ГЛАВА 4
УЧЕНИЕ ПРУДОНА
4.1. Общие замечания
1. Пьер-Жозеф Прудон родился в Безансоне в 1809 году. В этом-то городе он и стал работать в типографии, а потом занимался этим же ремеслом и в других городах Франции. В 1838 году пособие Безансонской академии дало ему возможность поселиться в Париже для научных занятий. В 1843 году он вступает в деловой мир Лиона, а в 1847 году бросает этот город и окончательно переселяется в Париж.
В 1848—1850 годах Прудон издавал там различные журналы. В 1848 году он был избран членом национального собрания; в 1849 году основал народный банк. Несколько лет спустя был приговорен к трехлетнему тюремному заключению за нарушение законов о печати; наказание это он отбывал в Париже, не прерывая своей литературной деятельности.
После освобождения в 1852 году оставался в Париже до 1858 года, когда новый приговор за нарушение законов о печати, осудивший на 3 года тюрьмы, заставил его бежать в Брюссель. В 1860 году он был помилован и с тех пор жил в Париже постоянно до самой смерти, последовавшей в 1865 году.
Прудон написал много работ, главным образом по вопросам правоведения, общественной экономии и политики.
2. Из его сочинений, написанных до 1848 года, особую важность имеют книги «Что такое собственность? или Исследование управления об основах права» (1840), «Экономические противоречия, или Философия нищеты» (2 тома, 1846). Из сочинений, написанных с 1848 до 1851 года, следует обратить внимание на «Исповедь революционера» (1849) и «Общую идею революции XIX столетия» (1851). Наконец, после 1851 года мы отметим книги «О справедливости в революции и церкви; новые начала практической философии» (3 тома, 1858) и «О федеративном принципе и о необходимости возрождения революционной партии» (1863 год а не 1852, как думают Диль, с. 116, и Ценкер, с. 61).
Учение Прудона о праве, государстве и собственности подвергалось изменениям лишь в вопросах второстепенных; в общем же он ни разу не изменил своим взглядам. Мнение, будто Прудон колебался в основных своих воззрениях, проистекает от неправильного и изменчивого языка его писаний. Мы не можем здесь излагать развитие прудоновского учения и в спорных местах будем прибегать к сочинениям, написанным с 1848 по 1851 год, где он развил свое учение с особой ясностью и мощью.
3. Прудон свое учение о
праве, государстве и собственности называет анархизмом. «Какой образ правления
мы предпочтем? — О, можно ли об этом спорить? — ответит мне, пожалуй,
кто-нибудь из моих юных читателей; вы, республиканец. — Республиканец,
конечно, но это слово слишком неопределенно. Res publica — есть общественное дело; значит, всякий, кто стоит за
общественное дело, независимо от существующей формы правления — есть
республиканец. Короли — также республиканцы. — В таком случае вы — демократ? —
Нет. — Как? Вы склонны к монархии? — Нет. — К конституции? — Упаси Боже. —
Итак, вы — аристократ? — Совсем нет. — Вы желаете смешанной формы правления? —
Ни в коем случае. — Кто же вы, наконец? — Я
анархист».
4.2. Основы
Согласно Прудону, высшим законом для нас является справедливость.
Что такое справедливость? «Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству, где бы и в ком бы оно ни страдало и несмотря на опасность, сопряженную с его защитой».
«Я должен уважать и, если могу, заставить уважать моего ближнего, как самого себя: таково веление моей совести. На каком основании я обязан ему этим уважением? За его силу, дарование, богатства? Все это — внешние случайности, которые не заслуживают уважения. Либо за то уважение, которым он меня окружает? Нет, справедливость выше такого побуждения. Она не ждет взаимности; она утверждает, она уважает человеческое достоинство, даже во враге; это обстоятельство и делает возможным существование права войны; даже в убийце, которого мы казним, словно он потерял человеческий облик; отсюда уголовное право. Я уважаю в ближнем не дары природы, и не счастье; ни быка его, ни осла его, ни слугу его, как говорится в писании; даже не благо, которое я ожидаю от него в обмен: я уважаю в нем человека».
«Справедливость есть одновременно действительность и идея».
«Справедливость есть глубокое свойство нашей души, лежащее в основе всякого общественного существа; но она — не только свойство: она в то же время и идея, отношение, уравнение. Как известное свойство — она подвержена развитию; это развитие и составляет сущность человеческого воспитания. Как уравнение — в ней нет ничего изменчивого, произвольного, противоречивого; она — безусловна и незыблема, как всякий закон, и, подобно закону, общепонятна».
Справедливость — для нас высший закон. «Справедливость есть нерушимая мера всех человеческих деяний».
«Только она дает возможность определить и упорядочить явления общественной жизни, по своей природе неопределенные и противоречивые».
«Справедливость — есть центральная звезда, управляющая обществами, полюс, на котором вращается политический мир, основное начало и правило всех деяний. Все совершается между людьми во имя права; ничто без ссылки на справедливость. Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда лишь есть истолкование и воплощение справедливости».
«Вообразим себе общество, где над справедливостью преобладало бы, хотя и в ничтожной степени, какое-либо иное начало, допустим религия; либо где некоторые лица почитаются выше других: я говорю, что так как здесь справедливость, в сущности, уничтожена, то общество неизбежно погибнет, рано или поздно».
«Справедливость имеет то свойство, что вера в нее — незыблема и что она не может быть отвергнута либо отрицаема догматическим путем. Все народы призывают ее; даже в том случае, когда государственная власть ее нарушает, она стремится опереться на нее; религия только и существует для нее; скептицизм исчезает перед ней; ею только и сильна ирония; преступление и лицемерие преклоняются перед ней. Если свобода — не пустой звук, то она действует лишь в рамках права; и, несмотря на свои возмущения, свобода, в сущности, его не проклинает». «Все, что наша мудрость создала разумного о справедливости, заключено в пресловутом изречении: «Делай ближнему то, что сам себе желаешь; не делай ближнему того, чего сам себе не желаешь»».
4.3. Право
I. Во имя справедливости Прудон отвергает не право, но почти все законодательные нормы, особенно же государственные законы.
Государство «создаст столько законов, сколько будет интересов: и так как интересов бесчисленное множество, то законодательство должно работать непрерывно. Законы, указы, предписания, циркуляры, заключения градом сыплются на бедный народ. Очень скоро политическая почва покроется бумажным слоем, который геологам придется записать как бумажную формацию в ряду других земных переворотов. Конвент издал в 3 года, месяц и 4 дня одиннадцать тысяч шестьсот законов и декретов; Законодательное и Учредительное собрания создали их не меньше; Империя и последующие правительства работали так же усердно. В настоящее время Свод Законов содержит, говорят, более 50 тысяч законов; если бы народные представители выполняли свой долг как следует, это громадное число вскоре удвоилось бы. Мыслимо ли, чтобы народ и само правительство не терялись в этой путанице?..».
«Законы — для того, кто мыслит независимо, кто отвечает сам за себя, законы — для того, кто хочет и может быть свободным? Я хочу соглашения, но не законов; из них я ни одного не признаю, я возмущаюсь всяким приказанием, которое мнимо-необходимой власти угодно будет навязать моей свободной воле. Законы! Известно, что они собой представляют и чего стоят. Паутина для богатых и сильных, неразрывные цепи для слабых и бедных, рыболовные сети — в руках правительства».
«Немного законов, но зато хороших законов!? Это — невозможно. Ведь правительство должно уладить все интересы, разрешать все споры? Интересы же, по самой природе общества, — бесконечны, отношения между людьми — изменчивы и подвижны: как же возможно иметь мало законов? как они будут просты? как даже лучший закон вскоре не станет мерзким?».
II. Справедливость признает только одну единственную правовую норму, а именно: взаимный договор выполняется.
«Что понимают под взаимным договором? «Договор», гласит гражданское уложение, ст. 1101, «есть условие, по которому одно или несколько лиц обязуются по отношение к другому лицу или многим лицам, что-либо сделать либо чего-нибудь не сделать». «Для того, чтобы я был свободным, чтоб надо мной был лишь один закон, — мой собственный, — и чтоб я управлял сам собою, следует перестроить общественное здание на началах взаимного договора». «Идея договора должна быть для нас основной идеей политики».
Норма, по которой договор должен быть исполнен, будет покоиться не только на справедливости, но и на общем стремлении людей добиться выполнения заключенного договора, даже силой; ввиду этого норма эта будет не только нравственной заповедью, но и правовой нормой.
«Среди тебе подобных некоторые лица условились взаимно охранять свою веру и право, т. е. уважать правила, которые им указаны природой вещей как единственно способные обеспечить, в самой широкой мере, благосостояние, безопасность, мир. Хочешь ли принять их договор? вступить в их союз? Обещаешь ли уважать честь, свободу и достояние братьев твоих? Обещаешь ли никогда не присваивать ни силой, ни обманом, ни лихоимством, ни игрой то, что твой ближний создал либо чем он владеет? Обещаешь ли никогда не лгать и не обманывать, ни на суде, ни при торговых или иных сношениях? Ты свободен принять его или отвергнуть!
Если ты его отвергнешь, то уйдешь в общество дикарей. Ты отрекся от человеческого рода и стал подозрительным. Ничто тебя не охранит. За малейшее оскорбление первый встречный может на тебя поднять руку: за это он ответит лишь как за ненужную жестокость в обращении с диким зверем.
Если же, наоборот, ты примешь договор, то войдешь в общество свободных людей. Все братья твои взаимно обязуются и обещают тебе верность, дружбу, помощь, услуги, сообщество. В случае нарушения договора с твоей или с их стороны по небрежности, вспыльчивости, злобе вы отвечаете друг перед другом за убытки, за беспокойство и тревогу, которую вы причинили: эта ответственность, смотря по тяжести и многократности вероломства, может привести даже к изгнанию и казни».
4.4. Государство
Ввиду того, что Прудон признает лишь одну правовую норму, а именно: взаимно-заключенный договор должен быть выполнен, то он и может допустить лишь одно юридическое взаимоотношение, а именно: отношение договаривающихся сторон. Государство же, основанное на особых правовых нормах, связывает людей, не заключивших никакого взаимного договора, и должно быть отвергнуто.
I. И, действительно, Прудон отрицает государство безусловно, независимо от времени и места; он даже считает его одним из самых противных справедливости юридических взаимоотношений.
«Власть человека над человеком есть рабство». «Кто стремится управлять мною, тот — насильник и тиран. Я объявляю его своим врагом». «В каждом обществе власть человека над человеком стоит в обратном отношении с достигнутым в нем уровнем духовного развития, и вероятная долговечность этой власти может быть предсказана на основании более или менее общего стремления к истинному устройству, т. е. устройству, согласному с наукой».
«Всякое управление — незаконно. Ни наследственность, ни выборы, ни всеобщее голосование, ни прекраснодушие верховного владыки, ни освящение веками и религией не могут сделать правление законным. В какой бы то ни было форме, монархической, олигархической, демократической, управление или власть человека над человеком — незаконна и нелепа». Особенно «демократия есть ничто иное, как конституционный произвол, сменяющий другой конституционный произвол. Она не имеет никакой научной ценности, и в ней следует видеть лишь переходную ступень к единой, нераздельной республике».
«Не успела власть воцариться на земле, как стала предметом всеобщего честолюбия. Власть, правительство, держава, государство — все эти слова означают одно и то же; каждый в них видит средство угнетения и насилия над ближними. Самодержцы, доктринеры, демагоги и социалисты неизменно обращают свои взоры на власть как на свою единственную цель». «Все партии, без исключения, поскольку они стремятся к власти, суть разновидности самодержавия, и не будет у граждан свободы, порядка в обществе, единения трудящихся, пока отречение от власти не сменит в политическом катехизисе веру во власть. «Довольно партий; довольно власти; безусловная свобода личности и гражданина!» В трех словах я изложил мои общественно-политические идеалы».
II. Справедливость требует замены государства общежитием, основанным на той правовой норме, по которой взаимный договор должен быть выполненным.
Это общежитие называется Прудоном «Анархией», позже — «Федерацией».
Дружественное сожительство людей останется и после устранения государства. Уже в 1841 году Прудон стремится «отыскать систему безусловного равенства, где бы все современные учреждения, за исключением собственности, т. е. злоупотреблений ею, не только нашли себе место, но и сами стали бы орудиями равенства: личная свобода, разделение властей, прокуратура, суд присяжных, судебная и административная организация».
Но людей удержит в обществе не сила верховной власти, а правовая сила договора. «Действительно, когда я договариваюсь о каком-либо предмете с одним или многими из моих сограждан, ясно, что в этом случае единственным законом для меня является моя воля; выполняя взятое на себя обязательство, я сам для себя правительство. Если бы, однако, договор, заключаемый мною с несколькими лицами, мог быть распространен на всех; если бы все могли его взаимно возобновлять; если бы каждая группа граждан, коммуна, кантон, департамент, корпорация, товарищество и т. д., образованные подобным договором и рассматриваемые как юридические лица, могли потом входить в соглашение с каждым лицом из других групп и со всеми, то это было бы бесспорное повторение моей воли до бесконечности. Я был бы уверен в том, что созданный таким путем во всей республике закон, по почину миллионов разных лиц, был бы всегда ничем иным, как моим собственным законом. Если бы этот новый порядок вещей назвали правительством, то и правительство было бы мое. Порядок договорный, сменив собой порядок законодательный, создаст истинное управление человека и гражданина, истинное народовластие, республику».
«Республика есть такая организация, в которой все мнения, все поступки — свободны, и народ, в силу этого самого разнообразия мнений и волевых актов, мыслит и действует, как один человек. В республике всякий гражданин, действуя так, как ему хочется, непосредственно участвует в законодательстве и правлении подобно тому, как он участвует в производстве и обращении богатств. В ней всякий гражданин есть царь, ибо у него — полнота власти, он царствует и правит. Республика есть положительная анархия. Это не свобода, подчиненная порядку, как в ограниченных монархиях, не свобода, закованная в порядок, как во временном правительстве. Это — взаимная свобода, а не свобода ограниченная; свобода, не дочь порядка, а мать порядка».
Анархия нам кажется всегда «верхом беспорядка и настоящим хаосом. Рассказывают, что один парижский мещанин XVII столетия, услыхав, что в Венеции совсем нет короля, до того изумился, что едва опомнился и чуть не умер со смеху.
«Таковы наши предрассудки».
В противоположность этому Прудон в общих чертах рисует план анархического устройства общественной жизни, чтобы иметь возможность выполнить те задачи, которые сейчас выполняются государством.
Он начинает с примера. «Много веков духовная власть была отделена от светской. Должен сказать, что полного отделения никогда не было, и потому централизация всегда была слабой, к великому ущербу как для духовенства, так и для верующих. Только в том случае было бы полное отделение, если бы светская власть не только не вмешивалась в таинства, в богослужебные обрядности, в приходскую жизнь, но и в назначение епископов.
Была бы затем большая централизация и, следовательно, более правильное управление и в том случае, если бы народ имел право в каждом приходе выбирать своих пастырей или не выбирать их совсем; если бы священники по епархиям сами выбирали себе епископов; если бы собрание епископов самостоятельно вело духовные дела, преподавание богословия и богослужение. Таким отделением духовенство перестало бы быть в руках государственной власти орудием насилия над народом, благодаря же применению всеобщего голосования обособленное духовное ведомство, вдохновляемое народом, а не правительством или папой, было бы в постоянной гармонии с потребностями общества, с умственным и нравственным уровнем граждан. Итак, для того чтобы снова стать на путь органической, общественно-экономической истины, следует: 1) уничтожить нагромождение властей, отняв у государства право назначать епископов, и окончательно отделить церковь от светской власти; 2) обособить самую церковь путем применения постепенных выборов; 3) в основание духовной власти, как и всякой другой государственной власти, положить всеобщее голосование. При этой системе то, что теперь является правительством, станет не более как управлением; вся Франция будет централизована в области духовных дел; уже ввиду одной только выборной самостоятельности страна будет править сама собою, и не только в делах веры, но и в житейских делах: над ней никто не будет стоять. Понятно, что если бы удалось точно так же организовать страну и в светском отношении, то воцарились бы совершенный порядок, сильнейшая централизация, и не было бы надобности в том, что мы называем теперь установленной властью, или правительством».
Другой пример. «Суд со своими разнообразными отраслями, своей иерархией, несменяемостью, объединением в одном ведомстве свидетельствует о присущей ему склонности к централизации. Но он не подчинен истцам; он всецело в распоряжении исполнительной власти; он подчинен не стране путем выборов, а правительству, президенту или королю, по назначению. Из этого следует то, что истцы отданы на произвол своих судей подобно тому, как прихожане отданы своим священникам, народ принадлежит чиновникам, словно вечное наследство; истец — для судьи, а не судья — для истца. Примените всеобщее голосование и постепенные выборы к судебному ведомству, как это мы сделали с духовным; упраздните несменяемость — это самоотречение от выборного права; отнимите у государства всякое давление, всякое влияние на суд; пусть он, обособленный и централизованный в себе, зависит лишь от народа, и вы отымете у власти одно из самых могучих орудий насилия; вы сделаете из правосудия оплот свободы и порядка; и, если допустить, что народ, от которого должны исходить путем всеобщего голосования все власти, не будет сам себе противоречить, вы обеспечены, что разделение властей не породит столкновений; вы можете смело решить, что, в принципе, разделение и равновесие — впредь будут синонимами».
Затем Прудон касается армии, пошлин, земледелия, торговли, общественных работ, народного просвещения, финансов, повсюду требует для них самостоятельности и централизации на основе всеобщей подачи голосов.
«Для того чтобы народ мог проявить свое единство, надо, чтобы он был объединен в религии, правосудии, военной силе, земледелии, промышленности, торговле, финансах; одним словом, объединен во всех своих проявлениях и силах, надо, чтобы централизация совершалась снизу вверх, от окраин к центру, и чтобы все должности были независимы и управлялись сами собой. Объедините потом представителей всех этих управлений и вы получите совет министров — исполнительную власть, которая отлично сможет обойтись без государственного совета. Поставьте надо всем этим высший суд присяжных, законодательное или национальное собрание, созванное непосредственно всей страной и уполномоченное не назначать министров — это делает сам народ, — а проверять счета, составлять законы, устанавливать бюджет, улаживать споры между разными ведомствами, решать все, выслушав предварительно заключение государственного прокурора или министра внутренних дел, где будет впредь сосредоточено все управление: у вас получится централизация тем более крепкая, чем более вы умножите число центров; явится ответственность тем более действительная, чем резче будет проведено разделение властей, и у вас будет политическая и вместе с тем общественная конституция».
4.5. Собственность
Так как Прудон признает только одну правовую норму, а именно: заключенный договор должен быть выполнен, то он может признать и одно юридическое взаимоотношение, а именно: юридическое отношение сторон, заключающих договор. Поэтому собственность, основанная на особенных юридических нормах и связующая людей, не заключивших между собой никакого договора, наравне с государством должна быть отвергнута.
I. Действительно,
Прудон безусловно отрицает собственность независимо от пространства и времени;
он даже считает ее правоотношением, наиболее противоречащим справедливости.
«По определению, собственность есть право пользования и злоупотребления, т. е. неограниченное и безответственное господство человека над своею личностью и имуществом. Если бы собственность перестала быть правом злоупотребления, то она перестала бы быть собственностью. Разве собственник не имеет права отдать свое имущество кому угодно, равнодушно смотреть на пожар у соседа, препятствовать народному благу, расточать родовое имущество, эксплуатировать и грабить рабочего, скверно производить и скверно продавать? Разве собственность не святая вещь для законодателя именно потому, что порождает злоупотребления? Разве можно представить себе собственность, пользование которой было бы определено полицией, а злоупотребление каралось ею? И разве, наконец, не очевидно, что если бы ввели справедливость в собственность, то уничтожили бы самую собственность, подобно тому, как закон, внеся приличие в наложничество, этим самым уничтожил наложничество».
«Грабят:
1. как разбойники на большой дороге,
2. в одиночку или шайкой,
3. со взломом,
4. посредством утайки,
5. злостным банкротством,
6. посредством подлога частных и общественных бумаг,
7. подделкой монет,
8. посредством вероломства,
9. мошенничества,
10. обмана,
11. посредством игры и лотерей,
12. ростовщичеством,
13. взимая ренту, арендную плату, плату за наем,
14. в торговле, когда доходы купца превышают должное вознаграждена за его труд,
15. наживаясь на своем товаре, пользуясь теплым местом и огромными окладами».
При воровстве, запрещенном законами, люди употребляют открыто и единственно силу и хитрость; но при воровстве, допускаемом законом, они скрываются за приносимой пользой, которой и действуют, как ловушкой, для обирания своих жертв.
Открытое применение насилия и хитрости было единодушно отвергнуто уже давно; но «ни один народ не мог до сих пор избавиться от воровства в его сочетании с талантом, трудом и собственностью». В этом смысле, «собственность — есть воровство»; «эксплуатация слабого сильным» «вопреки праву»; «самоубийство общества».
II. Справедливость требует, чтобы собственность уступила место распределению богатств, основанному на правовой норме, по которой договор должен быть выполнен.
Прудон называет собственностью часть богатств, доставшуюся каждому по договору. В 1840 году он требовал замены собственности личным владением и думал, что одной только этой заменой удастся искоренить зло на земле. Но уже в 1841 году пояснял, что под собственностью он разумеет лишь ее злоупотребления; тогда-то он и требовал введения немедленно осуществимого общественного устройства, в котором могли бы найти себе место право торговли и обмена, право наследования по прямой и побочной линии, право первородства и право завещания. В 1846 году он говорит: «В один прекрасный день преобразованная собственность получит положительный, совершенный, общественный и истинный смысл; новая собственность заменит старую и будет для всех одинаково истинной и одинаково благотворной». В 1848 году он заявляет: «Так как высшим основанием и содержанием собственности является человеческая личность, то она не может исчезнуть: собственность должна жить в сердце человека, как постоянное побуждение к труду, как соперник, без которого работа ослабела бы и умерла». А в 1858 году он говорит точнее: «То, чего я ищу с 1840 г., определяя понятие собственности, то, чего я хочу теперь, — это не разрушения, я повторял это не раз: иначе я с Руссо, Платоном, с самим Луи Бланом и всеми противниками собственности впал бы в коммунизм, против которого я решительно восстаю; то, чего я требую для собственности, это — равновесия», т. е. «справедливости».
Во всех этих выражениях собственность означает не что иное, как часть богатств, которой может располагать каждый на основании договоров, на которых должно быть построено общество. Та собственность, которую признает Прудон, не может быть какой-нибудь особой правовой нормой, но только применением единственного им признаваемого юридического отношения, а именно: договорного отношения.
Она не может обеспечить покровительства группе людей, определенной юридическими нормами, но только той группе людей, которые взаимно обеспечили себе известное количество богатств. Итак, Прудон употребляет здесь слово «собственность» в переносном смысле: в собственном смысле собственность означает лишь часть богатств, предоставленных личности особыми юридическими нормами в несвободном юридическом взаимоотношении.
Если Прудон требует во имя справедливости известного распределения собственности, то это означает только, что договоры, на которых должно быть построено все общество, должны установить способ распределения богатств, а именно: чтобы каждый пользовался плодом своего труда.
1. «Представим себе богатство в виде массы, связанной химической силой, к которой беспрерывно притекают новые элементы, соединенные между собой в различных соотношениях, но по известному закону: ценность есть то отношение (мера), по которому каждый из этих элементов составляет часть целого». «Итак, я предполагаю силу, которая связывает различные элементы богатства в известном соотношении и делает из них однородное целое». «Сила эта — труд. Труд, и только труд, производит все элементы богатства и соединяет их всецело согласно закону, в изменчивом, но определенном отношении». «Всякий продукт есть символический знак труда».
«Каждый продукт может быть обменен на другой».
«Если портной за один рабочий день получит десять дней ткача, то это будет то же самое, как если бы ткач десять дней своей жизни отдал за один день жизни портного. Это-то и бывает, когда крестьянин платит нотариусу 13 франков за бумагу, которую тот написал в один час: и это неравенство, эта несправедливость в обмене есть самая мощная причина нищеты. Всякое нарушение меновой справедливости означает, что рабочий приносится в жертву, что кровь одного человека переливается в тело другого».
«Я требую для собственности равновесия. Недаром народный гений вооружил правосудие весами, этим орудием точности. Действительно, справедливость по отношению к народному хозяйству есть не что иное, как вечные весы; или, выражаясь точнее, справедливость при распределении богатств есть обязанность, возложенная на каждого гражданина и на каждое государство, сообразоваться при деловых сношениях с законом равновесия, который проявляется везде в экономической жизни и нарушение которого, случайное или умышленное, порождает тьму бедствий».
2. По Прудону, только одна взаимность может дать каждому полностью плоды его труда, и поэтому-то он и называет свое учение «теорией взаимности (мутуальности)». «Взаимность выражена в заповеди: делай ближнему то, чего себе желаешь; политическая экономия перевела эту заповедь на знаменитую формулу: товары обмениваются на товары. Все же зло, губящее нас, происходит и оттого, что позабыт и нарушен закон взаимности. Исцеление зависит целиком от воплощения этого закона. Организация наших взаимных отношений — в этом вся суть общественной науки».
Прудон в торжественном заявлении, которое он предпосылает общественному договору «народного банка», говорит: «Я заявляю, что в моей критике собственности, или, лучше сказать, совокупности учреждений, от нее исходящих, я никогда не имел в виду затрагивать личных прав, признанных предшествовавшими законами, ни оспаривать законность благоприобретенных имуществ, ни требовать произвольного распределения богатств, ни препятствовать свободному и правильному приобретению собственности посредством купли и обмена; я также никогда не имел в виду верховным указом воспретить или уничтожить поземельную ренту и проценты на капитал. Я полагаю, что все эти проявления человеческой деятельности должны оставаться свободными и доступными для всех; я допускаю для них лишь те изменения, ограничения, отмены, которые естественно и неизбежно вытекают из всеобщего применения принципа взаимности и предлагаемого мною синтетического закона. Вот завещание всей моей жизни и смерти. Только тому, кто может лгать перед лицом смерти, я позволяю сомневаться в его искренности».
4.6. Осуществление
Преобразование, требуемое справедливостью, должно совершиться следующим образом: люди, познавшие истину, должны убедить других в великой необходимости этого преобразования ради справедливости, и таким путем право преобразуется, государство и собственность исчезнут и наступит новая эра. «Как только идея начнет распространяться», наступит новая эра; но для того, чтобы она наступила, надо «распространять идею».
I. Единственное средство осуществить этот переворот — это убедить людей в том, что справедливость его требует.
1. Прудон отвергает все иные средства. Его учение находится «в согласии с конституций и законами». «Пусть будет сначала революция, говорят нам, просвещение придет потом». «Как будто революция не есть, именно, просветление умов!..». «Чинить самосуд путем кровопролития, это — крайность, которая встречается, пожалуй, у золотоискателей в Калифорнии, но да сохранит нас судьба во Франции от этой крайности!»
«Несмотря на насилия, свидетелями которых мы были, я не думаю, чтобы впредь для удовлетворения своих прав и ради мести за обиды свободе понадобилось насилие. Разум поможет нам лучше; а терпение, как и революция, непобедимо».
2. Но как убедить людей, «как распространять идею, когда буржуазия враждебно настроена; когда народ, отупевший от рабства, полный предрассудков и дурных инстинктов, равнодушен, к ней; когда ученые, академия, печать клевещут; когда суды свирепствуют, а правительство все подавляет? Но будем спокойны: как отсутствие идей губит лучшие предприятия, точно так же борьба против идей лишь способствует развитию революции. Разве вы не видите, что господство власти, неравенства, случайности, небесного спасения и государственного порядка сделалось для обеспеченных классов, совесть и сознание которых этим возмущается, еще более невыносимым, чем для черни, которая терпит голод».
3. Прудон находит, что лучшее средство убедить народ заключается в том, чтобы дать ему в государстве, не нарушая законов, «пример свободной, независимой и полной централизации», основываясь на началах будущего общественного строя. «Возбудите общественное творчество, без которого народ будет вечно в бедственном состоянии, а усилия его бесплодны; научите народ создавать для себя, без помощи властей, благосостояние и порядок».
Прудон пытался дать подобный пример основанием народного банка.
Целью этого «народного банка» было — «обеспечить труд и благосостояние всем производителям, организуя их соответственно как началу, так и цели всякого производства, т. е., другими словами, как капиталистов, так и потребителей».
«Народный банк должен был быть собственностью всех граждан, желающих пользоваться его услугами; с этой целью они вкладывают в него свои капиталы, если считают, что металлический фонд некоторое время еще необходим для него; они, во всяком случае, обещают учитывать в нем все обязательства и принимать в уплату его бумаги. Вследствие этого народный банк, работая на пользу своих же вкладчиков, не должен брать процентов ни за ссуду, ни за учет: он должен взимать лишь самое небольшое вознаграждена для уплаты жалования и на покрытие расходов.
Итак, кредит был даровым!.. Стоило только осуществить эту мысль, и она принесла бы бесконечный ряд последствий».
Народный банк, «служа образцом народной самодеятельности как в деле управления, так и общественного хозяйства, объединенных отныне в одном синтезе, становился для пролетариата одновременно путеводной звездой и орудием освобождения: он создавал политическую и экономическую свободу. И подобно тому, как всякая философия, всякая религия есть метафизическое или символическое выражение народного хозяйства, так и народный банк, изменяя материальные основы общества, обусловливал бы философскую и религиозную революцию; так, по крайней мере, думали его основатели».
Чтобы лучше понять это, мы изложим некоторые статьи из общественного устава народного банка.
«Статья 1. — Основывается торговое общество под именем общества народного банка между гражданином Прудоном, здесь присутствующим, и теми лицами, которые, сделавшись акционерами, признают настоящий устав.
Статья 3. — ... Общество будет действовать как товарищество на вере: ответственным членом общества является гражданин Прудон, другие соучастники являются пайщиками и отвечают лишь капиталом, вложенным в акции.
Статья 5. — ... Фирма называется: П.-Ж. Прудон и компания.
Статья 6. — .. .Кроме членов этого торгового общества каждый гражданин приглашается вступить в народный банк в качестве сотрудника. Для этого достаточно подчиниться его уставу и принимать его бумаги.
Статья 7. — Так как народный банк способен к неограниченному развитию, то его возможная продолжительность не ограничена. Но, подчиняясь предписаниям закона, банк основывается на девяносто девять лет со дня его окончательного устройства.
Статья 9. — ... Главное начало народного банка — есть даровой кредит и обмен: назначением его является не производство, а обращение ценностей; средство — взаимное соглашение производителей и потребителей. Вследствие этого банк может и должен работать без капитала.
Эта цель будет достигнута, когда вся масса производителей и потребителей примет устав общества.
До тех же пор общество народного банка применяясь к установившимся обычаям и предписаниям закона, а особенно с целью приобрести возможно большее число участников должно образовать основной капитал.
Статья 10. — Капитал народного банка состоит из пяти миллионов франков, разделенных на миллион акций по пяти франков каждая.
Общество окончательно будет основано и начнет свои действия, когда будут подписаны десять тысяч акций.
Статья 12. — Выпуск акций производится по нарицательной цене; акции не приносят процентов.
Статья 15. — Главнейшие операции народного банка следующие:
1. Увеличение наличного капитала путем выпуска бумажных билетов;
2. Учет векселей за двумя подписями;
3. Учет заказов и фактур;
4. Ссуды под залог движимостей;
5. Кредит под поручительство;
6. Выдача ссуд под залог недвижимости;
7. Платежи и взыскания. Сюда прибавляются еще:
8. Сберегательные, вспомогательные и пенсионные кассы;
9. Страхование;
10. Хранение вкладов;
11. Составление баланса.
Статья 18. — В противоположность обыкновенным банковым векселям, платимым по приказанию и наличными деньгами, вексель народного банка есть вексель, имеющий общественный характер бессрочности, по которому уплачивается по предъявлении всяким членом банка или его сотрудником товарами либо трудом.
Статья 21. — Члены обязуются закупать все предметы потребления, которые может предложить им общество, преимущественно у членов того же банка, а делать заказы исключительно у соучастников и товарищей.
Равным образом каждый производитель или торговец, примкнувший к народному банку, обязуется доставлять другим участникам предметы своей торговли или своей промышленности по уменьшенным ценам.
Статья 62. — Главное помещение народного банка находится в Париже.
Цель его — открывать постепенно отделения в каждом округе и иметь агента в каждой общине.
Статья 63. — Как только позволят обстоятельства, настоящее общество будет переименовано в анонимное, так как форма эта, согласно желанию основателей, позволяет осуществить тройное начало: 1) избрание должностных лиц; 2) разделение и независимость должностей; 3) личную ответственность каждого служащего».
II. Как только люди убедятся, что сама справедливость требует этого переворота, «деспотизм падет сам собой в силу своей ненужности»; государство и собственность исчезнут, право преобразуется и наступит новая эра.
«Революция не действует по старым государственным заветам аристократическим или династическим.
Она есть право, равновесие сил, равенство. Ей нечего завоевывать земли, порабощать народы, защищать границы, строить крепости, содержать армию, пожинать лавры, поддерживать европейский концерт. Мощь ее экономических учреждений, безвозмездность ее кредита, величие ее мысли, — достаточно для того, чтобы изменить весь мир». «Все угнетенные и эксплуатируемые — союзники революции: появись только она, и вселенная протянет ей руки».
«Я желаю мирной революции; я желаю, чтобы в осуществлении моих желаний приняли участие те самые учреждения, которые подлежат отмене, и те правовые начала, которые придется дополнить. Пусть новое общество будет свободным, естественным и неизбежным развитием старого, и пусть революция, уничтожая старый порядок вещей, будет, тем не менее, его завершением». Народ, понявший свои истинные интересы, заявит свое желание переменить не одно правительство, а весь общественный строй; и тогда растворение государства в экономическом организме совершится так, как мы не можем еще предвидеть.