Дамье В. Забытый интернационал: Международное
анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Том 1: От революционного
синдикализма к анархо-синдикализму: 1918 -1930. – М.: Новое литературное
обозрение, 2006. - 904 с, ил.
Его действительно сегодня
можно назвать забытым - анархо-синдикалистский Интернационал, созданный в 1922
году, Международную Ассоциацию Трудящихся. Синдикалистские профсоюзы,
объединявшие миллионы людей по всему миру, сражавшиеся с Государством и
Капиталом во имя казавшейся так близкой Социальной Революции – скорее уже
достояние истории. Но автор уникального исторического исследования, Вадим
Дамье, сам является активным участником международного анархо-синдикалистского
движения. Эта книга – результат многолетней работы в архивах Европы и России –
не имеет аналогов в мире. География синдикалистского и анархо-синдикалистского
движения, представленная в книге, почти безгранична: Европа (Германия, Франция,
Испания, Португалия, Италия, Скандинавия, Нидерланды и другие страны), Южная
Северная и Центральная Америки, колонии британской короны (Австралия, Новая Зеландия,
Южная Африка, Индия, Канада), Япония и Китай, португальские колонии в Африке. Нет
только Советского Союза, где репрессии большевиков быстро уничтожили попытки
революционного самоуправления трудящихся. Идейные споры тех лет, формирование
анархо-синдикалистского учения, метания части рабочих активистов между
"чистым" синдикализмом и большевизмом, работа конгрессов и пленумов
МАТ – всё это в книге представлено полно и широко. Мелкие неточности
непринципиальны. "Забытый Интернационал" без сомнения можно назвать
Книгой Года. Ждем второго тома, который должен охватить период с начала
Великой Депрессии до начала Второй Мировой войны.
И.Ш.
Революция не всерьез: штудии по теории и
истории квазиреволюционных движений / Александр
Тарасов. – Екатеринбург: Ультра.Культура,
2005. – 528 с. (Серия "Klassenkampf",
составители – Б.Кагарлицкий и А.Тарасов).
Вообще-то, сам факт выхода
этой книги должен быть представлен скорее в рубрике "Рифы". Или же
"Бейдевинд", раз некоторые анархисты уже приступили к
рукоприкладству в отношении физиономии ее автора.
Основную часть книги составляет перепечатка текста о российских леворадикалах (прежде всего - анархистах) из сборника 1997
года. Читатель, почти или совсем незнакомый с данной тематикой, открыв книгу,
обнаружит десятки и сотни фамилий, дат, названий организаций и изданий. "Так
вот это как на самом деле было!" – воскликнет он
и будет не прав. Все было и есть совсем не так. Автор антинаучен: замалчивает
одно, извращает другое, раздувает третье. Его прогнозы не сбываются,
полемизировать он может лишь с таким удобным спарринг-партнёром,
как А.Шубин, в отношении же анархистов лишь брань, клевета и раскрытие
псевдонимов. Тарасов и не скрывает своё враждебное отношение к анархистам и
анархии: симпатии этого "неомарксиста" на
стороне "левого" фашизма. Глубинная контрреволюционность Тарасова не
искупается даже его мелкотравчатой меркантильностью. На "жалкого
Стогова" Тарасов набросился за то, что тот якобы
у него украл название "Первая ласточка". При чем тут Тарасов?
"Первая ласточка" – хрестоматийный текст "Нового Света".
Единственное, что можно пожелать: автор выпей яду!
А.Е.
Воробьев В. Враг народа. Воспоминания
художника. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 816 с, ил.
В Интернете уже не первый год
на разных анархо-сайтах
попадается материал "Похвала махновщине", подписанный неким Кацаповым. Текст, не претендующий на полную историческую
достоверность, но обладающий большой художественной силой. Этот и не
удивительно: автором очерка, впервые опубликованного в 1986 году в парижском
альманахе "Мулета", является замечательный
художник Валентин Воробьев. "Враг народа" - большой том мемуаров,
охватывающий полвека его творческой деятельности, с 50-х годов прошлого века
до наших дней. От салона Фаворского и барака Кропивницкого через пустырь
"бульдозерной выставки" 1974 года в парижскую эмиграцию, арт-скват "Артклошинтерн".
Увлекательное повествование, множество деятелей литературы и изобразительного
искусства подполья, полуподполья и официоза, яркий,
выразительный язык. Пусть увлечение автора махновщиной было эпизодом в его
бурной и продолжительной творческой биографии, но книга
безусловно интересна как памятник истории современной русской культуры.
А.П.
Сергей Фомичёв. Мещёрские волхвы. Книга
вторая. Пророчество Предславы. - СПб.: Издательств
«Крылов», 2005. - 384 с (Серия «Историческая авантюра»)
Продолжает радовать нас Сергей
Фомичёв. В его саге о борьбе Мещёрских хмель за свою
независимость от Москвы уже вторая книга вышла. И это ничего, что она уже не
та. что первая -и слог не тот. и сюжет порой в мейнстрим съезжает, да и борется со злом больше не простой
народ, а колдуны, князья, дружинники да патриархи... В конце концов, любая фэнтези. сети её понимать буквально - не более чем красивая
сказка для скудных умом бонвиванов. Не для того она пишется, чтоб её буквально
понимали. А если понимать аллегорически, то напрашиваются реалии дня сегодняшнего.
Какие народы сейчас так же, как мещёрцы, борются с
ордами маленьких злых зверей и чёрным мором, насылаемыми Москвой во главе с
патриархом Алексием - человеком настолько одержимым властью, что убить
младенца в колыбели или опустошить целиком город для него - малая цена? Есть
над чем задуматься тем. кто
умеет читать между строк.
Бодхислав Запойский
Павел Горгулов. Коммуникационная теория
безвластия. - М., Гилея, 2005. -144 с.
Разумеется, это мистификация.
Книга написана якобы головой русского казака-фашиста, неудачливого андеграундного абортмахера и
более удачливого террориста Павла Горгулова, после
гильотинирования совершившей идеологический переворот – из фашистов в
анархисты. Но и анархизм автору представляется не до конца последовательным, а
во многом перенимающим признаки своих противников. Горгулов
в первой части книги сосредотачивается на критике более фундаментальных с его
точки зрения явлений – в первую очередь иерархичности современного общества.
Эта глава наиболее удалась Горгулову – Маркузе, Адорно и Боб Блэк до него неплохо
постарались на этом поприще, а автор еще раз это доходчиво объяснил. Горгулова можно назвать аиерархистом,
поскольку даже приставка "анти" для него уже подразумевает зеркальную
симметричность по отношению к противнику. Когда же дело доходит до позитива,
да даже просто до практик неирархического поведения,
то автор постоянно сбивается на шизоидную неопределенность, всяческое обессмысливание
поведения. Причем подобные советы даются обеим сторонам иерархической
конструкции. Может казачок-то засланный?..
Руслан Халилов
Труды Комиссии По
Международному Исследованию Хули-Анархизма. СКВОТ
"КЛИЗМА" (Питер, 2003-2004). Вып. 2., дек.
2005, 52 стр А5. (План
«Клизмы», 2 этаж – Антифа-бомбер Иван Черных – Песни
(продолжение) – Стихи – Фильм – История ПВ – Хуй а не панк – Галерея (продолжение)
– Бестиарий (боны, менты, говнопанкн
и др.) – «Клизма» в «Воле», «Автономе» и на Фонтанке.ру – Сквот «Ведро»).
Вот и всё: выпуск второй из
трех и последний. Продолжения не будет?... Антифа-бомбер Иван Черных не дотянул до своего аэродрома,
направив пылающий самолёт в колонну фашистов. Сообщение о
гибели "Клизмы" из хроники происшествий: 9 ноября, поджог, шесть
человек пострадали, погибших нет – не "хрустальная ночь", конечно,
масштаб другой, но всё же.
А эти смешные коротышки всё
смотрят своими глазищами со страниц сборников, еще не зная какой срок отмерен легендарному сквоту: дерутся,
любят, пьют, просто тусуются, поют. Спасибо монстрам
русского рока за песни, Мане, Мракобесу и Рустаму за стихи. Акбару за рисунки и
всё остальное. Кроме этого в сборнике распечатка фонограммы фильма группы
"Что делать?" о "Клизме", много материалов с сайта "Панк-Возрождения" http://www.pv.mahost.org.
а также галерея врагов "Клизмы".
Контакты: akbar@riseup.net, mobarek@mail.ru. Интернет-версии
на "Песеннике анархиста-подпольщика": http://a-pesni.narod.ru/novrev/klizma.htm Началось
всё дело с песенки...
P.S. В качестве иллюстрированного дайджеста
трёх сборников о сквоте "Клизма"
ограниченным тиражом анархо-издательством
"Чёрная котяра" выпущена "Портретная галерея анархистов, панков,
скинхедов, а также просто людей и зверей, из Питера
и не только, имеющих отношение к сквоту «КЛИЗМА»
(Питер. 2006).
В. П.
Криптоанархия:
Кнбер-государства и пиратские утопии. / под ред. Питера Ладлоу. - Екатеринбург: Ультра-Культура, 2005. - 598 с.
Проблему
взаимоотношений власти и анархии в киберпространстве нельзя игнорировать вечно,
и появление этой книги было закономерным. Автор, философ и
исследователь возникающих в Сети новых обществ, собрал в этом сборнике тексты
по ключевым вопросам этой проблематики: криптография как способ создания новой,
анонимной, безвластной и независимой от государства экономики, социальные
эксперименты в онлайновых играх и виртуальных мирах, возникновение законов и
права в виртуальных сообществах, взаимовлияние процессов киберпространства и
реального мира... Спектр взглядов авторов тоже весьма
широк - под одной обложкой оказались Джон Барлоу.
либерал и автор "Декларации независимости киберпространства",
известнейший (и. наверное, самый скандальный) американский анархист Хаким-Бей и бывший помощник директора ФБР Уильям Бо-младший, а близкое анархизму технолибертарианство
"шифро-панков" Мэя
и Хьюза соседствует с доходящим до истерики этатизмом джорджтаунской
профессорши Дороти Деннинг.
Так будет ли в киберпространстве наконец реализована давняя мечта
человечества о свободном обществе? Составитель не делает обобщающих прогнозов и
не даёт ответов. Ему, по его собственному признанию, интереснее
"сформулировать проблему так, чтобы она могла заинтересовать, и отойти в
сторонку". Хотя большая часть авторов и не имеет никакого отношения к
анархизму, а сам составитель черпает представления об анархии из. мягко говоря, весьма сомнительной
концепции Ноама Хомского, это не умаляет ни важности
поднятых тем. ни интересности многих из найденных решений.
Nerd