XVII
Мое участие в английском
социалистическом движении. — Литературная работа. — Формула «борьба за
существование», до полненная естественным законом «взаимной помощи» — Великое
распространение социалистических идей
Я принял живое участие в этом движении, и с несколькими
товарищами мы основали, в придачу к существовавшим уже трем социалистическим
газетам, анархическое ежемесячное издание «Freedom», которое живет и до сих пор. В то же время я
опять принялся за научную разработку анархизма, которая была прервана моим
арестом. Критическая часть моей работы — критика современного общества — была
издана Элизэ Реклю, когда я находился в Клэрво, под заглавием «Paroles d'un Revolte» («Речи мятежника»). Теперь я принялся разрабатывать
созидательную часть анархически-коммунистического общества — насколько его
можно предвидеть — и изложил свои взгляды в ряде статей в нашей парижской
газете «La Revolte»
(«Наш мальчишка» — «Le Revolte», которого преследовали за противовоенную пропаганду,
должен был переменить заголовок и теперь стал «девочкой») Впоследствии эти
статьи в переработанном виде вышли в Париже отдельной книгой под заглавием «La Conquete du Pain».
* В русском переводе — «Хлеб и воля», 1902.
Эти работы заставили меня изучить более внимательно
некоторые стороны хозяйственной жизни современных народов. Читая лекции в
разных городах Англии и Шотландии, я пользовался этими разъездами как для
долгих бесед с рабочими, так и для осмотра всяких фабрик и заводов, угольных
шахт и больших корабельных верфей, не забывая при этом мелких мастерских в
таких больших центрах кустарного производства, как Шеффильд и Бирмангам.
Знакомясь таким образом с реальной жизнью, я постоянно
имел в виду вопросы какие формы должно принять производство на
социалистических началах, то есть организованное самими трудящимися для
наилучшего удовлетворения всех нужд населения Большинство социалистов говорило
до тех пор, что цивилизованное общество производит гораздо больше, чем
требуется для обеспечения благосостояния всем, и что неправильно только
распределение того, что производится «Когда, говорили они, — произойдет
социальная революция, каждому останется только вернуться в свою фабрику или мастерскую
и взяться за прежнюю работу. Общество само завладевает прибавочною стоимостью,
то есть прибылью, идущей теперь капиталисту». Я, напротив, убедился, что при
современной системе частной собственности само производство, ведущееся ради
прибыли, приняло ложное направление, и оно совершенно недостаточно даже для
удовлетворения основных жизненных потребностей всего населения. При такой
низкой производительности «благо состояние для всех» невозможно. Частная
собственность и производство ради прибыли прямо таки мешают настоящему
удовлетворению потребностей населения, как они ни скромны в данное время у
громадной массы народа.
Ни один продукт, замечал я, не производится в большем
количестве, чем его требуется для удовлетворения всех потребностей. «Перепроизводство»,
о котором так часто говорят, означает только, что массы слишком бедны и не в
состоянии покупать даже предметы первой необходимости, произведенные ими и в
которых они сильно нуждаются. А между тем во всех образованных странах
производство, как промышленное, так и земледельческое, очень легко может и
должно быть увеличено до такого уровня, чтобы обеспечить довольство для
всех. Эти мысли повели меня к изучению того, чем может стать современное
земледелие, а также как переустроить образование на новых началах, чтобы дать
возможность каждому заняться приятной и производительной физической и умственной
работой и усилить общую производительность. Я развил эти мысли в ряде статей,
появившихся в «Nineteenth Century» и вышедших потом отдельной книгой под заглавием «Fields, Factories and Workshops»*.
* В русском переводе А. Коншина сперва «Земледелие и промышленность»,
а потом «Поля, фабрики и мастерские».
Изучение экономической жизни народов привело меня к
заключению, что мы вовсе не так богаты, как это кажется. Самая богатая страна
в мире — Англия. Но если сложить все, что получает она со своих полей, с
рудников, со своих многочисленных фабрик и заводов и от мировой торговли, и
поделить это поровну между ее жителями, то получается только полтора рубля в
день на человека и ни в коем случае не больше двух. Уже из этого видно, что
социальная революция, где бы она ни произошла, должна будет поставить с самых
первых дней главной своей задачей увеличение производства. В первые годы
освобождения неизбежно увеличится потребление пищи и всякого товара, так как
до сих пор во всех странах Европы добрая треть населения всегда живет
впроголодь и терпит недостаток в одежде и во всем прочем. Следовательно, все
народы должны напрячь свои силы, чтобы мощно развить у себя и
усовершенствовать, с одной стороны, земледелие, а с другой — усиленно
развивать у себя обрабатывающую промышленность. В этом — залог прогресса и
успеха в освобождении труда от ига капитала.
Вскоре после этого я занялся другим важным вопросом,
который уже раньше привлек мое внимание. Известно, к каким выводам пришло
большинство последователей Дарвина, даже таких умных, как Гексли, в толковании
его закона «борьбы за существование». Нет такого насилия белых народов над
черными или же сильных по отношению к слабым, которого не старались бы
оправдывать этими словами — «борьба за существование».
Уже во время моего пребывания в Клэрво я чувствовал, что
необходимо вполне пересмотреть само понятие «борьба за жизнь» в мире животных,
а тем более его приложение к миру человеческому. Попытки, сделанные в этом
направлении некоторыми социалистами, положительно не удовлетворяли меня; и я
думал об этом вопросе, когда нашел в речи русского зоолога профессора Кесслера,
произнесенной на съезде русских естествоиспытателей в 1880 году, новое,
превосходное понимание борьбы за существование. «Взаимная помощь, — говорил он,
— такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного
развития вида первая несравненно важнее второй».
Эта мысль, которую, к сожалению, Кесслер доказывал в
своей речи лишь весьма немногими фактами (умный Северцов сейчас же принял ее и
подтвердил двумя-тремя примерами), явилась для меня ключом ко всей задаче. Я
написал об этом из Клэрво длинное письмо Элизэ Реклю и начал собирать материалы
из жизни животных в подтверждение моей мысли.
Теперь, когда Гексли, желая бороться с социализмом,
выступил в 1888 году в «Nineteenth Century» со своею жестокою статьею
«The Struggle for Existence: a Program»*, я
решился наконец изложить в удобочитаемой форме материалы, собранные мною за
последние шесть лет, и выставить мои возражения против ходячего понимания
борьбы за жизнь между животными и между людьми. Я сказал об этом некоторым
английским друзьям, но скоро убедился, что «борьба за существование», истолкованная
как боевой клич: «Горе слабым!» — и возведенная на ступень непреложного
«естественного закона», освященного наукой, пустила в Англии такие глубокие
корни, что превратилась почти в канон. Только два человека ободрили меня
выступить против этого ложного толкования жизни природы. Издатель «Nineteenth Century»
Джемс Ноульз (James Knowles) со своей замечательной проницательностью тотчас
усмотрел важность вопроса и стал убеждать меня, с чисто юношеской пылкостью,
взяться за эту работу. Другой был Бэтс (Bates), автор хорошо известной у нас книги «Натуралист на
Амазонской реке». Он, как известно, много лет собирал именно такие данные
изменчивости видов, на которых Дарвин построил свои великие обобщения, и Дарвин
в своей автобиографии говорит о нем как об одном из самых умных встреченных им
людей. Бэтс был секретарем Лондонского географического общества, и я знал его.
Когда я ему сообщил о своем намерении, он очень обрадовался. «Да, непременно
сделайте эту работу! — говорил он. — Это настоящий дарвинизм. Просто обидно думать,
что они сделали из идей Дарвина. Пишите вашу книгу, а когда вы ее
издадите, я вам пришлю письмо, которое вы можете напечатать».
* «Борьба за существование: программа деятельности».
Лучшего поощрения нельзя было желать, и я с удвоенной
энергией продолжал работу, которая печаталась в «Nineteenth Century»
под заглавием «Взаимная помощь у животных», затем — «у дикарей, у варваров, в
средневековом городе и в современном обществе», а потом я издал все это книгою
«Mutual Aid: a Factor of Evolution». К сожалению, я не послал Бэтсу двух первых статей о
взаимной помощи у животных, хотя они вышли еще при его жизни. Я надеялся скоро
закончить вторую часть, посвященную взаимной помощи у людей, но мне
понадобилось для этого несколько лет, а тем временем Бэтс умер.
Изыскания, которые мне пришлось сделать в этой работе,
чтобы ознакомиться с учреждениями варварского периода и вольных средневековых
городов, привели меня к другим интересным исследованиям, а именно к изучению
роли государства в течение трех последних веков со времени новейшего его
выступления в Европе в XVI веке. С другой стороны, изучение учреждений
взаимопомощи в различные фазисы цивилизации привело меня к изысканиям о
развитии в человечестве идей справедливости и нравственности. Я изложил эти
работы в двух лекциях. Одна из них озаглавлена «Государство и его роль в истории»,
другая называется «Справедливость и нравственность». В этой лекции я набросал
свое понимание этики, то есть общественной нравственности вообще, и эти
последние три года* я занялся более полною разработкою мыслей, высказанных в
этой лекции.
* 1895—1898.
За последние десять лет развитие социализма в Англии
приняло новый характер. Те, которые обращают главное внимание на число
социалистических и анархических собраний и на число слушателей, привлекаемых
ими, готовы заключить, что социалистическая пропаганда идет на убыль; а те,
которые судят об успехах идеи по числу голосов, поданных за кандидатов,
домогающихся представлять социализм в парламенте, приходят к заключению, что
социалистическая пропаганда вот-вот исчезнет в Англии. Но о глубине и ширине
распространения социалистических воззрений нельзя судить по числу голосов,
поданных за кандидатов, в большей или меньшей мере выставляющих в своих программах
требования социалистов. В особенности это было бы неверно в Англии. В самом
деле, из трех социалистических направлений, разработанных Фурье, Сен-Симоном и
Робертом Оуэном, в Англии и Шотландии господствует последнее. Поэтому о силе
движения нужно судить не столько по числу митингов и по количеству голосов,
сколько по проникновению социалистических идей в рабочие союзы, в кооперативные
общества и в так называемый муниципальный социализм, также в умы народа вообще
во всей стране. В одних умах эти воззрения вполне сознательны, в других они
еще очень неопределенны; но для всех они уже начинают служить меркой при оценке
экономических и политических явлений.
Если рассматривать Англию с этой точки зрения, то
нужно будет признать, что социалистические идеи значительно распространились
здесь сравнительно с 1886 годом. И я скажу даже, не колеблясь, что их
распространение громадное сравнительно с тем, что оно было в 1876—1882 годах.
Могу прибавить также, что постоянные усилия маленьких анархических групп
заметно содействовали развитию и распространению в рабочей среде, а через нее —
и среди вожаков, идей об умалении роли всякого правительства и о
соответственном развитии прав личности, независимости местных организаций и
возможности свободного соглашения. Вспомнивши, как двадцать лет тому назад
повсюду царили идеалы всесильного государства, централизации и дисциплины, я
смело могу сказать, что мы не потеряли даром своего времени.
Вся Европа переживает теперь очень скверный момент —
развитие военщины. Военщина, то есть вера в военную силу, — неизбежное
последствие победы, одержанной над Францией в 1871 году военною германскою
империею, с ее системой всеобщей воинской повинности. И неизбежность развития
в Европе военщины и империализма была предсказана тогда же, в особенности
Бакуниным. К счастью, в настоящее время начинает уже намечаться противоположное
течение*.
* Писано в 1898 году.
Что же касается коммунистических идей, то, с тех пор
как их стали проповедовать не в их казарменной или монастырской форме, а в
форме общинного, вольного соглашения, они широко распространились в Европе и в
Америке. Я мог убедиться в этом воочию за последние двадцать семь лет, что
принимаю деятельное участие в социалистическом движении. Когда я вспоминаю о
неопределенных, смутных, робких идеях, выраженных рабочими и их друзьями на
первых конгрессах Интернационала или обращавшихся в Париже во время Коммуны,
даже среди наиболее выдающихся людей, и когда сравниваю их с мыслями,
распространенными теперь среди громадного числа рабочих, я должен сказать, что
мне эти два понимания жизни представляются принадлежащими к двум различным
мирам.
Нет периода в истории — за исключением, может быть,
революционного периода XII века, вызвавшего к жизни средневековые вечевые
города, — во время которого идеи общественности пережили бы такое же коренное
преобразование. И теперь, на шестидесятом году жизни, я еще более глубоко
убежден, чем тридцать лет тому назад, что положение Европы таково, что чисто
случайное совпадение благоприятных обстоятельств может вызвать революцию,
которая так же быстро распространится по всем странам, как революция 1848 года,
но будет иметь притом гораздо более глубокое значение: она представит миру не
простую борьбу между враждебными политическими партиями, но быстрое и
решительное преобразование всего общественного строя в направлении коммунизма.
И я глубоко убежден, что, какой бы характер ни приняло
это движение в различных странах, всюду, в каждой стране проявится более
широкое понимание социальных перемен, сделавшихся неизбежными, чем мы это
видели где бы то ни было за последние шесть веков. В то же время сопротивление
со стороны привилегированных классов едва ли будет носить тот характер слепого
упорства, которое делало революции прошлых веков столь кровавыми.
Этот великий результат вполне достоин тех усилий, которые были сделаны за последние тридцать лет тысячами борцов всех наций и всех классов.