В.Каплан
СУМЕРКИ "БОГОВ"
(по мотивам М.Букчина)
В предложенной
статье с претензией на серьёзность предполагалось дать основные посылки
экоанархизма, одним из теоретиков которого сегодня можно считать Мюррея Букчина
/ФРГ/. Однако, имеющийся (в переводе Вадима Дамье) материал навёл на
размышления слишком пессимистичные, каковые и предлагаются читателю...
В то время, как города, подобно
раковой опухоли, разрастаются по ландшафту, всё многообразие природы
проваливается в пасть синтетического мира из "стекла и бетона"…
Чудовищное, но, увы, реальное воплощение сна Веры Павловны. Человек, рожденный
природой как равноправная частица, возомнил себя господином и богом, но стал
ее – и своим! – могильщиком.
То, что бесконечное уничтожение природы
является следствием идеи о господстве человека над природой – положение теперь
уже бесспорное и признанное не только экологами всех мастей /от
"зеленых" до "красных"/, но всевозможными защитниками
"окружающей среды". Но осознавая это, все они лишь пытаются
перевести ее из ранга "кладовой" и "мастерской" в ранг
"храма" /хорошенький храм – вселенская помойка!/. "Всего
лишь" смена вывески, но сама идея порабощения человеком природы не
меняется и как это ни странно признавать измениться – по крайней мере сейчас не
может, ибо суть экологического кризиса гораздо глубже – в собственном кризисе
человечества и происходит из господства человека над человеком. И когда мы
смотрим на груда развалин, в которых отходы городов смешаны с разрушенными
машинами и частями тел – видим злобный оскал истории в представленном человечеству
счёте.
Только примитивные общества, без государства
и иерархических институтов, находились в равновесии с природой, ибо в самих
них было равновесие /равенство/, абсолютное уважение к человеку, к каждому индивиду,
независимо от возраста и пола.
Далее история развивалась по известной
схеме: постепенное превращение этих сообществ в иерархические общества
/господство стариков над молодыми, затем мужчин над женщинами/, образование
классов, государства, развитие рынка, т.е. замена всех отношений отношениями
обмена до такой степени, что даже личность превращается в товар. В этом обществе,
где действует единственный принцип – производство ради производства, где лишь
рост предохраняет от гибели – расхищение природы становится принципом его
выживания.
Нужен почти гротескный самообман или,
что ещё хуже, идеологический акт общественного обмана, что бы иметь веру в то,
что это общество откажется от основ своего собственного существования
под влиянием этических соображений или интеллектуальных убеждений.
Это нисколько не обнадёживает нас в
проблеме предотвращения экологического апокалипсиса. Но и этого мало.
Кроме причины почти объективной,
внешней, у человечества есть и субъективные предпосылки придти к экологической
катастрофе. Эта причина в той, что мы все – потомки насильственной кровавой
низменной истории, конечные продукты господства человека над человеком. Мы,
собственно, исторические мутанты с трансформированной психикой, ставшие за тысячелетия
соучастниками собственного рабства. Мы – рабы и потребители, и другими быть не
можем /пока/, с великим чванством и жаждой самоутверждения, которое
удовлетворяется лишь покорением или насилием /что одно и то же/и неважно – над
женщиной, ребёнком или природой.
Наше насилие над природой имеет таким
образом, глубокие психические корни и, в конечном счёте, из ядовитой ненависти
к праву других людей на жизнь. А наше общество антиэкологично потому, что античеловечно.
Учитывая всё изложенное – прогноз
слишком мрачен: экологический апокалипсис практически непредотвратим. Почти. И
единственный вывод: уничтожить отношения господства /а значит и принуждения,
насилия, власти и пр./. Но готовы ли вы к этому – "цари природы",
способны ли "боги" отказаться от "богова"...
Вот именно. А потому готовьтесь – уже
смеркается…