ДЕСЯТИЛЕТИЕ БУНТА В ГРЕЦИИ

По мнению государства - террорист всякий, кто борется и сопротивляется,

тем не менее, государство – единственный террорист, которого мы знаем.

"A-nevs" №1

Первые признаки того, что на Грецию наступают "бунтующие" 80-90 годы, появились еще в конце 70-х, когда в 1978 году произошли первые оккупации университетов, сопровождаемые быстрым ростом анархического и автономного движения. Как заметили товарищи из Инициативы Анархистов Салоников: "они стали сигналом того, что май 1968 года остановился в Греции". Но это был только пролог, а настоящие события развернулись в 1985 году и продолжаются сегодня.

Людей живущих по соседству с площадью Эксархия в центре Афин уже не удивишь демонстрацией. Они стали привычными в лето 1986-го. Когда после вечернего часа пик центр города пустел, на площадь устремлялись сотни мо­лодых людей, ритмично скандировавших: "Долой полицейское государство!", "Долой гонку атомного вооружения!", "Долой террор полицейских ищеек!", "Долой американский империализм!". Долго не приходилось ждать воя поли­цейских сирен. Взрывы гранат со слезоточивым газом, крики людей, звон сте­кол и треск бутылок с "коктейлем Молотова". До середины ночи на площади бушевали сражения и нередко, несмотря на грохот, были слышны пистолетные выстрелы. На следующее утро Афины узнавали ив газет, сколько раненых и арестованых, сколько сожжено полицейских машин, муниципальные рабочие сме­тают осколки стекла, разбирают баррикады. Это было "Горячее лето 86-го", о котором заранее возвестили зимой автономные и анархистские группы.

В мае 1985 г. анархистами был оккупирован Химический факультет Афинс­кого Университета. Целыми днями тогда продолжались сражения вокруг его корпусов. Фашистские группы рука об руку с полицией штурмовали здания. Был застрелен 15-ти летний анархист Михалис Кальтенас. Его смерть вызвала вол­ну демонстраций в стране, прежде всего в Афинах и Салониках, сопровождае­мых нападениями на государственные и американские учреждения.

Социалистическое правительство в ответ на протесты применило армию и полицию. Это стоило жизни четырем анархистам (в период с 1981 по 1986 г.). Жестокими действиями наделенные властью социалисты пытались навести "порядок и спокойствие" в стране, задавив не только демонстрантов, но и за­бастовщиков. С экономическим кризисом и безработицей они боролись исключи­тельно посредством вербовки на иностранные предприятия. Но, несмотря на крайнюю дешевизну рабочей силы, иностранные инвесторы не спешили вклады­вать деньги в "страну бунтарей".

При подавлении массовых протестов правительству оказалось чрезвычайно полезно то, что после свержения военно-фашистского режима в 1973 г., армию и полицейский аппарат не очистили от фашистских элементов. Они по-прежнему подсовывали героин арестованным демонстрантам, чтобы создать "однозначные улики", по-прежнему были жестоки с бастующими. Так 3 сентября 1986 г., ког­да 68-летний рабочий Ангелос Мавродиес вместе с двумя коллегами по работе хотел пожаловаться премьеру Папандреу о задержке выплаты заработной платы, их избили на ступеньках парламента так, что Мавродиес от полученных ран через неделю скончался. Похожее произошло с 18-ти летним студентом Николосом Каналисом, которого при обыске в его доме 31.03. 86. полицейский, как позже записали в протоколе, застрелил в спину "из самообороны". Покрывал произвол полиции министр внутренних дел Дриосананис, который выступал за "превентивный арест": "Лучше сотню невиновных бросить в тюрьму, чем бегать за одним виновным!"

Благодаря вечным уличным побоищам и клевете правительства, в глазах обывателей все поголовно анархисты стали торговцами наркотиков. Этот имидж нанес серьезный ущерб анархизму в Греции. В ответ на обвинения правитель­ства анархисты выставили ''Антинаркотическую гвардию", которая среди прочих действий предала огню 17.02.86. американские драндулеты одного известного, и как доказано, покрываемого полицией торговца героином. В ходе последо­вавшего судебного разбирательства множество мелких торговцев сознались, что подсовывали по принуждению полиции анархистам наркотики, чтобы их ос­тавили в покое.

Своим первым крупным успехом греческие анархисты считают "Панэллинскую конференцию", прошедшую 18-20 апреля 1986 г. в Патре, в кото­рой участвовало 2 тыс. человек со всей страны. В 1987 г. Грецию пот­рясли демонстрации против арестов и преследований анархистов по подоз­рению в связях с подпольной террористической группой "Борьба против государства", которая к тому време­ни уже была разгромлена. В 1991 г. Грецию всколыхнули протесты против новой системы образования (возвра­щение к отмененным в 1981 г. ежед­невным молитвам, к школьной унифор­ме, введение в программу древнего языка, увеличение продолжительности занятий и т. д.). Последние оккупа­ции школьниками школ произошли во время войны в Персидском заливе.

10 и 11 января 1991 года снова напомнили "горячее лето 86-го". В декабре 90-го в ответ на закрытие ряда студенческих общежитий начались ок­купации учебных заведений. 6 и 8 декабря произошли уличные столкновения с полицией. Забастовка студентов и школьников охватила всю страну. 8 января фашисты и молодые "новые демократы" атаковали захваченные учебные заведе­ния. В Патрах во время столкновения погиб учитель Никос Темнонерас. 10 ян­варя в Афинах прошла демонстрация протеста против этого убийства. Полиция напала на демонстрантов, обстреляла книжный магазин, в ходе пожара в нем погибло 4 человека. Следующие дни вокруг Политеха продолжались бои. 12 января над ним было поднято черно-красное знамя. В итоге 22 человека был» обвинены в мятеже, 150 человек ранено, но обе стороны так и не смогли до­говориться.

Ужесточение экзаменационных правил снова вызвало протесты в октябре 1991г. Демонстрации школьников были разогнаны силой. А лживые газеты подстрекали граждан штурмовать школы: "школьники насилуют школьниц в зах­ваченных школах". Демонстрацию школьников 24 октября разогнали распаленные этой пропагандой сторонники правительства, вооруженные камнями и прутьями. Во время этой демонстрации была подожжена машина телевидения с передающей антенной (известна как Cop-TV),после чего свыше тысячи человек укрылись от полиции в здании Политеха, располагающего "иммунитетом", но 6 человек были схвачены и осуждены за участие в баррикадных боях на 5-7 лет. На следующий день полиция получила разрешение очистить здание и еще 28 человек было арестовано. Как свидетели фигурировали исключительно полицейские. Процесс против 28-ми закончился 6-ю оправдательными приговорами, остальные получи­ли от 1-го до 3-х лет. В ночь после приговора организация "17 ноября" обс­треляла ракетой полицейскую машину. Один полицейский убит и шесть тяжело ранено – вот итог этой акции. Во второй половине того же дня полиция арес­товала раздававших антиполицейские листовки и жестоко избила их.

1992 год ознаменовался ростом националистических и фашистских настрое­ний в греческом обществе. Была развязана антимакедонская истерия. По стра­не прокатилась новая волна арестов: хватали пацифистов, свидетелей Иеговы, анархистов за отказ служить в армии (всего около 500 человек). 5 троцкис­тов обвинили в "измене родине". Против интеллигенции, выступившей в защиту преследуемых, раздули клеветническую волну.

При правительстве консервативной партии "новая демократия" репрессии против всех левых сил стали жестче, чем при социалистах. Неофашисты в отк­ровенном фаворе у консерваторов.

6 декабря 1992 года в Афинах произошла известная манифестация крайне правых; фашисты возложили цветы к "монументу неизвестного солдата", выкрикивали фашистские лозунги и поднимали руки в фашист­ском приветствии. В этот момент их атаковали 200 анархистов и разогна­ли толпу. Полиция не вмешивалась. В результате столкновения несколько нациков были ранены. На следующий день пресса и правые кричали, что "анархисты атаковали прославленных бойцов, спасших страну от сталиниз­ма". 10 декабря 1992 года была ор­ганизована националистическая мани­фестация всех парламентских партий (за исключением Компартии Греции), протестовавших против употребления названия "Македония" бывшей югос­лавской республикой. Под конец это­го мероприятия группа из 100 нацис­тов напала на "Аманесер Дорадо" – здание Института экономики и торгов­ли Афин, среди студентов которого много анархистов. Фашисты ранили 2-х анархистов и нанесли зданию серь­езный материальный ущерб. После они направились к занятому анархистами дому Лелас Караианни, где устроили погром на первом этаже, но не нашли не одного "оккупанта".

Полиция из принципа обвинила во всем анархистов и 150 фараонов из сил по борьбе с беспорядками наве­дались в другой оккупированный анархистами пустующий дом – "Вилла Амалиас". Благодаря вмешательству проживающих там журналистов они бы­ли вынуждены ретироваться. Однако поздно вечером полиция ворвалась в дом "Амансер Дорадо" и арестовала 8 человек.

Борьба продолжается в Греции, но не только в ней. Из многих дру­гих стран Европы, Азии, Африки и Америки чуть ли не ежедневно посту­пает информация о классовых боях. Не стоит верить, что на Западе "ти­шина и порядок". Кругом фашисты и националисты поднимают голову, кру­гом происходят преследования недо­вольных существующим порядком, кру­гом буржуазные средства массовой информации занимаются оболванивани­ем общества.

 

по материалам "Trafik" № 24,

CNT (март 1993),

"Schwarzer Faden" №№ 38, 41