Борьба
с гопничеством в международном масштабе.
Чешские анархо-панки дают отпор местной урле
– скинхедам.
"Скинхеды заслужили серьезную взбучку, но это бы не помогло, насилие бы вызвало бы новое
насилие", – сказал нашему корреспонденту Ярда Ежек,
организатор концерта "Punk in Action". Эта
акция, осуществленная 3 ноября 1990 года, могла стать своего рода небольшим
чешским Армагеддоном, местом столкновения радикальных анархо-панков и. скинхедов.
Скинхеды – движение, имеющее в Праге примерно столько
же участников, как и панковское ( около
400), с ярко выраженными расистскими и фашистскими чертами. У част обществености и в средствах массовой
информации оно не встречает однозначного осуждения. Однако среди большинства
молодежи оно встречает резкую неприязнь. На пражских улицах
можно видеть плакаты против расизма, ксенофобии и национализма, на которых стоят
рядом скинхед, фашист и клерикал с оскалами ядовитых змей
в раскрытых ртах и атрибутами, демонстрирующими их убеждения – дубинками. Подпись
на плакатах F.I.F. – фронт
индивидуальной свободы. Это группа, которая является фракцией Чехословацкого анархистского
объединения – среди прочего она организует акции против подорожания проезда на
городском транспорте и против армии. Борьба со скиновской
идеологией – главная часть их программы. Не удивительно, что происходит эскалация
взаимной вражды, нападки, вначале словесные, стали перерастать в прямые
физические столкновения. В конце октября они достигли пика в серии сражений на рок-концерте в Люцерне. Исход этих битв был удачен для бритоголовых, что вызвало жгучее желание панков отплатить
за разгромленный концерт. Для F.I.F. это был вызов
на бой: "Кто-нибудь должен остановить скинов. Как раз вчера десяток их
ворвался в вагон метро и жестоко избил двух вьетнамцев, которые им ничего
плохого не делали, остальные люди делали вид, что ничего не происходит. И таких
случаев много. Масса болеет за них, а полицейские им покровительствуют. Не
будем же мы так просто смотреть, как разворачиваются фаши!". Таково мнение анархистов из F.I.F.
В предвечерние сумерки первой субботы ноября жители Праги
могли видеть небольшую группу решительно настроенных молодых людей, идущих по улицам
Смихова. В качестве зримых атрибутов решимости сражаться
они несли рукоятки кирок – в противовес бейсбольным битам скинхедов. (Атрибут,
как сказал бы Эгон Бонди, истинно
левый) В Анделе произошли первые "соприкосновения
с противником". Кучка бритых черепов, стоявшая у выхода из метро, заметила
анархистов. "Это против нас?" – не верили
они своим глазам. Но очко у них заиграло, и попытка вопроса ироничным тоном застрял
у них в горле. Анархисты, заранее договорившись не делать ничего, что можно было
бы счесть за провокацию насилия, их попросту игнорировали. Новые
соприкосновения произошли уже на месте концерта. Боевая толпа анархистов и
группа скинхедов (видно, передовой отряд) добрались уже за час до заранее объявленного
начала. Косые взгляды с безопасного расстояния, натянутая атмосфера, короткие словесные
перепалки, обещания скорой расправы с обеих сторон.
Затем скинхеды .снимаются и исчезают в уже темных улицах
Смихова; видать, пошли за подкреплением.
В дальнейшем развитии событий решающую роль сыграли
два обстоятельства. Во-первых, очевидная готовность анархистов к бою явно удивила
и умиротворила бритоголовых. Они, сторонники культа силы, демонстрируют свою
"смелость" по отношению к одиноким и беззащитным, при соотношении сил
– десять на одного. Здесь же они натолкнулись на организованный отпор. Как будто
кто-то выпустил воздух из их "бомберов" (дутых
курток, похожих на одежду американских летчиков).
Другим решающим фактором выла позиция организаторов
концерта. Братья Ежковы из Оломоуца, издатели
интересного панковского и анархистского журнала, имели
вполне понятный интерес скорее в успехе и спокойном ходе акции, чем в крутом
мордобое, ведь возможные последствия, например,
разрушение зала, пришлось бы оплачивать им. И хотя они сами объявляют себя анархистами
и поддерживают хорошие связи с пражскими анархами, на сей раз
они отвергли инициативу F.I.F.: "Не
пустить на концерт ни одного бритого черепа". Тщетной была аргументация, что
скинам надо было дать урок. "Это вы, пражане, сделаете сами. Мы здесь ради
музыки и тому, кто пришел ради музыки и не хочет устраивать бардак,
мы не будем запрещать вход". После дальнейшего обмена мнениями F.I.F., в конце концов согласился
с позицией организаторов с оговоркой: на концерт не должны проникнуть шпионы
скинхедов. Перед официальным началом вновь появилась группа из 20 скинов, проявляя на сей раз большее миролюбие. После надлежащих предупреждений
и "платы 30 крон за каждого их впустили, анархисты остались наготове.
Дальнейший ход событий продемонстрировал, что на сей раз не было потребности во вмеешательстве.
Атмосфера постепенно разрядилась, и начался пого – неотъемлемая
часть всякого панк-концерта –
танец, напоминающий боевой ритуал туземцев.
Никаких телесных повреждений не было, не считая
легкого сотрясения мозга, полученного при неловком прыжке с возвышения, но в
этом были виноваты уже не скины, а пого. Присутствие бритоголовых не
вызывало особого энтузиазма, в толпе можно было слышать злые реплики: "Для
фашистов играете!"
Сражения на сей раз не состоялось.
Но это не значит, что все спокойно. Сражение просто отложено. Надолго ли? Пока
будут и далее множиться проявления расизма, нетерпимости к меньшинствам,
воинствующего национализма, предстоят намного более важные бои. К сожалению,
фашиствующие тенденции находят поддержку в некоторых социальных группах и политических
партиях. Можно сказать себе, что их опасность у нас не так велика, что речь идет
о нескольких крикунах; можно утешать себя тем, что идолы скинхедов (по крайней
мере, в официальных выступлениях) дистанцируются от фашизма. Однако когда группа
"ОРЛИК" на концерте, где было полно скинов, запела: "Не хотим здесь
фашистов", – публика запротестовала криками "Хайль!"
и ревом: 'Да здравствует Гитлер, да здравствует Менгеле,
да здравствует Геббельс…".
С грядущими социальными потрясениями, ростом безработицы
и ее воздействия из рабочую
молодежь произойдет существенное увеличение числа потенциальных сторонников таких
агрессивных движений. Официальные исследования констатируют, что 50% мест в ПТУ уже под угрозой. Разрушительное влияние безработицы
на молодежь еще нигде не удалось оценить. Не говоря уже о том, что это
идеальный вариант для любой манипуляции со стороны кого угодно.
На страницах консервативных газет можно встретить
прямо-таки хвалебные апологии движения скинхедов. Как яркое проявление объективности
нам предлагают мнение, что если скинхеды и не на пользу демократии, то и не
вредят ей. Что, если кому-то придет в голову использовать их беспокойство и
агрессивность? Предложить беспокойным молодым людям лозунг Ле
Пена "Сила-право-порядок", показать им "подлинного врага и виновника
всех проблем – цыгана, еврея, иммигранта, "скрытого коммуниста", предавшегося
члена "Хартии 77" – которого можно безнаказанно убить. И так превратить
возможных руководителей "нового порядка" в государственно-созидательный
элемент в интересах укрепления власти твердой руки. Правда, потом жертвой такой
дружбы падут права человека и демократия. Ведь мы же хотим рыночную экономику,
пусть даже ценою олигархии – правления группы имущих, манипулирующих
всем обществом, разве не так?
Большинство из нас принадлежат к тому легендарному
"молчаливому большинству", которое в конце концов подчиняется тому,
кто докажет, что он сильнее всех ревет и бьет себя кулаком в грудь. В глубине души
будем болеть за того, кто старается ради своего корыта. Негоже нам терпеть их
провокационные методы, будем умножать эскалацию насилия. И пока мы не докажем способность
противостоять злобе и насилию вокруг нас и в нас самих, у нас нет никакого морального
права осуждать этих молодых людей – анархистов.
Якуб Поляк, "Поларита",
издание Левой альтернативы, февраль