ФЕВРАЛЬ
№10 (12) октябрь 1989 год
_______________________________________________________
ИЗДАНИЕ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЙ
СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ (АССА)
ПЕТРОГРАД
1989
_______________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ЧЕРНЫЙ АРХИВ
М.Бакунин. Программа и цели
революционной организации интернациональных братьев
С.Ковалик. Революционное движение
70-х гг.
Из документов РКАС (1919-20-е гг.)
Литература по анархизму
АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ
Доктрина КАС-ЦРТО
Устав КАС-ЦРТО
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Еще одно заседание…
Ленинград: забастовочная готовность
№1
АССА: КОММЕНТАРИИ И ДОКУМЕНТЫ
Ф.Хмелев. "Буферная
платформа", или по следам Николая Бухарина
Обращение к Городскому Совету Демдвижения
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Они о себе
Х.Пелтиев. Ослы и лошадь (притча)
"Ударим анархическим сапогом по
"человеческому лицу" "демократического социализма"!"
А.Сотник. Речь дяди Вани у пивного
ларька в день рождения К.Маркса
__________________________________________________________
ЧЕРНЫЙ АРХИВ
М.БАКУНИН. ПРОГРАММА И ЦЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ
БРАТЬЕВ (по книге: Ю.М.Стеклов "М.А.Бакунин. Его жизнь и
деятельность". Том 3. "Бакунин в Интернационале")
Революция,
как мы ее понимаем, должна будет с первого же дня разрушить радикально и
окончательно государство и все государственные устои. Естественными
и необходимыми последствиями этого разрушения будут: а/ государственное
банкротство; б/ прекращение уплаты частных долгов посредством государственного
вмешательства, с предоставлением права каждому должнику платить сов и долги,
если ему это угодно; в/ прекращение уплаты всякого обложения и взимания всяких
налогов, прямых или косвенных; г/ роспуск армии, магистратуры, бюрократии,
полиции и духовенства; д/
уничтожение казенной юстиции, отмена всего того, что на юридическом языке
называлось правом, и применения этого права. Следовательно, уничтожение и
сожжение всех документов, удостоверяющих собственность, завещания, купчих
крепостей и дарственных, всех процессов, одним словом, всего вороха юридических
и гражданских бумаг. Везде и во всем революционный факт вместо созданного и
гарантированного государством права; е/ конфискация. всех производственных капиталов и орудий труда в пользу
ассоциаций трудящихся, которые будут должны коллективно обратить их на
производство; ж/ конфискация всей церковной и государственной собственности, а
также драгоценных металлов, принадлежащих отдельным липам, в пользу
федеративного союза всех рабочих ассоциаций, - союза, который образует
Коммуну. Взамен конфискованных богатств Коммуна предоставит всем
таким образом экспроприированным лицам строго необходимое, а излишек они смогут
зарабатывать собственным трудом, если будут в состоянии или пожелают; з/ для организации Коммуны - перманентная федерация
баррикад и функционирование Совета Революционной Коммуны, составленного путем
делегирования по одному кандидату или по два депутата от каждой баррикады, по
одному от улицы или квартала, - депутатов, снабженных императивными мандатами,
всегда ответственных и всегда подлежащих отозванию. Организованный таким путем
Коммунальный Совет сможет выбрать из своей среды исполнительные комитеты,
выделенные для каждой отрасли революционного управления Коммуной; и/ декларация
восставшей и организовавшейся в Коммуну столицы о том, что после разрушения
авторитарного и опекунского государства, - что она вправе была сделать, так как
сама была порабощена ими наравне с другими местностями, - она отказывается от
своего права, или, скорее, от всякой претензии на управление провинциями и
навязывание им своей воли; к/ обращение ко воем
провинциям, коммунам и ассоциациям с предложением им последовать приему
столицы, сначала революционно организоваться, а затем делегировать в условленный
пункт своих делегатов, также снабженных императивными мандатами, ответственных
и могущих быть отозванными, с целью образовать федерацию ассоциаций, коммун и
провинций, восставших во имя тех же принципов, и организовать революционную
силу, способную восторжествовать над реакцией. Посылка неофициальных
революционных комиссаров с какими-нибудь нагрудными шарфами, а революционных
пропагандистов во все коммуны и провинции, в особенности к крестьянам, которые
не могут быть революционизированы ни принципами, ни декретами какой-либо
диктатуры, а лишь самим революционным фактом, т.е. последствиями, которые
неминуемо вызовет во всех коммунах полнейшее прекращение юридической,
официальной жизни государства. Уничтожение национального государства еще в том
смысле, что всякая иноземная страна, провинция, коммуна, ассоциация и даже
отдельная личность, поднявшаяся во имя тех же принципов, будут приняты в
революционную федерацию, не считаясь с существующими границами государств, и несмотря на принадлежность их к иным политическим и
национальным системам; собственные же провинции, коммуны, ассоциации и
индивидуумы, которые же примут сторону реакции, будут из нее исключены. Таким
образом, благодаря самому факту расширения и организации революции в виде
взаимной защиты восставших стран, победит всеобщий характер революции,
основанной на уничтожении границ и разрушении государств.
8. Так как революция
должна повсюду совершаться народом, а высшее руководство ею должно всегда
принадлежать народу, организованному в свободную федерацию земледельческих и
промышленных ассоциаций, то новое революционное государство, организующееся
снизу вверх посредством революционных делегаций и обнимающее все
восставшее во имя одинаковых принципов страны, не считаясь со старыми границами
и национальными различиями, будет иметь задачей заведование публичными службами,
а не управление народами. Оно образует новое отечество, Союз мировой
революции против Союза всех видов мировой реакции.
9. Это общество
исходит из убежденья, что революции никогда не делаются личностями или даже
подпольными организациями. Они происходят как бы сами собой, вызванные силой вещей,
ходом событий и фактов. Они задолго подготовляются в глубине инстинктивного
сознания народных масс, затем вспыхивают, зачастую вызванные по внешности
незначительными причинами. Все, что может сделать хорошо организованное
тайное общество, это, во-первых, помочь рождению революции, распространяя в
массах идеи, соответствующие их инстинктам, и организовать - не революционную
армию, ибо армией должен всегда быть народ, а нечто вроде революционного
главного штаба, составленного из лиц преданных, энергичных, разумных и в
особенности искренних, а не честолюбивых и тщеславных, друзей народа, способных
служить посредниками между революционной идеей и народными инстинктами.
10. Эта организация
исключает всякую мысль о диктатуре и опекунски
управляющей власти. Но для самого установления этого революционного Союза и
для торжества революции над реакцией необходимо, чтобы посреди народной
анархии, которая составит самую жизнь и энергию революции, единство
революционной мысли и революционного действия нашло свой орган. Этим органом
должно быть тайное всемирное общество интернациональных братьев.
11. Число этих лиц не
должно быть очень большим, для международной организации во всей Европе
достаточно ста крепко и серьезно связанных революционеров, двух-трех сотен
революционеров достаточно для организации самой большой страны.
___________________
Мой друг,
я умру, и черви меня съедят, но я хочу, чтобы наша идея восторжествовала, я
хочу, чтобы черный люд действительно освободился от всех властей и от всех
героев, настоящих и будущих.
М.А.Бакунин
С.Ф.КОВАЛИК.
РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 70-Х ГОДОВ /по книге "Революционеры 1870-х",
Л., 1986 с. 156-180/
...
Значение знаний было несомненно преувеличено Лавровым,
чем и воспользовались лица более крайнего направления, разделявшие взгляда
Бакунина на революцию. Они, в то время еще очень немногочисленные и только
начавшие формироваться в кружки, решили дать сражение лавровцам...
Большинство прибывших на сходку были приверженцы
Лаврова, и между ними и бакунистами начались горячие опоры... Более или менее
серьезной критике подверг статью Лаврова в длинной речи Каблиц
/Юзов/... Сами бакунисты находили речь Каблица слабой
и слишком искусственной. Но возражения были еще
слабее, и бакунисты одержали первую, впрочем, довольно слабую, победу. На ту же
тему вскоре происходили прения в квартире кавказцев, которые были в то время
последователями Лаврова... На этой сходке бакунисты укрепили занятые позиции.
Обе упомянутые сходки ни по характеру произнесенных речей, ни по всей
обстановке вообще не выделялись среди других сходок, но я остановился на них
потому, что они были характерны для той фазы движения, в которой анархисты
стали развертывать свои силы... Среди бакунистов были, без сомнения, энергичные
люди, но и лавровцы могли похвалиться
знаниями, энергией, и вообще всем, что дает перевес в спорах. Но с первого же
собрания становилось очевидным, что окончательная победа останется за
анархистами. Она обеспечивалась настроениями молодежи, находившейся в таком
приподнятом состоянии духа, что малейшая искра зажигала порох /…/
Ко времени начала
русского движения Бакунин был уже главою анархической партии в Италии и руководил
деятельностью анархистов в Испании /.../
Один из бывших чайковцев – Ф.Н.Лермонтов, вышедший из кружка по каким-то
недоразумениям, задумал составить свой собственный кружок. Предварительно он
съездил за границу, где виделся с Бакуниным и уговорился распространять в
России анархические идеи и устроить анархическую организацию. Проживая на
квартире Сергея Филипповича Ковалика, он открыл ему свои планы, Ковалик, склонный
и ранее к анархизму, отправился, в свою очередь, к Бакунину, и получил те же
инструкции, что и Лермонтов. Независимо от них Владимир Карпович
Дебогорий-Мокриевич имел, в свою очередь, свидание с
Бакуниным, и решился принять участие в организации анархической партии...
Лермонтов и Ковалик действовали в Петербурге, а Мокриевич - в Киеве /…/
В кружок Лермонтова
входили следующие лица:
1. Моисей Абрамович
Рабинович /.../
2. София Александровна
Лешерн фон Герцфельд /…/
З. Варвара Ивановна Ваховская
4. Евгения
Константиновна Судзиловская /…/
5. Кириак
Родионович Милоглазкин /…/
Основатель кружка
Лермонтов вскоре после суда умер в тюрьме.
В кружок Ковалика
входили:
1. Иван Павлович Блавдзевич /.../
2. Клеопатра Павловна Блавдзевич /…/
3. Лемени-Македон
/…/
4. Фрост
/…/
5. Митрофан
Александрович Грищенков /.../
6. Николай Иванович Пиевский /.../
7. Александр
Константинович Артамонов /…/
... Лица эти ничем
особенно не отличались от остальной революционной молодежи, принявшей участие
в движении. Это большею частью были обыкновенные средние люди со всеми
достоинствами и недостатками, присущей тогдашней
революционной молодежи. Победа анархизма над другими течениями объясняется
не выдающимися личным составом анархических кружков, а строгою логичностью учения
и господствовавшими настроениями молодежи...
Комплект нелегальных
изданий, предназначенный для распространения в народе и в интеллигентной
среде, был в 70-x годах сравнительно очень ограничен. Более других
содействовали изданию книг чайковцы, а в последствии
и типография Мышкина. Большая часть книг и брошюр печаталась за границей и
перевозилась в Россию разными путями... Лермонтов для устройства пути посылал
за границу Рабиновича, который при помощи эмигранта Сажина уговорился с
контрабандистами, обещавшими все книги, получаемые от того же Сажина,
переносить через границу. Братья Павловские и Лурье, член киевского кружка,
занимались также доставкой книг из-за границы /…/
Все эти практические
дела не оставляли свободного времени для окончательного выяснения оставшихся небольших
разногласий между кружками. Споры, если и случались, стали терять остроту, и
открывались возможности компромиссов. Крайние и более умеренные анархисты
мирно беседовали о формах практической деятельности /.../
Мысль о союзе созрела
незадолго до весны - времени отправления в народ. Из всех форм возможного союза
остановились на самой безразличной, не могшей внести раздора между союзниками
- общей кассе. Созваны были представители всех петербургских кружков для обсуждения
этого вопроса, почти единогласно решено было организовать общую кассу, имевшую
целью помогать всем, работающим в народе, без всякого различия направлений,
организаций, к которым они принадлежат. Одинаковая помощь должна была
оказываться и одиночкам, ведущим в народе пропаганду, средства кассы должны
были составляться из взносов кружков, в размере 10% собственных их капиталов,
и других, случайных, поступлений /…/.
АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ
ИЗ ДОКУМЕНТОВ РКАС – РОССИЙСКОЙ
КОНФЕДЕРАЦИИ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТОВ
"Необходимо
проводить "активную конкретную деятельность анархистов в рабочих
организациях, кооперативах, на фабриках, заводах и мастерских, а также в
крестьянстве - везде, где творится новая революционная жизнь, с определенной
тенденцией проведения в жизнь анархических принципов ведения народного
хозяйства и организации труда"
/Из решений II-й
конференции РКАС/
"Принимая
во внимание, что разница в программно-тактических позициях Конфедерации
Анархистов Украины "Набат" и РКАС настолько незначительная, что мы
надеемся, она совершенно сгладится в ближайшем будущем и
работа обеих организаций при росте их должна будет протекать по тому же
руслу... Исполнительное бюро РКАС предлагает съезду для выяснения вопроса о
желательности и возможности такого объединения и конкретных его условий,
избрать комиссию или же передать эти вопросы вновь избранному секретариату
конфедерации"
/Из письма Исполнительного
бюро РКАС/
"Красная
Армия может сыграть и безусловно сыграет роль своей
предшественницы - царской армии, - так что нужно заранее учесть, что успех
анархо-синдикалистской революции будет в большой степени зависеть от духа и
настроения Красной Армии"
/Из циркулярного
письма № 3 РКАС/
"По
меньшей мере было бы глупо воображать, что своей работой
в учреждения модно оказать такое влияние, что они в результате этой работы
сделаются целиком или приблизятся к анархическим. Реформизм - иллюзия, вздор,
чепуха, необходимо бить по системе в целом"
Из циркулярного письма
№ 6 ИБ РКАС/
"Советская
республика, даже самая социалистическая,… становится чудовищной машиной
эксплуатации и полного порабощения громадного числа трудящихся небольшой кучкой
людей... В противоположность этому анархо-синдикалистский строй осуществляет
абсолютную СВОБОДУ мест, без каких бы то ни было властей...
Советское государство
в силу своей сущности превращается в машину, подавляющую трудящиеся массы, все
проявления протеста и свободной инициативы. В противоположность этому
анархо-синдикалистское народоправство одним фактом существования тысяч свободных,
действительно массовых рабоче-крестьянских организаций устраняет всякую возможность
контрреволюционных попыток, следовательно, совершенно не нуждается в диктатуре
одного какого-либо класса или временных чрезвычайных карательных органах, и
подавлении свобод, и лишении прав кого бы то ни было...
Свобода при наличии
коммунально-синдикального строя не может быть направлена и употреблена против
освобождения всех..."
/Из проекта программы
РКАС/
Тексты
приводятся по книге Яковлев Я., "Русский анархизм в великой русской
революции" 1'4., Х921
ЛИТЕРАТУРА ПО АНАРХИЗМУ
/отдельные
произведения анархистов, исторические работы и т.п./
Штирнер М.
"Единственный и его собственность" ч.1-2 СПб, 1907-1909
Штаммлер Р. "Анархизм" СПб, 1906
Реклю Э.
"Эволюция, революция, анархический идеал" М., 1906
Горев Б. "Анархисты в России /от
Бакунина до Махно/" М., 1930
Лозовский "Анархо-синдикализм
и коммунизм" М., 1923
Залежский В. "Анархисты в России"
М., 1930
Тепер И. /Гордеев/ "Махно"
Киев, 1924
Чуднов М.Н. "Под черным знаменем
/записки анархиста/" М., 1930
Новомирский Я. "Что
такое анархизм?" 1907
"Протоколы 1 всероссийского
съезда анархо-коммунистов" М., 1909
"Очерки истории
анархического движения в России" М., 1926
"Петр Кропоткин"
/сб. статей/ Пг.-М., 1922
Н.В.Герасименко
"Батько Махно" М.-Л., 1928
Фаббри Л. "Коммунальное построение
синдикализма в противовес партийному коммунизму и государственному
социализму"
Критская Н., Лебедев
Н. "История синдикального движения во Франции 1789-1907 гг." М., 1908
Адлер Г.
"Анархизм" изд. "Мысль", М., 1906
Ценкер "Анархизм" М., 1906
Цокколи "Анархизм" пер. с итал. Тотомианца, СПб, 1906 /?/
Кульцицкий Л. "Анархизм и его источники и
критика" Пг., 1907
Боровой А.
"Анархизм" М., 1918
Мангер А. "Анархизм, индивидуализм и
коммунистическое государство" Одесса, 1905
Галеви Д. "Анархизм и социализм"
М., 1906
Боровой А. "Общественные идеалы
современного человечества" М., 1906
Туган-Барановский М.
"Прудон" СПб., 1891
Андерсон В. "М.А.Бакунин" СПб,
1906
Эльцбахер П. "Анархизм" СПб, 1906
АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ
ДОКТРИНА
Конфедерации Анархо-Синдикалистов
/Центральный
регион. Тверская организация/
1. Наша Доктрина
вызвана самой жизненной потребностью, ибо наше общество, как и всякое другое,
реально стремится к совершенству.
2. Мы отказываемся от
жестких рамок всех иных программ, потому, что невозможно для любой программы
деятельности полностью соответствовать всему многообразию проявлений природы,
включая человека, так как он - неотъемлемая часть природы. Нет стандартов в целях
и для целей каждого человека, в противном случае возникают трудности большие,
чем существующие на данный момент. Каждый человек уникален, поведение его нельзя
жестко зарегламентировать.
3. Жизнь развивается
по законам вероятности, по законам больших чисел событий и дана изначально. Она
включает в себя весь свой объем проявлений. Разуму не под силу ухватить все их
и оперировать ими, возможно это преодолеть только
лишь над небольшой частью объектов природы.
4. Человек рожден
природой, чтобы обеспечить свое дальнейшее развитие - развитие природы и
самого человечества, потому развитие своего "Я" на земле есть
основная программа его жизнедеятельности. Получать мир таковым, каков он есть,
и подчинять своему "я хочу", то есть своей
воле. Изменять мир согласно своему желанию. Мир, в свою очередь, воздействует
на человека и изменяет его желания. Самодвижение вечно.
5. Мы за гармонию
интересов между людьми, но в жизни вое решает соотношение сил в борьбе.
6. Мы боремся против
всего, что мешает совершенствованию природы. Мы все должны быть полноценными
людьми, избегая ущербности в развитии.
7. Подход к
действительности при познавательных процессах следующий: является проблема, и
к ней применяются методы ситуативного подхода, известные и применяемые в
мировой практике и разумном разрешении противоречий.
8. Мы за рационализм,
осуществляющий контроль над бессознательными поступками - это и есть самая
тяжелая борьба, ведь мы повторяем каждого без исключения человека. Многие
этого не понимают – познай самого себя.
9. Мы за широкую
популяризацию идей научно-технического прогресса, естественных и гуманитарных
наук. Примат науки, передовой ее части над всем иным, ведь тьма невежества густа как и раньше и лишь незначительно отступила. Нужно
направлять наши усилия на просвещение каждого человека: чтобы его сознание
выросло до уровня развития технической цивилизации.
10. Массовое сознание
есть и будет, но в нем не должна растворяться личность, а скорее наоборот –
массовое сознание должно помогать концентрации подлинных духовных ценностей в физически
здоровых личностях. Культ не героя, а героев во множественном числе при
сохранении индивидуальности.
11. Мы за воспитание
творчески раскрепощенных личностей, самостоятельно и критически мыслящих,
гибких, но в то же время твердых в убеждениях, смелых, не боящихся оказать
правду.
12. Мы за то, чтобы
постоянно сводить на нет давление над отдельным тружеником, производителем
любого характера материальных благ, угнетающих его вышестоящих сил в лице
администраторов.
13. Членство в
Конфедерации Анархистов должно определяться по шкале личных заслуг перед
организацией, "каждому свое" - это суровый, но справедливый закон
природы.
14. Наша Доктрина не
догма, в любом своем пункте она допускает изменения и дополнения по законам
диалектики.
УСТАВ
Конфедерации Анархо-Синдикалистов
/Центральный
регион. Тверская организация/
1. Конфедерация
анархо-синдикалистов /ЦРТО/ - является массовым, добровольным, общественным,
политическим, автономным союзом, имеющим своей целью активное содействие политическому,
экономическому и духовному совершенству каждого человека.
2. Создание КАС /ЦРТО/
вызвано самой жизненной потребностью людей, стремящихся к свободе, она возникла
в результате политической активности свободолюбивых личностей, которые активно
участвуют в совершенствовании уровня жизни каждого человека.
3. КАС /ЦРТО/ действует
и руководствуется уставом КАС /ЦРТО/ в соответствии с доктриной путем участия в
общественном движении и массовых действиях трудящихся.
4. КАС /ЦРТО/ строит
свою работу на принципах свободомыслия, свободного изложения своих мнений, их
инициативы и самостоятельности, рекомендаций. Конфедерация не признает никакой
дисциплины и повиновения за исключением "Чрезвычайного положения".
КАС /ЦРТО/ также строит свою работу на принципах массовой личной
нравственной ответственности за лицо и репутацию конфедерации.
5. Основной целью всей
своей деятельности КАС /ЦРТО/ считает создание подлинной свободы и анархии.
6. КАС /ЦРТО/ действует
исходя из задач, изложенных в доктрине, категорически отвергая всякую
дискриминацию, проповедование ненависти и насилия.
7. Основные задачи КАС
/ЦРТО/ на сегодня - добиться:
- укрепления и
развития свободы слова и печати;
- снятие ограничений
на передвижение внутри страны;
- свободы выезда за
рубеж и возврата обратно;
- передачи
собственности на средства производства СТК;
- обеспечения права
наций на самоопределение;
- установления в Твери
бюста М.А.Бакунина;
-свободной
деятельности независимых профсоюзов,
- создания в городе
клуба любителей философии;
- свободы собраний,
союзов, стачек;
- отмены политических
статей уголовного кодекса;
- отмены 218 статьи
Уголовного Кодекса;
- равноправия всех
идеологий, кроме призывающих к насилию;
- введения в ВУЗах
дисциплин: логика, психология, философия;
- отмены 6-й статьи
конституции СССР;
- равноправного существования
вех секторов экономики;
- сохранения и
приумножения богатств культуры;
- удовлетворения
материальных потребностей каждого человека.
8. Для осуществления
этих задач КАС /ЦРТО/ организует привлечение в конфедерацию граждан Твери и
области с целью использования их усилий в совершенствовании каждого человека,
конфедерация организует пропаганду своей деятельности среди граждан путем
проведения встреч, лекций, митингов, демонстраций, а также средствами массовой
информации.
9. КАС /ЦРТО/ имеет
свой печатный орган, членские билеты и свою атрибутику.
10. Местонахождение и
деятельность конфедерации распространяется на город Тверь и Тверскую область
/край, губернию/.
11. членами КАС /ЦРТО/
могут быть граждане, проживающие в городе Твери и области, независимо от
национальности, вероисповедания, философских взглядов, признающие Устав и
Доктрину конфедерации, проводящие ее политику. КАС /ЦРТО/ не имеет возрастных
ограничений,
12. Членами КАС /ЦРТО/
не могут быть лица, имеющие какую-нибудь партийную принадлежность, как
зависимые в своих суждениях и действиях лица, нарушающие нравственные нормы
жизни /гомосексуалисты, наркоманы, рэкетиры и пр./, а также уголовные
элементы, имеющие неоднократную судимость /рецидивисты/.
13. Прием в члены КАС
/ЦРТО/ проводится в индивидуальном порядке решением Координационного Совета на
основания заполнения анкеты вступающего, с последующим утверждением на общем
собрании.
14. Члены КАС /ЦРТО/ имеют
неограниченные права, каждый делает, что может. Члены КАС /ЦРТО/ не имеют
никаких обязанностей перед конфедерацией.
15. Уход и исключение
из конфедерации происходит автоматически»
16. Высшим органом КАС
/ЦРТО/ является ее общее собрание, куда входят все достойные и именитые
анархисты, имеющие максимальное количество заслуг перед конфедерацией. Право
решающего суждения в движении анархизма заслуживают все члены КАС /ЦРТО/.
17. Высшим органом КАС
/ЦРТО/, несущим рекомендательные и организационные функции в случае
"Чрезвычайного положения", является Координационный совет,
избираемый общим собранием на срок, который устанавливает собрание.
18. Изменения и
дополнения в случае необходимости вносятся в Устав и в Доктрину в любое время
на общем собрании.
19. Решения общего собрания
КАС /ЦРТО/ могут приниматься большинством голосов и носят рекомендательный
характер, и ни в коем случае не могут быть обязательными для всех членов
конфедерации.
20. Финансовые
средства КАС /ЦРТО/ образуются из добровольных взносов и пожертвований, а
также от реализации периодических изданий конфедерации.
Для проверки
финансовой деятельности конфедерации на общем собрании избирается ревизионная
комиссия, состоящая из опытных финансистов*
Настоящий
устав принят на общем собрании КАС /ЦРТО/
1 октября 1989г. - г.
Тверь
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ЕЩЕ ОДНО ЗАСЕДАНИЕ…
(конспективный
протокол заседания Городского Совета Демократических Сил, г.Петроград,
22.09.1989г., 20.00)
Марк
(Демократический Союз) – Давайте начнем потихоньку, что ли…
В.Лебедев (Христианско-Демократический
Союз) – Марк так робко…
В.Тёрушкин (Вахта Мира) – Марик,
слушай, не строй из себя девочку – начинай!
Марк (ДС) – Нам нужен
секретарь…
Е.Подольцева (ДС) – Я предлагаю Григория
Иванова.
Марк (ДС) – Ну, что? Я
думаю, других предложений нет. Тогда начнем формировать нашу повестку дня.
Сколько времени это все будет продолжаться? (имеется ввиду
продолжительность заседания – ред.). Какие есть
предложения к повестке дня?
Любарский (Комитет
"Ленинградцы за правовое государство") – Ситуация в городе.
Марк (ДС) – Что Вы
имеете ввиду?
Любарский (ЛЗГП) – То
положение, которое сложилось в городе.
Марк (ДС) – Конкретно
– что?..
Любарский (ЛЗГП) – На
мой взгляд, надо обсуждать вот что – всю эту кампанию, которая ведется в связи
с товарищем Ельциным – и возможность реагирования на маловероятную вспышку
истерии…
Марк (ДС) – Но она же
маловероятна! (предложение Любарского в повестку дня внесено0.
Катя? (Марк обращается к Е.Подольцевой, чтобы узнать
ее предложения по повестке).
Е.Подольцева (ДС) – 30 октября и 23 августа. (30
октября – День Советского политзаключенного, 23 августа – имеется ввиду деятельность комиссий по
расследованию обстоятельств разгона митинга 23.08.1989г. – прим. ред.)
В.Тёрушкин (ВМ) – У меня есть предложение по
повестке – 25 сентября (25.09.1989г. должна открыться сессия Ленсовета).
В.Лебедев (ХДС) –
Предложение – о создании городского печатного органа… Для того, чтобы все это
мероприятие (имеется ввиду Городской
Совет Демократических Сил – ред.) не разваливалось…
Представитель
Российского Народного Фронта – Позавчера в Москве был организован митинг в
Лужниках. Обращение ко всем, кто подписался на газету "Правда" –
вернуть деньги. В городе – резонанс колоссальный. Нужно это обсудить и
организовать нечто подобное.
Любарский (ЛЗГП) – Я
категорически против!!! Ну, разве что обсудить…
Г.Иванов (рабочая
группа Демократического Движения) – Нужно обсудить положение о комитете
"Забастовочная готовность". Сытинского нет? (ответная реплика: "На углу он был" (т.е. на
месте встречи участников заседания – ред.). Следует обсуждение вопроса о том, кто где в последний раз видел Сытинского).
Марк (ДС) – Итак,
восемь вопросов пока… Придется что-то выбирать.
Г.Иванов (ргДД) – Перед обсуждением хочу по группам раздать положения
о комитете "Забастовочная готовность". Какие группы здесь?
Марк (ДС) – Гриша!
Просьба потише раздавать протоколы (? – очевидно, ведущий
имел ввиду "положения о…"). Сколько времени мы будем работать?
В.Лебедев (ХДС) – Два
часа?..
Марк (ДС) – Ну,
хорошо, два часа (что-то вспоминает и ставит вопрос на голосование). Есть
предложение – 2 часа (принимается, хотя голосуют не все)… Всего – представители
17 организаций – ДС, СДК (Социал-Демократическая Конфедерация), ВМ (Вахта
Мира), "Нева", Петроградский НФ (Народный Фронт Петроградского район
города), РНФ (Российский Народный Фронт), ХДС (Христианско-Демократический
Союз), группа "Долг", ХДК (?), Голубцова…
Голубцова – Я почти
как частное лицо…
Марк
(продолжает перечислять) – АССА (Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация),
Любарский, профсоюз "Независимость", опять ХДС – и рабочая группа
Демократического Движения – Гриша Иванов.
Реплика – Вот еще
"Россы" пришли!
Марк – Итак, начнем по
повестке дня…
Вопрос – А РПСС
(Российская партия Свободы и Справедливости) присутствует?
Представители РПСС –
Да!
Марк – Первое
предложение в повестке дня – дело Ельцина (голосуется – обсуждать или нет;
большинством в 9 голосов против 5 решено дело Ельцина не обсуждать). Следующий
вопрос – о работе комиссий по расследованию событий 23 августа. Возражений нет,
чтобы обсудить? (Возражений нет, кто-то бросает реплику:
"Ну, прямо как коммунисты голосуем – единогласно").
Следующий вопрос – о проведении дня политзаключенных 30 октября (возражений
нет). Следующий вопрос – о 25 сентября (принято). Следующее предложение – о составе
совета… Кто внес это предложение?
В.Тёрушкин (ВМ) – Я. Я тогда скажу, что я имел
ввиду. Вопрос – брать или не брать "Россов"?
Я считаю, мы должны брать все группы – хоть "Патриот"…
Г.Иванов (ргДД) (очень возмущенно) – Что за бред?!! А как же принцип
"ТРЕХ НЕТ"?!
Марк (примирительно) –
В настоящее время в Совет вошли 11 организаций… Вот их
список….
Любарский – Не решен
же пункт устава! (? – ред.)
В.Тёрушкин (ВМ) – Мы решаем только: обсуждать
или не обсуждать…
Г.Иванов (ргДД) – Это –
важнейший вопрос!!!
Е.Подольцева (ДС) – Сегодня у нас очень мало
времени. Всего два часа. Перенести его на следующее заседание.
Г.Иванов (ргДД) – Пятое заседание Городского Совета Демократических
Сил будет – а вопрос о том, кто в Совет входит, еще не решен!
(голосуется)
Марк – Отложили. Следующий вопрос – о печатном органе горсовета (некоторые не
поняли, раздается вопрос: "Это что, мы – Горсовет?". Ответ следует утвердительный).
В.Лебедев (ХДС) –
Орган очень нужен!..
Представитель
"Невы" – Есть предложения конкретные? Кто-то может предложить
мощности, бумагу?..
К.Митчин (?) – Этот вопрос волнует всех…
Марк (ДС) – Вот мы и
ставим его на голосование!
В.Лебедев (ХДС) – Я
вот считаю, что тираж в 500 экземпляров наладить можно всяко.
Е.Подольцева (ДС) – У меня предложение – отложить
обсуждение этого вопроса, сформулировав его тезисным образом. Цытовичу в течении пяти минут
сформулировать проблему так, как она стоит. 5 минут – информация для
размышления (голосуются три предложения – не обсуждать, обсудить в полном
объеме или заслушать тезисную краткую информацию. Подсчет голосов ведет Цытович (Петр.НФ).
Принимается последнее предложение – хотя нет уверенности в
том, что голоса подсчитаны правильно).
Марк - Следующий
вопрос повестки дня – по предвыборной кампании.
В.Тёрушкин (ВМ) – Кто внес это предложение?
Скажите, пожалуйста, что вы имели ввиду?
Представитель
"Невы" – Мы внесли. Имелось ввиду создание оргкомитета по выборам…
Е.Подольцева – Только оргкомитета?.. Пять минут
на этот вопрос!
Марк (неуверенно) –
Надо, чтобы группы, которые собираются участвовать в выборах…
Чтобы они проинформировали…
Е.Подольцева – Мы уже ПОВЕСТКУ ДНЯ ОБСУЖДАЕМ
ПОЛЧАСА!!!
В.Цытович (Петр.НФ) – Время идет…
Марк – Поступило
предложение отложить этот вопрос. Давайте назначим тогда дату, когда мы будем
его обсуждать…
Е.Подольцева – У ДС просьба – обсудить его после
30 сентября.
Марк – Получается
тогда, что мы встречаемся в пятницу, 29-го и в воскресенье, первого октября.
Заседание в пятницу будет проходить здесь. Какие предложения по времени и месту
воскресного заседания?
В.Цытович – Есть конкретное предложение – на
Большой Зеленина есть дом, который наполовину расселен…
Марк – Когда? В два
часа?
П.Рауш (АССА) – В
двенадцать!
Марк – Итак, Большая
Зеленина, дом 13, в 12-00. Закончили. Следующий вопрос – о подписке на
"Правду". Кто его предложил? Российский Народный Фронт?
В.Тёрушкин (ВМ) – Давайте обсудим этот вопрос
– он мелкий!
А.Болтянский (СДК) – "Российский Народный
Фронт" – очень сомнительная организация…
Марк – Следующий
вопрос – о комитете "Забастовочная готовность".
Любарский –
Обязательно надо обсудить!..
В.Тёрушкин (ВМ) – Я прошу ограничить
активность Любарского! Предлагаю не обсуждать.
Любарский – Но в
прошлый раз было решено…
Сытинский (Независимый профсоюз) (к Марку) –
Дай мне слово!
Марк – Слово даю
только по повестке дня!
Сытинский – Но на прошлом собрании было
решено…
В.Тёрушкин – В знак примирения я снимаю свое
предложение. Давайте обсудим этот вопрос.
Марк – Итак, теперь…
В.Тёрушкин – Марик,
давай сначала информационные сообщения!
Марк – Первое – о
работе комиссии 23 августа.
Е.Подольцева – Может быть, не все знают, что по
23 августа были созданы две комиссии. Одна – при Ленгорисполкоме,
после заявления, сделанного Щелкановым. Комиссия эта
отработала, не вызвав никого из пострадавших. Мы пытаемся наладить работу общественной независимой комиссии по рассмотрению событий 23
августа на Дворцовой площади. Запишите, пожалуйста, телефон – Галина Иосифовна
Волкова, член ДС, 315-05-77. Просьба позвонить всем, кто присутствовал – с тем,
чтобы можно было собрать информацию. В понедельник можно позвонить мне –
296-45-29. И еще есть такое предложение – сделать обращение к гражданам города
и раздать его текст депутатам Ленгорсовета – они ведь
тоже граждане! (Зачитывается текст обращения, который в целом поддерживается
всеми присутствующими).
А.Болтянский (СДК) – 25 числа человек из нашей
группы будет проводить телесъемку в помещении, где проходит сессия. Там можно и
раздать – изнутри.
Марк – К следующему
вопросу переходим – сообщения о 25 сентября.
В.Цытович – Правление Ленинградского
Народного Фронта разродилось решением о пикетировании Ленгорисполкома 25 числа. Решение правление приняло только
вчера, я о нем узнал два часа назад. Моя задача – организовать все это. Первое – с какими лозунгами пикетировать? Два основных
лозунга: "ТРЕБУЕМ РЕГИСТРАЦИИ ВСЕХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ СССР!", "ПРОТЕСТУЕМ
ПРОТИВ НАРУШЕНИЯ НАШИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ!". Предполагается создать
несколько сен для этих пикетов – потому что, очевидно, будут забирать…
Е.Подольцева – В прошлый раз перед Ленсоветом стоял пикет ДС – никого не тронули… А насчет
лозунгов – мы считаем, что Конституция СССР никакого отношения к правам
человека не имеет. Регистрация организаций происходит по сталинскому закону
32-го года, жуткому совершенно. Мы – против закона-дышла. И третий вопрос – где
зарегистрирована КПСС?
В.Тёрушкин – КПСС зарегистрирован
в Конституции.
В.Цытович – Начало пикетирования – в 9-00.
Если кто-то сможет придти в 11, пусть приходит в 11.
Е.Подольцева – Я сейчас вынуждена, к сожалению,
уйти. Я в понедельник не могу пойти к Ленгорисполкому,
предлагаю использовать мой телефон как контактный на время пикета.
(…)
Марк – ДС выходит с
предложением организовать митинг (30 октября, в День политзаключенного).
Представитель
"Невы" – Можно вопрос? Когда был последний разрешенный митинг у ДС?
Марк – Седьмого
октября (1988г. – ред.). Эту акцию (30.10.1989) мы предлагаем устроить от имени
Городского Совета. 30 октября – понедельник.
В.Сытинский (Независимый профсоюз) – А может,
лучше 29-го?
В.В.Терехов (ДС) –
Установлен День Советского политзаключенного. День этот нельзя передвинуть,
день этот установленный… Нужно использовать все законные возможности для
проведения этого митинга, подать заявку…
В.Тёрушкин (ВМ) – Мы сейчас стискиваем зубы и
идем на те места, которые ОНИ установили. Стоит ли это делать?
В.В.Терехов (ДС) – Я
предлагаю обсудить этот вопрос – что делать, если ОНИ откажут?..
В.Тёрушкин (ВМ) – Это – очевидно. Нужно выходить
на Казанский.
В.В.Терехов (ДС) –
Были и другие предложения. Например, провести панихиду в храмах всех конфессий города.
Марк – Вносим этот
вопрос в повестку дня на воскресенье.
(рассматривается
следующий вопрос – о статье в "Правде" по поводу Б.Н.Ельцина и о
бойкоте подписки на "Правду").
Представитель
Российского НФ – Можно у станции метро побольше
сделать пикеты и призвать к отказу от подписки…
А.Болтянский (СДК) – "Правда",
конечно, заслуживает того, чтобы ее закрыли, но защищать Ельцина от Горбачева?..
Защищать одного волка против другого вряд ли стоит.
Любарский (ЛЗГП) – Я –
категорически против защиты Ельцина (ставится на голосование: выясняется, что,
кроме представителя РНФ, Ельцина защищать не хочет никто).
В.Тёрушкин (ВМ) – Марик,
поехали дальше!
Марк – дальше –
информация о печати.
В.Цытович – Я обещаю решить вопрос о печати в общем и целом к 30 сентября. Прибалтийские товарищи
сказали: "Вы не вмешивайтесь в наши дела, а мы не будем вмешиваться в
ваши". Теперь вопрос – о легальности печати. Оборудование будет готово
через 3 недели. Если Совет готов на нелегальном уровне печатать – ради бога. Прибалты же отказались нам помогать бумагой – они считают,
что это "вмешательство во внутренние дела". И еще необходима
практическая помощь. Для оборудования нужна металлическая труба диаметром 150
мм и с толщиной стенок более 5 мм, при длине 500 мм. Кто может помочь, звоните
– 233-20-40.
П.Матвеев (ХДС) – При
печати также необходимо исходить из трех принципов. Во-первых, издание должно
носить только информационный характер. Во-вторых, решения о публикации того или
иного материала редакция должна принимать только консенсусом. В третьих, должна
даваться только объективная информация, проверенная на 99%. Газета Городского
Совета должна действовать в альтернативу коммунистам – только так!
В.Лебедев (ХДС) – При
начале серьезного издания возникает масса трудностей – например, нужна бумага 12-го формата… Я предлагаю, пока все это еще не
готово, начать с реальных шагов. "Свободное Слово" начиналось с 500
экземпляров…
В.Тёрушкин (ВМ) – Из выступления молодого
христианина (П.Матвеева) я не понял, в чем это издание будет альтернативным
коммунистам, если оно будет только информационным?
П.Матвеев (ХДС) – Я
могу ответить. Это значит, не публиковать солидных
статей. А почему альтернатива? Потому что коммунисты у себя передергивают
факты.
В.Лебедев (ХДС) – Я
предлагаю избрать группу, которая займется этим делом.
(Решено, что займется
им П.Матвеев, и что по всем вопросам пока следует звонить по
тел. 393-17-14).
После этого начинается
обсуждение вопроса о комитете "Забастовочная готовность". Выступили
Г.Иванов (ргДД), Любарский, В.Сытинский
(Независимый профсоюз), представитель Демократического Рабочего Движения и
профсоюза "Независимость" и др. Почти все выступающие вместо конкретных
практических дел излагали, перебивая друг друга, сои взгляды на то, нужны или
нет забастовки, и если да – то нужно ли (и как) ими руководить. Сам текст
положения о комитете "Забастовочная готовность" не обсуждался. После безуспешных попыток доказать участникам заседания
бесполезность подобного навязывания друг другу своих взглядов П.Рауш и
К.Белоглазов (АССА) демонстративно покинули заседание, попросив у ведущего
отразить этот факт в протоколе).
Для сторонников
Демократического Движения
ЛЕНИНГРАД. Забастовочная готовность
№1.
11 сентября, 7 часов
утра, литейно-кузнечные цеха завода "Знамя Октября". Более тысячи
рабочих начали забастовку. Действия рабочих носят
прежде всего политический характер. Все мы решаем сейчас как справедливо,
ненасильственно, энергично идти к многопартийной системе, свободе печати,
рыночной экономике в условиях политической стабильности государства. Идти,
когда поперёк нашей дороги стоит партийно-государственный аппарат. Поперек, и
сам не уйдет.
Рабочие нашли верное
средство.
1. Сломали старые
стереотипы сознания, поведения, надежд. Больше никакого доверия компартии.
Осенью 89 года
корыстный хищнический Аппарат этой партии торпедирует ход революционных
политических и экономических преобразований, ибо если
они свершатся, он потеряет главное - свою монополию на власть /для них это
право на спецпаек/. Сейчас забастовочная готовность
самый весомый удар по коррумпированному партийно-государственному аппарату
компартии.
2. Спасти Родину это
накормить, одеть наш народ, добиться изобилия
продуктов, товаров, жилищ. Мешает этому самодержавие КПСС. По вине властей в
стране льется кровь, люди не могут, не хотят, не будут ждать больше, ради
сохранения абстрактных ценностей социалистического рая.
Съезд народных
депутатов СССР ничего не решил и ничего не изменил к
лучшему. Сила гниющего Аппарата компартии взяла верх над робкой критикой
нерешительной оппозиции.
Еще раз подтвердилась
традиционная гражданская тихость демократических устремлений, не поддержанных
конкретными действиями трудящихся - забастовочной готовности, надёжной победной
тактикой демократии в Польше. Без этого ни Г.Попова, ни Ю.Афанасьева, других
Аппарат компартии не услышит.
3. Кризис нагнетает
социальную напряженность. Она такова, что уже то тут искрит в сгущающейся
атмосфере радикального антикоммунизма. Насытить рынок в ближайшие год-два
компартии не удастся.
Счастливо не
разъедемся.
4. Демократическое
Движение должно взять на себя ответственность, организацию, руководство
ситуацией, политическим положением в стране.
Первоочередным
условием развития общества по-прежнему остаётся - лишение монополии на власть
компартии. Это надо сделать как можно быстрее. Ухудшение жизни народа идет с
фантастическим ускорением.
5. Нельзя допускать
топтания на месте. Бесплодные тщетные, наивные попытки выйти из кризиса с
помощью КПСС есть фактическое предательство демократии, свободы, в конечном счете быстрейшего достижения комфортного уровня жизни.
Обостряет ситуацию бездействие, нерешительность, подчас гражданская
некомпетентность демократических сил. Достойным, смелым, верным решением будет
создание в городе, в стране положения – забастовочной готовности.
6. В Ленинграде
решительным и правильным ответом в настоящее время, на талонные инициативы партгосаппарата должна стать забастовочная готовность №1.
Что это? Почему
забастовки, носящие стихийней характер, не приносят радикальных изменений в
политической ситуации?
Необходима организация
забастовок, Не инициирование их, а серьезная продуманная подготовительная
работа по проведению возможных забастовочных акций цивилизованным, исключающим
насилие, способом. Комитет забастовочной готовности это работа по следующим
направлениям:
- оперативная
информация о других забастовочных выступлениях,
- анализ причин,
приведших к забастовке,
- консультация, выработка
экономических и политических требований,
- координация
совместных действий забастовочных комитетов не местах,
- денежный сбор и
распределение по семьям бастующих,
- выпуск и
распространение печатных материалов о забастовке,
- правовая защита
участников забастовки,
Успех работы комитета
забастовочная готовность в вашем активном участии.
19.11.89 Иванов Г. (рабочая группа
ДД)
АССА:
КОММЕНТАРИИ И ДОКУМЕНТЫ
Ф.Хмелев
"БУФЕРНАЯ
ПЛАТФОРМА", или по следам Николая Бухарина
Для
читателей, интересующихся "белыми пятнами истории", сразу же хотим
внести ясность – данная публикация не даст им новых, нигде доселе не
освещавшихся фактов о "любимце партии Бухарчике",
и не претендует на роль исторического эссе о трагических судьбах членов ВКП(б), "павших жертвой необоснованных репрессий".
Речь в статье пойдет о совсем другом – о программе, политической платформе и
деятельности одной из сегодняшних "Неформальных" организаций –
Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации (АССА). Но, позвольте, при чем же здесь
Бухарин? Может быть, мы хотим причислить рыжего теоретика,
воззрения которого "очень с большими сомнениями могут быть отнесены к
вполне марксистским", к своему брату-анархисту? Кому-то это
действительно могло бы показаться интересным – Бухарин в роли анархиста,
казненного палачом Джугашвили, а ныне реабилитированный, пожалуй, сойдет за
неплохого союзника. Однако "любимец партии", должны признаться,
анархистом не был. Более того, современные анархисты избытком симпатии к нему
не страдают, помня бухаринские слова о том, что
"коммунистического человека следует воспитывать всеми мерами принуждения,
вплоть до расстрела". Какой уж тут анархизм! Ни один анархист, мы думаем,
на роль такого "воспитателя" никогда бы не согласился – даже из тех,
которые признавали насилие как средство преобразования общества. Однако АССА
насилие в таком контексте безусловно отвергает, и,
соответственно, наши взаимоотношения с Николаем Ивановичем тем более нуждаются
в дальнейшем разъяснении. Попытаемся это разъяснение дать.
В 1920-21 году в РКП(б) разворачивается "дискуссия о профсоюзах".
Большевики выдвигают несколько платформ, отражающих их взгляды на эту проблему.
К слову сказать, одной из этих платформ была "платформа рабочей
оппозиции", квалифицированная Владимиром Ульяновым как
"анархо-синдикалистский уклон в РКП(б)". Но
нас сейчас интересует другая платформа, именно – т.н. "БУФЕРНАЯ",
выдвинутая Бухариным. И интересует, естественно, не своим
государственно-коммунистическим содержанием. А своей ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ролью. Роль
же эту можно свести вот к чему – Бухарин, выступив с "БУФЕРНОЙ
ПЛАТФОРМОЙ", сделал попытку сцепить, соединить между собой очень разные,
порой диаметрально-противоположные взгляды (ТРОЦКИЙ – "РАБОЧАЯ
ОППОЗИЦИЯ"), с тем, чтобы, исходя из общности цели всех эркапэбистов (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНИЗМ), примирить и
затушевать расхождение в частностях. таким образом, бухаринскую
платформу можно расценить как теоретическое обоснование ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННО-КОММУНИСТИЧЕСКОГО ФРОНТА.
Функциональная роль
АССА и ее программы на сегодняшний день аналогична, хотя наша цель на 180º
противостоит бухаринской. Ассоциация, не признавая ни
государственной, ни коммунистической идеи, стремится представить платформу,
соединяющую в один АНТИГОСУДАРСТВЕННЫЙ и АНТИКОММУНИСТИЧЕСКИЙ неформальные
организации, значительно отличающиеся друг от друга. Конечно, это не значит,
что мы хотим "вобрать в себя" всех "экстремистов",
стремящихся к свержению существующего строя ненасильственным путем. Эта задача. пожалуй, ближе товарищам из
Народного Фронта 9хотя столь резкими формулировками они, конечно, не
оперируют). Наша же цель, по-видимому, более скромна. Наблюдая за тем всеобщим
недовольством, которое сегодня вызывает агонизирующий тоталитарный режим, мы
приходим к однозначному выводу: если бы ВСЕ желающие свалить систему
договорились о ПРИЛОЖЕНИИ СИЛ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ, стены окружающей нас тюрьмы
долго не продержались бы. Пока – увы! – этого нет. По сию пору идут
ожесточенные споры о том, КУДА – на север или на юг – валить уже основательно
подрубленный и насквозь гнилой дуб. Правда, с той группой,
которая хочет валить "НА ВОСТОК", мы объединяться не собираемся
(вариант Пол Пота нас не устраивает), но и среди "западников" со
"славянофилами" единства нет! Достаточно
близкие к нам "славянофилы" 9речь идет, конечно, не о нациствующих "памятниках" и
"патриотах", а о сторонниках "общинного социализма" а-ля
Бакунин) никак не могут договориться с "западниками" – дээсовцами. Казалось бы, найти точки соприкосновения
им действительно трудновато. Москвичи-бакунисты заявляют о своем стремлении к
СОЦИАЛИЗМУ и обвиняют кэпээсэсовцев в ГОСУДАРСТВЕННОМ
КАПИТАЛИЗМЕ. Их поддерживают безгосударственные
социалисты-анархисты Харькова, Иркутска, Томска и других городов. Напротив, дээсовцы всех краев и регионов к слову "социализм"
относятся более чем скептически, и, пожалуй, ничего не имеют против
"реставрации КАПИТАЛИЗМА" (по крайней мере, их программный пункт о
частной собственности представляется одним из краеугольных). Отсюда и следствие
– взаимные упреки в "ленинизме", взаимная грызня
и склока. Друзьям из московской секции КАС представляется, что партийные
собрания и партийные билеты в ДС – это шаги на пути создания прокапиталистической "партии нового типа";
господа-демократы, в свою очередь, напоминают "браткам-анархистам"
о неприглядной роли матроса Железняка в истории с разгоном Учредительного
Собрания. И, видать, никак им не договориться… Что же
делать? Этот "проклятый" вопрос в очередной раз встает перед
деятелями "русского освободительного движения" во всей его сложности
и запутанности.
Анархо-Синдикалистская
Свободная Ассоциация здесь, конечно, не претендует на истину в последней
инстанции. Однако не можем не отметить – что-то делать действительно нужно,
если мы не хотим получить новый 37-й год или новую гражданскую войну. И, прежде
всего, по нашему скромному мнению, нужно отодвинуть рассмотрение вопроса о
разногласиях на второй план и четко уяснить себе нечто главное – ни
"капиталисты" из ДС, ни "социалисты" из КАС не хотят
установления кровавой диктатуры, поскольку и те, и другие стремятся к СВОБОДЕ,
исходя при этом из гуманистических ценностей. На этой же основе базируется и
ПРОГРАММА АССА. Принимая во внимание, что взаимная координация действий для
достижения наших целей КРАЙНЕ НЕОБХОДИМА, Ассоциация стремится выступить в
качестве буфера между социалистическим крылом анархистов и Демократическим
Движением, предлагая путь К СВОБОДНОЙ АНАРХИЧЕСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ – ЧЕРЕЗ ПРЯМУЮ ДЕМОКРАТИЮ!
Программа АССА
признает Ассоциацию одной из сил Демократического Движения. Понятно, что
"демократия – это не анархия" (поскольку "кратия"
значит "власть", а анархическое общество безвластно), но ближайшая
цель ДД и АССА одна – уход от тоталитарной государственности образца 1937 года,
демонтаж ленинско-сталинской диктатуры.
Единство другой, перспективной,
цели – анархии – привело Ассоциацию к вступлению в КАС. Правда. резолюция АССА №6 подчеркнула то
обстоятельство, что, входя в Конфедерацию Анархо-Синдикалистов,
Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация категорически не соглашается с
рядом программных формулировок КАС ("безгосударственный
социализм", "беспартийное общество"). На этих разногласиях стоит
остановиться чуть подробнее.
Один из шведских
анархо-синдикалистов, узнав о том, что анархисты-ассовцы
– АНТИСОЦИАЛИСТЫ, был очень удивлен: "Как же так? Ведь анархизм – это одно
из направлений в социалистическом движении!". Нужно отметить, что доля
правды в этом есть. И "отец анархии" Прудон, и Михаил Бакунин, и,
даже, говорят, Бенджамен Таккер считали себя социалистами (вопреки расхожему
определению анархизма как "мелкобуржуазного направления"). Однако
следует, по нашему мнению, признать, что сегодня термин "социализм",
на протяжении последних 70 лет эксплуатировавшийся ультрагосударственниками-тоталитариями, изрядно испачкан
кровью (тут можно вспомнить и национал-социализм Гитлера, и построившего
"РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ" Сталина, и многих других). Несмотря на это, ряд
анархистов "отдавать" этот термин марксистам не хотят. С нашей точки
зрения, совершенно напрасно. Дискредитированные социалистические идеи,
наложенные на радужную информацию о сегодняшнем Западе.
где успешно "гниет капитализм", дают
сомнительный пропагандистский эффект. С другой стороны, если мы признаем высшей
ценностью ЖИЗНЬ и СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ (а не счастье абстрактного ОБЩЕСТВА), то мы
являемся скорее ИНДИВИДУАЛИСТАМИ, чем социалистами. И хотя очевидно, что для
свободы личной необходима свобода общественная, эту последнюю нельзя возводить
в абсолют. Таким образом, имея ЛИЧНОСТЬ в качестве ВЫСШЕЙ цели, мы видим в
обществе не более чем условие. И "социализм" –
"ОБЩЕСТВЕННИЧЕСТВО", "ОБЩИННОСТЬ" – лозунг для нас неприемлемый,
так как может служить обоснованием пресловутой "необходимости подчинения
личных интересов общественным" (а об этом сегодня даже многие кэпээсэсовцы предпочитают не говорить).
Однако все это по сути – не более чем спор о терминах. Конечно, его
можно углубить – и выяснить, что в наличии имеются и теоретические расхождения.
Можно даже, употребляя фразочку Ленина,
"решительно размежеваться". Но зачем? В свое время Ульянов,
сколачивая свою "партию нового типа", следовал странной русской пословице:
"Бей своих, чтоб чужие боялись". Такое
"культивирование страха" способствовало созданию уникального в своем
роде бандформирования – "боевого авангарда" государственной мафии. Но
нам-то зачем идти по этому пути? Ведь наши цели
совершенно противоположны! Может быть, и тактику, направленную на искусственное
углубление расхождений и ненужное размежевание, тоже следует оставить
сторонникам диктатуры?
Вот почему АССА, имея
теоретические разногласия с КАСовскими социалистами,
тем не менее, вошла в Конфедерацию. Этим же объясняется постоянные контакты
Ассоциации с группами Демократического Движения и вхождение делегации АССА в
Совет Демократического Движения г. Петрограда. В данном случае идеи
анархо-коммуниста князя Кропоткина о СОЛИДАРНОСТИ и взаимопомощи КАК НИКОГДА К
МЕСТУ – ибо НЕТ СВОБОДЫ БЕЗ СОЛИДАРНОСТИ!
ОБРАЩЕНИЕ К ГОРОДСКОМУ СОВЕТУ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (проект)
Совет Питерской Секции
Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации считает необходимым обратить
внимание Городского Совета Демократического Движения на то, что Основным
Договором АССА категорически не допускаются все заявления лиц, состоящих в
Ассоциации, от чьего бы то ни было имени, кроме своего
собственного, без соответствующих четких полномочий. Поэтому делегация
Питерской Секции АССА в ГСДД не имеет права голосовать от имени Питерской
секции, а тем более – от имени всей Ассоциации, секции которой на сегодняшний
день существуют в трех городах. В случае нарушения этого правила и голосования
делегатов Питерской Секции от имени всей Ассоциации их голос все равно бы
считался недействительным, так как подобные заявления имеют своим следствием
автоматический выход из Ассоциации.
Однако в настоящий
момент в ГСДД принята практика голосования от организаций. Естественно, что в
такой ситуации делегация Питерской Секции не в состоянии голосовать за решения
ГСДД – даже в том случае, если она с ними полностью согласна – и все участие
анархистов в Городском Совете Демократического Движения будет заключаться
только в нашем безгласном присутствии на его заседаниях. Нас такое положение не
устраивает.
Мы считаем
целесообразным видоизменить принятый в Городском Совете Демдвижения
порядок голосования. Это тем более необходимо, по нашему мнению, для таких
организаций, как Народный Фронт и Демократический Союз. Имея ввиду
большую численность и плюралистичность
концепций этих союзов, легко представить возможность существования в них точек
зрения, отличающихся от позиций их делегаций в ГСДД. Мы считаем, что такая
особая позиция должна быть признана, и думаем, что и
другие группы Демократического Движения уважение к особому мнению большинства
считают для себя необходимым. Стремясь к устройству общества, альтернативного
существующему тоталитарному режиму, мы не можем использовать тоталитарные
методы, один из которых – возможность выступления от имени организации без ее
соответствующего решения. Не признавая действующий Верховный Совет вправе
выступать от имени всего народа, мы не можем также признать и право 2-3 лиц
выступать от имени организаций, в которых состоят десятки, сотни или тысячи
людей.
Поэтому предлагаем
голосование в Городском Совете Демдвижения проводить с этого дня не от
организаций, а от делегаций организаций. Совет Демдвижения от этого ничего не
потеряет, тем более что функции его чисто координационные, безвластные, и в
механизме представительной демократии необходимости в данном случае нет.
Мы надеемся, что
делегации организаций, входящих в Городской Совет Демократического Движения, поймут
всю важность для нас этого на первый взгляд незначительного вопроса и поддержат
наше предложение.
В том случае, если
этого не произойдет, Совет Питерской Секции АССА заявляет о том, что делегация
Питерской Секции АССА должна рассматриваться как самостоятельная организация,
входящая в ГСДД – и представителем всей Ассоциации не является.
11 октября
1989 г.
Совет Питерской Секции
Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации (Конфедерация Анархо-Синдикалистов)
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
ОНИ О СЕБЕ
"меньшевики
захватили большинство в ЦК, благодаря помощи Плеханова и измене двух
разложившихся большевиков, Красина и Носкова".
(История ВКП(б), краткий курс, ГИПЛ, 1938, с. 50)
"подлые иуды-провокаторы, которых царская охранка засылала в
рабочие и партийные организации, шпионили изнутри и предавали
революционеров"
(там же, с. 96)
"…часть
большевиков потребовала отзыва социал-демократических депутатов из
Государственной Думы. Отсюда название "отзовисты"…
"Отзовисты" … наносили большой вред рабочему делу".
(там же, с. 130)
"Троцкий
подлее и вреднее открытых ликвидаторов, потому что он обманывает рабочих…"
(там же, с. 131)
"Часть
работников партии колебалась, отражая свою политическую отсталость в результате
долговременного пребывания в тюрьме и ссылке".
(там же, с. 176)
"Пятаков…
вместе с Бухариным еще в годы войны занимал в национальном вопросе национал-шовинистическую
позицию".
(там же, с. 1182)
"Каменев
и Зиновьев… клеветали на рабочий класс".
(там же, с. 196)
"С
одной стороны, выступали "левые" крикуны, политические уроды типа Ломинадзе,
Шацкина и других… С другой
стороны, выступали прямые капитулянты, вроде Троцкого, Радека,
Зиновьева, Сокольникова, Каменева, Шляпникова, Бухарина, Рыкова".
(там же, с. 247)
"Троцкий,
Раковский, Радек, Крестинский, Сокольников и другие
давно уже являются врагами народа".
(там же, с. 276)
"Зиновьевцы скрыли на суде свою связь с бухаринцами,
наличие объединенной троцистско-бухаринской банды
наемников фашизма".
(там же, с. 311)
"Главным
вдохновителем и организатором всей этой банды убийц и шпионов был иуда
Троцкий".
(там же, с. 312)
"Все
мы решительно осуждаем Сталина за те грубые ошибки и извращения, которые
нанесли серьезный ущерб… делу народа".
(История КПСС, М.,
1960, с.645)
"Маленков,
Каганович, Молотов и примкнувший к ним Шепилов
добивались смены руководящих органов партии, с тем, чтобы изменить политику
партии, возвратить партию к неправильным методам руководства".
(там же, с. 655)
"В
Советской Армии при личном участии Жукова стал насаждаться культ его
личности".
(там же, с. 657)
"Недостатки
в развитии промышленности и сельского хозяйства вызывали серьезное
беспокойство… Причины этих недостатков – в волюнтаризме и субъективизме… Пленум
удовлетворил просьбу Н.С.Хрущева об освобождении его от обязанностей Первого
секретаря".
(История КПСС, М.,
1977, с. 617)
"На
рубеже 70-80=х годов возобладали административно-бюрократические методы
руководства экономикой, культурой, наукой; разбух управленческий аппарат;
нарушались принципы социальной справедливости; все очевиднее становился разрыв
между словом и делом".
("Страницы
истории", Дайджест прессы, 1987 г., с. 19)
Христо Пелтиев
ОСЛЫ И ЛОШАДЬ /притча/
Однажды
ослы возвращались с пастбища. Во главе шел самый большой осёл.
- Дураки
мы старые! – сказал один из ослов. – Сколько времени прошло, как мы появились
на этом свете, а до сих пор наш вожак – обычный осёл. Стыд-то
какой!
- Что правда, то правда, но всё-таки наш вожак – не просто
осёл, а самый большой осёл, – возразили ему.
- А, может, где-то
есть осёл побольше нашего? – спросил кто-то.
- Да выбери вы в
вожаки самого что ни на есть большого осла, он всё
равно останется ослом, – вмешался пастух.
- Почему? – удивились
ослы.
Потому что из ослов вы
можете выбрать только осла.
Ты прав, – согласились
ишаки и, понурив головы, пошли дальше.
На мосту им повстречалась
лошадь.
- День добрый, ослы! –
поздоровалась она. – А ну-ка посторонись!
-Это мы, что ли, ослы,
чёрт тебя подери! – возмутились ишаки. – Судить его за обиду, лошака
продажного!
Налетели ослы на коня,
норовя столкнуть в реку.
- Постойте! – остановил
их пастух. – Чем же лошадь вас обидела? Только что вы сами называли себя
ослами, а когда об этом вам сказала лошадь – набросились на неё. Как же так?
Ослы, не знавшие, что
возразить на слова пастуха, промолчали, а лошадь, перейдя мост, сказала:
- Все ослы считают
себя ослами, но стоит лошади сказать им об этом, те тут же приходят в ярость и
готовы с нею расправиться…
УДАРИМ АНАРХИЧЕСКИМ САПОГОМ ПО
"ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ" ЛИЦУ "ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА"!
Околонаучные полуинтеллектуальные поллюции ублюдка
от политэкономии Карла Маркса стали квинтэссенцией душевного онанизма
государственной падали. Отрыжка государственного коммунизма у своры
бесчеловечных подонков – Т.Мора, Т.Кампанеллы и иже с
ними – грязной рвотой оплодотворило русскую душу, и так уже загаженную
сифилитическими сыпями тысячелетнего деспотизма. Результатом постыдного
совокупления тоталитарной марксистской философии с имперской азиатчиной
стало рождение геноцидально-иератического монстра –
ЛЕНИНСКО-СТАЛИНСКОГО "РЕАЛЬНОГО СОЦИАЛИЗМА", физически уничтожившего
около 100 миллионов "загадочных русских душ". В сравнении с деяниями совдеповско-кэпээсэсовских фюреров поступки нациста Гитлера
и палача Пол Пота – возня недоношенных щенков.
"РЕАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ" сегодня гниет и разлагается, поливая кровавым
гноем и красно-коричневыми экскрементами всех окружающих. Нас хотят уверить,
что эта мерзостная агония является некоей "революционной
перестройкой" и что нам нечего жрать потому только,
что мы сами плохо работаем. Кремлевские дяди хотят, чтобы народ – как и было –
работал на них, Карла Маркса и на их
нового отпрыска "ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА". На фиг
нужно! "ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ" в их исполнении, как и в любом
другом, даст только одно – новую "кратию",
новую этатистскую зону – поскольку он продолжает
традицию насильственной власти, идущую от стада павианов! Любой социализм и
коммунизм есть бред, но социализм, совокупившийся с "кратией",
властью – это бред преступный, несущий в себе чуму Орадура
и Куропат.
Сегодняшний
тоталитарный рай в режиме Совка возведен на двух кучах дерьма
– на СОЦИАЛИЗМЕ и ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. В итоге на нашей шее лежит двойная
тяжесть. Не каждому она по силам – и не каждому по вкусу! Тоталитарная зараза
должна сдохнуть! Но из дерьма
нельзя выскочить, подпрыгивая на одной ноге!!!
"Господа" из
Демократического Союза выбрасывают на свалку СОЦИАЛИЗМ – но сохраняют идеал
ГОСУДАРСТВА!
Московские
Анархо-синдикалисты выступают за уничтожение ГОСУДАРСТВА – но оставляют идею
безгосударственного СОЦИАЛИЗМА!
Отрицательные
потенциалы этих течений необходимо соединить – и тогда Совок получит свой
Сталинград! Ударив его в левое ухо, не забудьте заехать по правому!
НЕТ –
БЕЗГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛИЗМУ!
НЕТ –
ГОСУДАРСТВЕННИЧСКОМУ АНТИКОММУНИЗМУ!
ЗА БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АНТИКОММУНИЗМ!
ДОЛОЙ ВЛАСТИ, А НЕ
ПАРТИИ!!!
Александр
Сотник
РЕЧЬ
ДЯДИ ВАНИ У ПИВНОГО ЛАРЬКА В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАРЛА МАРКСА
- Да что там
гласность! – дядя Ваня сел на корточки, -
- У нас вон сахар – да
и тот уже по карточкам.
Во времена застою –
там хоть горочки икорочки
Любого
сорту, в элегантной упаковочке.
А ноне что? Вон –
экономика убогая,
По телевизору –
сплошная болтология…
А вот сегодня – Карлы
Маркса день рождения.
Пришел
сюда, в последний пункт сопротивления.
Эх, выпьем за друга
нашего детства,
Который в Германии жил, по соседству.
За счастье, значит,
рабочее дрался.
За
Карлу, за нашего Маркса!
А что в Тбилиси? Как
обычно, все подавлено?
А что там с пивом?
Говорят, оно разбавлено,
И шо
плюють туда и сыпют разной
гадости –
Чтоб
больше пены было, ко всеобщей радости…
Народ как пил – да так
и хлещет из посудины.
Нет, это происки
прозападной Иудины!
На все четыре я
подкован политически,
И
строго пью по праздникам коммунистическим!
Дак выпьем за друга нашего, с детства,
Который в Германии жил, по суседству,
За счастье, так
сказать, рабочее, дрался.
За
Карла, за этого – Маркса!
Вась, слышь, ты жбан держи на изготовочку!
Щас ко мне пойдем, раздавим трехлитровочку.
Там у меня сальцо и прочие соления…
Не торопясь помянем Карлово учение…
А в смысле жизни – посвободнее теперича.
Слыхали, как все матерят Михал Сергеича?
Что, взял, Васёк?..
Ну, напирают с нетерпения!
Ну,
вы! Имейте совесть перед старшим поколением!
Так, это… Выпьем! За друга нашего детства,
Который – в этой – в
Германии жил… По соседству, значит…
За счастье наше,
говорят, рабочее дрался.
За этого – как его? –
Карлу нашего, Маркса…