ТАК СКАЗАЛ МИТТИ

Рецензия на: Рагнар Редберд. Правда – в силе. Порт Таунсенд: Loompanics Unlimited, 1984.

Единственное, что мы точно знаем про «Рагнара Редберда» («Рагнара Краснобородого») — это что в 1896 году на нашем континенте некто под таким именем вы­пустил в свет книгу «Правда— в силе», «которая дожи­ла до наших дней совершенно безотносительно к на­родной любви или вниманию академических кругов» (С.Е. Паркер). Возможно, Редбердом был новозелан­дец Артур Десмонд, который боролся за различные ра­дикальные ценности (права аборигенов, тред-юнионы, единый налог) — потом переехал в Австралию, а отту­да — в Соединенные Штаты. Если так, то свои ценно­сти он переоценил — вернее, выкинул на помойку.

Редберд — не то воплощение социального дарви­низма, не то пародия на него. Сам он был интеллигентом-бумагомарателем — кем же еще? все, что от него осталось, это одна книга — но, по-видимому, мечтал о жизни вольного наемника, сильного статью вожака стаи, извергающего страшные клятвы, пия мед из ро­га. «Правда — в силе» — это «Так говорил Заратустра», переписанная Уолтером Митти. Редберд пытается, в значительной степени безуспешно, не просто абст­рактно опровергнуть морализм, но победить его на внутреннем уровне — вызвав на песенную дуэль. Но он рабски следует нескольким самым распространен­ным предрассудкам своего века. Его мисогиния и ра­сизм не просто избыточны. Они выдают пристрастие к рыночному хищничеству с его равными возможно­стями и победителем, получающим всё.

В каком-то смысле Редберд уж точно над нами из­девается. Он очевидным образом слишком хорошо знаком с современными ему социальными и эконо­мическими теориями и не может всерьез полагать, что систематическая эксплуатация невиданного бо­гатства нового индустриального общества — это то же самое, что налет на почтовый дилижанс, только в большем масштабе. Никто из презираемых Редбердом современников-социалистов не был так прямо­линеен.

Неважно. Вульгарная (хоть и благозвучная) напы­щенность Редберда, несмотря на весь надрыв, это прежде всего слабительное — прочищающее мозги своей грубостью, хоть и лишенное пищевой ценно­сти. Редберд — даже более тонкий иронист, чем он ду­мает. Посвятив целую книгу возвеличиванию челове­ка действия, он неопровержимо доказал, что сам к таковым не принадлежит. Настоящие кондотьеры не пишут книг (и не читают, если уж на то пошло). Раг­нар Редберд — такой же Сверхчеловек, как Иди Амин Дада — мастер художественного перформанса.