ФЕВРАЛЬ

№9 (11) сентябрь 1989 год

_______________________________________________________

 

ИЗДАНИЕ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЙ СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ (АССА)

ПЕТРОГРАД

1989

_______________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

НАШИ ДАТЫ

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ АССА                                             2

МАНИФЕСТ САД (ноябрьская редакция)                                   7

ПРОГРАММА АССА – 1                                                            9

ОБРАЩЕНИЕ К МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАС               17

Ф. ХМЕЛЕВ. ЭПИЛОГ ПРОЛОГА                                              18

 

АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ

О БАКУНИНСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ТВЕРИ          20

ОТ ОРГКОМИТЕТА КЛУБА "СIЧ"                                              20

ПРЕДВЫБОРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ АССА                                   22

В ПРОКУРАТУРУ г. ЛЕНИНГРАДА                                           24

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ                                                  28

ДОЛГАЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ                                     28

 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

"ЭТИ ИМЕНА ОБВИНЯЮТ" (материал из газеты НФЛ "Атмода"; печатается по тексту, опубликованному в газете "Гражданское достоинство" (№19, 21.07.89))                 35

__________________________________________________________

НАШИ ДАТЫ

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ АССА

30 сентября 1987 года двумя студентами-историками инсти­тута им. Герцена был подписан "Манифест Свободного Альтерна­тивного Движения" /САД/. Манифест, провозглашавший идеи необ­ходимости многопартийности, разделения властей, свободы твор­чества и сокращения сферы, регулируемой директивно-бюрократическим аппаратом, вряд ли можно рассматривать как документ анархической организации. Однако уже в нем в качестве главного противоречия общества в СССР рассматривается конфликт между ГОСУ­ДАРСТВОМ и ЛИЧНОСТЬЮ, а разрешение этого конфликта предлага­ется на путях ограничения государственного вмешательства в об­ласти экономики, творчества и морали /текст Манифеста в редак­ции от 05.11.87 приводится в настоящем журнале. - Ред./.

Свободное Альтернативное Движение не стало реальностью. Попытки расширить круг лиц, объединившихся на платформе Мани­феста, успеха не имел. Однако, в том же 1987/88 гг. на истори­ческом факультете ЛГПИ им. Герцена сложилось неформальное студенческое общество "АКАДЕМИЯ", в которое и вошли участники САД. "АКАДЕМИЯ", являясь объединением неполитизированным, со­единила людей очень разных взглядов, и, возможно, здесь и не стоило бы о ней упоминать, если бы не один момент - именно в "АКАДЕМИИ" весной 1988 года рождается идея издания машинописного журнала, который выражал бы взгляды участников группы и пуб­ликовал бы результаты их исторических изысканий. Но весной 1988 года до выпуска журнала дело не дошло.

Осенью 1988 года ситуация серьезно изменилась. В значи­тельной степени это связано с общим ходом событий в стране. С одной стороны, первоначальная привлекательность лозунгов "ПЕРЕСТРОЙКИ" после XIX партийной конференции сменились попыткой более жесткого и критичного анализа. С другой стороны, опреде­ленное значение имел факт создания весной 1988 года Демократического Союза - организации, провозгласившей себя оппозицион­ной КПСС партией. После информации о событиях 21 августа 1988 года и Москве /разгон дээсовской демонстрации на площади Пуш­кина/ и первой встречи с демократами Петрограда /выступления Крылова и Щербакова на одной из встреч в клубе "Обновление"/ появилась идея развития положений "Манифеста САД" в более раз­вернутый документ. 15 сентября 1988 г. разрабатывается "ПРОГ­РАММА - 1 АССА".

16 сентября 1988 г. на основе Свободного Альтернативного Движения и студенческой группы " АКАДЕМИЯ" создана АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКАЯ СВОБОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ.

Первоначально Ассоциация объединила четырех студентов, вхо­дивших в " АКАДЕМИЮ". Уже к концу сентября стало ясно, что "ПРОГ­РАММА – 1" не может считаться удовлетворительной /текст "ПРОГ­РАММЫ - 1" см. в настоящем журнале/. Сразу же начались попытки составления нового текста, однако, полностью согласовать удалось только один момент – ДЕКЛАРАЦИЮ ЦЕННОСТЕЙ. Параллельно были предприняты действия с целью реализации весеннего плана "Академии" - выпуска машинописного "самиздатовского" журнала. Журнал, получивший название "ФЕВРАЛЬ-09", вышел в ноябре 1988 года. "ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ACCA" стала первым материалом, опубликованным в журнале, но, пожалуй, наиболее сильная публикация "Февраля-09" - выдержки из работ В.И.Ленина как организатора террористического режима "военного коммунизма", эта строго доку­ментальная подборка была ориентирована на разрушение культа вождя.

В сентябре-октябре 1988 года Ассоциация приняла участие в сборе подписей против Указов ПВС СССР № 504 и 505 /о порядке проведения митингов и о правах внутренних войск/. Сбор подписей проводился на митинге Демократического Движения 7 октября 1988 года /стадион "Локомотив"/ и на "Вахте Мира" /в Михайловском саду/. У Ассоциации появляются сторонники вне института.

В октябре в Ассоциации возник первый конфликт. Разногласия касались выпуска журнала. Редакция "Февраля-09" разделилась - из пяти членов редакции двое считали, что "Февраль-09" должен преж­де всего выражать концептуальный подход АССА к рассматриваемым вопросам и давать определенную направленность публикаций. Трое других /из которых один в Ассоциации не состоял, входя в "Акаде­мию"/ отстаивали идею плюралистического издания - журнала "без направления", публикующего материал с объективистских позиций. Компромисса достичь не удалось. Результатом стал выход плюралис­тов из Ассоциации и превращение общедемократического независимого "Февраля-09" в "Февраль" - издание Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации. Во втором номере журнала был опубликован проект "ПРОГРАММЫ - 2" АССА, разработанный в ноябре – декабре 1988 года.

После раскола численность Ассоциации вновь увеличивается, достигая восьми человек. Но о серьезном движении говорить еще рано. На встречах АССА, которые регулярно начинают проводиться /на квартирах, а затем – в Зеленой гостиной ДК им. Ленсовета/, рассматриваются прежде всего внутренние вопросы. Принимается "Резолюция № 1" об отношениях внутри организации, затем - Устав АССА. Избирается Совет Ассоциации, в который входят три челове­ка – Ф.Хмельницкий, К.Белоглазов, И.Иванов.

Вопросы "внешние" решаются пока хуже. При выяснении вопро­са об отношении к выборам сталкиваются две позиции - платформа "белых", допускающая участие в выборах и голосование за кандидатов, связанных с Демократическим Движением /Ф.Хмельницкий, А.Домостроев, Д.Лесский/, и платформа "черных", выступивших за активный бойкот всех кандидатов, поскольку избирательный закон предельно несовершенен /К.Белоглазов, И.Иванов/. Платформа "бе­лых", поддержанная большинством Ассоциации, легла в основу "Ре­золюции № 2" об отношении к выборам.

Зимой 1988/89 гг. Ассоциация впервые обращает на себя вни­мание службы Государственной Безопасности. ГБ действует через партком института им. Герцена, ограничиваясь пока предупреждением. Высказывается предложение прекратить публикацию "Избранно­го" из работ Ленина в "Февралях". Ряд лиц, состоявших в Ассоциации, выступили за необходимость уступки - но большинство решило публикацию продолжить, что и было сделано. Однако, дефицит доверия к службам КГБ поставил на повестку дня вопрос о безопас­ности лиц, состоявших в Ассоциации - тем более, что в предупредительных беседах было прямо указано на возможность провокаций со стороны ГБ. Поэтому Ассоциация принимает "Резолюцию № 3" об отно­шении к насилию /действующую по настоящее время/, в которой специально оговаривается ненасильственный характер деятельности организации, с исключением для случаев необходимой самообороны.

В феврале 1989 г. становится известно о переименовании Со­юза Независимых Социалистов - после конференции в Москве он при­нял название Конфедерации Анархо-Синдикалистов. Первоначально воспринятая с недоверием, информация эта впоследствии подтвердилась. Некоторые из лиц, состоящие в Ассоциации /А.Домостроев, Д.Лесский/, во время своих поездок в Москву встречались с представителями КАС А.Исаевым и В.Губаревым. Ведутся переговоры о взаимодействии и о намеченном съезде анархо-синдикалистов. 6 марта 1989 года Совет АССА принимает Обращение к московской организации КАС, которое высылается в редакцию вестника "Община".

К марту месяцу относится начало участия Ассоциации в предвыборной кампании. Продолжается, хотя и очень медленно, увеличение численности организации. После выступления П. Рауша на предвыборном митинге у ДК им. Кирова в Ассоциацию приходит еще три че­ловека. Параллельно проводится теоретическая и историческая рабо­та. Вновь перерабатывается и принимается окончательно ПРОГРАММА АССОЦИАЦИИ. Впоследствии АССА подключается к листовочной кам­пании, призывая избирателей бойкотировать выборы в тех округах, где кандидаты выставлялись только от номенклатуры. Накануне вто­рого тура голосования в Выборгском районе города было организова­но пикетирование у ст. метро "Озерки".

В марте идут усиленные поиски новых сторонников - и помещения для проведения встреч организации. По городу расклеиваются объявления о создании инициативной группы по организации "Общества изучения творческого наследил М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина". Ассоциация связывается с Дм.Жванией, лидером Анархо-Коммунистического Революционного Союза Максималистов. Полного согласия достичь не удается, однако, при помощи Дм.Жвания АССА выходит на клуб "Элимп" в ДК работников пищевой промышленности - и при "Элимпе" регистрируется "Общество по изучению наследия Бакунина и Кропоткина" - "Голос". "Голос" разворачивает свою деятельность на базе "Элимпа" параллельно с пропагандистскими выступлениями лиц, состоящих в Ассоциации, у Казанского собора /здесь во второй половине апреля существует "Демократический Гайд-парк"/.

1-3 мая в Москве проходит I УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ СЪЕЗД КАС. Из Ас­социации на съезде присутствуют П.Рауш и В.Щепотов /единственная группа из Петрограда/. Численность АССА в момент съезда - 12 человек. По подсчетам москвичей, все анархические организации КАС объединяли к этому времени около 300 человек /12 человек в Иркутске, 30 человек - в Харькове, примерно столько же в Петрограде /"АССА" и "Спасение"/, более 80 человек - в Москве, а также зна­чительные группы в Хабаровске, Томске и др. городах/.

На съезде делегаты Ассоциации выступали в меньшинстве, нас­таивая на снятии программного требования "беспартийного общества", предложенного московской секцией КАС, и на замене дискредитировавшего себя термина "социализм", использованного в проекте программы КАС в положительном контексте, на нейтральный термин "федерализм". Эта позиция у большинства съезда сочувствия не нашла. После съезда Ассоциация приняла "Резолюцию № 5" об отношении к КАС, где вступление АССА в КАС признается с рядом оговорок /ис­ключаются термины "социализм" и "беспартийное общество", не при­нимается использование красного цвета на знамени/.

В мае численность Ассоциации возрастает до 23 человек. К Ассоциации присоединяются остатки Анархо-Коммунистического Рево­люционного Союза Максималистов – Дм.Жвания и М.Дукельский. 30 мая 1989 г. АССА, через общество "Голос", проводит в ДК им. Газа встречу, посвященную 175-летию М.А.Бакунина. Ведет встречу В.Щепотов, с докладами выступают Дм.Жвания и П.Рауш.

6 июня Ассоциация переживает новый раскол - Анархо-коммунисты, найдя в Ассоциации своих сторонников, заявили о создании фракции, поставили перед Ассоциацией ультиматум о непризнании политической борьбы - и вышли из АССА, одновременно выпустив от имени КАС газету с выпадами в адрес Ассоциации. История этого конфликта была уже отражена в предыдущих №№ "Февраля". В ответ на действия АКРС была принята "Резолюция АССА № 7" об отноше­нии к анархо-коммунистам, где деятельность АКРС отграничивается от деятельности Ассоциации.

Летом 1989 г. АССА проводит еженедельные встречи по средам, в 18 00 в Румянцевском саду /ДК Пищевиков на июль-август был закрыт/. Периодически делаются выходы к Казанскому собору, нес­колько раз после встреч АССА анархисты проходят под черным зна­менем по набережной Невы через Дворцовую площадь и по Невскому проспекту. Продолжается /перерыв был в апреле/ издание "Февраля". Достигается соглашение с представителями НФ города об издании газеты Ассоциации - газета "Новый свет" должна выйти в середине сентября.

Учреждаются секции Ассоциации в городах Киеве, Одессе и Саратове.

В сентябре интервью лиц, состоящих в Ассоциации, передается по городскому телевидению /программа "Монитор"/. Ассоциация, насчитывая в своем составе около 30 человек, продолжает выпуск листовок, разрабатывает свою предвыборную платформу, подключа­ется к деятельности Городского Совета Демократических Сил, ус­танавливает переписку с анархическими группами за рубежом /Поль­ша, США/.

МАНИФЕСТ С.А.Д. /редакция 05.11.87/

Положительно оценивая перестройку, осуществленную современ­ным режимом, как:

а/ начало необходимого комплекса реформ;

б/ шаг в направлении подлинной свободы слова, общественной жиз­ни и деятельности -

МЫ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ В СВОБОДНОЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

САД выдвигает следующие программные цели:

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ - 4 пункта:

1/ ликвидация юридической системы государственных монополий в экономике,

2/ ликвидация налогов на трудовую деятельность,

3/ введение налога на прибыль, соотносимость с размерами отчисле­ний в государственный бюджет государственных предприятий,

4/ государственное регулирование цен в интересах населения;

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ - 6 пунктов:

1/ Свобода общественных организаций и введение многопартийной системы,

2/ разделение властей:

а - законодательная

в - исполнительная

с – судебная,

3/ законодательная власть осуществляется Советами и Референдума­ми.

Практика выдвижения кандидатов в Совет через предприятия изменяется; к выборам привлекаются все претендующие на места в Сове­те общественные организации и партии.

Советы лишаются решающего голоса, который переходит к участникам Референдума.

За Советом остается право вынесения вопросов на Референдум в соответствии с пожеланиями граждан,

4/ исполнительная власть передается чиновникам, назначаемом в порядке подчиненности, действующим под контролем Советов и судов;

5/ в судебной области - введение суда присяжных с соответствую­щими изменениями механизма их выборности и переизбираемости,

6/ Всеобщее активное избирательное право с 16 лет;

В ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ - 3 пункта;

1/ Пересмотр, сокращение и конкретизация уголовного законода­тельства,

2/ усиление санкций за преступления против личности человека, за хулиганство и за должностные преступления;

3/ постепенное сокращение мер бюрократического контроля за граж­данами, существующего по месту жительства и т.п.;

В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ - 1 пункт:

1/ на базе разрядки - сокращение Вооруженных Сил и постепенный переход к принципу добровольности, а в дальнейшем - к ликви­дации Вооруженных Сил;

В ОБЛАСТИ ОБЩИХ ПРАВ И СВОБОД - 9 пунктов;

1/ ликвидация партийно-государственного контроля в сфере морали и осуществление подлинной свободы совести,

2/ ликвидация государственной монополии на просвещение и образо­вание,

З/ введение конкурсного замещения должностей,

4/ в области образования - утверждение принципов добровольности, свободной посещаемости, углубления специализации,

5/ ликвидации системы государственных культов и лозунгов,

6/ свобода печати,

7/ охрана культурных традиций. Передача храмовых зданий церкви,

8/ свобода творчества; реорганизация и, при необходимости, роспуск существующих творческих союзов;

9/ усиление ответственности должностных лиц за нарушение природоохранительного законодательства.

В общей сложности выдвинуты 33 пункта. Основная задача организации -

СНЯТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО НА ДАННОМ УРОВНЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ЛИЧНОСТЬЮ, которое по мнению участников организации является ГЛАВНЫМ для современного общества в СССР.

САД принимает эмблему – два скрещенных знака бес­конечности – бесконечности мира и бесконечности че­ловека.

САД принимает своим флагом красно-бело-зеленый, что сим­волизирует три цвета времени: прошлое, настоящее, будущее, или три сферы общественной жизни – производство (Свободное), управление (Альтернативное), искусство (Движение духа). (Полосы флага равные и вертикальные, в центре флага – эмблема движения. Примечание редакции сайта).

С.-Петербург - Ленинград

Ноябрь 1987 г.

ПРОГРАММА АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЙ СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ /АССА/

Ассоциация создается на основе Свободного Альтернативного Движения, сложившегося в сентябре 1987 года, с целью активной деятельности, направленной на снятие основного противоречия, существующего сегодня в СССР - противоречия между ГОСУДАРСТВОМ и ЛИЧНОСТЬЮ. Данное противоречие, характерное для русской исто­рии вообще, особенно обострилось после Октябрьского переворота 1917 года, и было доведено до критической точки деятельностью И.В.Сталина по созданию тоталитарного большевистского режима, число жертв которого в абсолютном исчислении не имеет аналогов. Строй, установленный Сталиным, представляется членам Ассоциа­ции величайшим злом, как беспрецедентная теократическая дикта­тура, основанная на геноциде.

Крайне отрицательно относясь к нацистскому режиму Гитлера и фашизму Муссолини, Ассоциация вынуждена признать, то по числу жертв эти режимы уступают сталинскому.

И.В.Сталин скончался в марте 1953 года. Тем не менее, структура государства, созданная им, в основном сохранена. В част­ности, ныне действующая Конституция 77-го года представляет собой по существу расширенную редакцию "сталинской" конститу­ции 1936 года, до настоящего времени в стране господствует од­нопартийная система, существует совершенно открытый культ лич­ности В.И.Ленина. Единственной официальной идеологией является так называемый "марксизм-ленинизм", который неадекватен конк­ретному творчеству К.Маркса и В.И.Ленина, а есть их толкование в интересам существующего режима.

В настоящее время партийно-государственное руководство пытается вывести страну из кризиса, ставшего следствием предшествующих десятилетий. При этом руководство стремится, в ряде мест ослабив диктатуру сверху, сохранить за собой ключевые посты и возможность в любой момент свернуть демократические реформы. Реформы эти проводятся для того, чтобы вызвать заин­тересованность граждан страны делами государства и создать у них иллюзию народовластия без изменения существа командного режима. Однако, перестройка, преследуя цель усиления государственной машины за счет косметической демократизации, по существу объек­тивно дает элементы политических свобод, которыми, по мнению Ассоциации, необходимо пользоваться для борьбы за свои интере­сы.

В связи с этим предлагается данная Программа. Реализация ее, по нашему мнению, не может пониматься как итог развития общества и его конечная цель, поскольку развитие бесконечно. С другой стороны, не все цели, указанные в Программе, возможно реализовать немедленно. Однако, наиболее важными мерами на данном этапе представляются следующие:

I.ПОЛИТИЧЕСКИЕ.

Политические меры есть на сегодня важнейшие, исходя из того, что:

a/ "главный вопрос всякой революции есть вопрос о власти" /В.И.Ленин/;

b/ вопреки официальной доктрине марксизма-ленинизма первич­ной, т.е. наиболее определяющей для России, особенно после Ок­тября 1917 года, является ПОЛИТИКА, а не ЭКОНОМИКА, поскольку все "эксперименты" государства в экономической сфере детерминировались политическими интересами правящей верхушки;

с/ само существование собственно экономической сферы явля­ется, в известной мере, произвольным допущением, так как экономика есть комплекс производительных сил и производственных отноше­ний.

Производственные отношения есть отношения между людьми, что есть политика в широком понимании этого слова, - не случайно Маркс занимался политической экономией.

Производительные силы, их развитие отражают основное, что отличает человека от животного мира - способность к созданию орудий труда, и не только их – способность к созданию искусственных объектов вообще, "второй природы" - т.е. способность к творчеству в сфере культуры. Производительные силы отражают, таким обра­зом, экономическую культуру.

Таким образом, экономика представляет из себя соединение политической   э к о н о м и и   и   э к о н о м и ч е с к о й   к у л ь т у р ы.

Являясь во втором своем моменте наиболее стабильным и способным к аккумуляции элементом /базисом/, экономика, тем не менее, не может рассматриваться как детерминирующий развитие общества фактор, поскольку она, экономика, не есть субъект истории. Субъ­ект истории – всегда человек. А отношения между человеком и че­ловеком суть политические. Поскольку собственность, по Марксу, есть отношения между людьми по поводу вещей, то и вопрос о собст­венности есть вопрос политический.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

1. Свобода всех форм собственности - как государственной, так и групповой, и частной собственности - с соответствующей свободой собственника распоряжаться ею, отчуждать ее, использовать ее в своих интересах и т.д., в том числе и с применением наемного труда.

Предпочтительной формой Ассоциация считает коллективно-груп­повую собственность /югославский вариант взят как основа/, однако, от насильственного внедрения этой формы как унифицированной для страны следует отказаться - вопрос об объединении должны решать только сами собственники.

2. Юридическая фиксированность собственности, т.е. чет­кие взаимные обязательства собственников, держателей и аренда­торов собственности, государственных органов и других юридических лиц, вступающих в эти отношения. При отсутствии юридичес­кой фиксации собственности порождается "синдром отсутствия хо­зяина" и собственность исчезает.

3. Конституционная гарантия неприкосновенности собствен­ности в целом. Допускаемые нарушения этого принципа, которые могут быть сокращены, известны:

a/ гражданин, нарушивший существующее законодательство, может в соответствии с законом потерять право на неприкосновен­ность собственности, - т.е. в виде санкции по закону может быть установлена и конфискация имущества;

b/ сохраняется часть налогов, оплачиваемых сегодня насе­лением с целью финансирования государства - поскольку некоторое элементы государственного аппарата в настоящее время ликвидировать не представляется возможным;

4. Для малоимущих лиц - создание реально действующей системы социальной помощи - материальной, коммунальной, медицинской, образовательной etc. - на принципах отсутствия унификации. Финансирование - из государственных источников и частно-групповой благотворительности.

5. Свобода политических организаций, реализация для них свободы слова, печати, уличных собраний, демонстраций в регист­рационном порядке. В исключительных случаях местные власти должны иметь возможность запрета уличных шествий и митингов, с тем, чтобы в течение двух недель этот запрет был снят, с предостав­лением места для манифестации местными властями - без ограничения во времени. Право "вето" местных властей в данном случае может быть только однократно использованным.

6. Введение системы РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ на законодательную, исполнительную и судебную.

7. Передача высшей законодательной власти РЕФЕРЕНДУМУ. Право внесения законопроектов должно стать монополией советов. Советы, выбираемые всеми избирателями коммунальных единиц, учитывают при внесении законопроектов интересы граждан. Право выд­вижения депутата в Совет имеет любая политическая организация. Кандидатуры в Советы выдвигаются по месту жительства, избирательные комиссии обязаны зарегистрировать все выдвинутые кандидатуры и содействовать гласности программ кандидатов. За нарушение этого требования члены избирательной комиссии несут уголовную ответственность.

8. Передача высшей исполнительной власти Советам - реаль­но. Сокращение численности Советов, введение платы за деятель­ность в Совете, превращение исполкомов в органы, реально выби­раемые Советами с ограничением их функций до координационных.

9. Введение суда присяжных. Выборность судей, присяжных. Независимость их от Советов. Право защиты на участие в предвари­тельном расследовании дел.

10. Четкое разделение полномочий местных и центральных властей. Вопрос о конкретных сферах власти должны решать референдумы. Представляется желательной максимальная децентрализация с последующим созданием Федерации на добровольных началах.

11. Всеобщее активное избирательное право с 16 до 75 лет.

12. Постепенная ликвидация государственного контроля над личностью через отмену системы прописки, паспортной системы, обязательности характеристик, справок и т.п. - кроме тех случа­ев, когда это действительно необходимо. Критерий необходимости - мнение большинства референдума.

13. Принятие активнейших мер с целью добиться сокращения Вооруженных сил. При наличии возможности - отмена всеобщей во­инской повинности и введение добровольной армии. В отдаленной перспективе - ликвидация Вооруженных Сил. Все эти меры – при учете необходимости сохранения оборонительного потенциала.

14. Видоизменение уголовного кодекса. Деление преступлений на преступления:

a/ должностных лиц против личности,

b/ должностных лиц против государства,

c/ личности против личности,

d/ личности против государства. Усиление санкций за преступления против личности, в особенности, со стороны должностных лиц. Общее упорядочение уголовного зако­нодательства. Отмена ст. 70 УК РСФСР. Отмена ст. 206 УК РСФСР с перенесением содержащихся в ней признаков состава преступления в другие соответствующие статьи.

15. В области производства - расширение полномочий СТК на предприятиях с правом определять структуру производства, направ­ление развития, решать финансовые вопросы на основе коммерческой самостоятельности. Это касается прежде всего существующих госпред­приятий.

16. Отмена государственного планирования и экономических министерств. Создание государственных и свобода создания частно-кооперативных агентств для платной и бесплатной координации деятель­ности предприятий через выработку соответствующих рекомендаций, при полном отказе от администрирования в этой области.

17. Ликвидация действующих профсоюзов и создание реальных союзов по профессиям - не по территориально-производственному принципу, а по конкретной специальности. Отсутствие унификации профсоюзов и недопущение их сращивания с государственной властью. Союзы должны быть созданы не "сверху", а "снизу".

18. Пересмотр налоговой политики, безусловная отмена ныне действующего "подоходного налога" и анализ мер, направленных на приближение зарплаты рабочих к реальной стоимости выпущенной ими продукции. Финансы должны изыскиваться за счет уменьшения отчис­лений государству /при сокращении бюраппарата/, а также за счет   к а п и т а л и з а ц и и   т р у д а.

19. Сохранение элементов системы налогообложения для финанси­рования государственных учреждений и сфер, им подчиненных /ср. пункт 4/.

Низкие налоги на прибыль от непосредственного труда, высокие налоги на прибыль от предпринимательства (в целях предотвращения образования монополий) - но последние ни в коем случае не должны носить характер экономического удушения, до­ход предпринимателя должен быть не ниже дохода среднего трудящего­ся.

20. Возможность государственного регулирования некоторых цен в интересах массы населения - что должно использоваться максималь­но осторожно даже через референдный механизм, постольку здесь есть риск несправедливого ущемления интересов меньшинства.

21. Отказ от методов демократического централизма /как ущем­ляющего свободу меньшиинства через обязательность для него выполнять решения большинства, что порождает ложь и недобросовестное отношение к делу.

22. Признание индивидуализации морали и свободы морали (никто не имеет права навязывать свою мораль другому). Недопустимость реальных юридических санкций, исходящих из инди­видуальной морали носителя власти, а не из четких и конкретных требования закона.

II. КУЛЬТУРНЫЕ

Все наиболее ценные достижения высокой культуры за послед­ние 50 лет, и даже более, смогли появиться не за счет централи­зованного руководства культурой, а вопреки ему. Культура есть сфера индивидуального творчества или сотворчества индивидуальностей.

Безусловность партийности культуры в том смысле, что каждый ее носитель принадлежит к определенной социальной группе и не может не выражать ее точку зрения, не должна ни в коем случае давать оснований и руководству культурой вообще со стороны кого бы то ни было.

Культурой и искусством руководить нельзя. Литература не должна быть партийной. Литература никому ничего не должна.

Ассоциация выступает за расширительную трактовку культуры –    к у л ь т у р а,   е с т ь   т  о,   ч т о   о т л и ч а е т   ч е л о в е к а   о т   з в е р я. Поэтому, культура - это не только искусство и наука, но также и религия, и экономическая культура.

Основная черта культуры - способность аккумуляции вширь. Если политический строй в данном обществе может быть только один и аккумулирует опыт внутри себя, то памятники культуры способны существовать – Кандинский своим творчеством не уничтожает ценности картин Леонардо.

.Поэтому задачей общества, по нашему мнению, является не ру­ководство культурой, которое может повлечь за собой трагедии, подобные трагедиям Мейерхольда и Цветаевой, а  с о х р а н е н и е   к у л ь т у р ы   п р о ш л о г о   и   с в о б о д а   к у л ь т у р ы   н а с т о я щ е г о, для развития   к у л ь т у р ы   б у д у щ е г о. В известном смысле, это есть цель существования человечества – накопление человеческого в людях, восхождение по пути "от зверя к богу".

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ МЕРЫ

1. Освобождение культуры от государственного диктата через административные, юридические и моральные каналы. Ликвидация Министерства Культуры. Ликвидация партийного руководства куль­турой.

2. Ликвидация обязательного среднего образования в рамках государственной школы. Свобода создания частных и кооперативных школ. Вариантность программ для государственных школ при их ре­комендательном характере. Отмена аттестатов.

3. Изменение системы ВУЗов на принципах, аналогичных п. 2. Отмена дипломов.

4. Введение конкурсного приема на работу с аттестацией при приеме по соответствующей специальности, конкурсного замещения должностей.

5. Рекомендуется углубление специализации в образовании.

6. Ликвидация лишних звеньев управления образованием. Ав­тономия школ и ВУЗов, Министерство Просвещения только финанси­рует автономные школы и ВУЗы, руководство ими отменяется. Дру­гие функции Министерства – координация деятельности школ и ВУЗов осуществляется в рекомендательном порядке. Частно-кооперативные школы к МинПросу отношения не имеют.

7.  К а п и т а л и з а ц и я   о б р а з о в а н и я   за счет перестройки всех сфер общества. Повышение зарплаты деяте­лям культуры, если они зависят по своему финансовому положению от государства.

8.  С в о б о д а   с о в е с т и,   т в о р ч е с т в а,   п е-ч а т и.

9. Ликвидация системы государственных культов и лозунгов.

10. Защита культурных традиций. Передача храмовых зданий церкви.

11. Свобода частных театров, кинотеатров, видеосалонов, выступления музыкальных групп и ансамблей. Ликвидация государственных Худсоветов. Критерием ценности искусства являются мнения самого художника и людей, добровольно оплачивающих его деятельность.

12. Введение ответственности (имеются ввиду, прежде всего, должностные лица), вплоть до уголовной, за дея­тельность, направленную в ущерб культуре, развивающейся на основе деунификации и плюрализма.

13. Предлагается изменить государственный флаг страны. Пос­кольку ныне действующий флаг - это бывшие флаг сталинского режи­ма, и оставление его в качестве государственного выглядит более кощунственным, чем выглядело бы оставление государственным флагом ФРГ, например, красного полотнища со свастикой. Предлагается в качестве флага полотнище с тремя частями /деление вертикально/: черное, белое, зеленое, что символизирует три цвета времени – черное прошлое, настоящее как                 и надежду на буду­щее.

Кроме того, цвета эти символизируют: черный – политику, белый – экономику как единство политики и культуры, зеленый – культуру.

В центре флага предлагается традиционный символ России - двуглавый орел, обращенный головами в прошлое и будущее. Поскольку, по мнению Ассоциации, Россия монархией являться не должна, короны над орлом не изображаются. На груди черного двуглавого ор­ла – крест белого цвета, образованный вертикально и горизонтально расположенными знаками бесконечности – скрещивающимися, что символизирует единство бесконечности мира и бесконечности чело­века.

С.-Петербург

15.09.88

ОБРАЩЕНИЕ К МОСКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАС

Принимая во внимание, что:

- Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация /АССА/ так же, как и Конфедерация Анархо-Синдикалистов /КАС/ исходя в своей дея­тельности из принципов анархо-синдикализма,

- АССА так же, как и КАС считает своей целью создание реального самоуправления общества без государства,

- для достижения нашей общей цели необходима максимально возмож­ная координация действий,

- Совет Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации обраща­ется к вам со следующими предложениями:

- начать переговоры о возможности совместных согласованных действий и порядке проведения конкретных акций,

- рассмотреть вопрос о возможном участии представителей АССА в намеченном на 01.05.89 съезде КАС,

- решить вопрос об обмене материалами между редакциями издания АССА "Февраль" и вестника КАС "Община".

г. Петроград

06.03.89

Совет Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации

Ф.Хмелев

ЭПИЛОГ ПРОЛОГА

Итак, сентябрь 1989 года - гот месяц, когда уже можно впервые оглянуться назад и попытаться проанализировать первые ито­ги. Каковы они? Год назад нас было двое. Двое студентов, еще не очень четко представляющих себе, что такое анархизм – и никаких особых надежд на понимание, никакой серьезной практической деятельности. Сегодня в Ассоциации около тридцати человек, в Конфедерации - не меньше пятисот. С ноября издается "Февраль", а де­сять вышедших номеров журнала все же кое-что значат, хотя их тираж и очень невелик. Издания московской секции Конфедерации уже обратили на себя внимание официозной прессы. Здесь; в Питере, выпустили трехтысячным тиражом два номера своей газеты анархо-коммунисты. тем же тиражом выходит и наша газета – "Новый свет".

А какое количество изданий выходит по Союзу? Этого мы пока не знаем, но известно, что только харьковский "Набат" идет тиражом в 9 тысяч экземпляров.

Год назад мы могли разве что в энциклопедии прочитать о том, что "анархо-синдикализм считает основным средством борьбы стачку" или выслушать радиопередачу по "голосам" о забастовках в Нагорном Карабахе. Сегодня за плечами страны летняя забастовочная полоса, Кузбасс, Донецк, Прибалтика, и сообщением об очередной стачке мало кого удивишь. Конечно, можно сказать, что стачки эти "не наши" - и не руководили ими анархисты, и идей анархо-синдикалистических бастующие не выражали. Но, во-первых, мы никем руководить и не собирались, и не собираемся – "ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧИХ – ДЕЛО САМИХ РАБОЧИХ" - а, во-вторых, элементы анархо-синдикализма даже в неомарксистских забастовках проявляются неудержимо сами - в лозунге "ЗАВОДЫ - РАБОЧИМ!", в тре­бовании полного хозрасчета, в самоорганизации забастовочных комитетов. Наконец, для прочитавшего "Манифест САД" и "Программу-1 АССА" - и одновременно знакомого с действующей программой Ассоциации - не остаются в тайне изменения и нашей собственной позиции. Формулировки программы стели более четкими, цели - более определенными, обозначились основные теоретические положения. Может быть, мы и преувеличиваем, но нам представляется, что на сегодня Программа Ассоциации значительно   к о н ц е п т у а л ь н е е,  чем программа ДС и документы Народных Фронтов. Правде, дээсовцев и "фронтовиков" сегодня больше, чем нас /первых – сотни, вторых - десятки тысяч/ - но та основа, на которой они объединены, не имеет стержневой идеи, насквозь компромиссна - и не исключено, что многие из них не считают себя анархистами только потому, что не имеют об анархизме представления. И хотя эти люди формально не с нами, делаем мы с ними одно дело. Делаем! Потому что теперь уже начинают забываться разговоры о том, что "дело идет плохо". Нормально идет! И будем надеяться, что дальше пойдет не хуже, что эта статья, написанная как эпилог для раздела "Наши даты", не более чем эпилог ИСТОРИИ ПРОЛОГА – А ОСНОВНАЯ ТЕМА продолжает оста­ваться впереди, в будущем.

АНАРХИЗМ СЕГОДНЯ

О БАКУНИНСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ТВЕРИ

Уважаемый товарищ Рауш Пётр, научный межведомственный Со­вет по истории народного хозяйства и экономической мысли АН СССР и Государственного комитета ССОР по народному образованию, Комиссия по научному наследию П.А.Кропоткина при институте эко­номики АН СССР проводят с 6 по 8 октября 1989 г. научную конфе­ренцию, посвященную 175-летию со дня рождения М.А.Бакунина. От­крытие чтений состоится 6 октября в 10-00 в г. Калинине по адресу: г. Калинин, ул. Рыбацкая, д. 11/37 Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Предполагается провести выездные заседания в г. Торжок и с. Прямухино. Ваш доклад включен в программу конференции. Просим не позднее 1 октября 1989 г. представить текст доклада в орг­комитет конференции.

Зам, директора ИЭ АН СССР

д. э. н. Б.3.Мильнер

ОТ ОРГКОМИТЕТА КЛУБА "Січ"

Товарищ!

С 20 по 22 октября этого года Запорожский госуниверситет по предложению и при участии историко-политического общественно-философского клуба "Січ" проводит научно-теоретическую конференцию "ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЕВОЛЮЦИЯ".

На конференции намечается обсудить следующие темы:

- нетрадиционные подходы к изучению исторического прошлого,

- методологические вопросы изучения истории революции и гражданской войны,

- государство и революция в художественном творчестве,

- анархизм на Украине: истоки, противоречия, историческая судьба,

- анархизм и современность.

Мы приглашаем рабочие союзы и отдельных активистов, дис­куссионные клубы спектрального /в политическом смысле/ состава и определенно-ориентированные движения /социал-демократическую ассоциацию и конфедерацию анархо-синдикалистов/ стать соавтора­ми соединения общественного движения, науки и искусства, позна­комиться и получить информацию о тех или иных движениях из первых рук.

В рамках конференции намечается культурная программа непос­редственно связанная с темой научной конференции. Понятно, что эта программа, расселение, бронь обратных билетов и организация питания требуют определенных затрат уже сейчас. Поэтому каждого участника-делегата, количество которых мы не ограничиваем, про­сим до 1 октября перевести по почте 10 рублей по адресу: 330068, г. Запорожье, ул. Иванова, 81-а, кв. 91, Цапок Григорий Брониславович.

К тому же сроку по вашему желанию необходимо выслать тему и тезисы выступления /объемом до 3 стр., напечатанных через 2 интервала/ по адресу: г. Запорожье, ГСП-41, ул. Жуковского, 66, Запорожский Госуниверсютет, оргкомитет конференции "ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЕВОЛЮЦИЯ". Предлагается опубликовать тезисы до начала конференции.

Регистрация участников 20.10.89 с 10-00 до 17-00 в фойе глав­ного корпуса Университета.

До встречи? Оргкомитет клуба " Січ".

ПРЕДВЫБОРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ АССА

Мало кому известный и, тем не менее, не популярный в городе нынешний состав Совета сам подготовил собственный бесславный уход. Новые и новые силы нашего общества включаются в предвыборную борьбу. АССА, приняв решение участвовать в этой кампании, считает необходимым выступить со своей предвыборной политической декларацией.

Избиратели практически не знакомы с идеями и тактическими приемами анархизма. Мы попытаемся в доходчивой форме объяснить цели, к которым стремятся современные анархисты – в условиях ненасильственного перехода от режима тоталитаризма к свободной человеческой самоорганизации.

Власть, не отчужденная от народа официальными структурами – вот что предлагает анархизм сегодня. Анархизм – это ваш шанс реализовать для себя декларируемое пока лишь теоретически народовластие. Подлинное народовластие возможно лишь в условиях отмирания государственной централизации, на путях нарастающего антиэтатизма (безгосударственности).

Официальная структура сильна мнимой силой власти, выжатой из народа, анархизм силен самой силой масс: ему не грозит участь Антея, оторванного от земли, ибо анархия всегда присутствует в народе и не мыслима вне его.

Мы предлагаем вам интеграцию народной воли – систему, противоположную подавлению и обезволиванию человека, чем постоянно занимаются все директивно-аппаратные образования.

Мы выступаем за горизонтальные, равноправные связи между отдельными свободными людьми и группами, объединяющимися для выражения присущих им интересов, будь то интересы духовные или материальные. Если есть взаимное притяжение между людьми, симпатии между ними, пусть они сплачиваются на основе реальной солидарности, чтобы следовать выработанной сообща цели. Аппаратным интересам пусть будут противопоставлены интересы личности, отвлеченному догматизму – живое творчество народа, государственному насилию – союз самоуправляющихся объединений.

Став вашими делегатами в органах существующей пока власти, анархисты – единственная из всех политических сил – ни в малейшей степени не станут претендовать на проведение своей узкопартийной доктрины, ибо нет у них иной доктрины, кроме выражения вашей свободной воли. Вы сами – а не ваши представители – начнете формировать общественную политику. Никто не в праве помешать народу строить жизнь на собственный лад, на собственный вкус, по собственным выношенным и выстраданным образцам.

Никаких правительственных тайн от народа, никакой закулисной склочной возни, порождаемой мелкими тщеславными и себялюбивыми страстями, не может больше существовать. Все вопросы, встающие перед населением, должны решаться им самим – в постоянных общественных комитетах самоуправления, политических клубах, СТК, домкомах и т.д. Эти системы децентрализованной власти, исходящей от каждого человека, будут и постоянным местом работы народных избранников, местом постоянного общения делегата со своими избирателями. Ни одно предложение, ни одно пожелание в этой системе не сможет остаться неучтенным, не обсужденным, не проверенным инстинктивно всеми. Теснейший контакт с общественностью, обязательные для кандидата императивные наказы, которые будут оформляться при этом, гарантия точного выполнения вашей воли. Ни один законопроект не пройдет в Советах, не будучи предварительно обсужденным и одобренным большинством на местах.

Разум всегда найдет приемлемое решение самых сложных проблем. Всегда среди нас найдется человек, знающий, как поступить в конкретной ситуации. Но нет такого, который бы знал все ответы на все вопросы.

Жизнь настолько сложна и многообразна, что если кто-нибудь вам скажет, что он знает все, знает больше любого из вас – он лжет. Только мы все вместе – народ – знаем все. Задача народа поэтому – активно включаться в обсуждения, в составление императивных наказов. Тем самым, наше общее дело будет обеспечено.

Первостепенные задачи, которыми, мы полагаем, следует заняться местным Советам нового состава, таковы:

1. Обеспечение личной безопасности граждан.

2. Приоритет местной власти перед центральными органами.

3. Демонтаж номенклатурного командно-административного аппарата и ликвидация аппаратных льгот и привилегий.

4. Снятие ограничений на политические свободы.

5. Создание параллельных структур самоуправления на местах.

6. Радикальный пересмотр налоговой политики.

7. Наведение порядка в торговле и снабжении населения предметами первой необходимости.

8. Рационализация кооперативного движения.

9. Экология природы и экология культуры.

10.Национальный вопрос.

11.Жилищный вопрос.

12.Социальное обеспечение.

Любой из вас в праве продолжить начатый примерный список.

И мы не будем ждать, пока наши проблемы решат центральные органы. Наведение порядка в собственном доме – дело жильцов этого дома, а не удаленных на сотни километров всезнающих опекунов рода человеческого. Делать любое дело лучше самим, не оглядываясь на высокое начальство. В этом – залог нашего успеха. Быстрота выхода из кризиса зависит только от наших действий. Народ – непобедим!

Тот, кто думает так же – наш товарищ и единомышленник. Он может, если желает, связаться с нами, вступить в Ассоциацию и координировать с нею свои действия. Он может высту­пать и независимо от нас, пропагандируя идеи самоуправления, свободной федерации и анархической самоорганизации – агитируя за них среди людей, которые еще об этом не задумывались. Так или иначе, мы будем делать одно дело – ДЕЛО СВОБОДЫ!

Совет Питерской секции АССА

г. Петроград, 20.09.89.

В ПРОКУРАТУРУ г. ЛЕНИНГРАДА

23 августа группа лиц, состоящих в Анархо-Синдикалистской Свободной Ассоциации, в количестве 6 человек, закончив очередное собрание в Румянцевском саду, направилась к Дворцовой площади, с тем, чтобы наблюдать за ходом несанкционированного митинга, проведение которого планировалось партией "Демократический Союз". Полностью поддерживая требования, выдвигающиеся этой партией в области ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, мы, тем не менее, не согласны с тактикой Демократического Союза и не думаем, что практика про­ведения несанкционированных акций на данный момент целесообразна. Поэтому участвовать в митинге мы не собирались.

Выйдя к Дворцовой площади, мы увидели, что она оцеплена сотрудниками милиции, и услышали переданное через мегафон требование очистить площадь. Сами мы на площади не находились, и поэтому данное требование к нам отношения не имело.

Когда через несколько минут оцепление было снято, толпа из нескольких сотен человек, наблюдавшая за задержанием организаторов митинга, двинулась на площадь. Однако некоторое время спустя, после того, как у Александрийского столпа был поднят плакат "Империя, отпусти свои народы", милиция без всякого предупреждения стала окружать площадь. Оцепление было восстановлено. Возможно, что в этот момент были произведены необоснованные задержания, од­нако мы вернулись в садик у Эрмитажа, за линию оцепления, благо­получно. В этот момент, когда мы находились в садике, недалеко от милицейских: автобусов, к нам, после предварительного разговора со старшим лейтенантом, подошла группа сержантов милиции. Один из наших товарищей, Михаил Перов, держал в руках свернутое черное знамя. Древко знамени, из металлических труб, составное, было ра­зобрано, завернуто в ткань. Подошедшие милиционеры без всяких предупреждений стали знамя отбирать. После того, как П.Рауш попытался выяснять, на каком основании они это делают, он получил такой ответ: "Я вот тебе сейчас по морде этой штукой дам – тогда узнаешь, на каком основании" /приводится дословно/. На последовавшее за этим предложение назвать свою фамилию сержант ответил, что фамилия его – Федоров, и служит он в 36-ом отделении милиции. Знамя было отобрано. Сопротивления неправомерным действиям сотрудников милиции мы не оказывали, поскольку это было бесполезно. Однако на этой инцидент исчерпан не был.

Через, приблизительно, пять минут П.Рауш подошел к проходившему мимо старшему лейтенанту, разговаривавшего до инцидента с группой сержантов, и обратился и к нему с просьбой назвать свою фамилию. В ответ было сказано: "Ну, пойдем, я тебе стажу свою фамилию". Старший лейтенант схватил П.Рауша за руку и вместе с подбежавшими милиционерами повел его в автобус. Другие милиционеры бросились задерживать "сообщников". В результате были задержаны еще двое лиц из Ассоциации – Михаил Перов и Андрей Тихомиров, а вместе с ними - совершенно случайно – студент Б.Панкин. Очевидно, милиционеры решили, что Б.Панкин является нашим товарищем - поскольку у двоих из нас и у него – длинные волосы. Мы были доставлены в 1-ое отделение милиции, где нас поместили в одно помещение с членом Демократического Союза А. Мазурмовичем и другими людьми, задержанными при разгоне митинга. Были оформлены соответствующие до­кументы. Рапорта, написанные милиционерами, содержали ложные показания о том, что мы якобы участвовали в митинге. Кроме того, ложью является содержащееся в одном из рапортов утверждение, что П.Рауш держал в руках "металлические трубы, завернутые в черную материю". В действительности знамя наводилось у М.Перова. Однако оно было свернуто, и ни М.Перов, никто другой из нас разворачи­вать его во время этого митинга не собирались.

А.Тихомиров и П.Рауш после пребывания в 1-ом отделении милиции были отвезены в Дзержинский районный отдел милиции, на ул. Чехова. Вместе с ними туда был направлен и Б.Панкин. Судья Тарасов, рассмотрев факт задержания П.Рауша и А.Тихомирова, объявил им предупреждение. В ответ на вопрос о дальнейшей судьбе знамени, судья сказал, чтобы ему перезвонили на следующий день. Однако, когда мы дозвонились, через два дня, до Тарасова, он ответил, что знамя конфисковано. На каком основании конфисковано знамя и какие именно юридические нормы нарушили П.Рауш и А.Тихомиров, сказало не было.

Дело Б.Панкина рассматривалось судьей Волошиной. Б.Панкин оштрафован на 25 рублей, основания неизвестны.

М.Перов был отпущен из 1-го отделения милиции, причем ему была вручена повестка в суд на следующий день. В суде 24 авгус­та М.Перов был оштрафован судьей Волошиной на 200 рублей.

Как действия милиции, так и решения обоих судей являются с нашей точки зрения неправомерными. В наших действиях 23 августа ничего противозаконного не было, и "состав правонарушения" обра­зовался только благодаря ложным показаниям работников милиции. Лживость обоснования для административного взыскания могут под­твердить как свидетели, так и факты, свидетелями нашего задержания были: Бурков Андрей /тел. 310-18-11/, Усков Владимир /тел. 315-38-55/, Паллей Лев /тел. 227-65-01/, Гескин Павел /тел. 213-32-41/. Фактическим доказательством дачи ложных сведений работни­ками милиции является их противоречивость - в одном из рапортов указано, что знамя было у П.Рауша, и в тоже время обвинение Перову включало в себя пункт о том., что он якобы размахивал знаменем. Знамя у нас в действительности было одно, друг другу мы его не передавали.

Совершенно непонятным остается, почему за одинаковые "правонарушения" последовали столь различные взыскания - от предуп­реждения до штрафа в 200 рублей.

Мы считаем, что если государственная власть издает какие-то законы, то ее представители на местах должны их выполнять. В данном случае свои собственные законы нарушили именно представи­тели власти.

Считаем необходимым поставить в известность об этом факте и прокуратуру города, и специальную комиссию по проверке событий 23 августа. Требуем принять необходимые меры и восстановить справедливость.

П.Рауш

г. Ленинград, Поэтический бульвар,

д. 11, корп. 4,

кв. 2

т. 598-69-51

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая ниже статья "Долгая минута молчания" была на­писала десять месяцев назад. В известном смысле можно сказать, что ее материал "устарел". Однако, мы все еще надеемся, что для читателя она будет небезынтересна - тем более, что весь этот номер - "юбилейный"! - носит ретроспективный характер. Ломимо описания события, происходивших в городе 30 октября 1988 г., задачей автора была также оценка ситуации в стране в целом. Что-то в оценке этой к сегодняшнему дню изменилось, но главная ее направленность сохранилась до настоящего времени, получив дальнейшее развитие - поскольку и оценивавшиеся явления не бы­ли неизменными. По крайней мере, мы попытаемся дать вам возможность сравнить наши сегодняшние взгляды с прежними.

Б.Траубенберг

Ф.Хмелев

ДОЛГАЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ

"Народ безмолвствует..."

А.С.Пушкин

Хорошо ли живет человек в нашей стране? До недавнего времени официальные средства массовой информации давали на этот вопрос ответ утвердительный. Учитывая же то обстоятельство, что все познаемся в сравнении, сравнивали – там, на Западе – ин­фляция, безработица, милитаризация, классовая борьба и зем­летрясения, а у нас в Союзе – рост материального благосостояния, гарантированное право на труд, борьба за мир, дружба советских на­родов и вообще всем хорошо. Однако времена меняются, и средства массовой информации меняются вместе с ними. И первым достижением гласности стало понимание общности проблем, стоящих перед Запа­дом и Востоком – оказалось, что инфляционные процессы характерны и для советской экономики! Что проблемы роста преступности, проституции, наркомании для Советского государства столь же актуальны как и для Американского. Более того, все эти процессы у нас се­годня - не пережиток прошлого и не следствие тлетворного влияния Запада, а результат внутреннего развития общества, называемого /или называвшегося/ социалистическим. Дальше – больше. Поток информации, может быть, и не столь мощный, несет к новым сопостав­лениям и оценкам. И в официальной прессе картина все более и бо­лее меняется. Нет, не так уж и хорошо живет сегодня человек в нашей стране – заявляют сегодня средства массовой информации. И действительно – чего уж хорошего? Проблемы дефицита, товарного голода, очередей знакомы каждому. Рост зарплаты не успевает следовать за ростом цен, а последний осуществляется как в открытых формах /водка, автомашины/, так и за счет "вымывания" ассортимен­та, т.е. исчезновения из сферы торговли дешевых товаров. Эти веч­ные экономические проблемы для среднего обитателя СССР сегодня наиболее актуальны. Их надо решать – тут согласятся все. Но как? И кто будет решать эти проблемы?

На 30 октября 1988 года ряд групп, входящих в демократичес­кое движение Ленинграда, и прежде всего – Демократический Союз, – планировали проведение Международного дня политзаключенных. Пред­полагалось в этот день провести минуту молчания у Казанского со­бора. По версии официальной, демократы никакого разрешения у Ленгорисполкома не запрашивали. По словам участников движения, они обращались в исполком с заявлением о проведении демонстрации, но разрешения на нее не получили. Так или иначе, но Указ ПВС СССР № 504 "О порядке и организации проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" - этот указ демонстрантами был нарушен. Демонстрация, неразрешенная исполкомом, была, с точ­ки зрения государственной, организована незаконно.

Какую же связь имеет факт проведения незаконной демонстрации у Казанского собора с решением важнейших проблем, стоящих пе­ред нашим обществом? Ведь, по всей видимости, экономические вопро­сы нельзя решить, провоцируя беспорядки на улицах? Разве забастов­ки в Польше привели к подъему польской экономики? Нет, экономику следует спасать иным путем - и очень простым. Просто надо работать как следует - ведь без этого никакие изменения в политической системе не создадут экономического подъема. Такая точка зрения едва ли не отражает сегодня мнение большинства. Однако правомер­на и другая постановка вопроса – разве мало работали граждане на­шей страны за последние годы? О трудовом героизме написано очень много – и, несмотря на некоторые преувеличения, примеров самоотверженного труда можно назвать множество. Об обратной стороне говорить было принято меньше – однако безусловно, что "плохо рабо­тавшие" тоже были всегда. И не так уж мало. В журнале "ЭКО" /№11, 1988г./ опубликованы данные, из которых следует, что ни один пятилетний план в СССР не был выполнен полностью. Конечно, эти данные говорят не столько о плохой работе в сфере производства, ско­лько о плохом планировании – но промышленность страны сегодня не в состоянии конкурировать с западной, хлеб мы ввозим и мяса в магазинах нет. Почему? Неужели все дело в "лености рус­ского Ивана" и неспособности русских людей к труду? А если нет, то в чем?

Очевидно на сегодняшний день, что основной причиной экономической катастрофы стала окончательно утвердившаяся с 1929-30 гг. э к о н о м и ч е с к а я   с и с т е м а, установившая господст­во общественной собственности на средства производства – в форме государственной собственности. Эта экономическая система, предельно централизованная, была слепком с системы п о л и т и ч е с к о й. Безусловная взаимосвязь экономики и политики здесь прояви­лась в полной мере. Именно эта единая система в той же мере от­ветственна за гибель экономики, как и за смерть миллионов людей – по разным оценкам, людские потери страны вследствие сталинской диктатуры составили от 46 до 70 миллионов человек.

Около 15-00 у Казанского собора появились участники демонстрации. Видимо, первоначальную их численность установить невозмож­но – количество людей очень быстро росло. Сотрудники милиции за­являли на следующий день по радио, что в акции участвовало до 300 человек. По нашим оценкам, число активных участников, возмож­но, было и меньше – однако с ними сливалась в одну толпу масса простых прохожих, и общее число людей было значительно больше, превышая тысячу человек в момент апогея.

Исполком заблаговременно принял решение о предупредительных мерах - собор был окружен большим количеством милицейских машин. Значительные силы милиции были подкреплены дружинниками.

Несмотря на предупреждения со стороны сотрудников милиции, акция началась. Демонстранты образовали полукруг. Свечи. Плакат: "Вечная память жертвам репрессий 30-х - 80-х годов".

Почему тридцатые года сравниваются с восьмидесятыми? Разве сегодня возможен такой же массовый геноцид? Разве, не амнистиро­вано было в эпоху "оттепели" множество заключенных? Да, были амнистированы. Да, общество изменилось. Но насколько серьезно? Чем отличается ныне действующая Конституция от "сталинской конституции" 36-го года? Отличия эти не носят принципиального ха­рактера. "Руководящей и направляющей силой" общества провозгла­шается, как и в 30-е годы, Коммунистическая партия. Сегодня, как и 50 лет назад, вершиной иерархической пирамиды является пост Генерального секретаря партии – только тогда он был соединен с постом главы правительства, а сейчас - с постом главы государ­ства. В общем сохраняется коммунистическая идеологизированность общества – и она тоже закреплена конституционно. Ни одно общест­венное движение не может открыто заявить о себе как об антиком­мунистическом – антикоммунизм приравнивается к антисоветизму и является государственным преступлением. Экономическая система также качественно не изменилась – сохраняется планирование эко­номического развития по пятилеткам, экономические министерства. Элементы самоуправления допускаются лишь при условии непротиводействия системе - они призваны укрепить ее. Любая акция, направленная против системы в целом, встречает жесткий и организованный отпор. И было бы наивностью считать, что репрессивный аппа­рат системы сегодня бездействует.

После ряда предупреждений милиция приступила к разгрому де­монстрации. Против всех собравшихся репрессивные меры не приме­нялись – разгон начался с арестов наиболее активных участников движения. У Казанского собора были арестованы Екатерина Подольцева, Валерий Терехов, другие лидеры "Демократического Союза" Ленинграда. На практике применяя принцип "разделяй и властвуй", милиция стави­ла перед собой задачу "обезвредить" в первую очередь организато­ров, а затем – тех, кто их активно поддерживал. Отправлены были в милицейский автобус те, которые зажгли свечи. Один из участни­ков демонстрации лег под колеса милицейского автобуса,- но был оттуда вытащен и присоединился к арестованным. Милиция расчистила в толпе дорогу для автобуса, арестованных увезли. Толпа уменьшилась, распавшись на отдельные группы.

Вне зависимости от того, как мы оцениваем деятельность Ле­нина,- а оценки эти очень неодинаковы, – вряд ли кто-нибудь ста­нет оспаривать ленинскую мысль о том, что главным вопросом вся­кой революции является вопрос о власти. Это положение – аксиоматичное. Этот вопрос большевизм решил для себя в октябре 1917 года. Каковы же были последствия? Борьба за "руководящую роль" партии с ее завершением превратилась в борьбу за "руководящую роль в партии", борьбу за власть, что привело к установлению сталинской системы с ее массовыми репрессиями.

Ситуация парадоксальная: большевики, первоначально высту­пая под лозунгами политических свобод, в 30-х гг. пришли к абсолюту попрания этих же свобод – причем здесь аналогом СССР не может быть та же гитлеровская Германия – террор Гитлера против немецкого народа был значительно слабее, чем сталинский – про­тив народов СССР.

В значительной степени причины установления сталинизма в СССР могут быть уяснены из особенностей организации самой боль­шевистской партии. Формируясь в условиях подполья и имея в качестве противника аппарат самодержавной России, партия исходи­ла из принципа "клин вышибается клином" – против милитаризованного бюрократического аппарата следовало создать партию, сли­тую воедино жесткой дисциплиной, централизованную – и законс­пирированную. Это – та партия, которую характеризовали как "партию нового типа". Ни в какой другой партии пост Гене­рального секретаря, появившись, не создал бы той ситуации, ко­торая стала реальностью для нас.

Через полчаса после начала минуты молчания апогей демонстрации у Казанского миновал. Скандирования толпы: "Фа-шис-ты!" – последствий не имели никаких. Лидеры были увезены в отделение милиции на Садовой. Казалось, что все заканчивается. Внезапно одна из групп, на которые разделилась толпа, стала быстро возрастать. Слушали Александра Богданова. Саша пред­ложил идти на Садовую. Около 200 человек проследовало за ним. Саша шел быстро, часть людей отстала. Однако на Садовой уже до прихода группы, во главе которой шел Богданов, собралось около 300 человек. Из этих 500 менее половины были заинтересованы в активном участии в событиях – большинство придерживалось позиции наблюдателя.

Любая болезнь в медицине описывается историей болезни. История, как наука, имеет одной из своих задач создание истории болезни общества. Главная болезнь нашего общества сегодня, на наш взгляд – тоталитаризм, имеющий своими проявлениями идеоло­гическую монополию, централизацию и милитаризацию – и, как их зеркальное отражение, общественную пассивность, следующую за умерщвлением личной заинтересованности.

Никакая косметическая демократизация не в состоянии прео­долеть эту болезнь - нужна решительная ломка всей системы, ори­ентированной на деперсонализацию личности. Но можно ли осуществить эту ломку безболезненно? И где гарантия, что в случае побе­ды сами победители устоят перед искушением использовать старые методы?

Гарантия, по нашему мнению, может заключаться только в политизации общества на базе осознания каждым своих личных интересов. Каждый должен понять, что никто не в состоянии лучше него самого выражать его интересы в политической сфере. Конечно, компетентно­сть в политике необходима, – но при отсутствии прямой демократии всегда есть риск превращения "власти специалистов" в "олигархию мафии". Поэтому мы видим необходимость развития общества по ли­нии введения   р е ф е р е н д у м о в   как высших органов зако­нодательной власти. Это одновременно – и цель, и средство акти­визации общества в целом и каждой конкретной личности в отдельности.

Только с введением референдарной системы возможна прямая от­ветственность граждан за судьбу общества – поскольку не имеющий власти не в состоянии эту ответственность осознать.

Плакат, вывешенный А.Богдановым на отделении милиции, гласил: "Требуем немедленной отставки Соловьева, Ходырева, Дегтяре­ва, Бариновой! Мы не хотим быть советскими политическими заклю­ченными…Фашизм не пройдет!" Наиболее радикальная группа демон­странтов попыталась оттеснить милицию и освободить арестованных, но милиция действовала более организованно. В это время практически вся Садовая вдоль Гостиного Двора была запружена людьми. Тол­па заполнила нижнюю и верхнюю галереи Гостиного. Свидетелями этих событий были тысячи человек. События достигли высшей точки. На верхней галерее Гостиного Двора появился плакат демонстран­тов. На стены домов наклеивались тут же написанные импровизированные листовки. Около 200 человек скандировали: "Фа-шис-ты!", "Сво-бо-ду!", "По-зор". Последнее относилось к милиции – начались новые аресты и в накалившейся обстановке милиция не церемонилась – схваченных волокли по грязному асфальту, подталкивая ногами. Из проезжавшей по Садовой милицейской машины через громкоговоритель прозвучало: "Я сейчас кому-то по голове настучу!" Толпа из нескольких тысяч человек молча наблюдала за развитием событий.

Референдарная система – лозунг завтрашнего дня. Сегодня ре­ализация этого лозунга еще невозможна. И самое серьезное препят­ствие на пути перемен – страх. Семьдесят лет страха сделали свое дело. Люди просто боятся участвовать в политике, опасаясь – и понятно почему – репрессий. Многие при этом ссылаются еще и на то, что политика – грязное дело, и участие в ней неизбежно поведет к перерождению самих участвующих. С нашей точки зрения, такая по­зиция является самоубийственной. Вспомним сталинский геноцид. Под нож шли не только замешанные в политике. Под нож клали го­ловы все, кто просто "был не нужен" диктатору. Диктатура имеет совсем не ту логику мышления, которую ей приписывают масса. Воп­рос "В чем виноват товарищ Зиновьев?" для Сталина не стоял, для него этот вопрос формулировался иначе: "Зачем нам нужен товарищ Зиновьев?" /или Кун, Бухарин, Тухачевский, Рыков и т.д./. Первы­ми жертвами геноцида при Сталине стали крестьяне – не потому, что они "лезли в политику", а потому, что нужно было отобрать у них хлеб – и нужны были руки на лесоповале.

Сохранение организационной структуры диктатуры сегодня не может  исключить возможность "нового большого террора". Для ликвидации этой возможности необходимо широкое   о с о з н а н н о е   участие в политике – в случае же его отсутствия в первых рядах на новые плахи "невиновные" в сопротивлении пойдут на рав­ных правах с "виноватыми".

Но для выхода в политику мы должны победить страх. Одному это сделать не так просто. На рабочих местах людям мешает зави­симость от начальства.

Сегодня наиболее перспективным путем, с нашей точки зрения является путь митингов и демонстраций. Именно этот путь и перекрывается Указом ПВС № 504.

Всего было задержано 32 человека у Казанского собора и 12 человек на Садовой. Последствия – административные аресты до 15 суток и штрафы.

"Не человек создан для субботы, а суббота – для человека". Закон, указ, конституция – не самоценные явления. Они ценны только в той мере, в какой выражают интересы человека, защищают его права.

Право на свободу митингов и демонстраций - одно из основных политических прав человека. И дело даже не в том, что оно декларировано в Конституции, а Указ ПВС № 504 открыто это право нарушает. Дело в том, что нарушение этого права – антигуманно по своей сути. Мирная демонстрация, пусть и "незаконно" организованная, не должна насильственно разгоняться. Люди не должны преследоваться за участие в политической деятельности. Это – нонсенс.

( Фоторепортаж об акции 30 октября 1988 года – Редакция сайта).

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

"ЭТИ ИМЕНА ОБВИНЯЮТ"

/Материал из газеты НФЛ "Атмода"; печатается по тексту, опубликованному в газете "Гражданское достоинство", № 19, 21.07.89 г./

/…/ Поскольку "Красный террор", геноцид и рабовладельческая экономика являются основой экономической системы Советского государства и большевистского режима, эти методы незамедлительно были задействованы в Балтийских странах после их оккупации в июне 1940 года. НКВД развернул свою деятельность в Балтии еще до присоединения ее к СССР: были сосланы не только президенты Латвии и Эстонии /президенту Литвы удалось бежать/, но и наиболее выдающиеся общественные деятели и политики. По принятии 30 августа 1940 года Конституции Советской Латвии /по которой НКВД Латвии входил в подчинение соответствующего ведомства СССР/, присланные из России специалисты НКВД получили возможность дей­ствовать в Латвии на "законном основании" – под руководством комиссара НКВД А.Новикса /осенью 1940 года/ и комиссара НКГБ С.Шустина /в начале 1941 года/.

НКВД разместился в здании бывшего министерства внутренних дел в центре Риги. В ноябре 1940 года первый этаж и подвалы здания были переоборудованы в следственную тюрьму, здесь выстроили камеры 80х80 см, прозванные "собачниками", в которых заключенные не могли ни стоять, ни лежать. Заключенных бросали в эти камеры после изощренных пыток. Затем их вновь вызывали на допросы, как правило начинавшиеся поздно вечером и длившиеся всю ночь. НКВД располагал широкой агентурой, донесения которой обрабатывались специалистами. Все тюрьмы находились в ведении НКВД. В его распоряжении были специальные воинские подразделения. Приказам и распоряжениям НКВД приходилось подчиняться и милиции, стражам общественного порядка, членам и кандидатам в члены большевистской партии, комсомольцам, лицам, состоявшим в других под­ведомственных организациях.

Граждане Балтийских стран в то время наивно надеялись, что по прошествии 30 лет со времени большевистского переворота в России методы террора и гражданской войны отменены или по меньшей мере согласованы с правовыми принципами сталинской Конституции. Разделы 84 и 85 Конституции ЛССР гласят: "Разбирательство дел во всех судах ЛССР открытое, поскольку законом не предусмотрены ис­ключения, с правом обвиняемого на защиту. Судьи независимы и подчиняются только закону".

Однако то был лишь блестящий фасад советского государства, призванный ослеплять Запад. На самом деле государством правила ЧК, то есть НКВД и НКГБ, стоящие над правительством, партией, ар­мией. И действовал этот институт по собственным законам, собст­венным отшлифованными 30-летней практикой методами, не упоминаемыми никакой сталинской Конституцией.

Когда в 1941 г. "Красная Армия покинула Балтию, в помещениях НКВД были найдены всевозможные инструменты, которые применялись для того, чтобы добиться признаний от заключенных. Не станем пе­речислять всех дьявольских пыток, остановимся лишь на обычном ус­тройстве кабинетов НКВД: приспособление для ломки костей рук и ног, сжатия половых органов, протыкания ступней, сдирания ногтей и кожи рук, сжатия носа, для обескровливания человека, электроустройства и проч. Трупы, обнаруженные во дворах НКВД и в массо­вых могилах, свидетельствуют о том, что до расстрела "врагов на­рода" мучили до такой степени, что родственники во многих случа­ях не могли идентифицировать жертв НКВД. Разумеется, ни допросы, ни суд не были публичными, это строго секретно осуществля­лось специальными трибуналами НКВД.

Среди документов НКВД сохранились списки, подписанные комиссаром госбезопасности ЛССР Шустиным, в которых перечислены лица, приговоренные к смертной казни в Риге. Списки завершала резолюция: "Ввиду социальной опасности всех расстрелять". В некоторых списках кратко формулировались преступления осужденных: "Не присоединился к пению "Интернационала" 1 мая; в рядах латвийской армии сражался против большевиков; член студенческой корпорации, бывший полицейский, выходец из кулаков; награжден орденом Лачплесиса, бывший помощник президента, использовал наемную рабочую силу" и т.д./…/.