ФЕВРАЛЬ

№11 (13) ноябрь 1989 год

_______________________________________________________

 

ИЗДАНИЕ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЙ СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ (АССА)

ПЕТРОГРАД

1989

_______________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

АССА: КОММЕНТАРИИ И ДОКУМЕНТЫ

ПРОГРАММА АССА   стр.3

ОСНОВНОЙ ДОГОВОР АССА (проект)   стр.14

Г. ПЕНЬКИН. ВЕРСИЯ, ШИТАЯ КРАСНЫМИ НИТКАМИ   стр.17

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МИТИНГЕ 30 ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА

 - Выступление Н.В.Иванова   стр.22

 - Выступление В.В. Терехова   стр.25

 - Выступление Е.Щербакова   стр.26

 - Выступление В.Сытинского   стр.29

В.ЛЮБАРСКИЙ. ВОКРУГ КОЛОННЫ   стр.29

В.ЛЮБАРСКИЙ. СТИХИ О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ УДАСТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ   стр.31

 

АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ

СОООБЩЕНИЕ ПРЕСС-ЦЕНТРА "ОБЩИНЫ" (МОСКВА)   стр.32

НАША ПЕРЕПИСКА

 - Письмо из прокуратуры Ленинграда   стр.33

 - Отказы на проведение митинга, посвященного 100-летию Махно, от райисполкомов Ленинграда   стр.34

ВЫСТУПЛЕНИЕ П.РАУША НА МИТИНГЕ, ПОСВЯЩЕННОМУ 100-ЛЕТИЮ Н.И. МАХНО   стр.36

 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ   стр.38

СОЦИАЛИЗМ И ДЕБИЛИЗМ   стр.42

 

__________________________________________________________

 

АССА: КОММЕНТАРИИ И ДОКУМЕНТЫ

 

проект

ПРОГРАММА АССОЦИАЦИИ СВОБОДНЫХ АНАРХИСТОВ /ACCA/

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КОНСТАТАЦИЯ

 

§ 1 Декларация ценностей

 - Человек есть мера всех вещей

 - Каждая человеческая индивидуальность уникальна и неповторима

 - Каждый из нас имеет свой взгляд на мир и свою систему цен­ностей

 - Некоторые ценности, являясь общими для многих, могут слу­жить основой объединения людей

 - Основные ценностями для Ассоциации признаются:

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА

ЛИЧНОЕ ДОСТОИНСТВО

 

§ 2 Политика

 - Человек реализует себя в обществе

 - Общество рассматривается не как абстрактная самоценность, а как условие свободного самовыражения конкретных людей

 - Отношения в обществе строятся на основе взаимодействия и взаимовлияния людей

 - Любые взаимоотношения в общественной сфере являются вза­имоотношениями политическими

 

§ 3 Насилие

 - Исходной формой политических отношений является насилие

- Насилием считается любое действие, принятое вопреки воле человека, с целью вторжения в сферу его интересов или внешнего ограничения его свободы

 - Насилие нарушает безопасность человеческой жизни, противо­речит индивидуальной свободе и отрицает личное достоинство

 

§ 4 Власть

 - Власть есть устойчивая система господства и подчинения, основанная на прямом насилии либо на угрозе его применения

 - Безразлично, что считается источником власти - инстинкт или личный произвол, обычай или закон

 - В принципе такте неважно, кто является носителем власти - один человек, группа лиц или большинство

 - Любая власть расценивается как зло, поскольку ее следстви­ем всегда является рабство и повиновение вышестоящим

 

§ 5 Государство

 - Государство есть строго организованная структура власти, обязательными признаками которой являются:

 - административно-бюрократический аппарат;

 - единые законы и система налогообложения;

 - фиксированная территория и границы

 - Государство рассматривается не как инструмент господства абстрактного "правящего класса" и не как беспристрастный защитник общественной безопасности, а как субъект истории, имеющий свои собственные интересы

 - Интересы государства не совпадают с интересами общества в целом и противоречат интересам конкретных людей

 - Государство является главным препятствием свободного твор­чества, ограничивая его насильственно навязываемыми нормами

 

§ 6 Тоталитаризм

 - Высший тип государственности – тоталитаризм

 - Тоталитарное государство характеризуется:

 - вмешательством во все сферы жизни человека, всеобщим "учетом и контролем" и прямым административным дик­татом

 - "идеологизацией" общества, государственной монополией на пропаганду, системой официальных культов и табу

 - Резким увеличением бюрократического аппарата, в том чис­ле, как правило, через "однопартийную систему"

 

§ 7 Возникновение тоталитаризма

 - Предшественниками тоталитарного строя были деспотические тирании Востока и диктаторские режима Запада. Однако соб­ственно тоталитаризм, требующий определенной технической базы, стал возможен только в XX веке

 - Теоретически модели тоталитарного государства были разра­ботаны Платоном, Т.Кампанеллой, Т.Мором и, наиболее под­робно, К.Марксом

 - Большевики во главе с В.Лениным, захватив власть в России в результате Октябрьского переворота 1917 года, соединили традицию русского деспотизма с марксисткой идеологией и установили первый в мире тоталитарный режим

 - Утверждение тоталитаризма сопровождалось государственным грабежом /экспроприации, продразверстка/ и красным террором

 

§ 8 Классический тоталитаризм

 - Тремя классическими формами тоталитаризма являются:

 - ФАШИЗМ - режим Муссолини в Италии, базирующийся на уничтожении политических свобод и террористической диктатуре

 - НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ - режим Гитлера, основанный на крайнем шовинизме, массовых репрессиях и целенаправленном геноциде /более 11 млн. человеческих жертв/

 - РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - режим Ленина- Сталина, основан­ный на полном отрицании самоценности человека, сплош­ных репрессиях и неограниченном геноциде /около 100 млн. человеческих жертв/

 

§ 9 Тоталитарная система

 - Во второй половине XX века сталинская империя реального социализма путем аннексий и "экспорта революции" установила в ряде стран национальные тоталитарные режимы

 - Структура тоталитарных режимов, объединенных вокруг СССР, составила единую тоталитарную систему – СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ

 - Наиболее яркие образцы соцлага - диктаторские режимы Мао в Китае, Ференца Ракоши в Венгрии, Пол Пота в Кампучии, Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена в Северной Корее, Николае Чаушеску в Румынии

 

§ 10 Кризис тоталитаризма

 - Тоталитаризм, заменяя свободную рыночную экономику центра­лизованно-плановым "народным хозяйством", уничтожил личную заинтересованность и привел общество в состояние глубокого кризиса

 - Осуществив организованное истребление десяткой миллионов человек и поставив мир на грань военной и экологической ка­тастрофы, тоталитарная система вступила в полосу разложения

 - Агония тоталитаризма вызывает резкое обострение напряженнос­ти в тоталитарных государствах. Растет поляризация сил в обществе, происходит эскалация конфликтов

 - Формируется силы и движения, выступающие за фундаментальную реорганизацию общества на основе нетоталитарных принципов.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЦЕЛИ

 

§ 1 Декларация принципов

 - Основными принципами Ассоциации являются:

 - АНАРХИЗМ - как альтернатива командно-административному принуждению;

 - ФЕДЕРАЛИЗМ - как альтернатива государственной централизации

 - КОНКУРЕНЦИЯ - как альтернатива монополизму в системе аппаратных привилегий

 - ИНДИВИДУАЛИЗМ - как альтернатива социалистической и коммунистической всеобщей унификации.

 - ПАЦИФИЗМ - как необходимое условие существования свободного ненасильственного общества /дополнение к проекту внесено А.Майшевым/

 - Переход к реализации перечисленных принципов не может быть осуществлен немедленно и невозможен на пути насильственной революции. Требуется максимально быстрая, но плавная трансформация общественных структур.

 - В качестве промежуточной системы на пути к анархическому самоуправлению рассматривается общество, соединяющее прин­ципы ЛИБЕРАЛИЗМА, ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ и ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ

 

§ 2 Освобождение личности

На переходный период:

 - Безусловная ликвидация всех тоталитарных ограничений лич­ных свобод, реализация на практике в полном объеме норм, провозглашенных Всеобщей Декларацией Прав Человека

 - Неограниченная свобода союзов и ассоциаций, свобода слова, печати, митингов и демонстраций, свобода совести

 - Отмена паспортного режима и свобода передвижений

 - Открытость информации. Демонополизация средств массовой ин­формации

На перспективу:

 - Установление РАВНОЙ ДЛЯ ВСЕХ СВОБОДЫ, высшей свободы при взаимном и одинаковом уважении сферы деятельности каждого

 - Утверждение принципа "МОЯ СВОБОДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА". Разрешено все, что не является насильственным вторжением в сферу интересов другого

 

§ 3 Уничтожение государства

На переходный период:

 - Децентрализация власти, уничтожение имперского диктата и признание суверенитета малых территорий.

 - Разделение властей. Передача законодательной власти рефе­рендумам на местах. Передача исполнительной власти ответ­ственным Советам на местах, избранным на основе императив­ных наказов. Передача судебной власти независимым судам присяжных

 - Создание структур общественного самоуправления, параллельных местным органам власти.

 - Ликвидация министерств, ведомств, исполкомов и т.д. Демон­таж всего административно-бюрократического аппарата

На перспективу:

 - Уничтожение всех форм власти и переход к полному суверенитету личности

 - Безусловный отказ от насилия, за исключением права на защиту личности от захвата

 - Свободная федерация без власти и насилия, объединяющая доб­ровольно союзы людей

 

§ 4 Преобразование права

На переходный период:

 - Безусловная отмена действующего законодательства и замена его местным и региональным законодательством, исходящим из приоритетности интересов конкретных людей и соответствующим Всеобщей Декларации Прав Человека

 - Ликвидация централизованной системы органов МВД-КГБ и созда­ние служб охраны порядка, подчиненных местным Советам, па­раллельно с организацией независимых союзов самозащиты

 - Уничтожение государственной монополии на оружие

На перспективу:

 - Безгосударственное право, базирующееся на системе доброволь­ных договоров.

 - Равноправные договоры или нерегламентированное волеизъявле­ние как основа свободных союзов и их федераций

 - Преобразование суда присяжных в третейский суд. Безусловное признание за каждой стороной права мотивированного отвода третейских судей

 - Ликвидация всех подчиненных властям охранных формирований и осуществление охранных функций добровольно-профессиональные платными службами и свободными союзами самообороны

 

§ 5 Восстановление собственности

На переходный период:

 - Ликвидация так называемой "общенародной" собственности и всех форм условной собственности, не имеющей конкретного хозяина

 - Уничтожение государственной собственности и безвозмездная передача прав собственности на бывшие государственные пред­приятия и учреждения синдикатам - полностью самостоятельным трудовым коллективам

- Свободное сосуществование, индивидуальной, личной, кооперативной и частной собственности

На перспективу:

 - Полная автономия владельцев собственности

 - Сочетание "НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА" /приватизированной соб­ственности работающего на акции своего предприятия/ с дру­гими формами реальной собственности

 - Собственность, основанная на свободном труде, добровольном взаимообмене и взаимной помощи

 

§ 6 Рыночная экономика

На переходный период:

 - Демонополизация экономики. Безусловная отмена вино-водочной монополии, монополии внешней торговли и любых исключительных прав в области экономики

 - Ликвидация господства трестов и концернов в области произ­водства за счет выделения их структурных элементов в само­стоятельные объекты собственности

 - Полное и безусловное уничтожение вмешательства государства в экономику. Недопустимость существования Госкомцена. Сво­бодное договорное ценообразование

 - Уничтожение всех проявлений "планирования народного хозяй­ства", немедленное упразднение Госплана и роспуск экономи­ческих министров

 - Отмена всех долгов по отношению к государству и его органам

 - Создание многоукладной экономики на началах свободного рын­ка и конкуренции

На перспективу:

 - Полная анархия производства и свобода обмена

 - Безусловное уничтожение таможенных границ и торговых пошлин

 - Уничтожение преимущественного права властей на денежную эмиссию. Право каждого на свободную денежную эмиссию и выдачу долговых обязательств в качестве средств обращения

 - Организация свободных банков для обмена средств обращения

 - Товарно-денежные отношения в сочетании с прямым товарооб­меном

 

§ 7 Уничтожение налогов

На переходный период:

 - Немедленное уничтожение так называемого "подоходного налета" и государственной системы косвенных налогов

 - Превращение сохраняющегося пока налогообложения из государ­ственного в коммунальные

 - Обязательное вотирование коммунальных бюджетов референдума­ми на местах

 - Постепенное сокращение коммунального налогообложения с це­лью его полного упразднения

На перспективу:

 - Отсутствие любых прямых и косвенных налогов

 - Финансирование союзов, федераций и их социальных программ из средств благотворительных фондов, добровольных пожертво­ваний и иных непринудительных источников

 

§ 8 Свободное землепользование

На переходный период:

 - Денационализация земли и установление коммунальной собствен­ности на землю. Уничтожение налоговых и арендных выплат в цен­тральный бюджет

 - Предоставление всем заинтересованным лицам права на заня­тие любых неиспользуемых или пустующих земель

 - Ликвидация пограничных и иных закрытых зон и присоединение относившихся к ним земель к общим коммунальным земельным фондам

 - Безусловное уничтожение принудительного труда в сельском хозяйстве и признание права свободного выхода с землей из коллективных хозяйств

 - Развитие фермерских и хуторских хозяйств

На перспективу:

 - Полная собственность на землю лиц, обеспечивающих их обра­ботку

 - Возможность продажи земель и использования наемного труда в сельском хозяйстве

 

§ 9 Демилитаризация общества

На переходный период:

- Немедленное уничтожение всеобщей воинской повинности и пе­реход к добровольной армии

 - Безусловный отказ от внешней политики с позиции силы

 - Ликвидация всех видов орудия массового поражения и резкое сокращение обычных вооружений

 - Право суверенных территорий на отказ от финансирования со­держания единой армии. Возможность создания территориальных воинских формирований

На перспективу:

 - Полное уничтожение кадровых армий

 

§ 10 Экология человека

На переходный период:

 - Немедленное закрытие экологически вредных производств и све­ртывание экологически необоснованных программ

 - Приравнивание тяжелых по своим последствиям экологических преступлений к преступлениям против человечества

 - Неограниченное расширение социального обеспечения за счет добровольных взносов и взаимопомощи

 - Экология культуры как необходимая составляющая экологии человека

На перспективу:

 - Осуществление экологической деятельности путем самоуправления без использования государственной власти

 

§ 11 Самоопределение народов

На переходный период:

 - Уничтожение имперского национально-государственного устройства

 - Равное право всех народов на самоопределение через суверени­тет малых территорий

 - Реальное право каждого народа, составляющего меньшинство в пределах малых территорий, на культурно-национальную автономию

На перспективу:

 - Свободное развитие национальных культур и их беспрепятственное взаимовлияние

 

§ 12 Освобождение культуры

На переходный период:

 - Немедленное упразднение цензуры и худсоветов, равно как и всей системы государственного "руководства культурой"

 - Ликвидация Министерства культуры, Государственного комитет по образованию и роспуск подчиненных им аппаратных формирований

 - Автономия школ и высших учебных заведений, осуществление в них реального самоуправления

 - Отмена принудительного среднего образования

 - Перевод культуры и образования на основу коммерческого расчета и самофинансирования

 - Замена документации и отчетности в системе образования широким введением конкурсных начал

 - Свобода создания творческих союзов, а также организаций и учреждений, осуществляющих функции образования

 - В случае необходимости - поддержка учреждений образований и творческих союзов за счет коммунальных средств, а в даль­нейшем - за счет добровольных взносов и из благотворительных фондов

На перспективу:

 - Капитализация информации на основе изменения всех сфер жизни общества

 - Неограниченная свобода творчества

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТАКТИКА

 

§1 Декларация путей

 - Основными путями реализации перечисленных целей признаются

 - ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ

 - ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ СИЛ

 - СТАЧКА И ЗАБАСТОВКА

 - ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

 - Указанные пути рассматриваются Ассоциацией как формы поли­тической борьбы против тоталитарной системы и государственной централизации

 - Насилие не может рассматриваться как путь преобразования общества. Насилие признается только как вынужденная мера са­мообороны, допустимая лишь в случае крайней необходимости. Любая расширенная трактовка этого положения исключается. Пропаганда насилия недопустима

 

§ 2 Пропагандистская деятельность

 - Под пропагандой понимается популяризация анархических идей и концепций, а также примеров их практического осуществления

 - Пропаганда включает в себя также практическое рассмотрение и оценку проявлений и последствий властно-государственного вмешательства в жизнь человека

 - При ведении пропаганды ссылки на исторический опыт, тради­ции и обращение к творчеству известных деятелей анархическо­го движения не могут быть основанием для заявлений о "непра­вильности" чьей-либо позиции. Анархизм не признает авторите­тов - никто не имеет права навязывать другому свое мнение

 - Формами пропагандистской деятельности могут быть личное общение, проведение семинаров, лекций, дискуссий, конферен­ций, митингов; использование печати и других средств массо­вой информации и т.д.

 

§ 3 Агитационная деятельность

 - Агитация в отличие от пропаганды, содержит предложение реально поддержать позицию Ассоциации и ориентирует на конкретные действия

 - Агитация, как и пропаганда, исключает аппеляцию к автори­тету и не может основываться на использовании сознательно искаженной информации

 - Целями агитации могут быть: расширение Ассоциации и уве­личение численности союзных ей организаций; создание новых общественных движений; привлечение к участию в митингах, демонстрациях, пикетировании, подписных кампаниях, стачках, гражданском неповиновении и т.д.

 

§ 4 Организация и координация сил

- Задача уничтожения тоталитарной государственности и лик­видации власти как таковой решается путем проведения органи­зованных и скоординированных действий

 - С целью более успешного ведения подобного рода деятельнос­ти следует стремиться к созданию союзов и объединений, противостоящих тоталитарной системе как внешне, так и внутриорганизационно

- Внешнее противостоянии заключается в различных формах противодействия политике властей, внутриорганизационное в осно­вополагающих принципах, структуре и методах борьбы самих ор­ганизаций, исключающих все в большей степени централизм и принуждение

 - В качестве такого рода союзов и объединении могут выступать:

 - политизированные гражданские движения и либерально ориен­тированные партии, не включенные в структуру власти

 - независимые профсоюзы и межпрофессиональные объединения - экологические и эколого-культурные организации

 - инициативные группы, действующие в социальной сфере

 - различные культурологические и контркультурные течения

 - Перечисленные союзы и объединения в состоянии осуществлять все действительно необходимые функции, выполняемые до сих пор государством, без применения власти

 

§ 5 Тактика энтризма

 - Возможным путем осуществления целей Ассоциации является так­тика энтризма, то есть вхождения в системы, требующие измене­ния, и воздействия на эти системы изнутри

 - Тактика энтризма может использоваться как по отношению к объединениям, союзным ассоциации /создание смешанных фракций/, так и по отношению к официальным учреждениям и институтам

 - Вхождение в состав Советов и работа в учреждениях допусти­ма при условии внутри этих структур деятельности, исходящей из принципов анархизма, федерализма и децентрализма

 - Вхождение анархистов в Советы делает возможным уничтожение отдельных элементов государства путем реформ. Однако реформы не рассматриваются как основной путь, поскольку власть нель­зя уничтожить властью

 

§ 6 Стачки и забастовки

 - Стачки и забастовки заключаются в отказе рабочих и служа­щих от выполнения требуемой от них функциональной деятельности

 - В условиях централизованной экономики забастовки являются эффективным средством сопротивления, поскольку нарушения в одном из звеньев производственного процесса имеют своим след­ствием сбои всей хозяйственной системы

- Любая забастовочная акция морально оправдана, поскольку никто не в праве принуждать людей к выполнению работы. Однако, учитывая то, что стачки приводят к ухудшению материального положения как самих бастующих, так и потребителей их продук­ции, к их проведению следует относиться взвешенно.

 - Желательно, чтобы требования забасткомов носили реальный характер и были четко сформулированы.

 - В случае отказа администрации от выполнения требований бастующих признаются возможными все формы борьбы, исключаю­щие насилие. В случае попытки властей подавить стачку силой допускается самозащита

 

§ 7 Гражданское неповиновение

 - Поскольку властные отношения, основаны на подавлении индивидуальной свободы, следует стремиться к ликвидации всех форм власти над человеком

 - Власть порождается насилием, поэтому ее невозможно уничтожить насильственным путем. Недопустимо отождествлять ликви­дация власти с уничтожением ее конкретных носителей. Уничтожение власти возможно лишь на пути отказа от повиновения ее представителям

 - Следует использовать все возможности для проведения инди­видуальных и локальных акций гражданского неповиновения. Од­нако, учитывая возможность провокации со стороны властей, необходимо всегда исходить из реальной ситуации и идеи це­лесообразности

 - Наиболее радикальным средством борьбы признаются массовые кампании гражданского неповиновения. Такие кампании в соединении с иными перечисленными формами деятельности явочным порядком уничтожают власть и дают переход к анархическому самоуправлению.

 

П. Рауш

 

* * *

 

проект

ОСНОВНОЙ ДОГОВОР АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЙ СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ /АССА/

 

I. Ассоциация Свободных Анархистов является добровольным союзом лиц, объединившихся на основе принципов анархизма с целью совместной деятельности в областях политики, экономики, культуры и т.д.

II. Ассоциация имеет конфедеративную структуру. Базовыми группами являются Секции АССА.

III Все Секции безусловно и полностью признают ПРОГРАММНЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ И ОСНОВНОЙ ДОГОВОР АССА, в остальном являясь полностью самостоятельными и суверенными по отношению к Ассоциации. Суверени­тет Секций ограничен суверенитетом состоящих в них лиц.

IV. Секции вправе по своему усмотрению:

 - изменять и корректировать любой раздел ПРОГРАММЫ АССА, кроме программных декларации;

 - принимать дополнения к ПРОГРАММЕ и ОСНОВНОМУ ДОГОВОРУ;

 - выступать с собственными заявлениями, решениями и резолюциями по любым вопросам;

 - вести любую деятельность, не противоречащую ПРОГРАММНЫМ ДЕКЛАРАЦИЯМ и ОСНОВНОМУ ДОГОВОРУ;

 - определять свое внутриорганизационное строение;

 - входить в союзы и федерации внутри АССА и вне ее;

 - иметь отдельные материальные фонды;

 - учреждать новые секции;

 - включать в свой состав новых лиц;

 - выходить из Ассоциации.

V. Ассоциация не имеет высших и центральных органов. Секции координируют деятельность между собой самостоятельно.

VI. Вопросы, связанные с изменением ПРОГРАММНЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ и ОСНОВНОГО ДОГОВОРА решаются на общих КОНФЕРЕНЦИЯХ АССА. Для принятия решений необходимо достижение консенсуса между всеми секциями.

VII. Все лица, состоящие в Ассоциации, обязуются друг перед другом:

 - Безусловно, и полностью выполнять все положения ОСНОВНОГО ДОГОВОРА, а также добровольно взятые на себя обязательства по от­ношению к Ассоциации и ее Секциям;

 - Не применять насилия в качестве средства политической борьбы;

- Не вести пропаганды насилия, пропаганды превосходства че­ловека над человеком, а также пропаганды этатизма, коммунизма, социализма, монополизма и всех форм централизма;

 - Не препятствовать обсуждению, принятию и выполнению реше­ний Секции и Ассоциации. При этом безусловно признается право меньшинства на высказывание своей точки зрения по обсуждаемой проблеме, а в случае принятия письменных документов - указание на наличие несогласного меньшинства /кроме случаев, когда меньшинство на этом не настаивает/;

 - Не обращаться для снятия внутренних конфликтов к аппарату государстве ной власти, решая спорные вопросы путем третейского суда;

 - Не иметь никаких тайных контактов с представителями госу­дарственных спецслужб и аппарата;

 - Не выступать от чьего бы то ни было имени, кроме своего собственного, без соответственной договоренности и делегирования полномочий;

 - Поддерживать периодические, не реже 1 раза в месяц, контак­ты с соответствующей секцией АССА. Исключения из этого правила возможны только по решению Секции или ее Совета;

VIII. Лица, состоящие в Ассоциации, соглашаются в следующем:

 - Невыполнение указанных в п. VII обязательств имеет своим следствием автоматический выход из Ассоциации;

 - Все решения, кроме касающихся изменения ПРОГРАММНЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ и ОСНОВНОГО ДОГОВОРА, могут принимать в Ассоциации и ее сек­циях относительным большинством голосов о Меньшинство при этом имеет право не подчиняться большинству и вести пропаганду против принятия решений;

 - В случае возникновения конфликтов вовне, связанных с дея­тельностью Ассоциации, лица состоящие в ней, оказывают друг дру­гу посильную взаимопомощь;

 - Выход из Ассоциации безусловно является свободным для всех лиц, в ней состоящих;

 - Денежные средства, поступившие в Фонд Ассоциации и ее Сек­ций, возвращению не подлежат.

 

* * *

 

ВЕРСИЯ, ШИТАЯ КРАСНЫМИ НИТКАМИ

 

Во втором номере "Черного Знамени" напечатана статья И.Кацмана "Как погибла коммуна", обвиняющая правительство США и СССР в сговоре. Жертвой этого заговора пали около тысячи "действительно свободных людей", членов общины "Храм народов". Участие совдепии в этом сговоре заключается в своевременном неразоблачении "чудовищного преступления ЦРУ". Ведь "правда" была опубликована лишь в 1987 голу. Стоит дополнить И.Кацмана, книга "Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ" была издана на английском языке. На русском же языке появилась лишь статья Б.Антонова "Чудовищное преступление ЦРУ" /"Ленинградская правда", 11 февраля 1987 г./

Кто же такой был Джим Джонс и что представляла основанная им община? Для начала Джонс объявил о своей "пророческой способ­ности исцелять", дальше - больше: пророк и исцелитель производит себя в Иисусы, говорит о своем призвании возвестить "городу и миру" новые откровения. И, наконец, он, скромненько так, начинает себя величать самим Господом Богом. И вольно бы ему было провозглашать кем угодно, но ведь каждое его слово должно было быть бес­прекословно принято членами организованной ими общиной. Всякое инакомыслие пресекалось. Вступивший в "Храм народов" не мог доб­ровольно покинуть его. Ренегатство наказывалось смертью и прокля­тием. Все тоталитарные общества нуждаются в самоизоляции, желез­ном занавесе. Именно это послужило причиной эмиграции "Храма наро­дов" в Гайану. Там была основана колония. Джонстаун - город Джон­са, маленькое тоталитарное государство, однако страдающее всеми пороками его огромных собратьев. Колония имела сложную иерархи­ческую систему подчинения. У подножия этой системы находились простые смертные, рядовые члены общины, над ними стояла "Комис­сия храмового планирования" - последователи Джонса, отмеченные заслугами. Еще выше находились "12 ангелов". Венчал пирамиду сам Джим Джонс. Он имел "личную охрану", "эскадрон смерти" и "службу порядка". Культ Джонса процветал. У каждого жителя колонии име­лись фотографии руководителя, которым следовало поклоняться и которые, считалось, обладали чудодейственной силой.

Джонс принуждал членов колонии писать исповеди, в которых следовало выражать чувства преданности к преподобному.

В идеологии любых тоталитарных обществ присутствует тема готовности умереть за идею. Эта черта была гипертрофирована в уче­нии Джонса. Один из бывших членов общины, Тим Стоем вспоминает: "Самоубийство было составной частью его философии. Каждый, кто вступал в "Народный храм", не только подписывал акт о самоубий­стве, но и неоднократно репетировал его под руководством самого Джонса. Он пускал по кругу какую-то жидкость коричневого или красного цвета и заставлял всех нас пять ее. Затем он говорил, что это был яд, и в течении часа мы умрем. Он предлагал нам ос­тавшееся время воздавать ему хвалу, молиться за выпавшую на нашу долю честь умереть за него. Час проходил, но "яд" не действовал. Тогда Джонс объявлял, что это была лишь репетиция, проверка ло­яльности... "

В письме к Послу СССР в Гайане генеральный секретарь коопе­ратива в Джонстауне Ричард Д. Тропп писал: "Дорогие товарищи, мы нашли здесь, в Джонстауне то, ради чего стоит жить и, если НУЖНО, умереть!".

В ходу был и еще один идеологический принцип тоталитарных обществ - теория о "враждебном окружении". Все неудачи объясня­лись происками спецслужб. Любое выступление в печати против "Хра­ма народов" причислялось к заговору, организованному правитель­ством. Нагнетался страх перед скорым и неминуемым физическим уни­чтожением жителей Джонстауна. Неоднократно заявлялось, что "Храм народов" находится в состоянии войны с правительством США.

Во второй половине 70-х годов руководство Джонстауна начало переговоры о переезде "Храма народов" в Совдепию. Неизвестно, насколько серьезными были эти намерения, поскольку члены храма не могли не знать об исповедуемом в СССР воинствующем атеизме, не­совместимом с идеологией общины, и грозящим ей перековкой, да и культ Джонса неуместен в стране, где обязательно поклонение Ле­нину и Брежневу. Скорее всего, руководство общины рассчитывало получить поддержку советского руководства, собираясь предъявить многомиллионный иск государственным органам США. Во время перего­воров "Храм народов" всячески подчеркивал свое родство Совдепии, схожести идей Джонса и марксизма-ленинизма, верность идеям социализма. Стоит привести следующие цитаты из переписки с Послом СССР в Гайане: "Будучи марксистами-ленинцами и интернационалистами, мы не только считаем себя друзьями Советского Союза, но и считаем Советский Союз своей духовной родиной".

"Товарищ Джим Джонс был сторонником Советского Союза с юно­шеских лет... По мере того, как Джонс ознакомился с марксистско-ленинским учением, он более глубоко смог осмыслить значение Со­ветского Союза в борьбе за прогресс человечества.

Наше стремление перебазироваться в Советский Союз и образо­вать там общину, которой вы сможете гордиться; она будет сверкать подобно идеалу, она станет примером, который вы сможете показать миру и который, мы надеемся, поможет в продолжении дел социализма.

Велись также переговоры о переводе средств общины в советский внешнеторговый банк: "Мы стараемся перевести наши средства, над которыми нависла опасность, в какой-нибудь банк на территории Со­ветского Союза. Тогда, ... если наша община окажется тем или иным способом уничтожена, наши... средства не будут конфискованы или экспроприированы врагами народа и использованы против его инте­ресов, а будут спасены и посвящены тому великому делу, которому мы полностью преданы - делу народа и социализма".

Переговоры завершены не были. 18 ноября 1978 года был сыгран последний акт "трагедии Джонстауна". Средства массовой информации всего мира передали сообщения о массовом самоубийстве членов об­щины "Храм народов". В Советском Союзе были повторены западные сообщения, без каких-либо комментариев. О связях с Джонстауном советские идеологи умолчали, и действительно, такие данные были явно не в пользу Советского Союза. Родство двух диктатур, под свежим впечатлением трагедии, могло принести большой вред совет­ской пропаганде.

Позже, в начале 80-х, в Совдепии началась "антирелигиозная кампания", направленная главным образом против всевозможных вну­трисоюзных сект, от баптистов до кришнаитов, и достигшая апогея в 1983-1984 гг. Тогда-то и началась спекуляция на событиях в Джонстауне. Наряду с религиозным фанатизмом причиной гибели людей называлась... деятельность ЦРУ. В книжонках из серии "На фронтах идеологической борьбы", "Мифы и реальность", во всевоз­можной атеистической литературе того времени отрабатывалась примерно такая версия: "Джим Джонс был человеком ЦРУ, которому было поручено проведение экспериментов в рамках программы по от­работке методов контроля над поведением человека - "МК - ультра". "Преподобный Джонс, будучи агентом ЦРУ, использовал все те методы, которые отрабатывались шпионским ведомством для контроля над поведением человека - сильнодействующие наркотики типа ЛСД - насильственный труд, лишение сна, особые диеты, сеансы промывания мозгов; массовый эксперимент был, таким образом, направлен на то, чтобы устранить у людей нормальные моральные принципы, запрограммировать на совершение преступных актов, убийств или самоубийств".

Ознакомившись с подобной стряпней советской пропаганды, трудно, конечно, подобно И.Кацману, заподозрить совдеповское правительство в "сочувствии лжи ЦРУ". Откуда же появилась вторая вер­сия об уничтожении людей отрядом спецназначения? Ведь не все ли равно каким образом ЦРУ уничтожило сотни людей - с помощью аген­та Джонса или с помощью спецвойск? Ведь первый вариант выглядит даже более зловещим /для свободомыслящего человека, конечно/. Дело в том, что первый вариант был изготовлен идеологической ма­шиной лишь для внутреннего пользования, второй же - преимущес­твенно для внешней пропаганды. В связи с начавшейся "гласностью" необходимо было прикрытие, делающее связь Москвы с Джонстауном не столь компрометирующей. Второй вариант годился для этой цели гораздо больше, чем первый. К тому же, во время появления второй версии была, как известно, очередная идеологическая кампания, направленная против спецслужб США и обвиняющая их во всех смерт­ных грехах. Связана эта кампания с приездом в октябре 1986-го в Совдепию семьи Локшиных, покинувших родину, спасаясь от прес­ледований ФБР. Преследования эти были ужасны. Если верить Локшиным, спецслужбы завербовали всех их родственников и знакомых. Для слежки. Везде - в их доме, в обеих машинах, на работе, были расставлены подслушивающие устройства, ни одно из которых /из-за коварства спецслужб/ обнаружить не удалось. Но самым ужасным было то, во что эти преследования вылились практически. Тут, наверное, даже у самого бывалого советского политзека волосы шевель­нутся на голове. Им прислали два письма с угрозами! В одном бук­вами, вырезанными из газеты, было написано: "Смерть предателям!". Не подумайте, что это детские шалости, это происки ФБР. Другое же было похоже на "святое письмо", его, согласно содержанию, следовало переписать столько-то раз и разослать знакомым; за вы­полнение обещалось счастье, за невыполнение - несчастье. И тут проницательный Арнольд Локшин разгадал руку спецслужб. Приехав в Совдепию, А. и Л. Локшины публично разоблачили гнусную роль этих служб. Но столь основательных разоблачений, видимо, не хватило, и тут-то и был вспомянут основательно подза­бытый к тому времени Джонстаун. Октябрь 1986-го - приезд Локшиных, январь 1987-го - выход книги "Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ". В 1989 году издательство АПН выпустило книжонку Локшиных "Безмолвный террор". Стоит заметить, что по духу эта книжонка очень близка статье сотрудника АПН Б.Антонова "Чудовищное престу­пление ЦРУ".

Прошло 11 лет со времени гибели Джонстауна, 3 года со време­ни приезда Локшиных, ознаменовавшего начало последнего всплеска антиамериканской пропаганды.

Неприглядно в наше время стремление некоторых неофици­альных авторов паразитировать на неприязни к Америке, неприязни, вскормленной совдеповской идеологией.

Тем более не стоит пользоваться версиями, сварганенными "на фронтах идеологической борьбы", версиями, шитыми красными нитка­ми. Красные нитки - гнилые, как и все красное, лопнут, и за рас­павшимся образом будет видна ложь.

 

Г. Пенькин

 

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА МИТИНГЕ 30 ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА

 

Выступление Н. В. Иванова

 

ВЕДУЩИЙ /СОШНИКОВ/: - Следующий выступающий - Николай Ве­ниаминович Иванов /возгласы: "Ура!", бурные аплодисменты/.

ИВАНОВ: - Добрый вечер, дорогие ленинградцы? Я буду говорить" как представитель коммунистической номенклатуры /смех/, поскольку до сегодняшнего дня являюсь членом партии. И, тем не менее, ситуа­ция, которая назрела в стране, вызывает очень серьезные беспокой­ства /возгласы: "Уберите флаг, не видно Иванова!"/. И поэтому очень приятно, что вы, несмотря на холод и ветер, собрались. Зна­чит, здесь собрались неравнодушные люди. Сегодня мне пришлось прочитать газету "Кировец" за 30 октября, где заведующий идеоло­гическим отделом ОК партии Воронцов сообщил читателям следующее: "Ни один буржуазный центр не приносит такого ущерба нашей идеоло­гии, как Гдлян и Иванов" /возмущенные возгласы и смех/. В связи с этим, пользуясь тем, что товарищ Воронцов присутствует сегодня здесь /гул неодобрения, свист/, я передаю ему предложение высту­пить в открытой дискуссии по всем тем проблемам и претензиям, которые у него имеются /аплодисменты/. Более того, есть предложе­ние, что если мы причиняем такой большой ущерб, товарищу Ворон­цову был бы смысл включить нас в свой штаб идеологического от­дела ОК партии /аплодисменты, возгласы: "Правильно"/.

Теперь, товарищи, конкретно о ситуации в стране. Я не хочу говорить о тех конкретных мелочных укусах, которые происходят вокруг нашего дела. Вы, наверное, видели, что вчера 4 центральных газеты дали один и тот же текст. Рука одна, и все здесь понятно. Речь идет о другом. Сейчас уже совершенно ясно, что нам отпущен очень небольшой лимит времени. Движение вправо ощущается все в большей и большей степени. Вы, наверное, уже знаете о том, что была предпринята попытка навязать Верховному Совету Постановле­ние о чрезвычайных мерах в стране. И если тогда этот вопрос решен не был, но было принято промежуточное решение: к 1 ноября правительство должно представить новый проект о чрезвы­чайных мерах в стране. На сегодняшний день, все явственнее и явственнее, что те элементы дестабилизации и пустые прилавки, и нежелание разгружать продовольствие, множество других ситуа­ций нагнетаются искусственно; нежелание в течение полутора ме­сяцев применить закон и решить вопрос о снятии блокады с Арме­нии - это один из примеров, в данном случае очень характерный. И таких примеров множество, потому что на сегодняшний день правящая партийная элита имеет только один выход. Удержать власть, личную власть на сегодняшний день можно только силой. Именно поэтому все те депутаты и демократически настроенные лица, насколько бы они сегодня радикально не выступали, крайне заинтересованы в том, чтобы развитие страны шло нормальным демократическим пу­тем, без кровопролития. И если лигачевы и иже с ними заинтере­сованы в обратном, то мы должны сделать все возможное и невоз­можное для того, чтобы лозунг "Вся власть Советам!" стал реаль­ностью мирным путем. Именно поэтому мы должны сейчас сконцентри­ровать свое внимание в двух направлениях. Сегодня как никогда должна идти консолидация всех демократических сил. Мы должны быть терпимы даже в тех случаях, когда мы с чем-то несогласны. Да, действительно, не имеют права на существование фашизм, ра­сизм, национализм. Все остальные течения имеют право на существо­вание. И мы должны относиться к этому терпимо. И мы должны при­нимать все меры, чтобы консолидировать усилия для того, чтобы не допустить правого переворота. Это одна ситуация.

Другая ситуация заключается в том, чтобы произошло размеже­вание в рядах правящей партии, Я не приветствую те лозунги, ко­торые говорят о том, что ее надо вообще ликвидировать. Давайте будем реалистами. На сегодняшний день это главная опора, главный столп государства. Но на сегодняшний день партия не является монолитом, как ее пытается представить Лигачев и другие сближаю­щиеся товарищи. На сегодняшний день достаточно резкое размеже­вание произошло в ее рядах. И если правящую партийную элиту под­держивает меньшинство, то большинство - это, в конце концов, мы с вами. Именно поэтому достаточно резко вновь встает вопрос о том, чтобы уже в ноябре месяце в Ленинграде была проведена от­четно-выборная партийная конференция. Эта конференция должна вы­двигать делегатов, вернее, делегаты должны выдвигаться напрямую от парторганизаций. В этом случае там будет такой же расклад, как и на Съезде, может быть даже более благоприятный. Мы на се­годняшний день обязаны узаконить ту ненормальную ситуацию, кото­рая сложилась, т.е. право на платформы внутри партии, право на фракции вплоть до разделения партии на различные другие структу­ры. Может быть даже на две партии, как угодно, но в этом виде, в каком она сегодня существует, она существовать практически не может. Тот реверанс, который мы сделали совсем недавно, когда на три месяца раньше срока нам предложили Съезд партии, недопустим. Идет оттяжка времени для того, чтобы решить возникающие пробле­мы путем силы. Для того чтобы не допустить этих ситуаций, мы должны быть предельно бдительны и мы должны конкретными: поступками и действиями выражать свой протест и показать, что мы дей­ствительно монолитная сила. 7-го октября, в День конституции в Москве была проведена цепочка от Зеленограда до Кремля, потом по улице Горького прошла демонстрация с требованиями прекратить шельмование народных депутатов, прежде всего активистов межреги­ональной депутатской группы. Сегодня это стало фактом, идет травля Афанасьева - одного из сопредседателей. Сами видите, что про­исходит вокруг Ельцина и вокруг так называемого дела Гдляна - Иванова, сколько происходит самых разных известных и неизвестных ситуаций. Московские избиратели приняли решение о проведении 7 ноября смотра демократических сил и пройти с самостоятельной колонной под лозунгами: "За правовое государство", "За отмену 6-й статьи Конституции СССР" и множеством других радикальных предложе­ний /аплодисменты/. Они обратились к своим народным депутатам. И значительная часть депутатов от Москвы дала свое согласие участвовать в этой манифестации. Мне известно, что такие же процессы происходят сегодня и в Ленинграде. И в Ленинграде тоже пройдет самостоятельная колонна. И поэтому когда к нам, депутатам, обра­тились с вопросом о нашем участии в этой демонстрации, то уже целый ряд наших депутатов сказали однозначно: "Да, и только да!' /аплодисменты/. Я предлагаю всем трудовым коллективам, коммунис­там и беспартийным, представителям любых партий, общественных организаций /и мы должны привыкнуть к тому, что партий у нас должно быть несколько, любое количество, ибо монополия на мысли уже привела к очень серьезным последствиям/, всем честным про­грессивным людям, всем, кто поддерживает устремления по пути к демократии, пришли сегодня сюда /аплодисменты, возгласы: "Во­ронцова подать сюда!", "Воронцова!", "Воронцов, Воронцов, выхо­ди сюда!"/.

 

Выступление В. В. Терехова

 

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня уже нет никакой необ­ходимости рассказывать и доказывать, что весь 72-летний путь ис­тории нашей страны - это путь террора, насилия, репрессий режима над нашими гражданами. На этот путь мы встали закономерно, вста­ли из-за того, что партия большевиков поставила перед собой уто­пическую цель: построить идеальное общество. Путем для построе­ния этого общества они избрали насилие, вооруженный захват влас­ти в октябре 17 года. Путь массового уничтожения в беспримерных масштабах граждан своей страны. И если сейчас количество полит­заключенных или репрессированных исчисляется десятками, то это вовсе не значит, что режим стал добрее, либеральнее. Просто сей­час нет необходимости уничтожать людей десятками тысяч. Если на­до было уничтожить десятки миллионов, то они уничтожали, ни кап­ли не задумываясь. Когда надо было держать в тюрьмах и лагерях сотни тысяч, то они держали. И чем больше режим уничтожал, чем больше он насиловал, тем больше и громче он кричал о приближения светлого будущего. И чем меньше сейчас находится в тюрьмах и ла­герях людей, тем тише раздаются разговоры о том, что скоро это будущее настанет.

Этот путь, который проложил политический террор, начинался от ленинских лагерей особого назначения, через сталинский архи­пелаг к хрущевско-брежневско-горбачевско исправительно-трудовым заведениям.

Сейчас тоталитарный режим добился основной цели: превратить нас всех в безмолвных рабов. Чтобы избавиться от этого строя, от этого режима, нам надо всем встать с колен и осознать себя не рабами, а гражданами. Нас никто не спасет, не избавит от нашего положения: ни КПСС, ни Горбачев, ни Советы.

Путь к освобождению лежит не через эту систему, а через выход из нее. Только тогда, когда мы сможем осознать себя гражда­нами, когда, встанем с колен, только тогда мы сможем заставить эту власть уважать нас. На днях, выступая в городе Куйбышеве, представитель ЦК КПСС заявил: "Пусть они говорят все, что угодно, пусть выбирает каких угодно депутатов, но у нас всегда найдется матрос Железняк, который: скажет: "Караул устал". И этот матрос Железняк уже есть. Это генерал Родионов". Так давайте же станем гражданами, давайте не допустим, что если в будущем когда-нибудь соберем Учредительное собрание, чтобы какой-нибудь генерал Роди­онов не сказал: "Караул устал", чтобы за этими словами не понес­лась волна красного террора, опять миллионы граждан нашей страны не находились бы в тюрьмах.

Единственное, что сейчас мы можем сказать этому режиму, это: "Долой тоталитарный режим!", "Свободу политзаключенным! За нашу и вашу свободу!" /Аплодисменты, возгласы "Браво!"/.

 

Выступление Е. Щербакова

 

Дамы и господа! Друзья! невозможно без волнения и слез на глазах говорить сегодня о том, что произошло за 72 года тотали­таризма, за 72 года самой жестокой в мире коммунистической дик­татуры. М даже не само число 100 миллионов жертв коммунизма в отдельно взятой стране. В конце концов, каждый из нас в этом соцлагере является заключенным, а то продолжающееся падение в бездну приводит каждого из нас в уныние. Тоталитарный строй вы­зывает в умах постоянный страх, у людей вызывает скрытность, по­терю чувства собственного достоинства. Каждый приучается жить на поводке, на поводке страха. Ведь, согласно коммунистической морали, виновен не только совершивший действительные и мнимые преступления, но и тот, кто не донес на него. Нам все еще пред­стоит разрушить образ врага, внушенный нам комитетом госбезопас­ности. Отчуждение от падения, растление - вот емкие понятия для описания происходящего в стране. Отчуждение человека от собствен­ности, от истины, от свободного мышления и действия, от нрав­ственности, от свободы, от духовности, от человечности, от со­вести и от истории, добра. Отчуждение детей от родителей, родите­лей от детей, отпадение от бога. Потеряно самое дорогое в этой жизни: свобода каждой человеческой личности. Нам предстоит также вернуть и свободу воли. Ведь прошло только немного больше, чем 70 лет, мы еще не все забыли, в нас еще горит быть может генети­ческая память. Ведь время - это невроз, а время, прожитое в фа­шизме - это больной невроз. Мы накануне великого решения. Свобо­да или смерть в застенках КГБ! В нас созрел решительный отказ от тоталитарного рабства. Рабы побеждаются трусостью, поэтому будь­те реалистами - требуйте невозможного. Мы призываем вас к тому, чтобы на 72-м году нашей бесчеловечной жизни прямо взглянуть, снова приобрести свою гордость свободного человека. Поэтому мы, граждане свободной страны, несмотря на то, что страна порабоще­на коммунистической партией и структурами КГБ, граждане, сооте­чественники, перед лицом духовной деградации республиканская пар­тия свободы и солидарности призывает вас вновь поднять ваши голо­са, наши дела, дорогие братья и сестры, к великому возрождению, великому выбору внекоммунистического достойного человека суще­ствования. Настал час выбора - выбирайте социалистический строй, строй красного фашизма или подлинное правовое демократическое го­сударство - республику. В добрый путь! /Аплодисменты, возгласы "Браво!"/.

 

Выступление В. Сытинского /бывший политзаключенный/

 

Здравствуйте, товарищи! Очень хочется сказать не только о политзэках, но и о тех, кто их сажал. Это о следователях и опе­ративниках КГБ, которые за брежневский период не только не понес­ли заслуженного наказания, но и никакого порицания в печати. Един­ственное только в журнале "Огонек" выступали честные гэбисты: пол­ковник Карпович, ну, и некоторые другие. В Ленинграде их доволь­но много. Если чекисты сталинских времен, хотя они и были палачи и насильники /их тоже надо судить/, к сожалению, еще до сих пор не осуждены, то их еще чуть-чуть можно понять - они еще как-то верили в идеалы марксизма-ленинизма, то брежневские гэбисты ни во что не верили. Они прямо цинично говорили, что ни во что не верят, а это только их работа и свои привилегии /каждый офицер­ский чин больше, чем в армии на 50 рублей, а МВД 30 рублей/. Можно назвать все их фамилии. Первая - это генерал-полковник Носырев, начальник следственного отдела Третьяков. Пора назвать их фамилии, народ должен знать не только своих героев, т.е. политзаключенных хрущевских и брежневских времен, которые делали перестройку, а не высшее руководство партии, а именно их пала­чей. Далее. Многие из них до сих пор работают, в том числе ка­питан, теперь ставший майором, Федоров, майор Гордеев, капитан Кункуров, и многие-многие другие. Начальник следственного отде­ла Черкесов, который вел дела Долинина и Евдокимова. На наших костях они сделали карьеру. Зачем нам нужна организация КГБ? Мы платим подоходный налог, их кормим, а они борются с собственным народом. Ведь верно же в "Огоньке" было сказано, что эта органи­зация ловит шпионов. Ну каких шпионов, если она есть и в Сверд­ловске, и в Новгороде, и в Пскове?! И никаких шпионов они там не ловят. Еще Хрущев в свое время разогнал районное отделение КГБ, штат не менее 50 сотрудников. Но в Ленинграде в каждом районе есть отделение КГБ. Там работает подполковник Лемчитский Юрий-Леонидович, я его очень хорошо знаю. Он сейчас мне говорит: "Ну вы же за плюрализм. Я же не виноват, что я вас сажал. Время было такое. Начальство мне приказало, я так и сделал". Ну разве есть у этих людей совесть?! Товарищи, господа, граждане, я полностью поддерживаю выступление мужественного депутата Юрия Власова. Он правильно сказал, что все эти здания /в Ленинграде это Большой дом/, в котором находится КГБ, надо передать. В Ленинграде под книгохранилище. Ведь наша библиотека Академии наук находится в ужасном состоянии /аплодисменты/, или под больницы. Гэбист у нас символизируется с понятием "подлец", "сволочь" и можно сказать еще хуже. Я могу сказать, кого они вербуют: любого подонка. Вот по делу Ирины Цурковой /она будет выступать/ был такой Вадим Аренберг, уголовник. Однако он по делу Репина выступал. Конечно, здесь присутствуют гэбисты. Они сейчас не знают, что делать, но они на­деются на что-то. Они читали "Архипелаг ГУЛАГ" раньше нас. Мне инкриминировали "Архипелаг ГУЛАГ". Какая же это справедливость? Они знают, куда ветер клонит. Служат они не идеям, а держатся за свои блага и привилегии. На народ, па нас им абсолютно плевать, лишь бы им было хорошо. И такие люди находятся у руля государ­ства. Все это ложь, когда говорят, что чекист имеет горячее серд­це, чистые руки, холодную голову. Если все переменить, то это будет настоящий портрет чекиста, гэбиста. Есть много данных, что именно они сидят в политзонах по 64-й статье за измену Родине. Например, зам. начальника отдела кадров майор Грошев, ведущий школу КГБ Филатов. Им наплевать и на свою Родину, они часто продают ее американской разведке за большие деньги. Дайте мне еще 5 минут, я имею право? /возгласы: "Да, дадим"/. Сейчас создаются такие организации, как ОФТ, "Память" и другие. Трудно сказать, чья это рука, но понятно, что это рука КГБ. Гэбисты разжигают и антисемитизм и русофобию. Все национальные конфликты, которые по всей нашей стране вызывают гнев. Именно эта организация должна прекратить свое существование. Все средства должны идти на стро­ительство больниц, детских учреждений, книгохранилищ. Наше здание, пресловутый "Большой дом", должен быть разрушен. Спасибо за внимание. Они нас бояться! Но пасаран!

 

* * *

 

ВОКРУГ КОЛОННЫ /7 ноября 1989 года/

 

Мрачно-повелительный призыв, содержащий милитаризированное слово "колонна" - "Встань в колонну демократических сил..." Так начиналась листовка, призывающая ленинградцев присоединиться к собирающейся у ТЮЗа "отдельной колонне демократического движе­ния" /в разговорах ее называли примерно так/.

Когда прочел, образы возникли невеселые. Стройные ряды лю­дей с мрачными решительными лицами. Лозунги типа: "Мафии - бой!" "Руки прочь от Гдляна и Иванова!" Ревущая толпа на митинге после демонстрации.

Этого ждал, но этого не было. 3-4 явно "индивидуальных" ло­зунга в этом духе. Вместе с тем ни одного прокоммунистического лозунга. Совершенно очевидно, что лозунги, ориентирующие на вос­приятие КПСС как "руководящей и направляющей" /например, какие-то требования, связанные с предстоящим XXVIII съездом КПСС/ в этой ко­лонне были бы восприняты с недоумением. Еще когда шла XIX партий­ная конференция, настроения этой среды были иными, и такие лозун­ги были бы возможны. Наиболее радикальный лозунг - перечеркнутая цифра 6 /требо­вание отмены 6-й статьи Конституции о руководящей роля КПСС/. Наиболее актуальный - "производственные округа - последняя надеж­да аппарата" /ой, не последняя и не единственная!/ "Репортажную" часть заметки завершу следующей информацией. Отзывы о количестве людей в колонне - от "примерно 15 тысяч" до "примерно 30 тысяч". А на завершающем демонстрацию митинге у театра им. Ленинского Комсомола /о котором знали, что там будут шедшие вместе с колонной депутаты Иванов, Левашов, Щелканов и Болдырев/ было около тысячи.

А теперь "рассуждения". Совершенно очевидно, что людей собрал, в основном. Ленинградский Народный Фронт. Симпатии к следователю Иванову и интерес к вестерну, который он уже с мая рассказывает, привели немногих. Между тем, часть актива Народ­ного Фронта полагает, что если их организация не будет демон­стрировать близость с Ивановым и другими "народными мстителями", то ее никто и слушать не будет.

Это не так. К Народному Фронту прислушиваются и проявляют интерес потому, что ощущают хотя бы намек на радикально-демокра­тическую программу. Будет развитие демократической программы и готовности ее осуществить, будет и интерес к организации. А что до всяких народных героев, мстителей и избавителей... Здесь что-то непонятное. 14 мая большинство явившихся на выборы про­голосовали за Иванова. А 27 мая на митинг у ДК им. Кирова, про который многие полагали, что это будет митинг в защиту Иванова, пришли около 500 человек. На митинг Народного Фронта в этот же день пришли около 10 тысяч.

Лидеры и активисты Народного Фронта должны понять, что граждане могут не соглашаться с организацией в чем-то /например, не поддерживать ее кандидата на выборах/, но сохранить к ней значительный интерес. Это обстоятельство является еще одним /разумеется, не единственным/ основанием для того, чтобы не поддерживать любую широко распространившуюся глупость. ... Завершай эту "фронтовую корреспонденцию" следующим со­общением. После того, как участник демонстрации В.Любарский провозгласил /так, как обычно провозглашают лозунги/, что "... в политике никому нельзя верить на слово", редактор "Северо-Запада" /орган ЛНФ/ Голов заявил Любарскому, что его выведут из Колонны. Все правильно, дисциплину в Колонне надо соблюдать.

 

В.Любарский

 

* * *

 

СТИХИ О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ УДАСТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ /ПРАВЫЙ, ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ПОД ЛЕВЫЙ/

 

Семьдесят два года

Вне мира, вне Бога.

Нравственно ущербны,

Умственно убоги.

А когда мы только

С четверенек встали,

Нам в мозги вселился Комиссар Каттани.

 

И бушует бурей темно-кумачевой,

Бегает и прыгает, ловит Лигачева.

А потом проворно, с отмыченной сноровкой

Туда же пробирается доктор Кашпировский.

 

И на мотоциклах,

Как туристы в Вильно,

С запахом и грохотом

Мчатся по извилинам.

 

Мозг нетренированный

От сомнений чист.

У пульта управления

Опытный чекист.

Он наймет на кнопочку,

Подумав, что не рано.

И понесутся вопли

Из "точек" и с экрана:

"Взяточников выпустили!"

"Гдляна обижают!"

"Доктора преследуют!"

"Злодеев не сажают!"

 

... И все-таки не выйдет!

Не так все это просто.

Мы покамест глупые,

Но уже мы взрослые.

 

ЗАНУДНОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Все, кто требует безоговорочной веры, выдвигает бездоказательные обвинения и опирается на иступ­ленных фанатов - это реакционе­ры, какие бы демократические заявления они не делали. Автор просит за таких не голосовать и в награду обещает радовать новыми стихами.

 

В.Любарский

 

 

АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ

 

СООБЩЕНИЕ ПРЕСС-ЦЕНТРА "ОБЩИНЫ", МОСКВА

 

На Запорожской конференции КАС, проходившей 20-22 октября 1989 года /присутствовали представители "Общины" /Москва/, "Шанса", "Ноября" /Харьков/, АССА /Ленинград/, Сичи", МБА /Запорожье/, Движения за коммуны /Калуга/, а также В.Стрелковский из Днепропетровска, Н.Озимов из Черкасс, "Новые левые" из Киева и пр./ была дос­тигнута договоренность о создании информационного агентства КАС. Агентство будет собирать и распространять информацию о деятельности КАС и о наиболее важных событиях в городах и регионах, где дей­ствуют группы и индивидуальные члены КАС по следующим направлениям:

 - информация о всех событиях в КАС; собрания в местных орга­низациях /о чем шла речь, результаты/, контакты с властями, с другими независимыми организациями, митинги /тема, реакция властей, граждан/, лекции /краткое содержание/, семинары, конференции, участие /неучастие/ в выборах, отношения местных организаций к тем или иным событиям в стране и внутри КАС, разработка теоретических проблем, официальная и неофициальная пресса о КАС и т.д.;

 - информация о преследованиях властями представителей неза­висимых организаций /как членов КАС, так и иных/: задержания, штрафы, аресты, преследования по месту работы, учебы, жительства и т.д.

 - информация о всех выявленных нарушениях прав человека /перспектива выхода на Международное общество прав человека/;

 - информация о положении на местах: общественно-политическая ситуация, крупные события - митинги, акции протеста, конференций, новые постановления властей, затрагивающие права человека, инте­ресы независимых организаций и широких слоев граждан, крупные пе­ремещения войск, возможные волнения в местах заключения и т.д.;

 - информация о событиях в сфере культуры /концерты, фестива­ли, постановки, новые фильмы/, оказавших большое влияние на настро­ения граждан и общественное движение, носящих политический оттенок или организованных при непосредственном участии КАС и других общественных организаций;

Эту и другую важную информацию передавайте еженедельно в Харьков по телефону 36 49 24 /спросить Вадима Радченко/ по поне­дельникам до 12.00 и с 22.00 до 24.00 /время московское/. Наибо­лее важную информацию передавайте и в другие дни недели, а также в Москву по телефону 311 11 80 /Владлен Тупикин/ с 8.00 до 9.00 и с 22.00 до 23.00. Харьковская организация КАС еженедельно бу­дет готовить и рассылать по организациям КАС составленные на ос­нове вашей информации сборники. Ваши статьи и комментарии большого объема посылайте в редакции "Общины" и "Набата" по адресам: 113208, Москва, ул. Сумская, 8-2-112, Тупикину В.; 310099. Харьков, ул. Рыбалко, д. 33, кв. 59, Фидельману Владимиру.

 

* * *

 

НАША ПЕРЕПИСКА

 

Письмо из Прокуратуры Ленинграда

 

г. Ленинград

Поэтический бульвар,

д. 11/4, кв. 2

гр-ну Рауш П.

 

Сообщаю, что по Вашей жалобе проверены постановления народного суда Дзержинского района, вынесенные в отношении гр-н Тихо­мирова, Перова, Панкина и постановление, вынесенное в отношении Вас.

В жалобе Вы указываете, что Вы и другие названные лица были необоснованно привлечены к административной ответственности по ст. 166-1 ч. 1 КоАП РСФСР, поскольку никакого отношения к митин­гу, проводившемуся 23.08.89 не имели, были случайными зрителями.

Однако вина Вас, Тихомирова и Перова в том, что вы принима­ли участие в митинге, подтверждается рапортами работников мили­ции Музалева, Сазонова, Гормана, Скольского, протоколами об ад­министративном нарушении.

Так, из материалов следует, что Тихомиров кричал и размахи­вал руками, Перов собрал вокруг себя группу людей, на требования работников милиции прекратить противоправные действия они не ре­агировали.

После проверки материала в отношении Панкина Б.А. принесен протест председателю Ленгорсуда на предмет отмены постановления суда и направления материала на новое судебное доследование. Оснований для опротестования постановлений в отношении Вас, Перова и Тихомирова не усматриваю. Принятое решение Вы можете обжаловать в прокуратору РСФСР.

 

Заместитель прокурора города

старший советник юстиции:

В.А.Кириллов

 

* * *

 

ОТКАЗЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ МИТИНГА, ПОСВЯЩЕННОГО 100-ЛЕТИЮ Н.И.МАХНО ОТ РАЙИСПОЛКОМОВ ЛЕНИНГРАДА

 

Исполком Петроградского районного совета народных депутатов

 

В ответ на Ваше заявление о разрешении проведения митинга 8 ноября 1989 года в день 100-летия анархиста Н.И.Махно сообща­ем, что проведение митинга по данной теме считаем нецелесообраз­ным.

 

Председатель Исполкома: В.Д.Щекин

 

Исполком Ленинского районного совета народных депутатов

 

Рассмотрев заявление инициативной группы граждан о проведе­нии 8 ноября 1989 года на территории района митинга на тему "Анар­хизм и революция", приуроченного к 100-летию Н.И.Махно, Исполни­тельный комитет Ленинского районного совета народных депутатов

РЕШИЛ:

В проведении указанного митинга отказать, т.к. Н.И.Махно был активным противником Советской власти, а подчиненные ему фор­мирования принесли немало горя и страданий советскому народу.

 

Председатель Исполкома: Н.П.Петухов

Секретарь: В.Г.Харламова

 

Исполком Куйбышевского районного совета народных депутатов

 

На Ваше заявление о проведении 8 ноября 1989 года митинга сообщаем, что в соответствии со ст. 9 Указа ПВС СССР от 28.07.88 "О порядке организации и проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР", Президиумы Верховных Советов со­юзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, рай­онные и городские Советы народных депутатов могут дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций с учетом местных условий. На основании вышеизложенного сессия Ленсовета 11.09.89 г. определила во всех районах города места проведения митингов, демонстраций, уличных шествий и собраний.

В Куйбышевском районе для проведения трехтысячного митинга площадки нет.

Предлагаем обратиться по вопросу проведения митинга по месту Вашего жительства.

 

Первый заместитель председателя Исполкома: В.И.Шаренков

 

Исполком Василеостровского районного совета народных депутатов

 

Исполком Василеостровского райсовета, рассмотрев Ваше заяв­ление о проведении митинга 8 ноября 1989 года у Дворца культуры им. С.М.Кирова, на своем заседании 26.10.89 принял решение за № 620, в котором в удовлетворении заявления на основании ст. 6 Ука­за Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года "О по­рядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шес­твий, и демонстраций в СССР", отказано, так как не были представ­лены для ознакомления материалы о целях и задачах проведения мероприятия, заявление не содержит необходимых сведений об органи­заторах /уполномоченных/.

Кроме того, предлагаемые к обсуждению вопросы могут привести к высказываниям, противоречащим отдельным положениям Конституции СССР, вызвать, учитывая большие количества участников мероприятия, массовые нарушения общественного порядка и угрозу безопасности граждан.

 

Председатель Исполкома: И.А.Дородчик

 

* * *

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ П.РАУША НА МИТИНГЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 100-ЛЕТИЮ Н.И.МАХНО У КИНОТЕАТРА "МЕРИДИАН" /12 НОЯБРЯ 1989 Г./

 

О судьбе и взглядах Нестора Ивановича Махно. Мы должны от­носиться с уважением к тому человеку, который имел смелость выс­тупить против кровавого режима, который тогда только устанавли­вался в нашей стране. И немногие понимали, к чему этот режим мо­жет привести нас. Этот режим стоил нам почти 100 миллионов чело­веческих жизней. Махно, выступая против красных комиссаров на Украине, начинал это понимать, хотя достаточно тяжело говорить о деятельности Махно.

Дело в том, что Махно был не только анархистом, но и комму­нистом. Это действительно так. Современные историки уже об этом говорят открыто. К событиям надо подходить трезво и беспристраст­но. Мы сегодня, отмечая день рождения Махно, не собираемся мо­литься на светлую память Нестора Ивановича, хотя относимся к это­му человеку с очень большим уважением. Почему мы устраиваем ми­тинг и почему говорим о Махно?

Что нас устраивает и не устраивает в деятельности Махно?

Нас не устраивает его прокоммунистическая ориентация. Го­ворят, что Махно был бандитом. Те случаи, которые можно поста­вить в упрек Нестору Ивановичу, действительно были.

Махно проводил раскулачивание на Украине. К сожалению, это было так. Однако Махно, даже будучи коммунистом, всегда высту­пал против государственного диктата, против государственного на­силия.

В этом отношении мы вместе с Махно. Мы его сторонники, старатели, продолжатели его дела.

Махно, будучи анархистом, принципиально от­рицал любую власть. Но сам входил в состав гуляйпольского Сове­та, куда входили и другие анархисты. Как же это объяснить? Де­ло в том, что Махно выступал за создание Советов безвластных. Идея безвластного Совета достаточно актуальна и сейчас. Есть лозунг: "Вся власть - Советам?". Мы этот лозунг не поддерживаем сегодня. Мы предлагаем лозунг другой: "Свободная федерация без насилия, без власти".

Но зачем нужен Совет без власти? Имеется в виду, что в со­вет должны идти люди, которые имеют императивные наказы. Сам на­род дает поручения своим делегатам, не депутатам. Гимном КПСС считается "Интернационал". Текст "Интернационала" был написан Звеном Потье, анархистом. По-французски этот текст читается так: "Никто не даст нам избавленья - ни бог, ни царь, ни депутат".

Наивно и смешно ждать избавленья от решений съезда народ­ных депутатов, от решений какого-то Верховного Совета, который толком ничего решить не может. Мы насмотрелись на этот коричне­вый съезд весной. На тот съезд, который травил академика Сахаро­ва, Иванова /хотя я Иванова не поддерживай, но Иванов, как че­ловек, имеет право высказать свое мнение, а микрофон ему отключил коричневый съезд/. Этот съезд травил всех неугодных ему депута­тов, травил даже такую умеренную группу, как московская делега­ция. Этот съезд показал свое лицо. Вот чего мы можем ждать от так называемых народных депутатов.

В свое время анархист-коммунист Анатолий Железняк разогнал Учредительное собрание, сказав: "Караул устал". Мы не согласны с Железняком. Но когда смотришь на коричневый съезд, то хочется, чтобы туда пришел такой хороший парень и сказал бы: "Ребята, а, может быть, хватит трепаться? Хватит делать вид, что вы здесь народные представители? Дайте наконец свободу людям делать то, что они хотят делать, так, как они хотят делать, не ссылаясь поминутно каждый день на букву какого-то мифического закона, который неизвестно кто принимает, и неизвестно кто потом выполняет, и неизвестно, кому он нужен!!!"

А что значит лозунг "Анархия - мать порядка"? Это: когда бу­дут вместо законов добровольно установленные свободные договора, когда мы сами будем создавать ту политику для себя, которая нуж­на нам, которая не потребует этой колоссальной машины, которая якобы защищает наши права. Не потребуется внешнего принуждения, не потребуется черных политических дубинок. Вся суть заключается в том, чтобы мы жили свободно. Ведь человек не скот. Человек в состоянии сам решить свою судьбу. Зачем нам пастух? Мы же не ба­раны. Мы люди. Каждый человек должен спросить себя: "А могу я зам решать свои вопросы так, как я этого хочу?" Если человек в состоянии жить без государственной власти, то зачем ему эта госу­дарственная власть? Разве мы сами свои конфликты между собой не можем решить? Наверное, можем. Давайте не будем ждать, не будем молиться на вышестоящие инстанции, давайте попробуем решать свою судьбу сами.

В этом году так попытались сделать шахтеры. Ребята на шах­тах Донецка, Кузбасса, в Воркуте попробовали решить свои пробле­мы путем использования своих собственных сил. В Кузбассе не было пьяных погромов, ни резни, ни грабежа. Это ли не пример анархи­ческого самоуправления? К этому управлению сегодня мы призываем вас, призывает Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация. Это самоуправление мы хотим создать. Оно уже создается. Я просил бы сейчас .тех людей, которые солидарны с Воркутой, поднять руки в знак своей солидарности. Спасибо. Было бы очень неплохо, если бы сегодня мы собрали здесь средства, чтобы наша поддержка была бы не только на словах, а и на деле. Тогда бы мы выслали в по­мощь эту сумму бастующим шахтерам Воркуты. Товарищи, солидарны?! /аплодисменты/.

Мы не выступаем против выборов. Советов. Допустимо создание безвластных Советов. Мы будем с этой позиции участвовать в изби­рательной кампании.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Учащиеся советской общеобразовательной школы, стремясь быть достойными гражданами своей социалистической родины, выполняя заветы великого Ленина, обязаны:

Учиться, жить и работать по-коммунистически, готовить себя к защите социалистического отечества; знать и уважать Герб, Флаг и Гимн СССР, Герб, Флаг Российской Советской Федеративной Социа­листической Республики, Гербы, Флаги и Гимны союзных республик, выполнять связанные с ним ритуалы; чтить революционные, боевые и трудовые традиции Советского народа. Коммунистической партии и Комсомола.

Старательно и творчески овладевать основами наук, всеми бо­гатствами человеческой культуры, навыками самообразования, после­довательно вырабатывать у себя высоконравственные убеждения и умение отстаивать их.

И активно участвовать в общественно полезном, производитель­ном труде, самообслуживании, беречь и приумножать народное добро, охранять родную природу, овладевать профессией, готовить себя у жизни и труду на благо Родины.

Участвовать в самоуправлении, быть активными общественниками, хорошими товарищами, верными друзьями, помогать родителям и учи­телям, заботиться о старших и младших, показывать пример дисци­плинированности и культуры поведения, укреплять здоровье, систе­матически заниматься физической культурой и спортом, техническим и художественным творчеством, разумно использовать свободное время; строго выполнять Устав средней школы, Правила для учащихся.

Учащиеся 1-4 классов обязаны:

1. Прилежно учиться. Внимательно слушать объяснения учителей, выполнять все его задания.

2. Старательно учиться, участвовать в самообслуживании. Стремиться больше узнать о людях труда, их профессиях.

3. Принимать активное участие в полезных делах своего клас­са, октябрятской группы, пионерского отряда. Помогать товарищам в учении и труде.

4. Оберегать родную природу. Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим и чужим вещам.

5. Соблюдать режим дня. С пользой проводить свободное время: заниматься в кружках, рисовать, читать, слушать музыку, иг­рать с товарищами.

6. Соблюдать правила личной гигиены. Ежедневно делать ут­реннюю гимнастику, заниматься физкультурой и спортом.

7. Слушаться родителей и старших, уважать их. Выполнять обязанности по дому.

8. Примерно вести себя в школе, в общественных местах, на улице. Выполнять требования работников школы, дежурных учащихся. Быть честными, правдивыми, внимательными, вежливыми, здороваться с работниками и посетителями школы, знакомыми и товарищами, ува­жительно относиться друг к другу. В классе приветствовать взрос­лых вставанием, отвечать учителю стоя.

9. Всегда быть опрятными, аккуратными и причесанными, на уроки приходить в школьной форме без украшений.

10. Изучать и соблюдать правила дорожного движения. Быть осторожным с огнем, газом, электронагревательными приборами. Купаться в специально отведенных местах, под контролем взрослых.

Учащиеся 5-9 классов обязаны:

1. Настойчиво овладевать знаниями, учебными умениями и навыками. Готовить себя к выбору пути завершения среднего обра­зования.

2. Активно участвовать в общественно полезном, производи­тельном труде и самообслуживании. Выбрать будущую профессию. Строго соблюдать правила техники безопасности.

3. Принимать активное участие в общественной жизни школы, класса, пионерской и комсомольской организаций, в работе уче­нического самоуправления. Учиться сочетать личные интересы с интересами коллектива.

4. Беречь и приумножать народное добро. Бережно относиться к государственному и общественному имуществу. Охранять родную природу.

5. Соблюдать режим дня. Правильно организовать учение, труд, отдых, ценить свое и чужое время. Систематически читать, занимать­ся в кружках, клубных заведениях, физкультурой и спортом, закалять себя, не курить, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

6. Уважать родителей и старших. Участвовать в домашних делах, учиться ведению домашнего хозяйства. Заботиться о пожилых и боль­ных людях, о младших.

7. Быть дисциплинированными, скромными, вежливыми. Здоро­ваться с работниками школы, знакомыми и товарищами, уважительно относиться друг к другу. В классе приветствовать взрослых вста­ванием, отвечать учителю стоя. Выполнять требования работников школы, решения органов ученического самоуправления.

8. Быть скромными, опрятными в одежде. На занятия приходить в школьной форме, без украшений.

9. Знать и строго соблюдать правила дорожного движения, пожарной безопасности и поведения на воде.

Учащиеся 10-11 классов обязаны:

1. Настойчиво и творчески овладевать основами наук и навы­ками самообразования. Применять полученные знания в жизни.

2. Активно участвовать в общественно полезном, производи­тельном труде. Овладевать избранной профессией. Строго  соблюдать дисциплину труда, правила техники безопасности, санитарии и гиги­ены.

3. Активно участвовать в общественной жизни, в деятельнос­ти комсомольской организации, ученического самоуправления. Бе­речь и умножать лучшие традиции школы, коллектива. Помогать учи­телям в организации внеурочной работы.

4. Заботиться о сохранении и приумножении народного достоя­ния. Участвовать во всенародном движении за экономию и бережли­вость.

5. Рационально организовывать учение, труд, общественную работу, досуг, заниматься самообразованием, овладевать богатства­ми культуры, искусства, всесторонне развивать свои способности.

6. Заниматься физкультурой и спортом, закаляться. Готовить себя к защите социалистической Родины.

7. Уважать родителей и старших. Проявлять заботу о членах семьи, помогать в организации ее быта и хозяйства. Быть внима­тельными и предупредительными к окружающим людям, к женщинам. Здороваться с работниками и посетителями школы, знакомыми и то­варищами. Уважительно относиться друг к другу. В классе привет­ствовать взрослых вставанием, отвечать учителю стоя.

8. Строго соблюдать нормы социалистического общежития. Не курить, не употреблять спиртные напитки, быть нетерпимыми к ан­тиобщественным и аморальным  поступкам. Активно участвовать в поддержании общественного порядка, антиалкогольной и антиникоти­новой кампании. Заниматься самовоспитанием, признавать и исправ­лять свои ошибки.

9. Следить за своим внешним видом, проявлять хороший вкус в одежде, манерах поведениях, быть скромным и сдержанным. На занятиях приходить в школьной форме, без украшений.

10. Знать и выполнять правила дородного движения, пожарной безопасности и поведения на воде, требовать их выполнения от ок­ружающих. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

СОЦИАЛИЗМ  И  ДЕБИЛИ3М

1. Появились благоприятные возможности для постепенной адап­тации дебильных граждан в условиях развитого социализма:

"Дебильный гражданин, как культурный человек, воспринимает плодотворные традиции, обычаи и представления о жизни в социа­листическом обществе"; "уверенно чувствует себя в своем социалистическом обществе. Выполняя несложные обязанности, он вы­полняет посильное участие в социалистическом строительстве на работе и по месту жительства"; "знает и уважает законы, постанов­ления и нормативные акты"; "участвует в защите мира, своего лич­ного благополучия и социалистических завоеваний нашего народа"; "дебильный гражданин знаком с принципами гигиены"; "он разумно организует досуг в соответствии со своими возможностями, поддер­живает и укрепляет эмоциональные семейные связи, включая и удо­влетворение эротических потребностей супругов"; "он выполняет советы воспитателей своих детей, в необходимых случаях советуется с работниками консультационных пунктов и ор­ганов по работе с молодежью"; "дебильный учащийся приобретает знания, умения и навыки по программе профессионального обучения. Это дает ему квалификацию, позволяющую со знанием дела работать по профессии, выполняя простые, главным образом ручные операции".

"Социалистическое общество добьется того, чтобы ликвидировать предрассудки и ускорить социальную интеграцию физически и ум­ственно неполноценных людей".

"Психогигиена детей и подростков" Медицина, 1985