НИЦШЕ ПРОТИВ ГУМАНИЗМА
Обзорная статья Роберта Шиффера по ницшевской
психологии христианства («Free Inquiry», зима 1988) была бы вполне пригодна к работе, хотя
ей и недостает блеска оригинала — вот только недостает ей гораздо большего.
Почему-то автору не пришло в голову упомянуть — а
может быть, и вообще не пришло в голову — что Ницше, критикуя религию, тем
самым критикует мораль вообще и гуманизм в частности. Ницше такой же гуманист,
как нацист — новый миф так же глуп, как и старый. Ницше не думал, что гуманистические
ценности можно или нужно отделять от христианских догм. Напротив, он считал,
что по большей части эти ценности такие же симптомы болезни, как и догмы —
поскольку секулярная мораль была для него ничем иным,
как религиозностью в современной одежде: гуманизм — последняя стадия
затухающей веры.
Ницше отрицал консерватизм, либерализм, прогресс,
равноправие и стремление к свободному обществу. Все это для него были
устаревшие музейные побрякушки. Науку он называл «предрассудком». Ницше так
настаивал, что все это вытерто и обессмысленно, что
прогресс — ключевое понятие — стал казаться ему главным препятствием для
свободной мысли. В противовес этой химере он вынужден был принять странную
метафизику «вечного возвращения» — рецидив буддистского фатализма его первого
учителя Шопенгауэра. Но это показывает, до чего готов был дойти Ницше, отрицая
и клеймя всяческий гуманизм и либерализм.
Бог — это
выдумка, но отражения его в живом опыте реальны, хотя и смутны. То же и Человек.
Никто никогда не встречал ни Бога, ни Человека; но обычные, конкретные люди,
мужчины и женщины, реально переживают то, что они интерпретируют как священное
или нравственное. Ницше отрицал интерпретацию, но признавал переживания
(поступить иначе было бы ненаучно). Гуманизм должен преодолеть собственные
ценности, приличные суррогатному божеству, и непосредственно заняться теми
переживаниями, которые выводят нас за рамки неполноценной реальности
повседневной жизни. Он должен стать более, а не менее
ницшеанским, чем сам Ницше.