ВВЕДЕНИЕ

1. Мы имеем как теоретическую, так и практическую необ­ходимость в научном познании анархизма.

Мы хотели бы понять самую сущность движения, которое сме­ет оспаривать неоспоримое, отрицать все почитаемое и которое, тем не менее, с каждым днем завоевывает все больше сторонников.

Кроме того, мы хотели бы знать, следует ли нам бороться с этим движением силой, должны ли мы охранять существующий строй или, по крайней мере, его мирную эволюцию либо искоре­нить решительными мерами крупное зло.

2. Как большая публика, так ученые и государственные люди безусловно не имеют ясного понятия об анархизме. Да будет нам позволено привести небольшой перечень разных мнений по этому вопросу.

Высший закон анархизма есть закон исторической эволюции (Анархизм и его апостолы, с. 1—24, 125, 127; Райхесберг, с. 27).

Высший закон анархизма есть всеобщее счастье (Ленц, с. 3).

Высший закон анархизма есть справедливость (Бернацик, Jahrbuch, 19, с. 2, 3).

Сущность анархизма есть отрицание всякой программы (Ленц, с. 5).

Цели анархизма — только отрицательные (Криспи: Daily Май, 1898, №807, с. 4).

Слово «анархизм» весьма ясно указывает как отрицательную и разрушительную стороны, так и положительно-творческую часть теории (фон-Гамель: Отчет, с. 112).

Своеобразие анархизма заключается единственно в его уче­нии о будущем обществе (Адлер: Handworterbuch, I, с. 321).

Самую сущность анархизма составляют его положительные стороны (Райхесберг, с. 13).

Анархизм отвергает право (Штаммлер, с. 2, 4, 34, 36; Ленц, с. 1,4).

Анархизм отвергает общежитие (Силио: La Espana moderna, 61, с. 145; Гарро, с. 12; Райхесберг, с. 16; Трипельс: Отчет, с. 253).

Анархизм отвергает лишь государство (Бернштейн: Neue Zeit, 101, с. 359; Бернацик: Jahrbuch, 19, с. 3).

В будущем обществе анархистов не будет совсем обяза­тельств, вытекающих из взаимного договора (Райхесберг, с. 30).

Анархизм пытается осуществить общественный порядок пу­тем взаимных договоров между общинами и областями, орга­низованными на федеративных началах (Ломброзо, с. 3).

Анархизм отвергает всякую собственность (Силио: La Espana moderna, 61, с. 145; Дюбуа, с. 213).

Анархизм отвергает лишь частную собственность (Ломбро­зо, с. 31; Проаль, с. 50).

Есть анархизм двоякого рода: анархизм индивидуалистиче­ский и анархизм коммунистический (Риенци, с. 9; Штаммлер, с. 28—31; Мерлино, с. 18, 27; Шоу, с. 23).

Есть три рода анархизма: анархизм индивидуалистический, анархизм коллективистический и анархизм коммунистический (Die historiche Entwickelung des Anarchismus, с. 16; Ценкер, с. 161).

Анархизм стремится к цели преступными средствами (Гар­ро, с. 6; Ленц, с. 5).

Анархизм пытается вызвать насильственную революцию (Серниколи, с. 2,116; Гарро, с. 2; Райхесберг, с. 38; фон-Гамель: Отчет, с. 113).

Анархизм ищет осуществления путем пропаганды действи­ем (Гарро, с. 10, 11; Ломброзо, с. 34; Ферри: Отчет, с. 257).

Анархизм отвергает насилие и пропаганду действием (Маккей: Magazin, 67, с. 913—915; Die Anarchisten, с. 239—243).

Насилие и пропаганда действием вовсе не непременно свя­заны с анархизмом (Ценкер, с. 203—204).

3. Тот, кто желает изучить анархизм научным образом, дол­жен иметь в виду два условия.

Прежде всего ему необходимо знать важнейшие работы анар­хистов. Это — не так легко. Анархистские сочинения редко име­ются в общественных библиотеках. Подчас они до такой степе­ни редки, что частному человеку бывает трудно достать даже наиболее видные из них.

Ввиду этого понятно, что из всех трудов, посвященных анар­хизму, есть только один, основанный на глубоком знакомстве с источниками. Это сочинение «Die historiche Entwickelung des Anarchismus» («Историческое развитие анархизма»), вышедшее в Нью-Йорке в 1894 г. без имени автора. Эта брошюра дает на 15 страницах такое богатое изложение вопроса, какое предпола­гает в авторе поразительное знакомство с анархистской литера­турой. Две другие, более объемистые, работы покоятся на от­носительном знании коммунистической литературы, это — «L'anarchia e gli anarchci, studio storico e politico di E. Sernicoli», 2 volumi, Milano, 1894 («Анархия и анархисты», историко-политический очерк) и «Der Anarchismus, kritische Geschichte der anarchistischen Theorie» von E. V. Zenker, Jena, 1895 («Анархизм, критическая история анархистской теории»).

Тот, кто хочет основательно изучить анархизм, должен, кроме того, хорошо знать право, общественную экономию и философию. Анархизм рассматривает юридические учреждения по их экономическим влияниям, и все это с философской точки зре­ния. Ввиду этого, для того чтобы его хорошо понять и не впасть во тьму ошибок, надо не быть чуждым тем философским, юри­дическим и общественным понятиям, которые он применяет или из которых вытекает. Из всех работ по анархизму наиболее удов­летворяет этим условиям небольшое сочинение Рудольфа Штаммлера «Теория анархизма» («Die Theorie des Anarchismus», Berlin, 1894).