ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Независимо от того, какой характер имеет протестное движение: построено ли оно по анар­хическому либо иерархическому принципу, цен­трализовано оно или децентрализовано, имеет оно определённых лидеров или они отсутству­ют, необходимо отдавать себе отчёт в том, как себе представляет подобные движения против­ник и какие способы подавления он может за­действовать.

Поскольку специалистам государственных органов, отвечающих за подавление протестных инициатив, тяжело представить децентрализо­ванное движение, не имеющее лидеров во гла­ве, то очевидно, что они будут пытаться обнару­жить в вашей среде лидеров, а также пути и спо­собы, посредством которых эти лидеры осуще­ствляют руководство движением. Разумеется, этот приём окажется неэффек­тивным, если движение содер­жит большое количество ини­циативных активистов, объеди­нённых в децентрализованную сеть самоуправляющихся еди­ниц, связанных внутренней ко­ординацией. Однако, если это не так, то следует прилагать ещё большие усилия, направ­ленные на сокрытие структуры организации.

Если в движении действи­тельно имеются официальные или неофициальные лидеры, либо просто активисты, облада­ющие организаторскими или ораторскими спо­собностями, значительными техническими зна­ниями, то противник попытается установить роль этих людей в движении и, затем, сделать для себя безопасными, либо менее опасными. Для этого в распоряжении спецслужб имеется большое количество средств: физическая лик­видация, физическое или психологическое воз­действие, как явное, так и скрытое, а также запугивание, шантаж, вербовка, временное за­держание, создание «неумышленных» помех в передвижении и связи в те моменты, когда это имеет наибольшее значение, создание по­рочащих слухов и многие другие формы де­зактивации.

Исходя из этого, следует при любой органи­зации своей деятельности не допускать сосре­доточения важных функций на одних и тех же лицах, даже если они кажутся незаменимыми. Следует, во-первых, по возможности равномер­но распределять обязанности среди участников движения, а, во-вторых, при решении важных задач, всегда иметь запасной состав, могущий решить эти задачи в том случае, если основной состав столкнётся с серьёзными препятствиями.

При этом хочется заметить, что важность за­дачи не определяется степенью её рискованнос­ти и сложности. Чаще всего, каждодневная мо­нотонная работа по поддержанию связи, инфор­мационная и материальная поддержка оказыва­ются важнее, чем разовая акция, связанная с се­рьёзным риском, проведение которой без соот­ветствующей информационной поддержки мо­жет оказаться не только бесполезным, но и вред­ным. Степень важности проведённой работы не определяется степенью риска. В конечном счёте, любая работа, направленная против но­сителей власти является источником риска. Сни­зить этот риск может только секретность рабо­ты, распределение обязанностей и недопущение положения, при котором отдельные лица обла­дают всей информацией и нитями управления организацией. В последнем случае изъятие или вербовка такого лица позволит противнику на­рушить работу движения или поставить движе­ние под свой контроль.

Независимо от радикализма и активности людей, подключившихся к движению, следует отдавать себе отчёт, что только массовый про­тест может изменить соотношение сил в обще­стве. Без этого изменения все попытки воздей­ствия на государственную власть, какие бы фор­мы они ни носили, не принесут ожидаемой пользы. Только воспринимая свою инициативу как часть народного движения, можно постро­ить свою работу так, чтобы она приносила хо­рошие плоды. Не на элитарность активистов следует делать ставку, а на их взаимодействие со множеством недовольных правящим режи­мом. При этом, однако, следует всегда отдавать себе отчёт, насколько каждый носитель протес­та задействован в работе, чем он может быть полезен и в какой мере ему можно доверять.

Желательно стремиться к тому, чтобы та часть информа­ции о деятельности организации, которая может трактоваться как нарушение государственного за­конодательства или нанесение ущерба режиму, была доступна участникам движения только в той мере, которая необходима для их непосредственной дея­тельности. Это означает не то, что движение делится на инфор­мированных «кукловодов» и ог­раниченных исполнителей, а то, что никто не должен обладать всей полнотой информации обо всех направлениях работы всех групп. Такое по­ложение достигается при полной или частичной децентрализации движения, достаточной само­управляемости отдельных групп и самоограни­чении их участников в доступе к информации, не связанной с их работой.

Чем разветвлённое организация и чем боль­шим риском и радикальностью отличается её де­ятельность, тем больше её участники должны осознавать ответственность, которую наклады­вает на них информированность о её работе и участниках, тем тщательнее должны рассчиты­вать свои силы. Поскольку никто не может по­ручиться, что он не сообщит имеющеюся у него информацию под воздействием таких факторов, как, например, пытки или наркотическое воздей­ствие (которое может быть применено тайно или насильно), то следует понимать последствия, которые могут повлечь разглашённые сведения, для дела и его участников. Поэтому следует опа­саться сосредоточения большого объёма инфор­мации оперативного характера в одной голове.

Так же следует учесть, что никакая строгость в подборе кадров, никакие проверки и симпа­тии не могут оградить движение от вражеских осведомителей. Ни одна организация, представ­ляющая реальную опасность для противника, не может поручиться за монолитность и чистоту своих рядов.

Впрочем, часто бывает, что благонамеренный дурак оказывается опаснее мудрого врага. По­этому следует предвидеть возможность самых нелепых проколов и просчётов. Абсолютно из­бежать их не удастся, поэтому следует проду­мывать альтернативную схему действий в слу­чае неудачи. В зависимости от необходимости, это может быть подготовка дублирующего со­става, наличие запасного плана, а так же инфор­мационная поддержка, такая как введение про­тивника в заблуждение в отношении ваших на­мерений, или публикация сведений, позволяю­щих трактовать результаты ваших просчётов как часть осуществляемого вами плана. При этом важно правильно дозировать информацию о соб­ственных намерениях и, насколько это возмож­но, вскрыть намерения противника.

Инструктор Хренов