную в сердце. Который обращал магнетический свой взгляд на жизнь других с обостренным желанием улучшить ее "..." Апостол гуманизма, такого, каким его нужно понимать на заре третьего тысячелетия, ставя более чем когда-либо человека на службу человеку".

 

Тут уж ничего не скажешь. Апостол, он апостол и есть.

 

А что же паства?

 

А в пастве-то как раз волнение. Непокой. Паства покололась на секты. У каждой свой Че.

 

Для начала слово случайно встреченному у станции метро "Теплый Стан" безымянному партизану (программисту-электронщику) со значком команданте на камуфляжной безрукавке: "Оличный был человек, прямой. Сволочей наказывал. Правильных людей защищал. Вот так делать и надо! Большой был человек".

 

- Миф Гевары - значимая строка в оглавлении "Легенд и мифов российских левых". Для меня Че - символ свободы духа и борьбы с врагами свободы, - продолжает тему Максим Кучинский, анархист, координатор экологического движения "Хранители радуги". - Но его обязательно присвоят "авторитарные" левые. Им очень подходят его бескомпромиссность и милитантизм. Я же, несмотря на большую симпатию к Че как историческому персонажу, считаю, что ему, как знаку, у радикальных - старых - большевиков самое место. И вопрос в том, надо ли либертарным левым и дальше принимать миф о Че в качестве своего?"

 

- Че Гевара с недавних пор превратился в официальный символ альянса Лимонова-Анпилова-Терехова, - считает член совета Молодежного университета социализма Павел Кантор. - Жаль, но пора пересмотреть отношение к этому политическому знаку. Похоже, самое время подарить его тем, кто превращает Че либо во вчерашнего Салмана Радуева, либо в завтрашнее знамя очередной попытки попрания исторических законов.

 

- Че достоин лучшей участи, чем стать пропагандистским инструментом в руках политического кентавра Анпилова, который представляет собой помесь левака и национал-социалиста, - надеется видный латиноамериканист Кива Майданик, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений. - В 60-х Че Гевара и вправду был воплощением экстремальных тенденций своей эпохи, но при этом - и воплощением левого варианта выхода из ее противоречий и перехода в эпоху иную. Сегодня в Европе и Латинской Америке образ Че трансформируется в символ сопротивления транснациональному неолиберализму. Но и тогда, и теперь его специфика - в его либертаризме и отрицании левого кликушества в той же мере, что и в отрицании советской теоретической модели.

 

Что касается российской реальности, то нам еще предстоит столкнуться с тем, реакцией на что стало новое явление Че Гевары на плакатах западных демонстрантов. Но это случится, когда мы выкарабкаемся из нынешней ямы.

 

Вот как отвечает на этот вопрос Дмитрий Костенко, один из лидеров тех самых радикалов: "23 февраля на демонстрации я видел молодых людей в черных масках с флагами, где были изображены Че Гевара и Мао Цзэдун. Москва - зажравшийся буржуазный город. Всюду морды с сотовыми телефонами. Зачем нам торжествующее мурло мещанина? Мы зовем не к сытному котлу, не к жирной самке, мы зовем к светлому будущему, к борьбе! И Че Гевара - наш призыв! Наш клич!"

 

Нынешний Че Гевара, кто бы его ни присваивал и ни использовал, сохраняет все черты мифа. Будучи создан как бы для угнетенных, миф Че Гевары не был создан угнетенными в их, собственно, языке. Он возник в языке других. В том числе - сегодня - в языке других революционеров. Тех, что олицетворяют не "старый левый" конфликт между угнетенными и угнетателями, но уже "постновый левый" конфликт уровней технологического и культурного развития в глобальной системе отношений. Как ни странно, отсутствие общей цели (или - ее многомерность?) не мешает мифу исполнять миссию. И когда в Москве ли, на Урале ли тридцать лет спустя после его смерти град студенческих камней и плевков встречает бодрый ответ ОМОНовских дубинок, призрак Че Гевары, путешествуя по планете, подмигивает в сторону "одной восьмой".

__________________________

 

Автор: Миша Вербицкий

Дата: 19980601

Заголовок: HELTER SKELTER-68

Источник: Журнал Пушкин, Москва

Текст:

 

Что такое 1968-й?

 

В 1968 году умерла Хелен Келлер, знаменитая глухонемая. Были убиты Роберт Кеннеди и Мартин Лютер Кинг. Потребление общественного согласия, в первый раз за десятки лет, превысило производство. Общественная ткань начала рваться, обнажая подернутый плесенью каркас.

 

В это время в Париже умирал режим Шарля де Голля. Первый раз за историю страны в дополнение к красному знамени рабочие несли черное знамя – знамя анархии, знамя Нестора Махно. Профсоюзы не хотели иметь с революцией ничего общего, и организацией забастовки занялись студенты.

 

Единственный член Политбюро Компартии, осмелившийся поддержать выступления (Роже Гароди), был немедленно исключен. Коммунисты считали, что победят на ближайших выборах, и не хотели волнений.

 

Вершиной революции было 24-е мая, когда сожгли биржу.

 

В тот же день троцкисты распустили своих последователей по домам, а социалисты стали саботировать захват министерств. 27-го мая революция завершилась десятипроцентным ростом зарплаты по всей стране. Армия разогнала демонстрации и пикеты. К началу июня во Франции было спокойно.

 

"А в это время..." - Бунюэль, Дали, "L'age d'or"

 

Коммуны и кружки в Калифорнии и Нью-Йорке организовали из себя свободную инфраструктуру политического действия по имени YIP - Youth International Party. Йиппи. Под руководством йиппи десятки тысяч партизан смещенного сознания собрались в глубокой медитации вокруг Пентагона с целью поднять Пентагон. Все видели, как гигантское здание поднялось в воздух. Испуганное правительство отменило ЛСД.

 

Другой акцией йиппи было выдвижение в президенты наиболее адекватного этой должности кандидата - молодой свиньи мужеска пола по имени Наполеон. Но это было потом, когда надежды на демократическое решение проблем уже не было. Весной же им удалось уговорить выдвинуть свою кандидатуру Роберта Кеннеди, антивоенного активиста из умеренных и брата JFK.

 

Роберт Кеннеди прекрасно знал, что его убьют, если он выдвинет свою кандидатуру. Другие кандидаты (республиканцы и демократы) были за войну до победного конца. У Кеннеди хватило мужества выступить кандидатом и быть убитым после решающей победы в "primaries" - предвыборных состязаниях кандидатов от его партии. Раскол в демократической партии стал неизбежен. Президентский кандидат от демократов, с набоковскими инициалами ХХХ (Хьюберт Хамфри), не формулировал четкой позиции, да и вообще не собирался победить на выборах. Америка была отдана на откуп милитаристам.

 

Последней акцией гражданского протеста в американской истории была конвенция демократов 1968-го года в Чикаго, городе скотобоен. У кандидата, пообещавшего остановить войну, имелись шансы победить на выборах. Был провозглашен клич - активистам всей Америки явиться на конвенцию и добиться выдвижения демократа-пацифиста.

 

Это была бойня: дубинки и слезоточивый газ. Под крики "бей негра!" полиция устремлялась в толпу демонстрантов, а демонстранты в ответ увечили полицейских камнями и железками. В дополнение ко всему ходил слух, что хиппи отравили воду ЛСД, так что к ирреальности происходящего присовокуплялась боязнь за рассудок. Начиная с продажного мэра и кончая расистами-полицейскими, Чикаго оправдал свою репутацию столицы мафии на все сто.

 

После 1968-го лидеры YIP потеряли общий язык. Пол Красснер стал конспирологом и редактором знаменитого Хастлера. Абби Хоффман ушел в андеграунд и сделал пластическую операцию. До конца 1980-х он скрывался от полиции. Потом преследования прекратились, и он скоро покончил с собой. Джерри Рубин решил, что деньги важнее революции, и изобрел термин "yuppie". Когда его задавила машина, этого никто не заметил. Многие оказались в тюрьме; другие попали в конгрессмены.

 

Америка семидесятых была полна замечательно красивых актов террора и головотяпства (что стоит покушение Лайнетты Фромм на президента Форда, с незаряженным пистолетом, или похищение террористами Symbionese Liberation Army наследницы миллиардера Патти Херст, с последующим обращением наследницы в терроризм). Но радикалы и головотяпы не были больше фокусом национального внимания. С глаз долой, из сердца вон - начиная с конца 1970-х и вплоть до появления ополчений правых радикалов Америкой владел тотальный конформизм.

 

Между ополчениями и радикалами-хиппи нет никакой связи. Что ж, радикальная традиция исчезла? Нет, переродилась. Умами владеет синтетическая конструкция, составленная из индивидуализма хиппи и экономического либерализма калифорнийских промышленников-технократов и замешанная на возможности легкого обогащения и неограниченной власти через контроль

над технологиями.

 

Думать дада

 

Чтобы понять 1968-й, надо думать дада. Французская революция (или, как ее скромно называют сейчас, "события мая 1968") вдохновлялась словами Сен-Жюста: "Счастье - новое слово в Европе" - фраза, и по сей день звенящая тихо призывом к оружию. Недаром при попытке искать в Альтависте +"Happiness" +"new word" +"Europe" первым номером выходит "Magick in Theory and Practice" Алистера Кроули. Интернационал ситуационистов, пустивший в обиход эту цитату, ориентировался на призывы дада:

 

Дадаизм требует...

 

Постепенного введения безработицы через посредство механизации всех видов труда. Только безработица может позволить индивидууму достичь уверенности в истинности существования и свыкнуться с опытом.

 

(Ричард Хьюльзенбек и Рауль Хаусман, из манифеста "Что такое дадаизм и какие цели он ставит в Германии")

 

Об этом же писал Тристан Тцара:

 

Я убежден, что Америка должна ответить за постыдное клеймо нашей эпохи: фетишизацию труда, идиотскую идеологию, основанную на стремлении к материальному прогрессу и презрении к утопии, к поэзии, ко всему, стремящемуся к усовершенствованию человеческой души... Я должен и буду противостоять этому влиянию... самым насильственным рывком вперед - идеей и самой творческой работой - бездельем.

 

К 1930-м Тцара присоединился к сюрреалистам, которые мало-помалу перешли на позиции ортодоксального сталинизма. Борьбой с опровергшим себя сюрреализмом начали свою деятельность леттристы, в 1953-м организовавшие Интернационал леттристов. Леттристы занимались тем, что сейчас называется "сакральная география"; они называли это психогеография - серия магических упражнений, направленных на исследование географии городов и одновременно - на радикальную деконструкцию образа жизни городского человека. География, переведенная в экзистенциальную плоскость. Экзистенция леттризма:

 

...Любая работа есть не более чем выполнение полицейских функций. Мы утверждаем, что существующие идеи и формы взглядов абсолютно ни на чем не основаны. Современное общество разделяется на леттристов и стукачей - полицейских осведомителей. Нет никаких нигилистов, есть только импотенты. Растление малолетних и злоупотребление наркотиками есть часть наших усилий по преодолению пустоты. Многие из наших товарищей - в тюрьме за воровство. Мы протестуем против кары, постигшей тех, кто наконец осознал абсолютную ненужность труда. Никаких разговоров об этом быть не может. Человеческие отношения должны быть основаны на страсти, если не на страхе.

 

- Манифест Интернационала леттристов, 1953, Париж.

 

Экономическая программа леттристов была основана на постепенной механизации и замене труда игрой, а экономики - страстью. Они приводили пример индейцев Америки, известных обычаем под названием потлач - обмен ценными подарками от деревни к деревне, где каждая деревня была обязана правилами игры отдарить больший подарок, чем получен, - эскалация подарков приводила к тому, что деревня, не сумевшая отдарить подаренное, сжигала свое жилье, в этом символическом акте отдавая все имущество. Другим примером была знаменитая колонна Дурутти времен гражданской войны, ходившая по Каталонии и сжигавшая все деревни на своем пути с целью построения нового быта.

 

Главный журнал леттристов назывался "Потлач".

 

Искусство леттристов состояло в окончательной деструкции традиционных форм - стихи из отдельных букв, кино из чистых белых и черных экранов и постоянные скандалы в солидных местах.

 

В 1958-м Интернационал леттристов мутировал в Интернационал ситуационистов (объединение работников культурного авангарда), несущий ответственность за "события мая 1968 г.". Политическая программа ситуационистов изложена в другом месте.

 

Важна параллель между утопизмом ситуационистов и утопизмом хиппи.

 

Тезисы о дадаизме в Германии требуют двух разных вещей: повсеместной безработицы и осознания истинности существования. Ситуационисты соотносили себя с первым требованием, хиппи - со вторым. Идеология хиппи была построена на попытке прорыва в мир неограниченной духовности через свободный секс, религию, наркотики и непротивление злонасилию; к политической борьбе они были не готовы, да и не интересовались ею вообще. События августа 1968-го в Чикаго были избиением невооруженной, неорганизованной и не готовой к насилию толпы. И в полном соответствии с учением Интернационала ситуационистов движение хиппи было впоследствии коммерциализовано, дезориентировано рекламой и промыванием мозгов и вынуждено покупать свою же собственную культурную продукцию выхолощенной и завернутой в целлофан. Так будет со всяким.

 

В противоположность этому ситуационисты построили стройную политическую теорию, не уступающую по верности и всесильности Марксу. Но по крайней духовной аскетичности их программы они безжалостно исключали из канона любой мистицизм и подавляли красоту и искусство. Для лидеров ситуационистов с многолетним опытом работы в искусстве и беспорядочной половой жизнью богемные ценности были самоочевидны, и отказ от их пролиферации следует отнести к стыдливости и фрейдистскому нежеланию смешивать разные стороны бытия. Это привело к политическим ошибкам, погубившим революцию. К 1968-му Интернационал ситуационистов (SI) полностью сменил классовую и культурную ориентацию - в 1958 году Дебор писал, что SI есть союз работников авангарда культуры, а в 1968 году ориентация на пролетариат сделалась догмой. Другой догмой оставался примат счастья над красотой и искусством. И когда пролетариат почувствовал себя счастливым в связи с десятипроцентным повышением зарплаты, возразить было уже нечего.

 

Интернационал ситуационистов был распущен в 1972-м.

 

Ублюдок-1968

 

В отличие от ситуационистов, политикой идеологов американских 1960-х было признание тотальной благости свободных СМИ, в особенности электронных медиа. Отчасти это было связано с минимально корректированным изображением вьетнамской войны в начале кампании, когда ежедневно самосжигающихся буддийских монахов в желтом показывали по телевидению с такой же пугающей ежедневностью. Это скоро прекратилось, но эйфория не прошла. Отношение шестидесятников к медиа выразил Маршалл Маклюэн: "the media is the message". Один из светлейших умов поколения, Норман Спинрад, написал однажды толстый роман о том, как террористы захватывают ТВ-центр и перевоспитываются самим фактом показа по ТВ.

 

Абсолютная недооценка феномена естественного промывания мозгов, о котором писал Дебор, привела к распространению безумных конспирологических идей о вживлении ЦРУ приборов контроля над поведением. Практически все хиппи прошли через стадию конспирологии в 1970-х, но большинство в ней не задержалось, а перешло к сотрудничеству с медиа. Единственным злом виделось государство.

 

Утопией поколения стал одинокий ковбой, раскрывающий глаза народа на злоупотребления правительства. Но начиная с разоблачения Никсона, роль государства в американской жизни постепенно свелась к нулю. И получилось так, что никаких разногласий между индивидуалистом-капиталистом и капиталистом-бывшим хиппи больше нет: их спаяла вера в саморегуляцию экономики и абсолютную общественную пользу ничем не стесненной конкуренции (так называемый laissez-faire capitalism). К этому присовокупилось то, что на бывших хиппи пролился золотой дождь в виде доходов от продажи интеллектуальной собственности, которая неожиданно стала основным продуктом производства. Единственным камнем преткновения были ценности американского либерализма - так называемые "права человека", а также равенство возможностей, во имя которых тысячи американских правозащитников 1960-х устраивали голодовки, а зачастую жертвовали жизнью. Но оказалось, что права человека - не более чем формальность, не требующая ничего, кроме продуманной политики public relations. И к середине 1980-х "права человека" стали фетишем традиционных капиталистов (таких, как Рейган) в той же степени, в какой они были фетишем для хиппи.

 

Соединение laissez-faire и воли к власти через контроль над медиа и рынком интеллектуальной собственности с эгалитарными ценностями американского либерализма называется "калифорнийская идеология", и на данный момент она - идейная программа американской элиты.

 

Большинство хиппи успокоились, пройдя дисциплинарный санаторий 1970-х, и влились в американский мейнстрим. Немногие задержались в стадии конфронтации, вдохновленной недолгими волнениями 1968-го и последующей волной арестов и политических убийств. Позднейшая конфронтационная версия "калифорнийской идеологии" называется киберпанк. Киберпанк не имеет никакого отношения к панку (арт-террористическому движению, основателями которого были те же ситуационисты). Киберпанк есть калифорнийская идеология, замаскированная под футуризм. Конфронтация между индивидом и злокозненным правительством превратилась у киберпанков в конфронтацию между индивидом и злокозненными корпорациями, заменившими правительство. Никакого структурного анализа злокозненности не ведется - злокозненные, и все. Оружием киберпанка являются все те же навязшие на зубах media is the message - на сей раз каналы официальных компьютеризованных медиа, которые киберпанк взламывает ради борьбы со злокозненностью и чтобы украсть у корпораций что им не положено. Соответственно интересы "киберпанков" сводятся к сохранению информации (секретности) и разработки секретных техник, как эту информацию воровать.

 

Следует признать, что 1968-й мертв.

__________________________

 

Автор: Linuxoid "do@cityline.ru", Андрей

Дата: 19980617

Заголовок: Товарищ! К борьбе за совершенство программного кода будь готов!

Источник: Модус, Москва

Текст:

 

Не знаю, как Вам, дорогой читатель, а мне Internet с каждым днем все меньше напоминает средство связи как таковое. Сегодня это уже не просто нагромождение железок, проводов, приемников, передатчиков, серверов и терминалов, а нечто вроде полноценной среды обитания. И если на ранних стадиях развития проекта некоторые жаловались на то, что, дескать, обилие информации не подкреплено соответствующей классификацией и, мол, неразумно тратить целые часы на поиск нужных данных, то теперь становится совершенно очевидным следующее: найти нужный файл в Internet не проще (но и не сложнее), чем разыскать нужного человека в огромной стране. Если Вам известен адрес или место работы - это одно, а если только имя и, скажем, профессия, то все гораздо сложнее.

 

Количество переходит в качество, и, скорее всего, сегодня уже можно говорить о специфической общественной и политической жизни в Internet, которая не является простым отражением текущей истории. К примеру, сегодня мы переживаем кульминационный период самой настоящей виртуальной мировой войны. Противоборствующими сторонами в ней являются два известнейших программных продукта, каждый из которых позволяет получить доступ ко всем основным подсистемам Сети: Netscape Communicator и Microsoft Internet Explorer.

 

Предыстория вопроса и основные параметры третьих и четвертых версий обоих браузеров уже освещались на страницах нашей газеты. С тех пор беспощадная конкуренция между этими программами привела к удивительным результатам. С одной стороны, Microsoft испытывает множество затруднений юридического характера, связанных с интеграцией IE с операционной системой Windows. Ситуация парадоксальная: американская Фемида отстаивает свободу предпринимательства и пытается притормозить тотальное распространение IE4/Win98, но сделать тут практически ничего нельзя. Как можно запретить бесплатное распространение дополнительного блока коммерческой операционной системы, защищенной международным авторским правом? Никак.

 

Понимая безвыходность сложившегося положения, корпорация Netscape могла просто свернуть все работы по проекту Communicator и распространять его бесплатно, как IE. Это была бы капитуляция. Но Netscap'овцы, к счастью, решились на такой шаг, что творцы Эксплорера уже не смогут противопоставить ничего серьезного в ответ. Communicator был передан во всеобщее пользование не просто как готовый продукт, а как живое, прогрессирующее дело, в котором каждый желающий может принять участие в меру своих сил и способностей.

 

Открылся WWW-сервер http://www.mozilla.org - на нем собрана вся текущая информация о Communicator. Здесь можно взять последний вариант исходных текстов для любой компьютерной платформы, связаться с командой разработчиков, сообщить им о замеченной ошибке, предложить собственную идею, ознакомиться с набросками перспективных проектов и, наконец, подать заявление о приеме в партию вольных программистов.

 

Этот сайт полезно посетить хотя бы ради того, чтобы ознакомиться с некоторыми программистскими технологиями. Вы знаете, что такое CVS? А, может быть, слышали о Tinderbox? Если нет, советую ознакомиться. Это мощные инструменты, позволяющие вести эффективную разработку продукта всем миром.

 

Строго говоря, описываемый узел посвящен исключительно проблемам развития Communicator. Но по оформлению титульной страницы ясно видно, какой накал страстей царит в стане ненавистников IE. Эмблема сайта – изображение дракона Мозиллы (символа Communicator) в красной пятиконечной звезде посередине черного знамени. Это Вам не анархическая вольница хакеров и не утопические идеи с http://www.gnu.org. На политическую арену выходит коммерческий анархо-синдикализм от фирмы Netscape. Суровый красно-бело-черный плакатный стиль а-ля Родченко и Кандинский снова в игре. Со стороны авторов IE слышится злобное шипение: "Вот завалят вас дурными программными текстами - век не разберетесь". Молодые революционеры задорно отвечают: "Ни одной империалистической гидре ни за какие деньги не нанять столько классных программистов, сколько будут сотрудничать с нами бесплатно". Что ж, поживем - увидим.

 

К слову сказать, дизайнерские находки советского времени чрезвычайно популярны в Internet. Вот, например, российская (или уже американская?) компания ParaGraph решила проиллюстрировать замечательные свойства своего 3D-инструмента на примере известного московского архитектурного сооружения. Догадываетесь, какого? Нет, это не храм Покрова-что-на-Рву. И не Христа, и не Спасителя. Ладно, вот вам адресок: http://www.lenin.ru. Надеюсь, что у Вас есть VRML- смотрелка Cosmo Player 2.0 от Silicon Graphics (http://www.sgi.com). Ну вот и отлично. Полетайте там в свое удовольствие. Это интереснее, чем Descent 2.

__________________________

 

Автор: Николай КАБАНОВ

Дата: 19980629

Заголовок: ВЕЧЕР В ПОДВАЛЕ БЛИЗ ЛУБЯНКИ

Источник: СМ, Рига, Латвия

Текст:

 

Национал-большевики против коммунистов-интернационалистов

 

На Ивана Купалу 1918 года в Москве много убивали. Латышские стрелки подавляли выступление партии левых социалистов-революционеров. Через 80 лет поблизости от эпицентра событий тех лет - в Музее Маяковского, между Мясницкой и Лубянкой, в подземном зале собрались российские историки, обсуждавшие доселе актуальные события русской революции. Непосредственным поводом для сбора заинтересованных лиц стал выход книги Александра Велидова "Похождения террориста" - первой научной биографии Якова Блюмкина, одной из ключевых фигур событий 1918 года.

 

ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ БЛЮМКИН. Родился в 1898-м в Одессе. Изучал иудаизм в религиозной школе. В юные годы примкнул к социалистам-революционерам. После октября 1917-го работал в ЧК. Вел поэтические вечера, подписал декларацию имажинистов. В июле 1918-го убил посла Германии в РСФСР графа Мирбаха. В период гражданской войны отправлен с секретными заданиями в Иран – является завсектором пропаганды в деревне компартии Персии, редактором газеты, командиром курдского отряда. В 20-х годах - руководитель советской разведсети на Ближнем Востоке. Выполнял задания в Китае. Расстрелян в 1929-м на Лубянке.

 

"Партия левых эсеров - это для меня шарада", - сказал историк Ярослав Леонтьев, открывший обсуждение труда покойного А. Велидова. "Эта партия сознательно шла на Голгофу Революции". Наиболее яркий современный консервативный революционер России, философ Александр Дугин, называл левых эсеров "национал-большевиками". Я. Леонтьев полагает, что сами эсеры с этим вряд ли согласились бы - уж слишком ненавидели они хозяев Кремля. "Но то, что левые эсеры - большевики больше, чем ленинцы, и более "национал", это очевидно", - считает он. Развитие политической структуры в России разделило социалистов на рационалистический, западнический лагерь (РСДРП) и традиционалистов - левых эсеров. Именно с последними были в годы революции два самых национальных поэта России - Александр Блок и Сергей Есенин. Блоковские "Скифы" писались для одноименного альманаха, который готовил идеолог левых с/р Иванов-Разумник. "Я все в Ленине люблю, что у него от Бакунина, и все не люблю, что от Маркса", - говорил Луначарскому Блок.

 

"Что такое эсер?" - задается вопросом Я. Леонтьев и приводит слова знаменитого колымчанина-лагерника, писателя Шаламова: "Самые смелые, самые самоотверженные, лучший человеческий материал". Прежде всего социалистов-революционеров царизм считал своими врагами. Если социал-демократы попадали в ссылку, то эсеры - на каторгу. Большинство пассионариев-эсеров погибло на баррикадах 1905-го, и поэтому к 1917 году партия пришла ослабленной. Это, впрочем, не помешало ей победить на выборах в Учредительное собрание со своей идеей государства как анархо-синдикалистской федерации, объединенной принципами труда и социальной солидарности.

 

Характерным "голгофизмом" левого эсера пропитано письмо Блюмкина, отправленное им перед покушением на Мирбаха легендарному кумиру террористов - Борису Савинкову. "Я еврей, и не только не отрекаюсь от принадлежности к своему народу, но и горжусь этим... Протест евреев против предательства в Брест-Литовске имеет большое значение". Кровью немецкого посла Блюмкин хотел смыть с России позор сепаратного мира.

 

Террорист Блюмкин не был героем без страха и упрека - все время его сопровождали скандалы, самые невероятные слухи. Он ссорился с Мандельштамом и Маяковским, наставил револьвер на Есенина, когда тот ухаживал за женой Блюмкина в Баку (отсюда родился апокриф об "убийстве" Блюмкиным Есенина, хотя Яков Григорьевич в это время был в спецкомандировке в Китае). Та же недобрая молва приписывает ему устранение Савинкова в период тюремного заключения последнего. Но, по мнению историков, обхождение с Савинковым в тюрьме было более чем корректным (его катали в машине на пикники, приводили в камеру любовниц) - коммунисты были не заинтересованы в убийстве человека, имевшего "выходы" на самого Муссолини.

 

Национал-большевизм - отнюдь не исключительно русское явление. И это показывает не только фигура Блюмкина, но и наличие партий подобного рода от Литвы (максималистов-"ляудиников" их противники называли национал-большевиками) до Бурятии (тамошние нацболы выводили своих корни из мистики Тибета). Как сказал издатель "Похождений террориста" Анатолий Диенко, "в Блюмкине что-то было закрыто, какая-то тайна". Может быть, он стал таким еще в детстве, изучая Талмуд и Тору, и в зрелом возрасте, путешествуя по святым местам практически всей Азии?

 

Историк Александр Колпакиди, напротив, относится к Блюмкину скептически. В своем выступлении он назвал человека, спустившего курок восстания 1918 года, "маленьким Троцким", "человеком, в общем-то, безыдейным". Из еврейства Блюмкина вытекает элемент игры: для него Россия - страна чужая, где можно ставить эксперимент. Все знаменитые разведчики-перебежчики 20-30-х годов - Рейсс, Кривицкий, Орлов, Бармин, Агабеков - не были русскими по национальности. "Герой плутовского романа" Блюмкин, без сомнения, тоже стал бы перебежчиком. Но он раньше прочих разделил судьбу "нацменов", вычищенных из спецслужб СССР. Вслед за ним были казнены тысячи латышей (ГРУ - советскую военную разведку - возглавляли трое латышей: Ауссем, Зейбот и Берзин), поляков, евреев. Колпакиди считает Блюмкина "гениальным имиджмейкером", но в то же время приводит данные из его характеристики - "карьерист, склочник". События же июля 1918 года, по его мнению, это заговор французских спецслужб, мечтавших снова столкнуть Россию с Германией, чьи войска все еще стояли на французской земле.

 

Историк Олег Шишкин, которого некоторые из присутствовавших называли "молодым Ключевским", рассказал о своих изысканиях в архивах советских спецслужб. Блюмкин, считает Шишкин, был тесно связан с "Единым Трудовым Братством" - мистической организацией, которой руководил один из создателей ГУЛАГа Глеб Бокий. При аресте у последнего была изъята масса оккультной литературы, сам же Бокий под именем "горного инженера Петра Карпенко" описывается таинственным гуру Гурджиевым в книге "Встречи с замечательными людьми". Пользуясь безграничными полномочиями, чекисты разъезжали по стране в поисках эзотерических раритетов - так, в 1929-м (год гибели Блюмкина!) они изъяли в Горно-Алтайске предметы шаманского ритуала. Оккультисты из ОГПУ предсказали кончину польского маршала Пилсудского от рака, начало мировой войны в 1936 году (она и началась в Испании) и... свои собственные смерти.

 

Кажется, Шкловский заметил, что гениальный поэт должен пройти эпохи гонения, признания, забвения - и нового открытия. Левые эсеры были настоящими поэтами политики, эстетами революции. Похоже, столетие партии c/р Россия встретит возвращением не только их имен, но и концепций.

__________________________

 

Автор: Сергей Шумихин

Дата: 19980820

Заголовок: В ПОИСКАХ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ШАМБАЛЫ. Яков Блюмкин и чекисты-сатанисты

Источник: Независимая газета, Москва

Текст:

 

Велидов А.С. Похождения террориста: Одиссея Якова Блюмкина. Серия "Под грифом "Секретно". - М.: Современник, 1998, 272 с.

 

ПРОФЕССОРУ Велидову не довелось увидеть свою последнюю книгу – биографию знаменитого Якова Блюмкина, убившего 6 июля 1918 г. германского посла графа Мирбаха. Прежде были другие труды по истории советских внутренних органов, в частности, в 1989 г. переиздание "Красной книги ВЧК". По ее поводу читал я тогда чью-то рецензию с суровыми упреками в адрес Велидова за отсутствие должной дозы покаяния и вообще за слабое посыпание главы пеплом. Однако переиздание раритета оказалось очень полезным, и А.С. Велидов продолжил разработку лубянских архивов, опубликовав в сборнике "С.А. Есенин. Материалы к биографии" (М., 1992) документы следственного дела об аресте 19 октября 1920 г. ВЧК Есенина и братьев Кусиковых. Считаю необходимым напомнить о приоритете А.С. Велидова, ибо эти материалы тут же стали перепечатываться направо и налево зачастую оголтелыми халтурщиками, в составе собственных "есениноведческих" опусов, естественно, без упоминания того, кто их открыл и обнародовал.

 

Блюмкинская одиссея с побегом из Петрограда, после подавления инспирированного его терактом левоэсеровского мятежа, приключения на Украине, едва не закончившиеся смертью от рук петлюровцев, поймавших в лесу молодого еврея, покушения со стороны товарищей по партии, признавших Блюмкина предателем и вынесших ему смертный приговор, загадочная "помиловка" от советской власти и тут же - ответственные поручения ВЧК и ОГПУ, которые Блюмкин выполнял в Иране, на Ближнем Востоке, Монголии, Турции, его контакты с Троцким, за которые Блюмкин поплатился жизнью, - все это составляет содержание интересной книги, основанной только на подлинных фактах и документах, дающих фору любой выдумке самого крутого детективщика. Перед нами вырисовывается психологический портрет фигуры, которую могла породить только русская революция: фанфарон, трус и хвастун, он же герой и "суперагент" (как именует Блюмкина автор одного из приложений к книге Олег Шишкин, сравнивший его с Лоуренсом Аравийским), человек, не лишенный тщеславия (это еще слабо сказано), но лишенный цинизма, потребительского подхода к жизни и к данной ему власти, - этакий романтик революции, настолько же похожий на "комиссара в пыльном шлеме", насколько "Свадьба в Малиновке" похожа на настоящий налет махновцев на украинский хутор. Да, что ни говори, Яков Блюмкин - это вам не Виктор Резун, не Олег Гордиевский... И надо благодарить покойного профессора Велидова за то, что столь яркая, противоречивая, для многих одиозная фигура нашла своего биографа, иначе остался бы Блюмкин в литературе только как карикатурный Наум Бесстрашный из повести Валентина Катаева "Уже написан Вертер..." (впрочем, весьма талантливой).

 

"Приложение" занимает объем даже больший, чем собственно произведение А.С. Велидова. В нем, кроме документов (частично извлеченных из той же "Красной книги ВЧК"), опубликованы выявленные в периодике три небольшие газетные публикации Блюмкина. Все братья Блюмкины тяготели к писательству: Лев Рудин-Блюмкин, горячая анархо-синдикалистская голова, сотрудник одесских "Вечерних известий", за убийство своего коллеги Ю.И. Саховалера в 1924 г. был приговорен к лишению свободы (см.: "Журналист", 1925, N 3); пописывал в одесские газеты также Лев Блюмкин, а Натан (1897-1965), под фамилией Базилевский, стал благополучным советским драматургом средней руки. Я.Леонтьев в статье "Блюмкин и литературная богема" рассказывает о связях "романтика революции" с Мандельштамом, Есениным и имажинистами, его знакомстве с Гумилевым, посвятившим Блюмкину строки в стихотворении "Мои читатели". Маяковский, конечно, к богеме не принадлежал, а был лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи, который гордился своей дружбой с видными чекистами - Аграновым, Горожаниным (В.М. Кудельским, совмещавшим "чекизм" с занятиями литературой, адресату стихотворения Маяковского "Солдаты Дзержинского"). Как выясняется, поэт был коротко знаком и с Блюмкиным: в Музее Маяковского хранятся три его книги с дарственными надписями "Дорогому товарищу Блюмочке". Кстати, презентация "Одиссеи Якова Блюмкина" была устроена именно в Музее Маяковского на Лубянке, после перестройки оказавшемся как бы вмонтированным внутрь одного из корпусов известного здания. Это символично.

 

О.Шишкин в эссе "Пламенный человек" связывает личность Блюмкина с деятельностью сверхсекретных отделов ОГПУ-НКВД, стремившихся утилизовать на научной основе (подобно сотрудникам НИИЧАВО в повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу") черную, белую и серую магии, телепатию, столоверчение и т. п. Правил эту "черную мессу" Глеб Бокий, привлечены были философ и живописец Николай Рерих и автор популярных среди гимназистов приключенческих романов А.В. Барченко. Чекисты-колдуны организовали в 1925 г., к сожалению (или к счастью?), отмененную в последний момент экспедицию в Гималаи на поиски Шамбалы. По Шишкину, Блюмкин один, выполняя спецзадание ОГПУ, в личине ламы, отчаянно шпионя по дороге, пробрался в Тибет и присоединился к отряду Николая Рериха. На мой взгляд, в целом очень интересную работу Шишкина несколько портит излишняя раскованность и живость изложения. Так, сюжет с Ягодой, развлекающимся со снохой Горького Тимошей (Н.Пешковой) на речном теплоходике и чуть ли не каждые два часа шлющим шифрограммы: "Пришлите, пожалуйста, еще ящик водки", вызывает сомнения. Конечно, нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики, и Ягода был мужчина крепкий, но все-таки что-то многовато водки получается (в смысле, если ее непрерывно пить). Зампреды НКВД "в гробу видали Бокия и его экспедицию", "Сталин и Енукидзе любят спать с грудастыми бабами из хора Пятницкого", "Дом наркома (Луначарского) был негласной явочной квартирой ОГПУ. Здесь за каждым диваном и шкафом торчали микрофоны", - эти и подобные им цветы красноречия лучше бы повыполоть.

 

(С) "Ex Libris НГ" (ELНГ), электронная версия приложения к "НГ" (ЭВELНГ).

__________________________

 

Автор: Евгений ТРУШИН

Дата: 19980804

Заголовок: БОРОТЬСЯ НАДО ТАК

Источник: Дуэль, Москва

Текст:

 

ПОЛОЖЕНИЕ В КОЛУМБИЙСКИХ тюрьмах остается критическим. Еженедельно преступники устраивают побеги, роют туннели, устраивают вооруженные беспорядки. Однако иногда при попустительстве охраны заключенные имеют возможность делать то, что, казалось бы, невозможно в местах лишения свободы. Так, все колумбийские телеканалы показали частную видеозапись тренировки левых повстанцев в тюрьме "Сан-Исидро" города Попаян. На пленке, предоставленной телевидению вооруженными силами Колумбии, снята обычная муштра нескольких десятков повстанцев, которые отбывали наказание в "Сан-Исидро", пока не сбежали недавно вместе с еще почти тремястами арестантами. Партизаны на глазах у охраны и посетителей выстраиваются в шеренги, маршируют, при этом исполняя "Интернационал". Затем под руководством также сбежавшего "команданте", известного по кличке Эль-Рохо, они разбиваются на пары и практикуют... бои на ножах - ножи им выдаются специально для занятий. В конце тренировки партизаны традиционно почтили память своих умерших лидеров Мануэля Переса и Хакобо Аренаса.

__________________________

 

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

   

                      Подготовлено агентством анархистов "АН-ПРЕСС"          

       по материалам National News Service и других информационных служб.

                                   Выпускающий редактор: А. Майшев

                               Информационный редактор: Д. Костенко

 

              E-mail: AnPress@mail.admiral.ru                Tel./fax: (812) 247-8572

              FIDO:  2:5030/563.34

 

шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшш

 

предыдущий выпуск

следующий выпуск

оглавление