ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретическая потребность в научном познании анархизма получила некоторое удовлетворение.
Понятия об анархизме и его видах (отраслях) определены; главнейшие заблуждения устранены; самые замечательные анархистские теории, более или менее современные, подробно изложены. Мы познакомились с арсеналом анархизма. Мы видели все, что можно сказать против государства со всех возможных точек зрения. Мы познакомились с самыми различными формами жизни, призванными в будущем заменить государство. И переход от государства к этому новому строю нам указывали самым различными образом.
Тот, кто еще ближе хочет знать анархизм и заняться изучением менее важных теорий наряду с вышеизложенными, охватывая те и другие причинной связью исторических событий, тот теперь будет по крайней мере иметь основу для своего исследования. Он будет знать, какие теории и части их достойны изучения и на какие вопросы все они должны дать ответ.
Не одна неожиданность ожидает его в этой работе; учение Пизакане, почти неизвестного писателя, поразит его своей самобытностью, тогда как учение известного Моста явится не более, не менее как грубым переложением учения Кропоткина. В общем же такое исследование вряд ли стоит труда; почти все, что анархизм дал самобытного, содержится в изложенных учениях.
2. Точно так же и практическая потребность, побудившая нас заняться изучением анархизма, может быть теперь удовлетворена.
По отношению к анархизму одно обстоятельство выясняется вполне отчетливо: надо изучать его мужественно, спокойно и без предубеждении. Но едва ли мы достигнем чего-либо, если будем блуждать в потемках философско-юридического скептицизма либо пытаться рассеять тьму светом догматизма; следует, наоборот, устремить свой взор на путеводную звезду критицизма.
Что касается борьбы с анархизмом (или по крайней мере с одним из его видов — насильственными мерами) или того, в какой степени преступления, совершенные ввиду его осуществления, более важны, нежели другие политические или уголовные преступления, то это дело законодателей каждой страны в отдельности сообразно ее особым условиям жизни.
Толстой |
Тукер |
Кропоткин |
Бакунин |
Штирнер |
Прудон |
Годвин |
Учения
положительные |
|||||||
|
|
Кр |
Ба |
|
|
|
Генетические |
НАУЧЕНИЯ |
своим свойствам |
Учения отрицательные или анархистские –
подразделяются по: |
ФИЛОСОФСКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ
УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ |
|||
То |
|
|
|
|
Пр |
|
идеалистические |
Критические |
||||||
|
|
|
|
|
|
Го |
альтруистические |
эвдемонистические |
||||||
|
Ту |
|
|
Шт |
|
|
эгоистические |
тому, что ставят на место государства |
||||||
|
Ту |
Кр |
Ба |
|
Пр |
|
Федералистические |
|||||||
То |
|
|
|
Шт |
|
Го |
Самопроизвольные |
|||||||
|
|
|
|
|
Пр |
Го |
Реформистские |
способу перехода к новому строю |
||||||
То |
Ту |
|
|
|
|
|
непротивленские |
Революционные |
||||||
|
|
Кр |
Ба |
Шт |
|
|
насильственные |
|||||||
То |
|
|
|
Шт |
|
Го |
Аномистские |
к праву |
своему отношению |
|||||
|
Ту |
Кр |
Ба |
|
Пр |
|
Номистские |
|||||||
То |
|
|
|
Шт |
Пр |
Го |
Индоминистские |
|||||||
|
Ту |
|
|
|
|
|
индивидуалистические |
Доминистские |
к собственности |
|||||
|
|
|
Ба |
|
|
|
коллективистические |
|||||||
|
|
Кр |
|
|
|
|
коммунистические |