Что нужно человеку труда для защиты его
интересов:
САМООРГАНИЗАЦИЯ или РАБОЧАЯ ПАРТИЯ?
Марксизм-ленинизм оказался тупиком, неспособным
удовлетворить элементарные материальные потребности общества, не превращая его
в гигантскую казарму. Он умертвил общественное богатство и общественную
инициативу и поставил на их место орду бюрократов, занятых
в конечном счете только сохранением своих привилегий любыми методами.
Бюрократия и государственные партии превратились в эксплуататоров и создали для
поддержания собственной власти копию буржуазного государства со всеми его
орудиями насилия, армией, полицией, тайными службами. Никто не дискредитировал
понятие коммунизм сильнее, чем эти "коммунистические государства".
Необходимо видеть в марксизме-ленинизме то, чем он в действительности является –
детскую, социал-демократическую болезнь в коммунизме, хотя и протекающую крайне катастрофически.
В поисках новых концепций и путей к справедливому
строю нет нужды изобретать велосипед. Эти идеи и концепции уже существуют много десятилетий, они столь же стары, как марксизм,
и жестоко преследовались авторитарными социалистами, нередко в трогательном
сотрудничестве с буржуазией и фашистами. Речь идет об анархизме…
Как марксизм, так и анархо-синдикализм исходят из
классового анализа общества. Они отвергают реформизм, видя в нем не более, чем косметическое улучшение системы капиталистической
эксплуатации. Оба делают ставку на стратегии революции, осуществляемой
организованным классом трудящихся. Но мы, анархо-синдикалисты, придерживаемся
совершенно иной стратегии, чем марксисты.
Марксистские партии неповоротливы, сверхцентрализованы
и сосредотачивают "делание политики" в руках немногих экспертов, преуспевших
в "социалистической науке". Основа их единства – идеологическая. Не
случайно ежегодные расколы из-за каких-нибудь идеологических мелочей – неизбежный
спутник коммунистических групп и троцкистских кружков.
Партии – иерархические организации. У этой иерархии
множество лиц – будь то в форме ЦК или за счет образования слоя
"профессиональных революционеров". Часто они имеют тенденцию
замыкаться по отношению к внешнему миру или из опасения "конкуренции".
Поэтому они скорее инструмент раскола, нежели солидарности.
Но гораздо важнее общий недостаток всего здания
марксистско-ленинской теории и практики. Его концепция всегда основывалась на
завоевании политической власти посредством массовых
революционных партий, которые должны вести рабочий класс к победе. Но у
марксистов нет ни малейшего представления, как трудящиеся должны будут
организовать после этого производство и распределение. В лучшем случае им
приходит в голову фраза о "диктатуре пролетариата, которая в
действительности всегда была ничем иным, как диктатурой партии во имя
пролетариата, а в конце концов – над ним, партии,
возглавляемой ЦК со своими "экспертами" и "научными" социалистами.
Именно здесь обнаруживается центральный пункт, где
марксистско-ленинские социальные эксперименты и сломали себе шею. Захватить
политическую власть не так уж трудно. Но контроль над производством и
распределением организовать куда сложнее. У ко го нет
представлении о такой организации, тому вообще не следует произносить слово
"революция": его крушение запрограммировано.
Анархо-синдикалисты опираются не на партию, а на
революционный профсоюз-синдикат, автономную организацию трудящегося класса, он
объединяет работников не на основе идеологии или чувства, а в их качестве
наемных тружеников. Когда мы говорим о работниках, многие, возможно, сморщат
нос и решат, что речь идет об устаревшем понятии. В действительности же сегодня
по найму работают больше людей, чем когда-либо, и условия, в которых они
работают, накладывают на них решающий отпечаток, хотят они того или нет.
Профсоюз соединяет настоящее с будущим. С одной
стороны, он служит для достижения краткосрочных успехов, таких как повышение
зарплаты, улучшение условий труда и т.д. Но одновременно он представляет собой
школу революции. В нем учатся солидарности и совместной борьбе за свои
интересы. В нем мы можем осуществлять свои интересы непосредственно без
посредников и вождей.
Анархо-синдикалистские теория и практика предлагают
законченную концепцию революционного действия. Стачка – одновременно средство
революции. Наконец, профсоюз образует ячейки нового общества
в недрах старого он имеет готовую структуру и знания о том, как можно
организовать производство и распределение в обществе после революции. Он
способен поставить материальную базу послереволюционного общества на широкую
основу. С устранением необходимости бюрократического аппарата исчезает необходимость
сохранения государства.
(direkte aktion, №90,1991)
ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ
В последнее время появился ряд партий, объявивших себя "рабочими", "защитниками интересов трудящихся и т.д. Их спектр простирается от неосталинистов до лейбористов и троцкистов. Не за горами создание новых партий этого типа. Сейчас более, чем когда либо важно понять: никакая партийная, иерархическая и вождистская организация, "вносящая в рабочий класс "новое сознание" не может принести трудовому народу освобождение от эксплуатации и наемного рабства. Никто не сделает за человека труда его дела. Только самоорганизовавшись, объединившись в массовые самоуправляющиеся организации на рабочем месте /революционные синдикаты/ и по месту жительства /коммуны, народные собрания, ассоциации жителей и т.п./ люди могут успешно вести борьбу за свободу и избавиться от гнета и господства бюрократов и капиталистов.