Исаак Пуэнте

ПРОГРАММНЫЙ ОЧЕРК ВОЛЬНОГО КОММУНИЗМА

Ликвидация собственности

Стремление к этому характерно для всех социалистических школ и является непременным условием для того, чтобы то или иное направление носило имя коммунистического. Основывается оно на естественном праве каждого человека – праве на жизнь. Основывается оно и на таком простом понятии, что человек, являющимся производным природы не может обосновывать на ней же право на пользование имуществом. Только один вид собственности является допустимым, тот, которым вызван нашими потребностями. Поэтому мы имеем право иметь только то, в чем мы нуждаемся и будем нуждаться. Все, что приобретаем без нужды, отнимая у других, является грабежом и неправедным захватом.- Если мы не имеем права использовать природу, то точно также мы не имеем права использовать то, что создано человеком. Никто не может стремиться произвести чего бы то ни было в одиночку: все является плодом сотрудничества многих людей. Право пользования личным имуществом, т.о. является привилегией отвратительной и беззаконной, причиной чего служат имущественные противоречия. Все социалистические это признают, хотя и отличаются способами достижения своей цели. Социалисты принимая участие в правительствах, никогда не решались высказать эту мысль в своих программах. Коммунисты в России и далее поддерживают частную собственность. Обе марксистские тенденции намереваются достичь всеобщественной собственности постепенно вводя ее в законодательство и отдавая власть государству. В отличии от них мы, анархисты, не признаем другого пути к достижению всеобщественной собственности, кроме простого и действенного способа – ликвидации законодательства (даже если его поддерживают) и ликвидации силы, олицетворенной в государстве (даже если она является средством для достижения цели).В общественное пользование мы войдем сразу и все.

Ликвидация государства.

Учреждения государства с его правящими слоями и управляемыми, с его организованной силой давления и управляющими органами являются структурой искусственной и паразитарной, которая может быть легко искоренена без уничтожения производства и экономики. Кроме того, государство противоречит свободе, как индивидуальной так и общественной, и коммунизм не станет вольным, если сохранить что бы то ни было из этого бесполезного и обреченного учреждения.

Общество сохранится благодаря стремлению к коллективу, к общению, которое является насущной потребностью человека, а также согласию и достоинствам, которые принесет с собой коммунизм.

Человек, имеющий власть над другими становится черствым и безразличным, многократно увеличиваются в нем жестокость и зло… Именно тут, на алтаре государства объединились наибольшие преступления в истории и проявились все примеры человеческого варварства. Государство стремится удержать человека в состоянии раба, чтобы он навсегда отказался от того, что утратил, чтобы сносил несправедливость и терпел всяческий деспотизм. Оно воспитывает в людях услужливость и отсутствие отваги, которая является элементом человеческого достоинства. Новое общество должно подготовиться к новой жизни, увеличивая бунтарский подъем против авторитарности и всех стремлений тирании.

Любая суверенность происходит из объединения

Собрания заинтересованных личностей будут всегда неизбежны. Сумма представлений, взглядов и желаний на собрании (профессиональном или локальном) позволят решить любую проблему, стоящую перед обществом. Это всегда будет выражением воли большинства вне зависимости от наличия или отсутствия единомыслия. Не нужно навязывать постоянные нормы или определенные образцы. Законодательство не является обязательным, поскольку всегда можно решить, что именно необходимо сделать.

Обязательность труда.

От него освобождены дети, старики и больные – решение принадлежит обществу. Кто не желает работать и сотрудничать с обществом, тот не может пользоваться плодами общественного труда. Со своей стороны общество займется коллективным хозяйством, чтобы сделать невозможным потребление общественного продукта теми, кто не хочет принадлежать к этому обществу. Мы не боремся с бродягами, мы боремся только с паразитами. Бродяга может остаться самим собой либо подчиниться условиям новой жизни и отказаться от плодов чужого труда. Тем не менее, никто не может запретить ему пользоваться дарами природы. Единственно кого нельзя терпеть – это паразита. Личность сможет выбрать себе любой род занятий, среди ряда занятий, считающихся общественностью положительными. Однако, она должна будет уважать общественные соглашения. Как утверждает анархистская философия, в природе существует равновесие противоположных сил.. Так называемый закон сохранения материи говорит о равновесии между силами интеграционными и дезинтеграционными. Жизнь возникает из гармонии между силой человека и силой окружения, которое старается изменить сущность человека. Согласие, равновесие или гармония должны существовать между эгоизмом и альтруизмом, между ненавистью и любовью, между интересом личным и общественным. Общество должно иметь ввиду (предлагая род занятия) личные условия и предрасположения человека, а он, выбрав свою работу, должен иметь ввиду общественную пользу и общественные потребности. Равновесие будет достигнуто только тогда, когда сила не будет примененани для созидания, ни для препятствия созиданию.

Ликвидация оплаты

Оплата является выражением экономического рабства. Она является также выражением общественной несправедливости, поскольку невозможно так оценить продукцию, чтобы отдать производителю эквивалент его труда. Работа не зависима от употребленной энергии, ее невозможно измерять ее плодами. Измеряя труд его плодами, мы получаем парадокс: утомительная работа каменщика оказывается бесполезной, в то время как бесценной становится работа механика по ликвидации аварии, мешающей кораблю выйти в море. Получение платы бессмысленно и увеличивает имущественное неравенство, которое мы хотим уничтожить.

Разумное общество должно стараться удовлетворить всех успокоением их потребностей, равно как работающих, так и тех, кто не способен трудиться. Поэтому человек, несмотря на род работы, которую он исполняет, всегда имеет право на пользование общей собственностью – по мере своих потребностей.

Потребление.

В каждой местности следует, подобно тому, как это делает каждая хозяйка, прежде всего определить потребности, а потом в соответствии с ними организовать производство и разделение труда. Государство сегодня поступает наоборот, и не может быть ничего бессмысленнее. После производства продукта, его потребление должно соответствовать потребностям, также как в домашнем хозяйстве: потребление пищи строго ограничено, когда ее мало, когда ее много, можно есть ее вволю. Поэтому лучшей гарантией успеха анархии является изобилие продуктов первой необходимости. В капиталистической системе продукция не предназначена для удовлетворения потребностей, что дает начало кризисам и голоду. Личность в обществе и общество в конфедерации будут вынуждены сочетать свой интерес с общественным (всеобщим) интересом, производя то, что наиболее необходимо, и прекращая производство того, что в других регионах в избытке. Поскольку коммуна гармонизирует труд личностей, конфедерация коммун будет гармонизировать труд различных общин. Сначала приостановится производство в его теперешнем виде и пропорциях и будет позволено свободное развитие нетронутых регионов. Структуральные конгрессы, которые должны будут собираться очень часто, станут определять также и направление реформ, которые будут проводиться во всех отраслях жизни. В упорядочении национальной экономики поможет внутренняя колонизация страны, поскольку она вызовет заселение лесных районов, повлияет на строительство дорог, железных дорог, каналов, разбудит интенсивную и разумную политику в земледелии, индустриализацию деревни и т.д.

Местная автономия

Каждый регион, город и община будут иметь полную местную автономно для обеспечения гармонии в местном хозяйстве, в соответствие с нормами конфедерации должен приводиться только ряд частных проблем. Каждая община сможет решать (через местные собрания) следующие вопросы: 1. Необходимость данного производства; 2. Обеспечение условий для получения соответствующего уровня продукции; 3. Необходимое количество рабочих часов в неделю; 4. Разделение труда по способностям или по жребию; 5. Форма реализации потребления; б. Жилищный режим; 7. Выделение общинного достояния в пользование отдельным личностям (пахотные земли и т.д.); 8. Объекты личного и общественного пользования.

Земледелие.

Общественное земледелие поднимает производительность труда, делает легче выполнение работы и увеличивает трудовой вклад. Вырабатывает суть совместной работы – солидарность. Позволяет использовать залежные земли, лучше организует использование машин, тем самым освобождая крестьян от угнетателей. Общественное земледелие позволяет уменьшить время затрачиваемое на работу и увеличить свободное время для самообразования и поднятия жизненного уровня.

Индустриализация и механизация

Они предлагают человеку возможность освобождения от тягот труда, сводят до минимума время работы и ликвидируют ее негативные стороны. Человек имеет право на отдых и интеллектуальную деятельность. истощенный работник имеет меньше возможностей для мышления, образования и создания духовных ценностей.

Преступления.

Общество отказывается от осуждения преступников, поскольку это является действием негативным для человека, которому никогда не удастся понять проблему с точки зрения осуждаемого, и который никогда не будет способен избавиться от опасности оправдать виновного и покарать невинного, как это делает зачастую бюрократическое правосудие. Общество отказывается также и от наказания преступников, поскольку наказание не искупает преступления и не является примером. Оно вызывает злость и бунт, а не раскаянье и исправление. Тюрьмы и суды являются местами, где ширится моральная коррупция, унижение человеческого достоинства и оскорбление справедливости. Защита общества от антиобщественных действий спонтанной реакцией групп и личностей. Ее следствием должна быть модальная и физическая изоляция преступников. К преступлениям мы должны относиться так же, как к катастрофам в природе. Никто нм карает камень, который, падая с горы, уничтожает дома и убивает людей. Сейчас не карают психически больных, которые посягают на жизнь ближних, хотя медицина употребляет для них корректирующие средства, такие же отвратительные .как и аппарат правосудия. И они тоже должны быть радикально реформированы.

Вопросы армии.

Война будет невозможной (кроме случаев агрессин извне), поскольку общество отказывается от любых проявлений империализма. Все трудящиеся могут быть мобилизованы. Военное обучение, развитие военной техники и руководство специальной армией (на случай войны) переходит в ведение групп зашиты революции. Восстание народа против захватчика будет происходить в момент наибольшей моральной готовности к борьбе.

Образование.

Следует постепенно стремится к ликвидации различий между умственным и физическим трудом, признавая их одинаково полезными. Только свободное соревнование должно определять лучших и способнейших. Вся молодежь в возрасте от 15 до 20 лет будет освобождена от обязанности трудиться, чтобы иметь возможность начать обучение химии, механике, медицине и т.д.

Тяготы не освобождают от труда.

Ни личность, ни общество не могут рассчитывать на чужую помощь. Они обязаны работать добровольно и искать наилучшее решение любой проблемы. Для общества мы требуем собственности общественной и общего использования ресурсов без разделения на богатых и бедных. Свободы не обусловленной капризами власти, ликвидации разделения на господ и подданных. Работа всех для удовлетворения своих нужд. Ликвидация денег развращающих человека. Улучшения условия жизни и труда людей. Братского сближения людей, чтобы личность жила в обществе, наиболее ей подходящем.

"Эстудиос" №17, 1933 год.

перевод И.И.Барашкова.

От редакции. Кто такой Исаак Пуэнте?

Исаак Пуэнте – один из ведущих теоретиков испанского анархизма. Сельский врач, в 1933 году – создатель повстанческого комитета в Арагоне, он в 1932 году написал свое представление о будущем обществе, следуя традиции Кропоткина. В мае 1936 года сарагосский конгресс анархо-синдикалистских профсоюзов – Национальной конфедерации труда – положил эти идеи в основу своей программы. В ходе испанской революции 1936-1339 годов коммунитаризм И.Пуэнте соединился с практикой производственного самоуправления при ведущей роли революционных синдикатов. После легализации НКТ постфранкистской Испании, теоретический и практический опыт революционного коммунитаризма и синдикализма был обобщен на конгрессе НКТ е Мадриде (1979 год) в новом документе – "конфедеративной концепции либертарного коммунизма". Публикуя впервые на русском языке эссе И. Пуэнте, мы сочли необходимым некоторые комментарии. Испанский теоретик, как и многие другие анархисты считал неизбежным, что при либертарном коммунизме решения должны приниматься большинством голосов. Мы рискнем не согласится с такой позицией. Подчинение меньшинства большинству противоречит, по нашему мнению, существу анархизма. "Известно, – писал итальянский анархо-коммунист Э.Малатеста, – что анархисты не принимают правления большинства (демократию) также, как и не признают правление немногих. Анархисты бесчисленное число раз критиковали так называемое правление большинства, которое на практике ведет к правлению маленького меньшинства". Мы полагаем, что поиски консенсуса и право меньшинства на учет его мнения и воли – неотъемлемые признаки либертарного коммунизма. Некоторых читателей могут смутить яростные нападки И.Пуэнте на тунеядцев и признание им обязательности труда. Кое-кто поспешит обнаружить в этом проявления т.н. "казарменного коммунизма" – и ошибется. Либертарный, анархический коммунизм не призывает к физическому уничтожению или принуждению тех, кто не желает трудится. Как пояснял Кропоткин, "если вы совершенно не способны ни к какому полезному труду или же отказываетесь от него, – тогда вам остается только жить особняком или так, как живут больные, т.е. за счет общины. Если мы окажемся настолько богатыми, чтобы дать вам все необходимое, то мы с удовольствием сделаем это: вы – человек и имеете право на существование, но раз вы сами ставите себя в исключительное положение и выходите из рядов своих сограждан, то это, по всем видимости отзовется и на ваших отношениях с ними. Если, наконец, вам все не нравится, ищите себе где-нибудь в другом месте иных условий жизни или создайте новую общину." Иными словами, труд сохраняет характер добровольного обязательства со стороны того, кто хочет жить с другими людьми. Проект И.Пуэнте несет на себе отпечаток своего времени. Он исходит из прогрессивности индустриальной цивилизации. Такой взгляд соответствовал индустриальной стадии развития общества. В условиях надвигающейся экологической катастрофы нам кажется ближе позиция Кропоткина: ориентация на максимальное разнообразие производства и максимально возможное самообеспечение: "гораздо выгоднее, чтобы каждая страна, каждая область могла возделывать у себя нужные ей хлеб и овощи и производить большую часть предметов, которые она потребляет. Это разнообразие – лучший залог развития промышленности". Впрочем, прекращение вредной конкуренции, отказ от расточительства и необходимость экономической координации, о которых писал И.Пуэнте, по-прежнему необходимы.