Тюрьмы

Преступление и неудача общества

В 1819 году Федор Достоевский написал на стене своей камеры в тюрьме следующий рассказ: "Поп и дьявол":

"Здорово, толстый поп", сказал дьявол попу. "Что заставило тебя врать этому бед­ному сбитому с толку народу? О каких пытках в аду ты говоришь им? Разве ты не знаешь, что они уже на земле испытывают адовы мучения? Разве ты не знаешь, что ты сам и земные власти мои представители на земле? Это ты заставляешь их терпеть муки ада, которыми угрожаешь им на том свете. Разве ты не знал об этом? Тогда пойдем со мной!".

Дьявол схватил попа за шиворот, поднял высоко на воздух и принес его на литейный завод. Там он увидел, как рабочие бегали взад и вперед и работали в ужасающей жаре. Очень скоро тяжелый душный воздух и жара подействовала на попа. Со слезами на глазах он стал умолять дьявола: "Возьми меня отсюда! Пусти! Дай мне уйти из этого ада".

"Эй, дружище! Я должен показать тебе еще много других мест". Дьявол схватил его опять и потащил в именье по­мещика. Здесь он увидел рабочих, которые молотили хлеб. Пыль и жара были невыно­симы. Надсмотрщик кругом ходил с кнутом и нещадно бил каждого, кто падал на землю от усталости и голода.

Дальше попу были показаны жалкие лачуги, в которых жили рабочие со своими семьями, – грязные, холодные, дымные, воню­чие дыры. Дьявол ухмыльнулся и указал на нищету и страдания кругом.

– "Что, мало?", спросил он. Казалось даже, что он, дьявол, жалеет этих несчастных. Благочестивый слуга Всевышнего не мог вы­нести этого; подняв руки к небу, он стал просить: "Отпусти меня. Да, да, эти ад на земле!".

– "Ага, так видишь! А ты говоришь им о другом аде. Ты мучаешь их духовно, му­чаешь до смерти, когда они уже почти умерли физически. Пойдем я покажу тебе еще один ад, – еще один, самый ужасный!".

Он взял его в тюрьму и показал каземат с душным спертым воздухом, где человече­ские тени больные, ослабевшие, потерявшие всякую энергию, валялись па полу, покрытые паразитами, которые пожирали их несчастные, голые, исхудавшие тела.

"Снимай свою шелковую рясу", сказал дьявол попу, "надень на ноги тяжелые цепи, которые носят эти несчастные; ложись на хо­лодный, грязный пол, – и тогда говори им об аде, который ожидает их в будущем".

– "Нет, нет", сказал поп, "я не могу представить себе ничего хуже этого. Умоляю тебя, возьми меня отсюда".

– "Да, это ад. Хуже этого ада ничего быть не может. Разве ты этого не знал? Не знал, что эти мужчины и женщины, которых ты пугал картиной будущего ада, уже нахо­дятся в аду здесь, раньше чем они умерли?.

Это было написано 50 лет тому назад в глухом углу России на стене одной из самых ужасных тюрем. Но кто может сказать, что это не относится с одинаковой силой к на­стоящему времени даже в американских тюрь­мах"?

Со всеми нашим хвалеными реформами, социальными переменами и важными откры­тиями человеческие существа продолжают посылаться в отвратительные места заключе­ния, где их оскорбляют, развращают и му­чают для того, чтобы "защищать" общество от призраков, которые оно само себе сде­лало.

Тюрьма – защита общества? Какой чудовищный ум это выдумал? С таким же правом можно сказать, чти здоровье увеличивается путем распространении эпидемии.

После полуторогодового пребывания в ужасной английской тюрьме, Оскар Уайльд дал миру свое великое произведение: "Бал­ладу Рэдингской тюрьмы":

"Самые мерзкие дела, как ядовитые ра­стения,

Цветут в тюремном воздухе.

И только то, что есть хорошего в че­ловеке,

Гибнет и увядает там.

Бледный ужас охраняет тяжелые ворота,

И тюремщиком является отчаянье".

Но общество упорно сохраняет этот ядо­витый воздух, не понимая, что из него не может выйти ничего другого, кроме самых скверных, ядовитых последствий.

Мы тратим в настоящее время 3.500.000 долларов в день или 1.000.095.000 долларов в год на поддержание наших тюремных учре­ждений и это в демократической стране, сумма почти равняется соединенной стоимо­сти годового производства пшеницы, оцени­ваемой в 750.000.000 долларов, и угля, оце­ниваемого в 350.000.000 долларов. Вашинг­тонский профессор Бушнелль оценивает стои­мость тюрем в 6.000.000.000 долларов в год, а доктор Дж. Франк Лидстон, выдающийся американский писатель по криминологии, дает цифру 5.000.000.000 долларов. Таковы неслыханные чудовищные расходы ради под­держания громадной армии людей, запрятан­ных как дикие звери в клетки! (У. С. Оуэн: "Преступление и преступники").

И однако число преступлений все растет. Мы знаем, что число преступлений, приходя­щихся на каждый миллион жителей, теперь в 4,5 раза больше, чем 20 лет тому назад.

Самое ужасное то, что у нас главным образом совершается убийство, а не грабеж, присвоение и воровство, как на юге. Лондон в 5 раз больше, чем Чикаго, и однако в Чи­каго ежегодно совершается 118 убийств, а в Лондоне всего 20. Но и Чикаго является у нас не первым городом по преступлениям, а всего седьмым, а во главе стоят четыре юж­ных города, а также Сан-Франциско и .Лос-Анджелес. В виду такого ужасного положе­ния вещей смешно распространяться о той защите, которую общество якобы получает от тюрем.

Человек среднего ума медленно воспринимает истину, но когда самое организован­ное, централизованное учреждение, содержи­мое за счет громадных народных сумм, являет собой полное фиаско, то даже ограниченные люди должны спросить, имеет ли оно право на существование. Прошло то время, когда мы могли быть довольны нашим социальным строем только потому, что он "освященный божественным правом" или авторитетом за­кона.

Неоднократно предпринимаемые за по­следние годы исследования тюрем, агитация и распространение образования являются до­статочным доказательством того, что люди начинают изучать самые основы общества, стараясь добраться до причин этого ужас­ного несоответствия между общественной и личной жизнью.

Почему же тюрьмы общественное пре­ступление и приводят к полному фиаско? Чтобы ответить на этот важный вопрос, нам надлежит обратиться к рассмотрению при­роды и причин преступлений, методов борьбы с ними и того результата, который эти ме­тоды дают для избавления общества от ужас­ного бича преступлений.

Прежде всего о природе преступлений.

Хэвелок Эллис разделяет преступления на четыре разряда, совершенные по политиче­ским соображениям, по мотивам чувства, вследствие безумия ими ненормальности и случайные преступления. Он говорит, что по­литический преступник есть жертва стараний более или менее деспотического правитель­ства сохранить свою власть. Он не обяза­тельно виновен в совершении антиобщественного преступления, он просто пытается опрокинуть известный политический порядок, который сам по себе может быть антиобщественен. Эта истина признается во всем мире кроме Америки, где все еще господствует глупая мысль, что в демократии нет места для политических преступников. Однако Джон Браун был политическим преступником, то же можно сказать и Чикагских анархистах и о каждом стачечнике. Поэтому, говорит Хэвелок Эллис, политический преступник на­шего времени может стать героем, мучени­ком и святым следующей эпохи. Ломброзо называет политического преступника истин­ным предшественником прогрессивного дви­жения человечества.

"Преступник, совершивший преступление вследствие страсти, есть обыкновенно чело­век здорового происхождения и честной жизни, который под давлением какого-нибудь сильного незаслуженного оскорбления или обиды, сам восстанавливает для себя спра­ведливость".

Хью С. Уэйр к своем труде "Угроза по­лиции" указывает на пример некоего Джима Флагерти, преступника по страсти, который мог бы быть спасен обществом, но вместо того был обращен в пьяницу и рецидивиста, и в результате семья его была разорена и впала в нищету.

Еще более трагична история Арчи, героя романа Бранда Уитлока "Поворот судьбы", – лучший американский роман, рисующий исто­рию преступника. Арчи даже в большей сте­пени, чем Флагерти, был приведен на путь преступления силой неблагоприятных обстоятельств и бездушным преследованием юри­дической машины. Арчи и Флагерти – типич­ные представители многих тысяч; на них мы видим, как взгляд закона на преступление и методы борьбы с преступлениями приводит лишь к усилению этой болезни, подрывающей всю нашу социальную жизнь.

"Безумный преступник не может считаться преступником более чем ребенок, так как, с точки зрении умственного развития, он нахо­дится на той же ступени, что малолетний ре­бенок или животное" (Хэвелок Эллис "Преступник").

Закон уже признает это, но только в ред­ких случаях особенно выдающегося характера или, когда богатство преступника позволяет роскошь признания безумным. Теперь стало даже модным быть признанным параноиком. Но, в общем, закон продолжает наказывать безумного преступника со всей строгостью своей власти. Так Эллис цитирует статисти­ческие данные доктора Рихтера, показываю­щие, что в Германии 106 человек из общего числа 141 безумных преступников были при­суждены к суровому наказанию.

Случайный преступник "представляет наи­большую по численности категорию нашего тюремного населения и потому является наи­большей угрозой для нашего социального порядка". Каковы причины, заставляющие громадную массу людей совершать престу­пления и предпочитать отвратительную жизнь в тюрьме жизни на свободе? Ясно, что при­чины должны безусловно доминирующие, не оставляющие никакого иного выхода, ибо даже самый уродливый человек любит сво­боду.

Эта страшная сила заключается в наших жестоких социальных и экономических усло­виях. Я не отрицаю биологические, физиоло­гические и психологические факторы в создании преступлений. Но вряд ли найдется хоть один современный криминолог, который не согласится, что социальные и экономиче­ские влияния самые сильные, беспощадные и ядовитые факторы преступления. Даже если допустить, что есть врожденные преступные наклонности, тем не менее верно, что эти наклонности находят богатую почву для сво­его развития и нашей социальной обста­новке.

Есть внутренняя связь, говорит Хэвелок Эллис, между преступлениями против чело­века и ценами на алкоголь, между престу­плениями против собственности и ценами на пшеницу. Он цитирует Кэтлэ и Лакассаня, из которых первый смотрит на общество, как на инстанцию, подготовляющую преступления, а на преступников, как исполнительные органы, которые совершают их; Лакассань находит, что "социальная обстановка есть среда для культивирования преступности, что преступ­ник есть микроб, элемент, который только тогда становится важным, когда находит среду, которая заставляет его придти в дви­жение; вообще каждое общество имеет преступников, которых оно заслуживает" (Хэвелок Эллис "Преступление'').

Самый "счастливый" период процветания промышленности не позволяет рабочему за­работать достаточно, чтобы поддерживать свое здоровье и силу. А так как процветание даже в лучшем случае существует в воображении, то тысячи людей постоянно приба­вляются к толпам безработных. Or востока до запада и от юга до севера громадная ар­мия бродяг ищет работу или пищи, и нахо­дят лишь работные лома или жалкие лачуги в бедных кварталах. Те, у кого осталась хоть капля самоуважения, предпочитают открытую борьбу, предпочитают преступление унизи­тельной и изнурительной бедности.

Эдвард Карпентер говорит, что 5/6 преступлений состоит в нарушении прав собственности, но эта цифра слишком низка. Детальное исследование показали бы, что 9 преступлений из 10 вытекают прямо или косвенно из нашей системы беспощадной эксплуатации и грабежа. Нет ни одного преступ­ника, как бы глуп он ни был, который бы не признавал этого ужасного факта, хотя может быть они не в состоянии объяснить его. 'Груды по криминологии Ломброзо, Хэвелока Эллиса и других выдающихся писате­лей, показывают, что преступник чувствует очень ясно, что именно общество сами приводит его к преступлению. Один миланский вор сказал Ломброзо: "Я не ворую, а лишь беру у богатых их излишки; кроме того, разве адвокаты и купцы не воруют?". Убийца на­писал: "Зная, что три четверти общественных добродетелей суть подлые пороки, я решил, что открытое нападение на богатого чело­века менее неблагородно, чем хитрая комбинация обмана и мошенничества". Другой на­писал: "Я посажен в тюрьму за кражу пол­дюжины яиц. А министры, которые крадут миллионы, пользуются почетом и уважением. Бедная Италия!". Один образованный арестант сказал Дэвитту: "Законы общества со­ставляются в интересах обеспечения власти за богатыми, и этим у большей части человечества отнимаются его права и возможнос­ти. Почему они должны наказывать меня за то, что я такими же способами беру немного у тех, кто взял гораздо больше, чем они имели на то право?". Тот же человек приба­вил: "Религия отнимает у человека независимость, патриотизм есть глупое обожание, мира, ради которого счастье и мир жителей приносится в жертву теми, кто от этого по­лучает выгоду; законы же страны, ограничи­вая естественные желания человека, объявляют этим войну естественному закону че­ловеческих существ. По сравнению с этим", прибавил он, "воровство есть почетное заня­тие" (Хэвелок Эллис "Преступник").

Поистине, в этих словах гораздо больше мудрости и истины, чем во всех юридических нравственных книгах общества.

Если экономические, политические, моральные и физические факторы являются микробами преступления, то как общество относится к этому?

Методы борьбы с преступлениями несо­мненно претерпевали много раз перемены, но главным образом лишь в теоретическом смы­сле. На практике же общество всегда сохраняло свои первоначальный мотив по отношению к преступнику, – месть. Оно усвоило себе также теологическую идею, – наказание. Юри­дические "цивилизованные" методы состоят в устрашении и реформе. Мы сейчас увидим, что все четыре метода привели к полному фиаско, и что мы сегодня не ближе к разре­шению вопроса, чем в средние века.

Естественный импульс примитивного чело­века ударить в ответ на оскорбление, ото­мстить за несправедливость – теперь отжил. Вместо этого цивилизованный человек, ли­шенный мужества и смелости, передал орга­низованной машине обязанность отмщения за нанесенные ему оскорбления в глупой уверенности, что государство имеет оправда­ние делать то, что он по недостатку муже­ства и последовательности не может делать. "Его величество закон" основывается на ра­зуме и логике и не унижается до примитив­ных инстинктов. Его миссия более "высо­кого" характера. Правда, он все еще путается в теологических бреднях и объявляет наказа­ние средством нравственного очищения или смягчения греха. Но юридически и практиче­ски закон прибегает к наказанию не только, как к причинению боли и неприятности пре­ступнику, но также, в целях устрашения дру­гих.

Что же является главным основанием на­казания? Идея свободной воли, представле­ние, что человек всегда является свободным в смысле выбора добра или зла; если он вы­бирает последнее, то должен платить за это высокой ценой. Хотя эта теория давно опро­вергнута и выброшена в корзину для старых бумаг, она продолжает ежедневно приме­няться всей правительственной машиной, сделавшись самым жестоким и грубым му­чителем человеческой жизни. Единственным основанием для ее продолжения является еще более жестокая идея, что чем больший тер­рор наводит наказание, тем верней оно мо­жет предупредить преступления.

Общество употребляет самые суровые ме­тоды против нарушителя законов. Почему же это не пугает его? Хотя в Америке человек считается невинным, пока не доказана его вина, аппарат закона и полиция наводят тер­рор, производя аресты без разбору, избивая, оскорбляя людей, колотя палками, употребляя варварский способ "третьей степени", запи­рая в каморках с отвратительным воздухом в полицейских участках, и осыпая еще более отвратительными ругательствами. Однако пре­ступления быстро увеличиваются, и общество платит высокой ценой за свою политику. С другой стороны, мы видим, что, когда не­счастный гражданин получил в полной мере "милость" закона и ради безопасности обще­ства запрятан в отвратительную тюремную камеру, тогда начинается его настоящее му­чение. Лишенный всех человеческих прав, низведенный до роли автомата без воли и желаний, завися всецело от милости грубых тюремщиков, он ежедневно подвергается процессу "обесчеловечивания", по сравнению с которыми месть дикаря есть детская игра. В Соединенных Штатах нет ни одного тю­ремного учреждения, где бы людей не мучили, чтобы их "сделать лучше" посредством розог, палок, смирительной рубашки, "лечения водой", "поющей птицы" (приспособление, посредством которого электрический ток пропускается через человеческое тело), кар­цера и голодной диеты. Воля человека в этих заведениях разбивается, душа унижается, его личность подавляется мертвящей моно­тонностью и рутиной тюремной жизни. В Огайо, Иллинойсе, Пенсильвании, Миссури и на юге эти ужасы сделались настолько во­пиющими, что получили широкую огласку; в большинстве же других тюрем применяются такие же "христианские" методы. Но тюрем­ные стены редко пропускают крики своих жертв, тюремные стены толсты и заглушают звуки. Общество могло бы с большей уверенностью в своей безопасности уничтожить разом все тюрьмы, чем надеяться на защиту путем этих ужасных застенков XX века.

Год за годом тюремные ворота отворяются и возвращают миру истощенных, изуродо­ванных, безвольных людей, потерпевших кру­шение и жизни с печатью Каина на лбу и с разбитыми надеждами впереди; их естествен­ные наклонности извращены; их ждет на сво­боде лишь голод и вражда, и они скоро воз­вращаются на путь преступления, ибо это для них единственный способ существования.

Вполне обыкновенная вещь – встретить мужчин и женщин, проведших половину своей жизни или даже всю жизнь в тюрьке. Я знала женщину на Блэкуелль-Айланд, кото­рая была 38 раз в тюрьме; один мой друг помогал юноше 17 лет, сидевшему в испра­вительной тюрьме, и не знавшему никогда, что такое свобода. От тюрьмы до исправи­тельного заведения и обратно, – таков был путь его жизни, пока, наконец, он не умер от истощения. Эти личные мои впечатления подтверждаются многочисленными данными, которые вполне доказывают полную бесполезность тюрем, как средства устрашения или исправления.

Некоторые честные хорошие люди рабо­тают сейчас над новым направлением в тю­ремном деле, которое имеет ввиду восстано­вление человека., возрождение его, предоста­вление ему возможности сделаться снова чле­ном общества. Как ни похвально это стре­мление, я боюсь, что не следует возлагать надежды на новое вино, налитое в старые меха. Только полная перестройка общества избавит человечество от язвы преступления. Все же если допустить пока паллиативы, можно пытаться улучшать наши тюремные заведения. Но прежде всего необходимо воз­родить общественную совесть, которая нахо­дится в жалком состоянии. Общество должно пробудиться, сознать, что преступление есть лишь вопрос степени, что мы все носим в себе зародыши преступления более или ме­нее в зависимости от нашей умственной, фи­зической и общественной обстановки; отдель­ный преступник есть лишь отражение напра­вления всего общества.

Когда общественная совесть пробудится, то люди вероятно откажутся от "чести" быть борзой собакой закона. Человек перестанет преследовать, презирать преступника или не доверять ему и даст ему возможность жить и дышать среди его друзей. Учреждения, ко­нечно, не сразу поддадутся новому течению,они холодны, непроницаемы и жестоки; однако наверно будет возможно избавить тю­ремные жертвы от жестокостей начальства, стражи и надсмотрщиков. Общественное мне­ние – могучее оружие, и тюремщики боятся его. Их можно научить быть хоть немного вежливее, – особенно, когда они поймут, что от этого будет зависеть вся их служба.

Но самый важный шаг состоит в требова­нии для заключенного права работать, пока он находится а тюрьме, за некоторое денежное вознаграждение, которое даст ему возмож­ность отложить немного денег до дня его освобождения, когда начнется новая для не­го жизнь.

Смешно надеяться на получение многого от тюремного общества, когда мы вспомним, что рабочие сами выражают протест против работы заключенных. Я не буду разбирать подробно это возражение, и укажу только, что оно не практично. Начать прежде всего с того, что возражение против организован­ного труда заключенных ломится в откры­тую дверь, ибо заключенные уже всегда ра­ботали; только государство было их эксплуататором совершенно так же, как частный хо­зяин грабил организованных рабочих. Штаты или заставляли заключенных работать на пра­вительство, или отдавали их в наем частным предпринимателям. 29 Штатов придержива­лись этой системы. Федеральное правитель­ство и 17 отдельных Штатов отказались от нее также, как и руководящие народы Евро­пы, так как эта система вела к ужасной эксплуатации заключенных и бесконечным зло­употреблениям и лихоимству.

– "Род-Айленд, штат, управляемый Ольдрихом, является, может быть, наихудшим в этом отношении. Согласно контракту, заключенно­му на 5 лет 7 июля 1906 года и возобновля­емому при желании контрагентов еще на 5 лет, труд заключенных в Род-Айлендской тюрьме, а также в Провиденс-Каунтской тюрь­ме запродан частной компании Релайенс-Стерлинг Ко за ничтожную плату, менее 25 центов в день за человека. Эти компания есть в сущ­ности гигантский трест для эксплуатирования труда заключенных, ибо она берет по контр­акту труд заключенных в тюрьмах в Коннектикуте, Мичигане, Индиане, Небраске, и Юж­ной Дакоте, а также в исправительных тюрь­мах в Иллинойсе, Нью-Джерси, Индиане и Висконсине, – всего в 11 учреждениях.

"О громадности злоупотреблений и лихоимства по этому контракту можно судить по тому, что та же компания в Небраске платит 62,5 цента в день за труд заключенного, и что Теннеси, например, получает 10 долларов 10 пенсов в день за труд заключенного от компании Грэй-Дэлей Хардвер; Миссури полу­чает 70 центов в день от Стар Оверолль Ком­пании; Западная Виргиния получает 65 центов в день от компании Крафт и Мэриленд полу­чает 55 центов в день от компании Оппенгейм Оберндорф; все эти компании занимаются при­готовлением рубашек. Такая разница в ценах указывает на громадное лихоимство. Напри­мер. Релайенс-Стерлинг Ко приготовляет ру­башки, причем свободный труд обходится ей не менее 1 доллара 20 центов за дюжину, ме­жду тем как она платит Род-Айленд всего 30 центов за дюжину. Далее, государство не бе­рет с этого треста никакой арендной платы за пользование громадной фабрикой, не берет ничего за двигательную силу, отопление, осве­щение и даже за канализацию, и. наконец не берет с нее никаких налогов. Что за мошен­ническая сделка!" (Цитируется из изданий Национального Комитета о труде заключенных).

Высчитано, что трудом заключенных в Аме­рике производится ежегодно рубашек и рабо­чих передников на сумму свыше 12.000.000 долларов. Это область женского труда, и пер­вая мысль, которая приходит в голову, что громадное количество женщин, благодаря такой организации остается без работы. Вторая мысль та, что заключенные мужчины, которые должны были бы изучать ремесла, которые дадут им возможность поддерживать себя трудом после освобождения из тюрьмы, сидят на ... <неразборчиво> ... это происходило в исправительных тюрьмах, которые так громко заявляют, что они подготавливают своих заключенных быть полезными гражданами. Третья и самая важная мысль, что огромные прибыли, получаемые таким образом из труда заключенных, являются постоянным стимулом для контрагентов вымогать из своих несчастных жертв таксе работы, которые им совершенно не под силу, и наказывать их жестоко, когда их работа не удовлетворяет чрезмерных требований хозяев.

Кроме того, мы должны осудить попытки заставлять заключенных делать работу, кото­рой впоследствии они не смогут жить по отбытии наказания. Индиана, например, есть штат, который очень много говорил об об­разцовом устройстве своих тюремных учре­ждений. Однако, согласно опубликованному в 1908 году отчету школы местной исправительной тюрьмы, оказывается что 135 чело­век были заняты выделкой цепочек, 207 ши­тьем рубашек и 255 работали в литейной ма­стерской: всего 597 человек по 3 специально­стям. Но у сидящих в исправительной тюрьме заключенных насчитывалось всего 59 профес­сий, из которых 39 были связаны с сельским хозяйством. Между тем, Индиана, как и дру­гие штаты, заявляет, что она тренирует своих заключенных, подготовляя к профес­сиям, которыми они смогут впоследствии зарабатывать себе существование.

Фактически же Индиана посадила их на работу по приготовлению цепочек, рубашек и щеток, – последние изготовлялись для ком­пании Луизвилль Фэнси Гросери Ко. Но вы­делка щеток есть ремесло, монополизированное главным образом слепыми, а шитье ру­башек делается женщинами, и наконец в штате есть только одна фабрика цепочек, на которую выпущенные арестанты не могут даже надеяться попасть на работу. Таким образом весь план обращается о жестокую комедию.

Если таким образом штаты помогают лишь грабить этих несчастных на такие громадные суммы, то не настало ли время дли организованных рабочих прекратить эту пустую болтовню и настаивать на приличном вознаграждении для заключенных, равном тому, которое рабочие требуют для себя? Этим путем они убили бы самую возможность пре­вращения заключенного во врага интересов рабочего класса. Я уже сказала, что тысячи заключенных, не обученных никакому ремеслу, без всяких средств к жизни, выбрасываются назад на общественную арену. Эти мужчины и женщины должны жить, ибо даже бывший арестант имеет потребности. Тюремная жизнь сделала их антиобщественными существами, и наглухо закрытые двери, которые встре­чают их всюду по освобождении, не смягчают их горечи. Неизбежным результатом всего этого является то, что они образуют те свобод­ные от дела кадры, из которых фабрикуются стачконарушители, сыщики и полицейские, готовые на все по приказу хозяина. Таким образом организованные рабочие своей глупой оппозицией работы заключенных подрывают сами свои собственные интересы и помогают создать те ядовитые газы, "которые мешают всякой попытке улучшить их положение. Если рабочий хочет избежать этого, он дол­жен настаивать на праве заключенных на труд, он должен встретить их, как братьев, принять их к себе в организацию и с их же помощью пойти против той системы, кото­рая давит их обоих.

В заключение я должна указать на то, что все начинают понимать несправедливость и жестокость судебных приговоров. Те, кто верит в грядущую перемену и работает для нее, скоро приходит к заключению, что ка­ждый человек должен иметь шанс и возмож­ность проявить свои хорошие стороны. Но как он может это сделать, когда на нем ви­сит приговор тюремного заключения на 10, 15 или 20 лет? Надежды на свободу и счаст­ливый случай есть единственный стимул к жизни особенно для заключенного. Общество грешило против него слишком долго, – и должно ему дать хоть это. Я не верю осо­бенно, чтобы общество согласилось на это, и не верю, что вообще может произойти дей­ствительное улучшение в этом отношении, пока не будут уничтожены навсегда самые условия, воспитывающие и тюремщика, и арестанта.

"Из его уст красная, красная роза!

Из его сердца белая роза!

Ибо кто может сказать каким странным путем

Христос исполняет свои желания,

Раз даже сухой жезл, который нес пилигрим,

Зацвел вдруг на глазах Папы.