Анархизм

За что он стоит

Анархия

Всегда оклеветанная, проклинаемая, никогда не понимаемая,

Ты являешься свирепым ужасом нашего вре­мени.

"Ты – разрушение всякого порядка", кричит толпа,

"Война и безудержная злоба убийств".

Пусть они кричат. Тем, кто никогда не стре­мился

Найти истину, скрывающуюся за словом,

Тем не дано понять его истинное значение.

Они останутся навсегда слепыми среди сле­пых.

Но ты, о слово, такое ясное, такое сильное и чистое,

Ты провозглашаешь все, что я поставил себе целью,

Я отдаю тебя будущему! Ты будешь жить,

Когда каждый пробудится в самом себе.

Придет ли это при свете солнца или под свист бури,

Я не могу сказать, но земля это увидит.

Я – анархист! Поэтому я не стану

Управлять, но не желаю и быть управляемым.

Джон Генри Макей

История человеческого развития есть в то же время история отчаянной борьбы каждой новой идеи, возвещающей более светлое бу­дущее. В своей упорной любви к укоренив­шимся традициям приверженцы старины ни­когда не колеблются пустить в ход самые подлые и жестокие методы борьбы, чтобы только задержать наступление нового, в какой бы форме оно ни выражалось. Нам не нужно обращаться к далекому прошлому, чтобы видеть, какая сильная оппозиция, ка­кие громадные трудности и препятствия стоят по пути к осуществлению каждой прогрес­сивной идеи. Дыба, машина для завинчивания пальцев и кнут еще живы среда нас; рядом с этим платье арестанта, общественная злоба – все работает против духа, смело идущего вперед.

Анархизм не мог надеяться избежать судьбы всех других новаторских идей. Наоборот, как самое революционное и некомпромиссное те­чение, анархизм должен был встретиться с невежеством и злобой мира, которые он имел в виду перестроить.

Чтобы коснуться хотя бы вскользь всего, что было сказано и сделано против анархи­зма, пришлось бы писать целый том. Поэтому я разберу только два главных возражения. Делая это, я попутно постараюсь объяснить, за что стоит анархизм.

Странной чертой оппозиции анархизму является то, что при этом выявляется отно­шение между так называемым развитым интел­лектом и невежеством, хотя, если принять во внимание относительность всего существу­ющего, это не должно казаться странным. Невежественные массы имеют в свою пользу то, что они и не претендуют на знание или терпимость. Они всегда действуют импульси­вно, рассуждая как дети. "Почему?" – "А по­тому что". Однако оппозиция невежественных масс анархизму заслуживает такого же вни­мания и обсуждения, как и оппозиция интел­лигентных людей.

Каковы же возражения? Во-первых, анархизм непрактичен, хотя и является прекра­сным идеалом. Во вторых, анархизм стоит за насилие и разрушение и поэтому должен быть отвергнут, как преступный и опасный путь. И интеллигенция, и невежественный народ судят не на основании точного знания пред­мета, а понаслышке или вследствие ложного толкования.

Практическая схема, как сказал Оскар Уайльд, есть такая, которая или уже сущест­вует в действительности или может быть осуществлена при настоящих условиях. Но анархизм именно протестует против этих са­мых условий, и всякая схема, которая примиряется с ними, уже по одному этому непра­вильна и не разумна Истинный критерий практичности поэтому заключается не в том, чтобы предлагаемая схема оставляла нетрону­тыми то, что неправильно и неразумно, а в том, имеет ли она в себе настолько силы и жизненности, чтобы уничтожить стоячие воды старины и построить и поддержать новую жизнь. При свете такой логики анархизм является совершенно практичным. Более чем какая бы то ни было другая идея, он помо­гает отделаться от неправильного и неразу­много старого и построить и поддержать но­вую жизнь.

Вражда и ненависть в невежественном че­ловеке постоянно подогреваются самыми ужас­ными рассказами и историями, от которых кровь стынет, относительно анархизма и анар­хистов. О них считается возможным говорить самые скверные вещи. Поэтому для неинтел­лигентного человека анархизм является чем-то вроде буки для детей – чудовищем, которое все пожирает и несет в себе разрушение и насилие.

Разрушение и насилие! Но откуда же знать обыкновенному человеку, что самым свире­пым элементом в обществе, несущим в себе, насилие, является невежество, что анархизм выступает именно против разрушающей силы невежества? Он не знает также, что анархизм, который основывается на самой природе, раз­рушает не здоровые ткани общественного организма, а паразитические наросты, вытя­гивающие все жизненные соки из общества. Анархизм лишь очищает почву от всякой га­дости и дряни, чтобы она могла затем при­нести здоровые плоды.

Кто-то сказал, что гораздо меньшее умствен­ное усилие требуется для того, чтобы осу­ждать, чем для того, чтобы думать. Распро­страненная всюду умственная лень, господ­ствующая в обществе, доказывает, что это верно. Вместо того чтобы основательно разо­браться в вопросе, рассмотреть его происхо­ждение и значение, большинство людей пред­почитают или огулом осуждать или полагаться на поверхностные или пристрастные характе­ристики второстепенных мелочей.

Анархизм заставляет человека думать, рас­следовать и анализировать каждое предложе­ние. Но, чтобы не обременять читателя изли­шними деталями, я также начну с определе­ния, которое затем постараюсь развить.

Анархизм есть философия нового общест­венного строя, основанного на свободе, нео­граниченной какими бы то ни было челове­ческими законами: это есть теория, согласно которой все формы правления основываются на насилии и поэтому являются ложными, вредными и также ненужными.

Новый общественный строй основывается, конечно, на материальной базе, но, хотя все анархисты согласны, что главное зло сегодня­шнего дня заключается в экономике, они по­лагают, что устранить это зло можно только путем разрешения всех вопросов, касающихся всех сторон жизни, как индивидуальной, так и общественной, как внутренней, так и вне­шней.

Подробное изучение истории человеческого развития раскрывает перед нами два элеме­нта, резко сталкивающиеся друг с другом, хотя теперь начинают понимать, что эти эле­менты не чужды друг другу, но тесно связаны между собой и гармоничны, если только их поставить в надлежащие условия. Это – инди­видуальные и социальные инстинкты. Личность и общество вели в течение долгих веков бес­пощадную кровавую борьбу между собой, при чем каждый стремился к превосходству, не понимая значения и важности другого. Инди­видуальные инстинкты являются самым ва­жным фактором человеческого развития, роста, стремлений, усилий и осуществлений; соци­альные инстинкты являются столь же важным фактором взаимной помощи и общественного благополучия.

Объяснение борьбы между человеком, и окружающей его средой, напрашивается само собой. Первобытный человек, будучи не в состоянии понять самого себя и еще менее идею единства всей жизни, чувствовал себя в абсолютной зависимости от слепых, тайных сил природы, всегда готовых посмеяться над ним и дразнить его. Из этого положения вытекало религиозное представление о чело­веке, как ничтожной пылинке, зависящей от верховных сил на небе, которых можно уми­лостивить лишь полным смирением. Все ста­рые сказки и саги основаны на этой идее, которая продолжает быть главным мотивом библейских преданий, говорящих об отноше­ниях человека к богу, государству и обществу. Всюду и везде повторяется одна мысль: че­ловек ничто, силы—все". Так Иегова терпит человека только на условии полного смире­ния и предания себя на милость его. Человек может иметь всю славу и величие на земле, но не должен сознавать себя. Госу­дарство, общество, нравственные законы, все поют ту же песню: человек может иметь всю славу на земле, но не должен сознавать себя.

Анархизм есть единственная философия, которая дает человеку сознание самого себя, которая утверждает, что бог, государство и общество не существуют, что их обещания пустые, ничего не значащие слова, так как они могут быть исполнены лишь при условии полного подчинения человека. Анархизм по­этому есть учитель единства жизни не только в природе, но и в человеке. Нет конфликта между личностью и социальными инстинктами как не может быть конфликта между серд­цем и легкими; первое есть приемник драгоценной жизненной эссенции, второе хранилище элемента, который делает эссенцию чистой и сильной. Личность есть сердце обще­ства, хранящее в себе эссенцию социальной жизни; общество – легкие которые, распределяют элемент, делающий жизненную эссенцию – то есть личность, – чистой и сильной.

"Единственная ценная вещь в мире, – сказал Эмерсон, – есть активная душа; каждый человек имеет это внутри себя. Активная ду­ша видит абсолютную истину, высказывает истину и творит". Другими словами, индиви­дуальный инстинкт есть ценная вещь в мире. Истинная душа видит и создает живую исти­ну, из которой рождается еще большая исти­на, – возрожденная социальная душа.

Анархизм – великий освободитель человека от миражей, которое держали его до сих пор в плену, судья и умиротворитель двух сил индивидуальной и социальной гармонии. Чтобы завершить это единство, анархизм объявил войну всем гибельным влияниям, которые до сих пор мешали гармоничному единению ин­дивидуальных и социальных инстинктов, лич­ности и общества.

Религия область человеческого ума; соб­ственность – область человеческих нужд и по­требностей; и правительство – область чело­веческого поведения; все это является опло­том порабощения человека и всех ужасов, к которым оно ведет. Религия! Как она господ­ствует над умом человека и унижает его и развращает его душу. "Бог есть все и человек ничто" – учит нас религия. Но из этого ничего бог создал царство столь деспотическое, тира­ническое, столь жестокое, столь ужасно тре­бовательное, что с тех пор, как начались боги, миром управляли лишь слезы, кровь и мрак. Анархизм поднимает человека на вос­стание против этого черного чудовища. "Раз­бей свои умственные цепи", говорит анархизм человеку, потому что, пока ты не будешь думать и рассуждать сам за себя, ты не осво­бодишься от власти тьмы, величайшего пре­пятствия на пути к всеобщему прогрессу.

Собственность, область человеческих нужд есть в то же время отрицание на право удо­влетворения нужд человека. Было время, ко­гда собственность претендовала на божествен­ное право, когда она обращалась к человеку, с теми же словами, как и религия: "жертвуй собой! откажись от себя! подчинись!" Дух анархизма поднял человека из его прострации. Теперь он гордо выпрямился и его лицо обращено к свету. Он научился видеть, сколь ненасытна, всепожирающа и опустошительна природа собственности, и он готов теперь нанести этому чудовищу смертельный удар.

"Собственность есть воровство", сказал великий французский анархист Прудон. Но без риска и опасности для вора. Захватывая в свою монополию соединенные усилия чело­века, собственность ограбила у него прина­длежащие ему по рождению права и выгнала его на улицу бедняком и отверженцем. Соб­ственность не имеет даже обычной надоевшей отговорки, что человек не создает достаточно для удовлетворения всех своих нужд. Каждый начинающий студент политической экономии знает, что продуктивность труда в течение последних десятилетий далеко превысила нормальные потребности. Но каковы могут быть нормальные потребности у ненормаль­ного учреждения.. Единственная потребность, которую признает собственность, есть ее жадный аппетит к все большему и большему богатству, ибо богатство обозначает власть, право подчинять себе, давить, эксплуатировать, порабощать, оскорблять и развращать, Америка особенно гордится своим могуще­ством, своим огромным национальным богат­ством. Бедная Америка! На что ей все ее богатства, если люди, составляющие ее нацию бедны и жалки, если они живут в нищете, грязи, среди преступлений, без луча надежды и радости, – бездомная, бездушная армия, лю­дская масса, готовая стать добычей эксплуататоров!

Все признают истину, что в любом деле, если доходы не покрывают расходы, банкрот­ство неизбежно. Однако те, кто занят в деле производства богатства, не научился даже такой простой истине. Каждый год стоимость производства в человеческих жизнях растет больше и больше (50,000 убитых и 100,000 раненых в Америке за прошлый год); доходы же масс, помогающих созданию богатств, все уменьшаются. Однако, Америка продолжает закрывать глаза на неизбежность банкротства в деле производства. Но это не единственное ее преступление. Еще более фатально пре­ступление превращения производителя в про­стую частичку машины, которая имеет меньше воли и решительности, чем его стальной и железный господин. У человека отняты не только продукты его труда, но и право сво­бодной инициативы, оригинальности, интерес к вещам, которые он производит, и самое желание производить их.

Истинное богатство состоит в полезных и красивых вещах, которые помогают создать сильные, красивые тела, и обстановку рожда­ющую желание жить. Но, если человеку суждено в течение 30 лет своей жизни наматы­вать хлопок па веретено, или катать уголь или строить дороги, то не может быть ника­кого разговора о богатстве. Он может дать миру только безобразные вещи, отражающие скучное и безобразное существование, сли­шком слабое, чтобы жить, и слишком трус­ливое, чтобы умереть. Удивительно, что есть еще люди, которые восхваляют этот мертвя­щий метод централизованного производства, как самое великолепное достижение нашей эпохи. Они совершенно не в состоянии понять что, если мы будем продолжать подчиняться таким образом машине, то наше рабство бу­дет более полно, чем во времена короля. Они не хотят знать, что централизация есть не только смерть свободе, но также здоровью и красоте, науке и искусству, ибо все это не­возможно в машинообразной атмосфере, где все протекает по часам.

Анархизм может только отвергнуть такой способ производства: его цель самое свобо­дное по возможности выявление всех откры­тых сил человека. Оскар Уайльд описывает совершенную личность, как такую, которая развивается при совершенных условиях, и которая не ранена, не изуродована и не на­ходится в опасности. Совершенная личность, таким образом, возможна только в таком со­стоянии общества, где человек может свобо­дно выбирать себе характер работы, условия работы, и самую работу. Ибо делать стол, строить дом или обрабатывать землю может быть для одного человека тем же, что для художника рисовать, для научного деятеля заниматься открытиями работой вдохновения, страстного желания и глубокого интере­са к делу, что дает человеку творческую силу. Если идеал анархизма таков, то его экономи­ческая система должна сводиться к добро­вольным производительным и распредели­тельным ассоциациям, постепенно развиваю­щимся в свободный коммунизм, как лучший способ производства с наименьшей потерей человеческой энергии. Однако анархизм при­знает также за каждым отдельным человеком или группой людей прямо устраивать в любое время другие формы работы, соответствую­щие их вкусам и желаниям.

Так как такое свободное проявление че­ловеческой энергии возможно только при полной индивидуальной и социальной сво­боде, то анархизм направляет свои силы про­тив третьего и величайшего врага всякого социального равенства, – именно государства, организованной власти и установленного за­кона, регулирующих человеческое поведение.

Как религия сковала человеческий ум, и как собственность или монополия на вещи подчинила себе и сузила человеческие по­требности, так государство поработило чело­веческий дух, диктуя ему каждый шаг пове­дения… "Всякое правительство", говорит Эмерсон, "есть, в сущности, тирания". Со­вершенно не важно, действует ли правитель­ство именем божественного права или име­нем большинства. В каждом случае оно стре­мится к абсолютному подчинению себе чело­веческой личности.

Рассуждая об американском правитель­стве, величайший американский анархист Да­вид Торо говорит: "Правительство есть ничто иное, как традиция на очень давнего происхождения; оно стремится к тому, чтобы перейти к потомству в неизмененном виде, но каждый раз теряет в своей целостности; оно не имеет жизненности и силы отдельного человека. Закон никогда не сделал ни одного человека справедливее ни на йоту; и именно вследствие своего уважения к закону даже наилучшие люди ежедневно превращаются в агентов и слуг несправедливости".

На самом деле, основная черта всякого правительства есть несправедливость. С вы­сокомерием и самонадеянностью короля, ко­торый не может поступать неправильно, пра­вительство приказывает, судит, осуждает и наказывает за самые незначительные про­ступки, удерживаясь само у власти посред­ством величайшего из всех преступлений, – уничтожения индивидуальной свободы. Уйда права, когда она говорит: "государство имеет в виду внушить своему народу только те ка­чества, при которых его приказания будут исполняться и его казна будет наполняться. Величайшим достижением государства является низведение человечества до степени часовой бездушной машины. В его атмосфере все тс более тонкие и деликатные свободы, которые требуют ухода за собой и свободного воз­духа, неизбежно засыхают и гибнут. Государ­ство требует машины, платящей налоги и ра­ботающей без перебоя, казны, в которой ни­когда не бывает дефицита, и народа послуш­ного, бесцветного, монотонного, бездушного идущего, как стадо овец, вдоль прямой до­роги между двух стен".

Однако, даже стадо овец восстало бы против интриг государства, если бы оно не упо­требляло для своих целей тиранических, ре­прессивных и развращающих методов. Поэтому Бакунин отвергает государство, как синоним отрешения от свободы личности и меньшин­ства, синоним разрушения общественных от­ношений, урезывания или даже полного от­рицания самой жизни ради интересов госу­дарства. Государство есть алтарь политиче­ской свободы и как религиозный алтарь, он поддерживается для человеческого жертво­приношения.

Вообще вряд ли есть хотя бы один из со­временных мыслителей, кто бы не согласился, что правительство, организованная власть или государство нужно только для поддержания или защиты собственности и монополии. Оно доказало свою состоятельность только в этом отношении.

Даже Бернард Шоу, который надеется на чудеса от государства при фабианизме, при­знает тем не менее, что "в настоящее время государство есть громадная машина для огра­бления и превращения бедняков путем гру­бой силы в рабов". Раз это так, то трудно понять, почему этот умный пропагандист все-таки желает сохранить государство даже после того, как бедность перестанет суще­ствовать.

К несчастью, есть еще много людей, кото­рые продолжают упорно верить, что прави­тельство основано на законе природы, что оно поддерживает общественный порядок и гармонию, что оно уменьшает преступление и не дает лентяю обманывать своих ближних. Рассмотрим эти утверждения.

Закон природы есть такой фактор в че­ловеке, который проявляется свободно, вне­запно, без всякого внешнего принуждения и в полной гармонии с требованиями природы. Например, требования питания, света, воз­духа, физических упражнений, половые по­требности, – это закон природы. Но для сво­его выявления он не нуждается в правитель­ственном аппарате, в палке полицейского, в оружии, в наручниках и в тюрьме. Чтобы повиноваться естественному закону, если это вообще можно называть повиновением, требуется лишь отзывчивость и свобода. Что правительства не основываются на таких гармоничных факторах, доказывается уже тем ужасным списком насилий и принуждений, к которым прибегают все правительства мира для поддержания своего существования. Блэкстон был прав, когда сказал: "человеческие законы плохи, потому что они противны есте­ственным законам природы".

Трудно себе представить, чтобы прави­тельство было способно к водворению по­рядка или социальной гармонии, если только под этим не понимать того пресловутого по­рядка, который царствовал в Варшаве после избиения тысячей людей. Порядок, достигну­тый путем подчинения и поддерживаемый террором, не есть еще надежная гарантия; однако это – единственный порядок, который поддерживают все правительства. Подлинная социальная гармония вырастает из солидар­ности интересов. В обществе, где люди, ра­ботающие постоянно, не имеют ничего, а никогда не работающие имеют все, солидарно­сти интересов, конечно, нет; отсюда и социальной гармонии быть не может. Но орга­низованная власть реагирует на это важное положение только тем, что раздает еще боль­шие привилегии тем, кто уже монополизировал в своих интересах всю землю и еще больше порабощает обездоленные массы. Та­ким образом весь арсенал правительственных мероприятии, – законы, полиция, солдаты, суды, парламенты, тюрьмы, – все это рев­ностно работает над "приведением в гармо­нию" самых враждебных элементов в обще­стве.

Но самая абсурдная защита власти и за­кона, что они якобы достигают уменьшения преступлений. Не говоря уже о том, что го­сударство само по себе есть величайший пре­ступник, который нарушает все писанные и естественные законы, ворует под видом на­логов, убивает под видом войны и смертной казни, государство пришло к полному нулю в борьбе с преступлениями. Оно оказалось совершенно не в силах уничтожить или даже уменьшить ужасный бич, который оно само же создало.

Преступление есть ничто иное, как не­верно направленная энергия. Пока все суще­ствующие теперь учреждения и положения, экономические, политические, общественные и моральные, работают лишь в одном духе, направляя человеческую энергию в ложные каналы; пока большинство людей чувствуют себя не на месте, делая работу, которую они ненавидят, ведя жизнь, которая им противна, преступление останется неизбежным злом, и все законы и статуты могут только увели­чить, но не уничтожить его. Что знает общество в том виде, как оно сейчас существует, об отчаянии, о бедности и нищете, об ужас­ной борьбе, через которую должен пройти человек по пути к преступлению и падению? Тот же, кто знает этот страшный процесс, не может не видеть истину в следующих сло­вах Петра Кропоткина:

"Те, кто сравнит выгоды, приписывае­мые закону и наказанию, с развращающим влиянием, которое они оказывают на челове­чество; те, кто поймет, какое страшнее раз­ложение вносит в человеческое общество сы­щик, покровительствуемый судьей и оплачи­ваемый монетой правительством под тем предлогом, что он помогает разоблачать пре­ступления; те, кто пойдут по тюрьмам и уви­дят там, во что превращается человеческое существо когда оно лишено свободы, когда оно подвергается грубому обращению тюремщиков, жестоким, грубым словам, тысячам язвительных, оскорбительных унижений, тс согласятся с нами, что весь аппарат тюрьмы и наказания есть проклятие, которое должно быть совершенно уничтожено".

Устрашающее влияние закона на ленивого человека слишком ничтожно, чтобы о нем нужно было говорить. Если общество будет избавлено от напрасной траты сил и средств, от расходов по содержанию ленивого класса и таких же громадных расходов, которые этот ленивый класс требует на свою охрану, то общественный стол будет иметь всего в достаточном изобилии для всех граждан, включая сюда и случайного ленивца. Кроме того, нужно помнить, что лень является ре­зультатом или специальных привилегий или физической и умственной ненормальности. Наша теперешняя нездоровая система произ­водства покровительствует и тому и другому, и в высшей степени удивительно, что народ вообще желает еще работать. Анархизм имеет в виду очистить труд от этого мертвящего, скучного элемента, от унижения и принужде­ния и стремится к тому, чтобы сделать ра­боту средством к увеличению радости, силы, ярких красок, истинной гармонии так, чтобы самый бедный человек мог почерпнуть в ра­боте и развлечение, и надежду.

Чтобы добиться такого устройства жизни, правительство с его несправедливыми, про­извольными, репрессивными мерами должно быть уничтожено. В лучшем случае оно мо­жет лишь навязать однообразную систему жизни для всех граждан, не разбираясь в ин­дивидуальных и социальных различиях и ну­ждах. Уничтожая правительство и устано­вленные законы, анархизм предлагает восста­новить самоуважение, независимость личности и свободу от всяких стеснений и вмеша­тельств власти. Только при свободе человек может вырасти во весь свой рост. Только при свободе он научится думать, действо­вать и проявлять свои лучшие стороны. Только при свободе он уяснит себе истинную силу общественных связей, которые соеди­няют людей воедино и являются настоящим основанием нормальной общественной жизни. Но что сказать о человеческой натуре? Мо­жет ли она измениться? И если нет, то вы­несет ли она анархизм?

Бедная человеческая натура, какие только ужасные преступления не совершались ради твоего имени! Каждый глупец от короля до полицейского, от ограниченного тупого па­стора до безыдейного работника науки пре­тендует говорить от имени человеческой натуры. И чем больше какой-нибудь шарлатан, тем сильнее он настаивает на скверности и слабости человеческой природы. Но как мо­жет кто-либо говорить об этом теперь, когда душа каждого человека заключена в тюрьму, а сердце заковано, связано, изранено и иска­лечено?

Джон Борроуз установил, что эксперимен­тальное изучение животных, находящихся в заключении, совершенно бесполезно. Их ха­рактер, привычки, аппетиты, все это подвер­гается полной перемене, когда они оторваны от их почвы на поле и в лесу. Когда чело­век заключен в тесную клетку и каждый день подвергается побоям, то как мы можем говорить о его развитии и прогрессе?

Свобода, широкие рамки, случай и больше всего мир и спокойствие могут нас научить, каковы на самом деле главные факторы че­ловеческой природы и всех ее удивительных возможностей.

Анархизм, таким образом, стоит за освобо­ждение человеческого ума от владычества религии, за освобождение человеческого тела от владычества собственности, за освобождение от оков и стеснений правительства. Анархизм стоит за порядок, основанный на свободной группировке людей в целях про­изводства истинного общественного богат­ства; за порядок, который гарантирует для каждого человека свободный доступ к земле и полное пользование всеми необходимыми для жизни вещами, согласно индивидуальным желаниям, вкусам и наклонностям.

Это не есть дикая фантазия или увлече­ние ума. К такому заключению пришли очень и очень многие интеллигентные мужчины и женщины в мире, и их заключение основано на внимательном и точном изучении главных тенденций современного общества: индиви­дуальной свободы и экономического равен­ства, которые вызывают в человеке все, что в нем есть лучшего и благородного.

Теперь о методах. Анархизм не есть, как некоторые могут предполагать, теория буду­щего, которая должна быть осуществлена пу­тем божественного вдохновения. Это – живая сила в нашей жизни, постоянно создающая новые условия. Поэтому методы анархизма не содержат в себе точно выработанной про­граммы, которая должна быть выполнена при всяких условиях. Методы должны вырасти из экономических нужд и потребностей каждого места и климата и сообразоваться с интеллек­туальными и личными особенностями инди­видуума. Спокойный, ясный характер Тол­стого будет требовать совсем других мето­дов для общественной перестройки, чем глу­бокая, стремительная личность Михаила Ба­кунина или Петра Кропоткина. Также должно быть ясно, что экономические и политиче­ские нужды России потребуют более реши­тельных мер, чем Англия или Америка. Анар­хизм не стоит за военную выправку и одно­образие. Он стоит за мятеж и восстание во всякой форме против всего, что мешает че­ловеческому прогрессу. Все анархисты схо­дятся в этом точно также, как они сходятся в своем отрицании политической парламент­ской борьбы, как средства достижения больших социальных перемен.

"Всякое голосование, – сказал Торо, – есть своего рода игра, как игра в карты, не больше и не меньше; его идейное значение столь же ничтожно, кок и его целесообраз­ность. Даже голосование за правильный прин­цип ровно ничего для него не делает. Разум­ный человек не оставит своего права на про­извол случая и не захочет подкреплять его властью большинства". Внимательное изуче­ние политического аппарата и его достижений приведет нас к тем же выводам, что и Торо. Что показывает история парламентаризма? Ничего кроме провалов и неудач,ни одной реформы, улучшающей экономическое и об­щественное положение народа. Принимались законы, издавались постановления для улуч­шения и охраны труда, но толку от этого не получалось никакого. 'Гак только в прошлом году было доказано, что в штате Иллинойс с его самыми строгими законами относи­тельно охраны труда в копях произошла са­мая ужасная катастрофа и рудниках. В шта­тах, где существуют законы об охране дет­ского труда, эксплуатация детского труда свирепствует более, чем где бы то ни было. Хотя у нас рабочие пользуются всеми поли­тическими привилегиями, капитализм достиг в Америке наивысшего развития.

И даже если бы рабочие могли иметь своих собственных представителей, чего до­биваются наши социалисты, то какие шансы они имели бы для проявления своих добрых намерений? Нужно только вспомнить, что такое самый процесс политической борьбы, к каким средствам прибегают политические дея­тели для достижения своих целей: забегание с задней двери, интриги, ложь, обман, все это пускается в ход. К этому нужно приба­вить обыкновенно полное отсутствие честно­сти и убеждений, чтобы понять, что от та­ких людей ничего хорошего ждать нельзя. Неоднократно народ по своей доверчивости обращался к ним, поддерживал их, верил, от­давал последнюю копейку, и каждый раз он» обманывали его.

Можно возразить, что действительно чест­ные люди не поддадутся влиянию этой поли­тической мельницы. Может быть и нет. Но такие люди будут совершенно беспомощны, чтобы оказать хотя бы малейшее влияние в защиту интересов труда, что было уже до­казано многими примерами. Государство – экономический хозяин своих слуг. Хорошие люди, если таковые есть, или останутся вер­ными своим политическим убеждениям и по­этому не будут встречать поддержки, или же они станут на сторону своего экономиче­ского хозяина и не будут способны ни к чему хорошему. Политическая арена не оставляет никакой другой альтернативы, – входящие на нее должны быть или глупцами или него­дяями.

Политические предрассудки все еще вла­деют умами и сердцами народных масс, но истинные любители свободы должны от них отделаться. Вместо этого они будут верить вместе с Штирнером, что человек получает такую свободу, какую он хочет иметь. Анар­хизм поэтому стоит за прямое действие, за открытый вызов и борьбу против всяких за­конов и стеснений, – экономических, социаль­ных и моральных. Но вызов и борьба не за­конны. В этом залог спасения человека. Все незаконное требует от него цельности, поло­жительности, храбрости и мужества, требует свободного, независимого духа, людей твер­дых, сильных и преданных делу.

Всеобщее избирательное право обязано своим происхождением прямому действию. Если бы не дух возмущения и вызова со сто­роны наших отцов, американских революцио­неров, то их потомки до сих пор были бы подданными короля. Если бы не прямое дей­ствие Джона Брауна и его товарищей, то Америка до сих пор вела бы торговлю не­грами. Правда, торговля белыми все еще про­должается, но она также когда-нибудь будет прекращена благодаря прямому действию. Тред-юнионизм, который является экономиче­ской ареной современного гладиатора, обязан своим существованием прямому действию. Еще недавно закон и правительство пыта­лись раздавить тред-юнионистское движение и присуждали тех, кто стоял за право рабо­чих организовываться, к наказанию, как за­говорщиков. Если бы они тогда стали защи­щать свое право просьбами, юридическими доводами, компромиссами, то тред-юнионизм был бы теперь ничтожной величиной. Во Франции, в Испании, в Италии, в России и даже в Англии (доказательством чего является все растущее революционное движение среди английских рабочих союзов) прямое револю­ционное экономическое действие стало такой крупной силой в борьбе за индустриальную свободу, что мир был принужден признать огромное значение могущества рабочих. Все­общая стачка, высшее выражение экономиче­ского сознания рабочих, недавно еще осмеи­валось в Америке. Теперь каждая крупная стачка, чтобы выиграть победу, должна при­знать важность общего солидарного про­теста.

Прямое действие, практичность которого в экономической борьбе доказана, является столь же хорошим орудием для защиты ин­дивидуальных прав. Сотни враждебных сил наступают на человека, и только упорное сопротивление может окончательно освобо­дить его. Прямое действие, направленное против власти на заводе, против судебной власти, против власти вторгающегося всюду морального кодекса, есть логический и по­следовательный метод борьбы анархизма.

Не поведет ли это к революции? Да, по­ведет. Действительная социальная перемена ни разу еще нигде не происходила без ре­волюции. Люди часто или не знают истории своей страны или не уразумели, что револю­ция есть ничто иное, как мысль, превращен­ная в действие.

Анархизм, крепкие дрожжи человеческой мысли, теперь проникает всюду во все отрасли и стороны человеческой работы. Наука, искусство, литература, драма, борьба за экономическое улучшение, вообще всякая индивидуальная и общественная оппозиция существующему порядку вещей, – все это находится под влиянием идейного света анархизма, который является философией, ставящей на первый план человеческую личность, теорией социальной гармонии и великой, растущей, живой силой, которая имеет в виду перестроить весь мир, и уже приближает нас к заре будущего.