ФЕВРАЛЬ

№7 (9), июль 1989 год

_______________________________________________________

 

ИЗДАНИЕ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЙ СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ (АССА)

ПЕТРОГРАД

1989

_______________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

АНАРХИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

У.ГОДВИН ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ   стр.2

УЧЕНИЕ Б.ТАККЕРА /ОКОНЧАНИЕ/   стр.2

Л.Н.ТОЛСТОЙ КАК АНАРХИСТ   стр.5

Э.МАЛАТЕСТА. ИЗБРАННОЕ   стр.5

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ АКТ НАРОДНОГО БАНКА ПРУДОНА   стр.6

 

АССА: КОММЕНТАРИИ И ДОКУМЕНТЫ

АССА   стр.8

АНАРХИЯ: 10 ВОПРОСОВ - 10 ОТВЕТОВ   стр.9

ЧТО ТАКОЕ ОФТ?   стр.10

АССА. ХРОНИКА ИЮЛЯ   стр.11

Ф.ХМЕЛЕВ. ИНЦИДЕНТ   стр.11

ТРЕБОВАНИЕ В ЛЕНГОРИСПОЛКОМ!   стр.12

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В ЛЕНГОРИСПОЛКОМ /ЛИСТОВКА ДС/   стр.13

ОСВОБОЖДЕНИЕ С.КУЗНЕЦОВА   стр.14

АНАРХИЯ - ВАРИАНТ ВОСТОЧНЫЙ   стр.15

Н.БЕЛКОВ. ДОНЕЦК. ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА   стр.16

 

НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОФСОЮЗЫ

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ПРАВ   стр.20

 

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО ОТДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ АН СССР   стр.26

МИХАИЛУ - ВЕЧНОМУ ХРАНИТЕЛЮ ВЫСТАВОК   стр.29

 

__________________________________________________________

АНАРХИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

У.ГОДВИН ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

"Общество и государство различаются не только по своей сущ­ности, но и по своему происхождению. Общество создается под вли­янием наших потребностей, государство - благодаря нашим недостат­кам. Общество есть, во всяком случае, благо, государство - в луч­шем случае, необходимое зло".

"Все бедствия, нераздельно связанные с государством, возрас­тают вместе с его территориальным ростом и уменьшаются по мере того, как его территория становится незначительной".

"Умеренность и справедливость живут лишь на небольших тер­риториях".

"Исчезнет государство - эта грубая машина, которая была един­ственной и постоянной причиной всех пороков и которая ведет за со­бой много ошибок, могущими быть уничтоженными лишь с ее полным разрушением".

УЧЕНИЕ Б.ТАККЕРА

(Окончание. Начало см. "Февраль" № 3-6, 1989 г.)

Бенджамен Р. Таккер /1854 - ?/ - американский анархист. Отри­цая государство как институт насильственной власти, противореча­щий свободе личности и правам человека, Таккер выдвигает идею пе­рехода к самоуправляющемуся обществу - АНАРХИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Путем такого перехода должна быть ненасильственная АНАРХИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, заключающаяся в возможно-всеобщем отказе от подчинения государственному диктату.

Некоторые думают, что "государство может исчезнуть лишь тогда, когда люди станут совершенными".

"Это значит, что анархия наступит только тогда, когда устано­вится тысячелетнее царство. Если бы мы могли совершенствоваться, несмотря на препятствия, которые мешают нашему совершенствованию, то, конечно, государство исчезло бы само собой. Понятно, если бы мы могли поднять себя за ушки сапог, мы, вероятно, улетели бы в один прекрасный день на небо".

"Людям надо предоставить свободу не после того, как они на­учатся владеть собою, но именно для того, чтобы они научились этому - вот настоящий путь к просвещению".

Другие полагают "ошибочно, что анархия будет установлена на­сильственно".

Способ, каким она будет установлена, есть исключительно во­прос целесообразности.

"Смешно называть "безнравственной" политику террора и убий­ства. Если по отношению ко мне совершен захват - я имею неограни­ченное право выбирать себе средство защиты"

Если правительство совершило захват, оно, также как и отдель­ный человек, теряет право на снисхождение.

При этом совершенно безразлично, какого рода совершен захват. Каким бы способом ни ограничивали произвольно мою свободу, я имею право защищать ее любыми доступными мне средствами".

"Право защищаться от порабощения посредством насилия - неос­поримо. Но пользоваться этим правом, пока можно прибегнуть к дру­гим средствам - неблагоразумно".

"Если бы правительство было внезапно уничтожено, то, вероят­но, разразился бы ряд столкновений из-за земли и других благ – ВСЕ ЭТО ОКОНЧИЛОСЬ БЫ РЕАКЦИЕЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ПРЕЖНЕЙ ТИРАНИИ.

Но если это УНИЧТОЖЕНИЕ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ПОСТЕПЕННО, то признание социальных истин в широких кругах будет идти рука об руку с ними.

Социальная революция должна совершиться путем пассивного со­противления, т.е. путем ОТКАЗА ОТ ПОВИНОВЕНИЯ.

"ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ЕСТЬ САМОЕ МОГУЩЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ, КОТОРЫМ КОГДА-ЛИБО ВЛАДЕЛ ЧЕЛОВЕК В БОРЬБЕ С УГНЕТАТЕЛЕМ".

"Это - единственное сопротивление, имеющее шансы на успех в нашу эпоху военной дисциплины.

Во всем культурном мире нет ни одного тирана, который бы не предпочел беспощадно подавить кровавую революцию, чем узнать, что значительная часть подданных решила ему не повиноваться. Восстание легко подавить, но нет армии, которая решилась бы направить свои пушки на мирных людей, не собирающихся даже на улицах, но сидящих по домам и настаивающих на своих правах".

"НАСИЛИЕ ЖИВЕТ ГРАБЕЖОМ; ОНО УМИРАЕТ, ЕСЛИ ЕГО ЖЕРТВЫ НЕ ПОЗ­ВОЛЯЮТ БОЛЬШЕ ГРАБИТЬ СЕБЯ.

Его нельзя убить ни проповедью, ни голосованием, ни выстре­лом из ружья - ЕГО МОЖНО ТОЛЬКО УМОРИТЬ ГОЛОДОМ.

Как только внушительное число убежденных людей, заключить ко­торых в тюрьму показалось бы рискованным, сговорились бы между собой и совершенно спокойно не пустили бы к себе ни сборщика по­датей, ни сборщиков наемной и арендной платы, если бы они в то же время, вопреки законам, пустили в обращение свои собственные деньги...- правительство бы вскоре погибло со всеми привилегиями, которые оно охраняет и со всеми монополиями, которое оно поддер­живает".

"Как велика и непреодолима была бы сила организованного и сознательного меньшинства, включающего, например, 20% населения, если бы оно отказалось платить налоги".

"Агитация "Ирландской Земельной Лиги" дает нам прекрасный урок. Пока она оставалась при своей первой политике, состоявшей в отказе платить аренду, она была величайшей и могущественнейшей силой в мире; она потеряла эту силу в тот день, когда отказалась от этой политики. Но она все-таки следовала этому образцу дей­ствий так долго, что смогла доказать бессилие английского прави­тельства сделать что-нибудь против нее; и едва ли мы преувеличи­ваем, утверждая, что теперь не было бы ни одной латифундии в Ир­ландии, если бы ирландцы держались своей политики до конца".

"Если бы только 1/5 часть населения отказалась от уплаты на­логов, то взимание их или даже попытка их собрать требовала бы таких больших расходов, что их не могла бы покрыть та сумма, ко­торую оставшиеся 4/5 населения согласились бы внести в кассу го­сударства".

/Отрывки из работы Б.Таккера "Вместо книги - написано че­ловеком, слишком занятым для того, чтобы ее написать. От­рывочное изложение философии анархизма" - приводятся по кн.: Эльцбахер П. "Анархизм", СПб, 1906 г., со. 221-224./

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ КАК АНАРХИСТ

В 1911 г. Вл. Ульянов в статье "Л.Н.Толстой и его эпоха" писал: "...именно идеологией Восточного строя, азиатского строя и является толстовщина... в наши дни всякая попытка идеализировать учения Толстого, оправдания или смягчения его "непротивленства", его апелляций к "Духу", его призывов к "нравственному усовершен­ствованию", его доктрины "совести" и всеобщей "любви", его пропо­веди аскетизма и квиетизма и т.п. приносит самый непосредственный и самый глубокий вред" /соч., изд. 3, т. XV, с. 101-103/. Что же представляет "толстовщина" из себя и в чем ее вред с точки зрения "ульяновщины"? Предлагаем вам несколько щтат Л.Толстого /приво­дятся по книге: Эльцбахер П. "Анархизм", с. 242-247/.

"Христианство в его истинном значении разрушает государства". "Даже как-то смешно говорить о властвующих христианах".

" Для каждого искреннего и серьезного человека нашего време­ни не может не быть очевидной несовместимость истинного христиан­ства - с государством, с его величанием, насилиями, казнями и вой­нами".

"Армия есть ни что иное, как собрание дисциплинированных убийц".

"Самая жестокая шайка разбойников не так страшна, как пра­вильно организованное правительство".

"Государство есть господство дурных людей".

Разумеется, мы не претендуем здесь на исчерпывающую характе­ристику взглядов Л.Толстого на государство - но толстовский анар­хизм, основанный на несовместимости государственного насилия и Бога /а для Толстого, безусловно, "Бог есть любовь"/, вряд ли можно соединить с классовой внеморальной позицией Ульянова /ср. ленинское: "В марксизме нет ни грана этики"/.

Э.МАЛАТЕСТА.  ИЗБРАННОЕ

/по кн. Малатеста Э. "Избранные сочинения" /краткая система анархизма - крестьянские речи - анархизм/, Пб, 1919 г./

"Зло совсем не в министрах, а вообще в правительстве, в ка­ких бы то ни было правительствах, настоящих, прошлых, будущих".

"Необходимо в корне изменить всю систему, в защите которой и состоит назначение государства".

"Вы говорите - "дать работу безработным" - но что может сде­лать правительство, если работы нет? Не изобретать же никому не нужные работы?! И, притом - кто же будет их оплачивать?"

"Правительство, оказывающие покровительство равно всем – абсурд. Так как ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЧЕГО НЕ ПРОИЗВОДИТ, а может толь­ко перемещать богатства, созданные другими".

"АНАРХИЗМ ЕСТЬ УЧЕНИЕ ОБ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА БЕЗ ПРАВИТЕЛЬ­СТВА".

"Коммунизм... как его представляют социал-демократы... не­избежно привел бы к тирании и к реакции".

"Мы отрицаем законы и признаем лишь СВОБОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ".

"Наш идеал может быть осуществлен лишь в том случае, если №1 будем рассматривать революцию как... ОСВОБОЖДЕНИЕ... ВСЕХ ЛЮ­ДЕЙ, К КАКОМУ БЫ КЛАССУ ИЛИ ПАРТИИ ОНИ НИ ПРИНАДЛЕЖАЛИ".

"Кровавая революция... пожрет самое себя... Революции, ос­нованной на ненависти, достанется в удел новый гнет".

"Анархия есть общество без правительства".

"Кооперация... будет СВОБОДНА, ДОБРОВОЛЬНА, ВЫГОДНА ДЛЯ ВСЕХ, и сделается более интенсивной и сильной".

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ АКТ НАРОДНОГО БАНКА ПРУДОНА

Статья 1  - Учреждается торговое общество под названием "Общес­тво Народного Банка". Членами его являются нижепод­писавшиеся гражданин Прудон и те, кто присоединился к этому уставу приобретением акций /.../

Статья 3 - Учреждаемое общество есть коммандита. Всем имущес­твом отвечает гражданин Прудон, остальные участники являются вкладчиками, и ответственность их ни в ко­ем случае не превышает размеров их взноса /.../

Статья 6  - Независимо от членов Общества, образуется торговая компания. Все граждане приглашаются для участия в Народном банке на правах сотрудников. Для этого нужно только подчиниться уставу банка и принимать в уп­лату его банкноты.

Статья 7 - Ввиду того, что Общество Народного Банка может расти бесконечно - существование его не ограничено сроком /.../

Статья 9 - Ввиду того, что Банк по основному правилу представ­ляет безвозмездный кредит и организует обмен; что целью его является не производство, а обращение цен­ностей, средством же - взаимное соглашение производи­телей - ОН МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ФУНКЦИОНИРОВАТЬ БЕЗ КАПИТАЛА.

Эта цель будет достигнута, как только вся масса про­изводителей примет Устав Банка. Но до тех пор Общес­тво Народного Банка, подчиняясь установленным обычаям и предписаниям закона и желая привлечь к сотрудничес­тву как можно больше граждан, образует капитал /.../

Статья 12 - Акции выпускаются аль-пари. Они НЕ ДАЮТ ПРОЦЕНТОВ /.../

Статья 18 - В отличие от обыкновенных банкнот на предъявителя, которые должны быть оплачиваемы звонкой монетой - банкноты Народного Банка представляют собой БЕССРОЧ­НЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, выданные обществом, причем каждый член Общества и каждый сотрудник ОБЯЗАН выплачивать по предъявлении их своими ПРОДУКТАМИ или ТРУДОМ /.../

Статья 63 - Как только позволят обстоятельства, общество будет преобразование в Акционерную Компанию - ввиду того, что эта форма дает возможность осуществить согласно желанию основателей, три принципа:

1. Выборное начало

2. Разделение и независимость должностей

3. Индивидуальная ответственность всех должностных лиц.

АССА: КОММЕНТАРИИ И ДОКУМЕНТЫ

А   С   С   А

АССА - Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация - образо­валась в сентябре  1988 г. в Петрограде. С мая 1989 г. АССА вхо­дит в КАС - Конференцию Анархо-синдикалистов, объединяющую анар­хистов Москвы, Петрограда, Харькова, Иркутска, Томска, Хабаров­ска, Одессы, Саратова, Киева, Новочеркасска, Запорожья, Черкасс и других городов.

Мы выступаем против государственного диктата, против тотали­тарного административного режима, против шовинизма и национал-патриотизма, против коммунистической уравнительности, насилия и власти - за жизнь, свободу, честь и достоинство человека, за че­ловеческую личность, как высшую ценность, за свободное творчес­тво и самовыражение, неограниченное "сверху".

На переходный период мы считаем необходимостью прямую демо­кратию, поддерживаем идею децентрализации и суверенитета терри­торий, требуем реализации прав человека, выступаем за вынесение законов на референдумы.

В области экономики мы исходим из идеи свободного рынка и стремимся к полной передачи государственной собственности в руки трудовых коллективов. Мы признаем все формы собственности, кроме "общенародной".

По ряду вопросов мы солидарны с Народным Фронтом и Демо­кратическим Союзом, но, в отличие от них, мы не считаем демокра­тию, многопартийность и частную собственность самоценными явле­ниями. Они ценны только тогда, когда служат СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ.

Путями реализации наших целей являются: пропаганда и агита­ция, организациям координация сил, стачка и кампания гражданско­го неповиновения. Признавая насилие только как средство самообо­роны, мы отвергаем его как путь преобразования общества.

К СВОБОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ – БЕЗ НАСИЛИЯ И ВЛАСТИ!

Петроградская и Киевская секции АССА.           Июль 1989 г.

АНАРХИЯ: 10 ВОПРОСОВ - 10 ОТВЕТОВ

1. - Что такое "анархия"?

- Общество, основанное на свободном договоре, высшая цель и ценность в котором - свобода личности.

2. - А какая при анархии будет власть?

- Никакой власти, кроме власти каждого над самим собой.

3. - Так что же - делай, что хочешь?

- Делай, что хочешь, но и другим не мешай делать, что они хо­тят. Моя свобода кончается там, где начинается твоя.

4. - А работать кто будет?

- Труд раба непроизводителен. Мы думаем, что человек может работать не только из-под палки.

5. - Как же заводами и фабриками управлять?

- Все решения принимает трудовой коллектив, используя знания технических специалистов. И никаких министерств. Это называ­ется самоуправлением.

6. - Ну, это уже коммунизм?

- Нет, потому что мы, во-первых, не стремимся всех уравнять, во-вторых, признаем собственность.

7. - И частную?

- И частную, и кооперативную, и акционерную - любую, но толь­ко не государственную - государство должно быть уничтожено.

8. - Что же, опять революции устроить, как в 17-м?

- Не совсем. Февраль дал много, но в октябре большевики, сло­мав старое государство, построили на его месте в тысячу раз более страшный режим.  Мы же думаем, что государство нужно не ломать, а растворять в обществе.

9. - Быстро?

- Чем скорее, тем лучше? Но переход к анархии требует проме­жуточного этапа - прямой демократии с децентрализацией влас­ти, референдумами и судами присяжных.

10. - Но к этому тоже как-то надо идти? Как?

- Путь насилия и гражданской войны ни к чему хорошему никог­да не приводил, а говорить об этом сейчас - просто безумие. С другой стороны, власть сама ничего нам не даст и сама себя не уничтожит. Единственный путь - путь Махатмы Ганди и польской "Солидарности", Кузбасса и Донецка.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ - НЕНАСИЛИЕМ!

Июль 1989 г.   Питерская и Киевская секции Анархо-синдикалистской свобод­ной ассоциации /АССА/

ЧТО ТАКОЕ ОФТ?

Они называют себя "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ФРОНТ ТРУДЯЩИХСЯ". Трудящи­мися они считают всех своих единомышленников - рабочих и служа­щих, директоров и уборщиц, министров и освобожденных секретарей, а также пенсионеров и учащихся /трудящихся бывших и будущих/. Значит, они хотят объединить всех? Нет! Не место в их стройных рядах проституткам, бомжам и... кооператорам. Кооператор - их противник, т.к. он - конкурент государства, а они за государствен­ную монополию на спекуляцию.

Они открыто заявляют, что хозяйствовать - значит командо­вать и требуют "в стране, строящей коммунизм... руль хозяйствен­ной машины... передать главе Президиума Верховного Совета СССР". Они пишут: "Вернемся на полвека назад, в те времена, когда была осуществлена стихийная попытка решить данный вопрос... Сталин... взял на себя командование хозяйством... Преемники оказались не­способны заменить "вождя народов" в этом деле, не поняли значения системы командования. Это сразу отразилось на темпах нашего ускорения". В своих оценках истории и в своих желаниях они находят понимание и сочувствие у Ленинградского обкома КПСС и сторонни­ков Нины Андреевой.

Сегодня они хотят сталинских темпов. Они хотят "хозяйство­вать". Завтра им нужен будет весь режим хозяина - потому что в обществе все взаимосвязано, и, сказав "А", они скажут "Б".

Сталинизм унес десятки миллионов жизней - но им мало чудо­вищных экспериментов. Они стремятся "вернуть власть", объединить "трудящихся". Объединение по-итальянски звучит как "фашизм". Они предлагают выбирать депутатов на предприятиях, рассчитывая на поддержку администрации. Почти то же самое было в Италии, где право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежало "официально" признанным национальным конфедерациям профсоюзов. Они идут по пути Муссолини. Нам не нужен фашизм - ни во имя коммунизма, ни во имя Хозяина, ни под коричневым, ни под красным флагом! Нет – кроваво-коричневой дизентерийной заразе! Нет - организации фа­шиствующих тоталитаристов!

Петроградская и Киевская секции АССА           Июль 1989 г.

Контактный телефон: 296 62 43   Михаил.

АССА. ХРОНИКА ИЮЛЯ.

5, 12, 19 и 26 июля в Румянцевском саду состоялись собрания Анархо-синдикалистской свободной ассоциации. На собраниях рассма­тривались вопросы, связанные с деятельностьй АССА. Приняты тексты листовок ассоциации: "АССА", "Анархия: 10 вопросов - 10 ответов", "Что такое ОФТ?" На одном из собраний составлен, отредактирован и утвержден текст обращения с предложением о сотрудничестве к анархистам других стран. Письма с обращениями посланы в Польшу, Австралию, Соединенные Штаты Америки.

В начале июля к Ассоциации присоединились анархисты из Одес­сы, Киева и Саратова. Образованы соответствующие секции АССА. На середину месяца численность всей Ассоциации - 25 человек.

Состоялись встречи лиц, входящих в Ассоциацию, с членами московской секции Конфедерации Анархо-Синдикалистов - А.Шубиным и В.Гурболиковым.

19 июля, после собрания АССА, несколько анархистов, состоя­щих в ассоциации, прошли под черным флагом по Университетской набережной, Дворцовому мосту. Дворцовой площади и Невскому про­спекту до Казанского собора.

26 июля 6 лиц, состоящих в АССА, провели акцию солидарности с движением "Зеленый мир", проплыв под черным знаменем на катере мимо яхты "Страж радуги". "Страж радуги" - яхта английского объе­динения зеленых, прибывших в Петроград с эколого-пацифистской миссией.

Ф. ХМЕЛЕВ.  ИНЦИДЕНТ.

В первой половине июля у Казанского собора распространялась информация о том, что 14.07.89 Анархо-синдикалистская свободная ассоциация будет проводить у здания французского Генерального консульства несанкционированный митинг, посвященный 200-летию Великой Французской революции. Для лиц, состоящих в АССА, это бы­ло такой же неожиданностью, как и для всех прочих наших сограж­дан. Последние, впрочем были разочарованы: придя в указанный день на назначенное место, они нашли там только сотрудников ми­лиции. Последние, сардонически улыбаясь, объяснили, что организа­торы митинга  на него не пришли /!/ Надо сказать, что на этот раз блюстители порядка говорили правду - с той только оговоркой, что Анархо-синдикалистская свободная ассоциация с инициативой проведения митинга не выступала и организатором его проведения не была. Что же значила вся эта история?

Установлено, что объявления о мифическом митинге распростра­нялись Евгением Усватовым. Он действительно состоял в Ассоциации, но информация распространялась им от ИМЕНИ АССОЦИАЦИИ - без ее соответствующего решения. Более того - большинство товарищей по организации просто ничего не знали, узнавая о том, что они про­водят несанкционированный митинг, из третьих рук. Таким образом, вне зависимости от благости намерений нашего энергичного друга, выступившего с неплохой инициативой, инцидент вышел неприятный.

Сам же поступок - заявление от лица Ассоциации без ее соот­ветствующего решения - противоречит основному договору АССА и имеет своим следствием АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ИЗ АССОЦИАЦИИ.

Выяснено, что Е.Усватов планировал также проведение и дру­гой акции от имени всей Ассоциации. Документальное приложение приводится ниже: "Требование в Ленгорисполком!" Подпись под этим обращением следует считать недействительной.

ТРЕБОВАНИЕ В ЛЕНГОРИСПОЛКОМ!

Требуем немедленно провести всенародный референдум - обсуж­дение названия города.

На повестку вынести следующие три названия:

1. Санкт-Петербург

2. Петроград

3. Ленинград

Требуем обсуждение имени города проводить ГЛАСНО, с привле­чением всех сторон: референдум должен проходить под контролем не только КПСС, но и прессы, ТВ, а также независимых политических групп и ассоциаций.

ВСЯ ВЛАСТЬ - НАРОДУ!

Анархо-синдикалистская свободная ассоциация /АССА/

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В ЛЕНГОРИСПОЛКОМ /ЛИСТОВКА ДС/.

В Ленгорисполком

Прокуратору г. Ленинграда

В городское управление внут­ренних дел

Координационный совет городской организации партии Демокра­тический союз сообщает о своем намерении провести митинг в под­держку политического заключенного - независимого журналиста Сергея Владимировича Кузнецова, члена ДС Свердловска, объявивше­го 20 июня в тюрьме бессрочную голодовку протеста против судеб­ного произвола, систематических побоев, пыток и истязаний, отка­за в квалифицированной медицинской помощи и лишения свободы без суда вот уже более 7 месяцев.

По инициативе партаппарата, КГБ и МВД г. Свердловска против С.В.Кузнецова было сфабриковано уголовное дело по обвинению в клевете и сопротивлении работникам милиции только за то, что он распространял листовку ДС "Нет репрессиям КГБ И МВД", содержащую резкую критику первого секретаря Свердловского обкома КПСС Бобыкина и сотрудника УКГБ Корнилова, а также за участие в митинге, посвященному 40-летию Всеобщей Декларации Прав Человека.

Опасающиеся публичного разоблачения инициаторы преследования С.В.Кузнецова дважды – январе и мае  этого года – необоснованно направляли его на судебно-психиатрическую экспертизу в надежде упрятать его в психиатрическую больницу.

К политическим средствам защиты нашего товарища от произво­ла мы вынуждены прибегнуть после того, как оказались бессильны правовые средства: заявления, петиции защитников С.В.Кузнецова, народных депутатов СССР, обращения советской и мировой обществен­ности к Генеральному прокурору СССР и Председателю Верховного Совета  СССР.

В программе митинга, который состоится 1 августа, если к этому времени С.В.Кузнецов не будет освобожден, предполагают­ся выступления в защиту С.В.Кузнецова, символическое сожжение текста речи М.С.Горбачева на Ассамблее ООН 8 декабря 1988 г.

Место проведения митинга: площадь у Казанского собора.

Время проведения: 1 августа с.г. с 19.00 до 21.00.

Предполагаемое количество участников - не менее 5 тысяч. Организаторы просят исполком обеспечить движение транспор­та в районе митинга таким образом, чтобы он не создавал помех для участников мероприятия. Поддержание общественного порядка организаторы митинга берут на себя.

По поручению Координационного Совета городской организации партии Демократический Союз:

Липовская Ольга - тел. 272-38-47

ОСВОБОЖДЕНИЕ С.КУЗНЕЦОВА

По решению городской организации ДС 1 августа 1989 года на площади у Казанского собора должен был состояться митинг в за­щиту С.Кузнецова - жертвы продолжающихся в нашей стране полити­ческих  репрессий. 26 июля С.Кузнецов был освобожден из-под стра­жи из тюрьмы г. Свердловска после 26 суток голодовки и кампании в его защиту, проводившейся как в СССР, так и за рубежом, после объявления ДС о намерении провести 1 августа митинги в несколь­ких городах страны. Поскольку поставленное требование об освобож­дении С.Кузнецова властями выполнено, Координационный совет го­родской парторганизации ДС принял решение не проводить 1 августа митинг у Казанского собора.

Мы приветствуем освобождение С.Кузнецова, но рассматриваем его не как добровольное действие властей, вдруг осознавших необ­ходимость соблюдения прав человека, а как проявление страха пе­ред подъемом гражданской активности в форме акций гражданского неповиновения.

Не случайно правящий партийно-государственный аппарат, делая хорошую мину при плохой игре, капитулировал перед бастующими шах­терами, пообещав удовлетворить все их требования. Мощное, хорошо организованное забастовочное движение повергло в панику кремлев­ских функционеров. Примечательна фраза, брошенная в сердцах Гор­бачевым, о ДС, как "воронье, слетающемся на падаль". В ней - не только злоба и раздражение, но и страх правителей разлагающегося тоталитарного режима перед возможностью соединения экономической борьбы трудящихся с демократическим движением. Ведь если ДС - "воронье", нетрудно догадаться, кто же "падаль".

Столь же опасно для правителей империи массовое движение народов Литвы, Латвии и Эстонии на национальное освобождение, отразившееся в блестящих парламентских выступлениях депутатов прибалтийских республик на сессии Верховного Совета.

Выход из экономического, политического и социального кризи­са мы видим в том, чтобы все народы нашей страны активно включи­лись в борьбу, четко осознав при этом свои цели - ликвидацию то­талитарного строя и коренные демократические преобразования, и избрав средством этой борьбы ненасильственные акты гражданского неповиновения, включая политическую стачку.

Координационный совет городской организации партии Демокра­тический Союз.

28 июля 1989 г.

АНАРХИЯ - ВАРИАНТ ВОСТОЧНЫЙ

ВСЕОБЩАЯ СВОБОДА ЧЕРЕЗ ОСВОБОЖДЕНИЕ КАЖДОГО! КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЭТО ТОННЕЛЬ К ВСЕОБЩЕМУ ЕДИНСТВУ! "О, ЧЕЛОВЕК! ТЫ ТАЙНА ДЛЯ СЕБЯ, КТО, КАК НЕ ТЫ ВРАТА СВОИ ОТКРОЕТ, И КТО ВОЙТИ В НИХ СМОЖЕТ, КАК НЕ ТЫ?!"

Любящие СВОБОДУ!

То, что приходит по-настоящему, приходит не снаружи, а изну­три. Свобода не для того, кто ищет, так как ищущий находит то, что ищет; Она не утешение, которое он получает в результате поисков; Она не цель, к которой нужно стремиться; Она не то, что можно достичь или потерять. Все это принадлежит морали, основанной на чувстве страха. Она не идеал - так как любой идеал есть отсрочка - наш день короток. Она не может быть втиснута в рамки каких бы то ни было концепций, так как любая концепция ограничена. Человек веры и догмы, что бы он ни делал, не может войти в царство Свобо­ды. Для Свободы необходимо только одно - СВОБОДА! А это означает тотальный отказ от всех общепринятых стереотипов и обусловленностей на всех уровнях бытия.

МЕДИТАЦИЯ - единственный путь к Свободе, а Свобода есть един­ственное условие правильной медитации. Для того чтобы открыть, что является Истиной, нужно пойти ВНУТРЬ своего сознания, освобо­дить, раздеть свое внутреннее "я". Когда внутреннее "я" не скова­но никакими контурами или одеждами, его границы исчезают, а это первое движение  Свободы, и эта СВОБОДА - ЛЮБОВЬ!

Мы не можем пуститься в дальний путь, если зависим от таких внутренних психологических авторитетов, как "личный опыт", "ба­гаж знаний", "образ самого себя", "привычный способ мышления"; это все равно, что быть привязанным к столбу или цепляться за дно реки. Мы никогда не можем сказать, что будем свободны в том или ином случае, при соблюдении тех или иных условий. Свобода не есть то, что находится в зависимости от условий. Она происходит сама только тогда, когда наше сердце по-настоящему открыто. От­крыто не ключом мысли, когда при помощи интеллекта мы оградили его от опасности, а ключом МЕДИТАЦИИ, когда оно полностью раскры­то, подобно безоблачному небу. Отыщите в себе ранимость и чисто­ту. Это единственное сокровище, которое человек может и должен иметь. Свобода - это не противоположность "несвободе", это ско­рее осознание мира и скрытых его путей. Медитация уводит от этого мира; надо быть полностью вне его. И ТОЛЬКО ТОГДА мир приобретет смысл и реальность, а красота неба и земли становится нерушимой. Тогда рождается осознание, спонтанное видение и действие, кото­рое не есть результат усилий, противоречий, конфликтов.

.Каждый момент наших жизней это ВОЗМОЖНОСТЬ, которую мы упус­каем. Мы постоянно обманываем себя. Это как если бы каждая волна океана считала бы себя чем-то отдельным от океана. Вокруг так много волн. "Моя волна ниже, чем ваша, или выше. Моя волна толь­ко зарождается, а ваша уже умирает, или наоборот". Волны не спо­собны смотреть далеко вглубь океана; им известна только поверх­ность, форма. Если глубоко проникнуть в единую каплю - там от­крывается океан. Природа капли и океана едина. Она океаническая. Только на поверхности некто - это капля.

Мы все есть ничто иное, как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Для того чтобы это обнаружить, нужно заглянуть в пространство между мыслями и пойти ВНУТРЬ СЕБЯ. Ощущение того, что нечто проходит мимо и пос­тоянно ускользает знакомо едва ли не каждому. Оно заставляет нас искать и что-то предпринимать. Но наше внимание обращено во вне. Все, что нужно - это заглянуть внутрь, найти там ЛЮБОВЬ и СВОБО­ДУ, и ВЫПЛЕСНУТЬ ИХ НАРУ1У!

Музыканты решили сыграть что-нибудь очень хорошее. У каждо­го был свой инструмент и ноты. Пришел дирижер, и они начали, но никак не могли сыграться. Поменяли дирижера, но и это не помог­ло. Начались споры из-за нот, ссоры, шум. Чуть было не дошло до драки, начались выяснения отношений, и стало уже не до музыки. Но усталость берет свое. Они прогнали всех дирижеров, побросали инструменты, и просто уселись отдыхать. Они настолько устали, что позабыли о том, что они музыканты. Каждый из них был просто человеком. И в наступившей тишине стала слышна едва различимая, тихая чарующая мелодия...

ДОНЕЦК. ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА.

Первое впечатление после приезда в Донецк, центр забастовоч­ной борьбы шахтеров Донбасса, таково, что о забастовках никто ничего не знает. Город живет как ни в чем не бывало, работают магазины, ходит транспорт. Однако, очень быстро становится ясно, что первое впечатление ошибочно. То там, то здесь слышно это волнующе-непривычное слово: "Забастовка". Расспросы о местонахож­дении площади Ленина вызывают понимающие улыбки, а при виде за­горающей на берегу реки девушки кто-то из тесной глубины трол­лейбуса говорит: "У нее тоже забастовка".

Наконец - центр города. Встретившийся по дороге отряд шах­теров - как иначе назвать идущих колонной в одинаковой рабочей шахтерской "униформе" и с касками на головах людей - быстро при­вел к зданию горкома. Уже за несколько кварталов был слышен уси­ленный мегафоном голос: "Вопрос к первому секретарю. Почему во время приезда Михаила Сергеевича улица Артема /центральная ма­гистраль Донецка - Н.Б./ была за один день приведена в порядок, а жители добивались этого ни один год?". Ответ: "Я упрекал своих товарищей - нельзя же так выслуживаться" вызывает в огромной толпе собравшихся шахтеров свист и крики: "Сам ты выслуживался". Шахтеров действительно много. Сначала просто не веришь своим глазам и, наверное, впервые тысячу раз услышанные слова о "тру­довых армиях" приобретают свое весомое воплощение.

Огромная площадь перед зданием горкома оцеплена. Но в оце­плении стоит не милиция, а сами шахтеры с красными повязками на рукавах. Голубые рубашки "блюстителей порядка" тоже видны здесь, но поодаль. Однако, внешняя пассивность милиции обманчива. И в эти часы она ведет какую-то свою невидимую работу. Из рации про­ходящего мимо подполковника отчетливо донеслось: "Те, что мы взя­ли, находятся в магазине". Разумеется, о чем идет речь, остается неизвестным.

Внутри оцепления расположились бастующие. Кто-то стоит, сбившись в плотные кучки и горячо обсуждая, беззвучно, как в не­мом кино, размахивая руками, кто-то просто лежит на траве. По случаю солнечного дня многие шахтеры полураздеты, но фонари на касках продолжают гореть как свечи в память тех, кто уже никогда не поднимется из мрачных глубин земли.

Вокруг площади на близлежащих улицах развернута бурная тор­говля. Многочисленные продавщицы в по-праздничному белых фарту­ках предлагают различные булочки, пирожки и прочие сласти. Вы­строенные батареями бутылки с лимонадом тускло блестят на солнце зеленым стеклом. Обычно крайне неповоротливая советская торговля проявляет сейчас чудеса гибкости, старается изо всех сил. Прав­да, чего стоят эти силы, видно из следующего эпизода. К микрофо­ну подходит невнятно представившийся профсоюзный функционер и объявляет: "Товарищи! Надо сейчас решить две проблемы. Первая - расположенные рядом столовые, предназначенные для вас, не справ­ляются с таким потоком. Просьба стачечному комитету выделить лю­дей в помощь /свист/. Проблема вторая - талоны, которые выдают­ся вам в столовых, обеспечивают еду на 1 рубль 20 копеек. Этого вполне достаточно. Однако многие берут на 2, а то и на 3 рубля. Где ваша рабочая совесть?" "свист, крики: "А твоя?"/

Интересно, что на площади не видно ни одного красного знаме­ни или лозунга. Красный цвет - только на рукавах оцепления. Вот один из них отошел в сторону и с бутылкой кефира в руке присел на бордюр газона. Удержаться от желания задать вопрос очень трудно:

- Зачем сидите?

- Да сколько можно?! Зарплата 170-220 рублей. Газом дышим. Казна нищая. Все эти разворовали /кивок в сторону здания горко­ма, перед входом в который установлены две стелы в виде длинных пик/. Мы тут вчера говорили Виннику /председатель облисполкома - Н.Б./ - сколько стоит этот флигелек? Он говорит: 3 миллиона. Мы-то знаем, что 18. Да за каждым окном по 3 человека, по 250 рублей на рыло + привирегии /произношение оригинала сохраняется - Н.Б./. Порядка нет. А поймать кого и руку отрубить, никто воро­вать не будет. И этих /повторный кивок/ вон на тех штуках у вхо­да повесить...

- А где можно прочитать ваши требования?

- Да в газетах...

- Так ведь врут, наверное. А свое ничего не печатаете?

- Нет.

Конечно, показательность приведенного разговора, закончивше­гося, кстати, дружеским рукопожатием, может вызвать сомнения. Однако, представляется, что прозвучавший, например, взгляд на принципы охраны порядка, несколько отличающийся от принципов правового государства и напоминающий скорее статью из "Русской правды", довольно распространен в рабочей среде. То же, видимо, касается и способа использования архитектурных излишеств у вхо­да в здание горкома.

Несмотря на то, что некоторые отряды шахтеров уходят на смену пикетам в шахтах, количество собравшихся на площади не только не уменьшается, а даже растет. Все больше шахт, включаясь в забастовку, посылают своих представителей сюда, в Донецк, на площадь Ленина.

Видно, что все происходящее хорошо организовано. Об этом говорит и такая, на первый взгляд, мелочь, как расставленные по выходящим на площадь улицам указатели ближайших туалетов. Попытки властей подчинить забастовку, пустить ее по нужному рус­лу не удаются. Когда в десятый раз раздается чей-то умоляющий голос с просьбой подойти представителей стачечного комитета, шахтеры отвечают на это громовым хохотом и шутками, сочность которых не позволяет привести их здесь. На площади рассказыва­ют, что в Енакиево /город под Донецком/ директор одной из шахт пообещал разобраться с забастовщиками, когда стачка закончится. В ответ на это шахтеры включили в свои требования пункт об уволь­нении не в меру ретивого администратора.

К сожалению, совершенно не видна деятельность оппозиции. Казалось бы, такое событие - как нельзя более удачный повод. Но нет, никто не раздает листовки, не организует параллельные митинги. Однако это не говорит об изолированности шахтеров. Площадь отвечает аплодисментами, когда викрофон зачитывают приветствие группы интеллигенции Донецка.

Обращает на себя внимание и то, что в "уговаривании" шах­теров принимают участие только местные власти. "Из Москвы здесь никого нет, - машет рукой кто-то из оцепления в сторону собрав­шейся у микрофона кучки людей, - Мы телеграмму посылали, гово­рят - "связи нет", - как в войну прямо". Вокруг оцепления стоят плотные ряды местных жителей. Они явно сочувствуют забастовщи­кам. Время от времени завязывается разговор между ними и шахте­рами, причем общий язык находится довольно быстро.

При въезде в Донецк вас встретят возвышающиеся, подобно египетским пирамидам, терриконы - огромные горы вынутой при уг­ледобыче породы. В русский язык издавна вошло выражение "египет­ский труд" - т.е. труд тяжелый, подневольный, рабский. Похоже, сегодня настало время, когда "рабы" потеряли терпение. И какая разница, если сегодня они добьются немногого. Эти забастовки, начавшись в Кузбассе, через Донбасс перекинулись на другие шах­ты страны: Павлоград, Караганда, Днепропетровск, Ростов-на-Дону, Воркута. "За нами пойдут металлурги и транспортники", - гордо заявляют шахтеры на площади Ленина в Донецке. И они правы. Соз­данный прецедент уже нельзя уничтожить, и за шахтерами пойдут все, кому надоела жизнь в нищете м бесправии, для кого ненавистны диктатура, насилие и произвол.

Н.Белков.     Донецк, 22.07.89

НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОФСОЮЗЫ

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ПРАВ.

А.  ПРАВА  ТРУДЯЩИХСЯ

Статья 1

Трудящиеся имеют право, не испрашивая правительственного разрешения, собираться, вести обсуждение и свободно обмениваться мнениями по всем интересующим их вопросам.

Статья 2

Трудящиеся, в том числе трудящиеся общественного обслужи­вания, имеют право создавать профсоюзы, примыкать к существую­щим профсоюзный организациям и участвовать в профсоюзной дея­тельности любого рода без какого-либо разрешения и контроля со стороны властей, так и предпринимателей.

Статья 3

Члены профсоюза по своей воле, без вмешательства и контроля со стороны властей  или предпринимателей утверждают устав и рег­ламент профсоюзной организации, обеспечивают ее функционирова­ние и деятельность.

Статья 4

Трудящиеся - члены профсоюза имеют право выбирать своих руководителей и быть избранными в соответствии с уставом на раз­личные профсоюзные должности.

Статья 5

Трудящиеся имеют право участвовать во всех действиях в защиту своих интересов, будь то в форме забастовок, бойкота, пикетов, занятий рабочих мест, манифестаций или любых других фор­мах профсоюзных выступлений.

Статья 6

Трудящиеся, независимо от их профессии, имеют право прибегать к забастовке без всяких ограничений ; участие в забастовке или движении солидарности или поддержки ни в коем случае не может служить основанием для их преследования до, во время и после забастовки в форме увольнения, наложения штрафа, применения наказания или репрессивных мер.

Статья 7

Трудящиеся имеют право пользоваться средствами печати по своему выбору, распространять публикации профсоюзной и рабочей печати, вести профсоюзную пропаганду и проходить профсоюзную подготовку по своему выбору, без вмешательства со стороны офи­циальных властей или предпринимателей.

Статья 8

Трудящиеся имеют право, обращаться к своим профсоюзным ор­ганизациям и получать помощь от профсоюза по всем вопросам, касающимся защиты их интересов, их личных и коллективных прав.

Статья 9

Каждый трудящийся, полностью или частично потерявший работу, продолжает пользоваться всеми профсоюзными правами.

Б.  ПРАВА  ПРОФСОЮЗОВ

Статья 10

Профсоюзные организации имеют право проводить свою деятель­ность, представляя интересы трудящихся, руководствуясь только добровольно принятым уставом, без всякого вмешательства и кон­троля со стороны властей или предпринимателей. Они могут поль­зоваться статусом юридического лица.

Статья 11

Профсоюзные организации имеют право свободно определять порядок выборов своих руководителей и исполнительных органов, а также управлять своими внутренними делами и разрабатывать программы действий.

Статья 12

Только сами профсоюзные организации имеют право распоря­жаться профсоюзными средствами без какого-либо контроля со сто­роны властей или предпринимателей. На финансовые средства и имущества профсоюзов ни в коем случае не может быть наложен арест.

Статья 13

Профсоюзные организации имеют право производить сбор член­ских взносов, в том числе и на рабочих местах, в соответствии с положениями, определенными уставом профсоюза, а также осуществлять и принимать выражения солидарности и взаимной поддержки на национальном уровне.

Статья 14

Профсоюзные организации имеют право созывать, без предвари­тельного разрешения властей, профсоюзные собрания, конференции и съезды, проводить профсоюзные манифестации, в том числе и в общественных местах.

Статья 15

Профсоюзные организации имеют право принимать необходимые меры для организации и поддержки всех действий, вплоть до за­бастовки, что ни в коем случае не может служить основанием для их преследования до, во время или после этих действий в форме наложения штрафа, применения наказания или репрессивных мер.

Статья 16

Профсоюзные организации имеют право получать от властей в свое пользование и постоянное распоряжение помещения, достаточ­ные для проведения своей деятельности.

Статья 17

Профсоюзные организации имеют право вести профсоюзную подготовку и любую другую культурную, воспитательную и общеоб­разовательную работу среди трудящихся, а также создавать для трудящихся школы, библиотеки, клубы и прочие учреждения соци­ального и культурного назначения, для занятий спортом, прове­дения отдыха и досуга и руководить ими.

Статья 18

Профсоюзные организации, объединяющие трудящихся любых профессий и специальностей, имеют право образовывать отрасле­вые федерации профессионального и производственного типа, мест­ного, областного, национального или территориального масштаба, а также примыкать к существующим отраслевым федерациям.

Статья 19

Профсоюзные организации имеют право создавать межпрофессиональные конфедерации.

Статья 20

В целях защиты интересов и прав трудящихся профсоюзные организации имеют право оказывать влияние на принятие решений по вопросам экономического, социального, политического и культурного характера, а также высказывать свое мнение и действо­вать в случаях, когда возникает угроза этим интересам и правам.

Статья 21

Профсоюзные организации имеют право вести переговоры по вопросам заработной платы и других условий труда и жизни, а также заключать с любым предпринимателем, в том числе в сфере общественного обслуживания, коллективные договоры на професси­ональном, межпрофессиональном и национальном уровнях.

Статья 22

Профсоюзные организации имеют право представлять личные и коллективные интересы трудящихся во всех инстанциях, занима­ющихся интересующими их вопросами, а также обращаться в суд для защиты интересов и прав трудящихся.

Статья 23

Профсоюзные организации имеют право принимать эффективное участие в руководстве и управлении учреждениями социального обеспечения и профессиональной подготовки, а также всеми дру­гими институтами социального назначения.

Статья 24

Профсоюзные  организации должны иметь право высказывать свое мнение, при разработке законов и положений о их примене­нии, касающихся всех вопросов, прямо или косвенно затрагива­ющих интересы трудящихся. Они могут также пользоваться правом законодательной инициативы.

Статья 25

Профсоюзные организации имеют право располагать своими собственными средствами информации, а также право доступа к другим средствам массово! информации, в том числе и государ­ственным.

ЗАЩИТА  И  ГАРАНТИИ

Статья 26

Государства в своих Конституциях, законах и на практике гарантируют безоговорочное соблюдение демократических свобод и прав человека, обеспечивая для всех признание и свободное отправление основных личных и коллективных прав, к которым относится право на свободу и безопасность личности, право иметь свое мнение и свобода слова, свобода собраний, право на информации и профсоюзные права.

Статья 27

Государства, приняв соответствующее законодательство и обеспечив его беспрекословное выполнение, будут следить за тем, чтобы предприниматели и общественные власти ни в каких случаях не подвергали трудящихся дискриминации в области за­нятости и трудовых отношений по причине их вхождения в проф­союзные организации, участие в профсоюзной деятельности, их личных мнений и убеждений. Чтобы гарантировать соблюдение это­го законодательства, государства должны разработать объективную, оперативную и эффективную судебную процедуру и предусмотреть строгие санкции против предпринимателей и органов власти, ко­торые окажутся виновными в дискриминации по отношению к трудя­щимся .

Статья 28

Государства запретят всякую дискриминацию по отношению к профсоюзным организациям, которые, учитывая их представи­тельный характер, должны иметь возможность принимать участие в переговорах по вопросам трудовых отношений.

Статья 29

Государства введут законодательство, предусматривающее наказание за любое действие со стороны предпринимателей, на­правленное. на создание, поддержку и финансирование организа­ций трудящихся, подвластных предпринимателю или группе пред­принимателей, и подрывающих единство трудящихся. Государства гарантируют полное использование и защиту статуса юридического лица, которым обладают профсоюзные организации.

Статья 30

Государства в законодательстве и на практике не будут мешать процессу развития профсоюзного единства на всех уров­нях, к которому стремятся трудящиеся.

Статья 31

Государства гарантируют свободу профсоюзных собраний, запретив властям /административным, полицейским, военным/ и предпринимателям вмешиваться в любые организационные меропри­ятия трудящихся /проведение общих собраний, выборов, заседаний/.

Статья 32

Государства гарантируют неприкосновенность профсоюзных помещений, переписки и телефонных разговоров и будут пресле­довать в судебном порядка по гражданскому и уголовному праву тех, кто будет нарушать положения, защищающие это право. Про­фсоюзы не должны быть объектом мер, имеющих целью приостановку их деятельностью или их роспуск в административном или судеб­ном порядке.

В экономике

Статья 33

Каждый трудящийся имеет право на производительный, общес­твенно полезный труд и хорошо оплачиваемый труд.

Статья. 34

Трудящиеся и их профсоюзные организации имеют право учас­твовать в разработке и осуществлении планов экономического и социального развития и в демократическом контроле за их выпол­нением.

Статья 35

Профсоюзные организации имеют право на то, чтобы с ними консультировались при определении политики промышленного раз­вития, перестройке аграрной структуры, в вопросах благоустрой­ства территорий и охраны окружающей среды, что даст им возмож­ность воспользоваться правом на защиту интересов трудящихся.

ЗАЩИТА  И  ГАРАНТИИ

Статья 36

Государства обеспечат полную занятость всех трудящихся и постоянное повышение покупательной способности заработной платы, пенсий по старости и социальных пособий.

Статья 37

Государства определят формы участия профсоюзных органи­заций в экономическом и социальном планировании без ущерба свободе действий профсоюзов в обществе, в экономике и на пред­приятиях .

Статья 38

Профсоюзы компетентны заниматься любой проблемой, если сочтут, что она ставит под угрозу общие, специфические и ин­дивидуальные интересы трудящихся.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО ОТДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ АН СССР

Об утверждении комиссии по научному наследию вдающегося экономиста, со­циолога, теоретика анархо-коммунизма  П.А.КРОПОТКИНА

Бюро экономики АН СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В соответствии с постановление Президиума АН СССР № 851 "Об утверждении примерного положения по научному нас­ледию ученого" утвердить комиссию по научному наследию выда­ющегося экономиста, социолога, теоретика анархо-коммунизма П.А.Кропоткина /1842-1921 гг./ в следующем составе:

Абалкин Л.И.       - академик, председатель комиссии

Старостин Е.Ф.     - к.и.н., заместитель председателя

Фигуровская Н.К.   - д.э.н., заместитель председателя

Гаврилов С.А.      - ученый секретарь

Бирюков A.В.

Баландин Р.К.

Гончаров А.И.

Гловели Г.Д.       - к.и.н.

Гапочка Л.В.       - к.и.н.

Кропоткин П.Н.     - чл.-корр. АН СССР

Колбасов 0.С.      - д.юн.

Круть И.В..        - д. г.-м. н.

Маркин В.А.        - к.г.н.

Никулин А.М..

Пирумова Н.М.      - д.и.н.

Покровская З.А.

Покровский Е.Г.

Печеркин А.А.      - д.ф.н.

Румянцев А.М.      - академик АН СССР

Таратута Е.А.. .   - кил.н.

Твардовская В.А.   - д.и.н.

Хохлов Р.Ф.

Ударцев С.Ф.     - к.и.н.

Комин В.В.     - д.и.н.

2. Срок полномочий комиссии - 9 лет.

Академик-секретарь отделения Академии наук СССР, академик         А.Г.Аганбегян

Ученый секретарь отделения экономики академии наук СССР, кандидат экономических наук      Л.А.Аносова

КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО НАСЖДИЯ П.А.КРОПОТКИНА

Комиссия по изучению жизни и деятельности П.А.Кропоткина является общественной организацией, объединяющей представите­лей академических, учебных, культурных и других учреждений СССР, а также отдельных лиц, работающих по увековечиванию па­мяти выдающегося русского ученого и общественного деятеля. Предшественником комиссии является Всероссийский общественный комитет, функционировавший с 1921 по 1938 г. в госкве.

§ 1. Цель Комиссии.

Комиссия, учрежденная в Москве, имеет своей задачей изучение и разработку различных сторон духовного наследия П.А.Кропоткина в связи с приближающимся 150-летием со дня его рождения /1992 г./

§ 2. Деятельность Комиссии.

.  С этой целью Комиссия планирует провести ряд мероприятий, общесоюзного и международного характера, как то:

- восстановление историко-революционного музея П.А.Кро­поткина в Москве /Кропоткинский переулок, дом №  /, его фи­лиала в Дмитрове, в доме, в котором он скончался в 1921 г.

- проведение в 1992 г. в Москве международной конференции по теме: "П.А.Кропоткин и современный мир" с публикацией от­дельным изданием и высокой печатью представленных на конфе­ренцию докладов,

- исследование, подготовка и издание избранных произведений П.А. Кропоткина, в которые должны войти ранее не публиковавшиеся его труды по экономике, этике, истории, биологии и т.п.

- установка памятника П.А.Кропоткину на площади, нося­щей его имя.

- чеканка памятного рубля с портретом П.А.Кропоткина, соответственно значка и именных открыток.

- возвращение имени П.А.Кропоткина библиотеке № , на­ходящейся на улице                  в Москве.

- выпуск библиографического указателя трудов П.А.Кропот­кина и о нем /изд-во "Книга"/.

- устройство филиалов Комиссии, популярных лекций, на­учных конференций, выставок и пр., посвященных памяти П.А.Кро­поткина в городах и местах, связанных с его жизнью и деятель­ностью.

§ 3. Состав Комиссии.

Членами комиссии могут быть учреждения и отдельные граж­дане, разделяющие ее цели и задачи. В состав комиссии входит инициативная группа: акад. АН СССР Л.И.Абалкин /ИЭ АН СССР/ - председатель, доц. Е.В.Старостин /МГИАИ/ и д.э.н. Н.К.Фигуровская /ИЭ АН СССР/ - заместители председателя, С.А.Гаврилов /МГУ/ - ученый секретарь, члены: А.В.Бирюков /гл. редак­тор изд-ва "Наука"/, Р.К.Баландин /СП СССР/, А.И.Гончаров /студент МГУ/, Г.Д.Гловели /ИЭ АН СССР/, к.и.н. А.В.Гордон /ИНИОН АН СССР/, к.и.н. И.В.Гапочка /ГБЛ/, чл.-корр. АН СССР П.Н.Кропоткин /Ин-т геологии АН СССР/, к.г.н. В.А.Маркин /Ин-т истории естествознания и техники АН СССР/, А.М.Никулин /Ин-т историистествознания и техники АН СССР/, З.А.Покров­ская /ГБЛ/, Е.Г.Покровский /Московская студия документальных фильмов/, д.ф.н. А.А.Пчелкин /Ин-т истории естествознания и техники АН СССР/, акад. АН СССР А.М.Румянцев /МГУ/, к.филол.н. Е.А.Таратута /СП СССР/, Р.Ф.Хохлов /Дмитровский краеведчес­кий музей/, к.и.н. С.Ф.Ударцев /Алма-Атинский госуниверситет/, д.и.н. А.Комин /Калининский университет/, Пирумова Н.М. -д.и.н. /институт Всеобщей истории АН СССР/, Уфимцев Г.Ф. -д.г.-м.н. /институт земной коры СО АН СССР/, Медведев Г.И. - д.и.н. /Иркутский госуниверситет/, Ивановский Л.Н. - д.г.-м.н. /институт географии СО АН СССР/, Моисеев П.И. - д.ф.н. /Иркутский пединститут/, Шляховой В.И. - /председатель Кро­поткинского городского исполкома Совета народных депутатов/, Готлобер В.М. - д.э.н. /Кубанский госуниверситет/, Майзурова Л.

§ 4. Органы управления Комиссии.

Органами управления являются ежегодные конференции. В перерыве между ними избранный Совет, избирающий председателя, его заместителей, секретаря и казначея. Совету предоставляет­ся право кооптировать в свой состав новых членов.

§ 5. Средства Комиссии.

Средства Комиссии составляются из доходов, полученных с лекций, изданий и т.п.

§ 6. Роспуск Комиссии.

При выполнении программы Комиссия самораспускается.

МИХАИЛУ - ВЕЧНОМУ ХРАНИТЕЛЮ ВЫСТАВОК

Вот опять пошла накладка –

Как же это понимать:

"Мать - анархия порядка!",

А еще короче - "Мать!..."

Если пить, но без закуски –

Могут выбросить в окно:

Все равно, какой ты – русский

Иль украинский Махно!

Экспонаты сторожите –

Спорт - здоровье - атлетизм!

Миша! Все же, покажите,

Где он, этот анархизм?!

Ведь вокруг - один порядок –

Где же "Мать ..." - и вся, и все?

Правда, мало шоколадок,

На нейтральной полосе.

И в милиции - все дома,

Хоть Аржанников ушел...

Крепки стены исполкома...

Пьют - все так же - хорошо!

А вокруг дома застряли

Городских кубов и призм.

Где вы, Миша, потеряли

Ваш программный анархизм?!

У Казанского собора

Три казанских сироты

Пели громко что-то хором,

Но про узость широты...

Поругать бы всех ушедших,

А пришедших - застолбить...

Год на выставке прошедших,

Нам нельзя никак забыть!

Миша ставит все по полкам,

В экспозиции нельзя:

"У Анархии – мысль с толком!"

Эту мысль – убить нельзя!!!"