А.С.Дембицкий

А БЫЛ И ТАКОЙ СЪЕЗД… 90 ГОДКОВ НАЗАД…

"… анархия вовсе не означает беспорядка и произвола. Анархия, напротив, стремится водворить гармонию и порядок во всех общественных отношениях. Она есть только отрицание той утеснительной власти, которая подавляет всякое свободное развитие общества".

Софья Илларионовна Бардина, речь на "процессе 50-ти" 9 марта 1877 год.

Но осознание русскими анархистами себя как ОТДЕЛЬНОЙ, ОСОБОЙ общественнопреобразующей силы произошло гораздо позже. В 1900-03 годах, за границей – через небольшие анархогруппы русских рабочих в США, Германии, Франции и Болгарии, возникших не без влияния и участия местных наиболее просвещенных и последовательных коллег, уже отрезвевших от социалдерьмократства (пока еще запрещенного и малоизвестного в РИ). И через издания политизгнанников в Лондоне и Женеве. Первый печатный орган русского анархизма "Хлеб и Воля" начал издаваться в 1903 году П.А.Кропоткиным, М.А.Гольдсмит, супругами Г. и Л. Гогелия, В.Н.Черкезовым. К концу 1904 года на территории Империи действовало уже 29 анархогрупп и организаций в 27 городах и иных населенных пунктах (данные полицаев, само собой – неполные).

Из личного опыта мы хорошо знаем, что безначальникам, безнасильникам, безкорыстникам, взаимноширокотерпимым труднее всего организовываться и договариатьсяпоэтому и следует считать I Лондонский съезд (…XII – 1904) первой анархической победой, а значит и нашим праздником. Ведь тогда удалось утвердиться в принципах стратегии и тактики:

1.       цель – "социальная революция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их АНАРХИЧЕСКИМ коммунизмом".

2.       начало движения к ней – "всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях", переходящая в основную борьбу путем "восстания и прямого нападения, как массового, так и личного, на угнетателей и эксплоататоров".

В отличие от всех иных и революционных, и реформаторских объединений, движений, партий и т.п. анархисты НЕ ЗАЧИСЛЯЛИ ОГУЛОМ во враги человеческие целые "классы", политгруппы, профессии, ибо как люди с обостренным чувством собственной личности и личной свободы лучше всех их (а может быть и единственные среди них) понимали – общественное положение мало что определяет в индивидуальных свойствах человека, а делить общество на "большинство" и "меньшинство" нужно лишь властникам, политделягам, политжулью.

На съезде было единодушно зафиксировано и подчеркнуто решение быть отдельной, самостоятельной силой, независимой ни от каких общественных организаций, а всякое сотрудничество с партиями исключалось как неизбежная ИЗМЕНА АНАРХИЗМУ. Особо было подчеркнуто неприятие, отталкивание от социал-демократии – государственнического, вождистского, а зачастую – и диктаторского, схоластического  "заблуждения" (Эх! Хорошо вам было быть добрыми и вежливыми! ТОГДА!!!) В противовес означенным, форма организации была провозглашена (и, слава Богу, осталась по сей день!) "…ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ И ГРУПП МЕЖДУ СОБОЙ" и полная самостоятельность местных организаций в первую очередь – в формах и методах борьбы (включая так называемый "террор").

По иным вопросам теории и практики общих точек зрения не оказалось. Организованный "хлебовольцами" съезд собрал не только анархокоммунистов, но и представителей почти всех направлений безгосударственной мысли. Однако не было сектантского разбредания по углам для дристания "манифестами" и "декларациями"; взаимообсирания и состязаний в гонках гнилых самолюбий, претензий на монополию в истине – НЕ БЫЛО!

Была совместная работа взаимоуважающих людей, объединенных ненавистью к общему врагу. Пример и урок нам, соратники.