Алексей Иваненко, студент СПбГУ, 19 лет

 

НАРОД-АНАРХИСТ

 

Сбудется ли либертарное общество? Будущего никто не может знать наперед. Мне кажется, что человека близкого к анархическим идеалам может обнадежить старое логическое правило: "Истинность суждения действительности влечет неопределенность суждения необходимости, но истинность суждения возможности". Другими словами, что было – то может быть. Существует ли исторический факт предвосхищения либертарного общества возможного будущего? Скорее всего, да. Это предвосхищение осуществили в недавнем прошлом эскимосы. Они показали, как можно жить в кайф на суровом Севере, обходясь без иерархии и государства. Описания быта и жизни эскимосов, которые составили европейские путешественники XIX века, сильно отличаются от представлений о первобытных народах, составленных классической наукой. Впрочем, эскимосов сложно назвать первобытными. Как народ, согласно современной археологии, они гораздо "моложе" цивилизованных древних египтян, ассирийцев и эллинов, но все же "старше" французов, таджиков и мексиканцев. Эскимосы не верили ни во что сверхъестественное. Согласно Гегелю, который ссылался на некоего капитана Перри,  эскимосы не имели никаких культов, они никому и ничему не поклонялись. Современный французский ученый и философ Клод Леви-Строс писал, что у этого народа не наблюдался даже тотемизм. Эскимосы отнюдь не боялись природы. От стихийных бедствий и болезней свой народ оберегали колдуны-"ангекоки" (нечто вроде экстрасенса, ученого и инженера в одном лице для "нашей" механической цивилизации). Эскимосы в результате долгой эволюции идеально вписались в свою экосистему. Эффективна их одежда: куртка с капюшоном из кожи тюленей, штаны из шкуры белого медведя, сапоги из шкуры овцебыка и меховые рукавицы. Уникальны и зимние жилища эскимосов из камней и дерна с вентиляционными отверстиями, не дающими сквозняка, и с длинными (до 9 м) выходными туннелями-шлюзами, которые призваны обеспечить полную теплоизоляцию дома. Триста лет назад эскимосы научились даже делать дома изо льда (иглу). Но самое интересное у этого народа – их общественная жизнь. Летом/днем группы эскимосов, состоящие из нескольких небольших семей, вкалывали, то есть сообща охотились на морских зверей и птиц, били острогой рыбу. Это продолжалось половину года. Зимой/ночью эти группы сбивались в общины по несколько сот человек в каждой и оттягивались. В эту половину года эскимосы жили за счет летних запасов, справляли общие праздники, пели песни, соревновались в разнообразных спортивных играх. Как писал совдеповский этнограф Л.А. Файнберг в своей книге "Очерки этнической истории зарубежного Севера", "община полярных эскимосов не имела ни выборного, ни наследственного старейшины". Эти эгалитарные децентрованные общины чисто умозрительно объединялись в некоторые целостности, которые имели один диалект, одно самосознание и одно название. В отношении собственности эскимосы владели тем, чем пользовались: мужчины – оружием, собаками, санями; женщины – домашней утварью; дети – игрушками. Поскольку эскимосы не знали государственного устройства, то они не знали и войн. Иногда у них происходили разборки с индейцами по поводу охотничьих угодий и женщин, во время которых они начинали гасить друг друга. Главным средством общинного осуждения у эскимосов Гренландии был стёб, а совсем не тюрьмы и штраф, как в цивилизованных странах. Лишь в исключительных случаях могла допускаться кровная месть. В семейной жизни эскимосы практиковали многоженство и обмен женами. Как пишет Л.А. Файнберг, "если жена охотника по беременности или по другим причинам не могла отправиться вместе с ним, он оставлял ее у одного из остававшихся в поселке мужчин, а взамен получал жену последнего". Эскимосские молодожены лишь некоторое время жили с родителями жены, а затем всегда отделялись и селились собственным домом. По мнению Клода Леви-Строса подобная практика препятствовала перерастанию семьи в клан и созданию иерархической структуры рода.

Конечно, нелепо было бы всем стать эскимосами. У русского народа есть свои традиции и зачатки будущего послереволюционного строя. Это такие факты подлинной прямой демократии как крестьянские сходы, новгородское Вече, казачий Круг (до интеграции казачества в государство), Советы 1917-1920 гг. Но подведем итоги:

1.            Либертарное общество возможно. (Жить без государства, власти, иерархии, крупной частной собственности, армий, тюрем и бюрократий – можно).

2.            Можно, а для нас сейчас и жизненно необходимо, жить в согласии с природой, не загрязняя и не покоряя ее.

 

23 января 1997 года