РЕВОЛЮЦИОНАЯ СИТУАЦИЯ В ОТДЕЛЬНОМ ГОРОДЕ

Массовые протесты 15 января в Питере сопровождались перекры­тием основных городских магист­ралей (Невского, Московского и Су­воровского проспектов). Всего в ак­циях приняли участие около 8.000 человек. Протестующие не просили возвращения льгот, скандируя "ДО­ЛОЙ!" (президента, правительство, губернатора, государственную думу). Пятитысячная несанкциони­рованная демонстрация, прошедшая по Суворовскому и Невскому 15 ян­варя и парализовавшая движение транспорта в центре города, скан­дировала, в числе прочих, лозунг "Революция!". Тысячная толпа, пе­рекрывшая Московский проспект у парка Победы, во второй половине дня двину­лась по нему к мемориалу "Разорванное коль­цо". При этом некий автовладелец, спровоци­ровав столкновение с толпой, совершил умыш­ленный наезд на участников манифестации, в результате чего погибли двое пенсионеров (Айола Александр Израилевич и Морозова Татьяна Павловна). Четыре часа субботних манифестаций в Питере обошлись властям РФ в 5 млрд. рублей, сразу же "найденных" влас­тями РФ на оплату "льготных проездных" по цене 230 рублей - вместо 600. В то же время губернатор СПб Матвиенко дала руководству ГУВД указание выявлять и задерживать акти­вистов протестных выступлений.

16 января в перекрытии перекрестка Не­вский - Садовая участвовало от 1.000 до 1.500 человек, улицы были блокированы с 14.00 до 20.00. В числе участников блокады стало боль­ше политактивистов - в частности, к народно­му протесту присоединилась партия "Ябло­ко". Но большинство по-прежнему составляли люди, не состоящие в каких-либо организаци­ях, что не мешало им выдвигать политические лозунги.

17 января в протестных акциях участво­вало около 600 человек. Лидеры политических партий смогли использовать митинг перед Смольным для получения аудиенции у губер­натора. В отличие от площадей, основной те­мой переговоров там стали не политические вопросы, а механизм компенсации исчезнув­ших льгот. Пока шли эти переговоры, стихий­но собравшиеся люди попытались повторить триумфальный марш по Суворовскому. Влас­тям удалось помешать этому плану: проспект был перекрыт цепями милиции с собаками, при попытке манифестантов прорвать оцепление против толпы применено насилие. Задержаны и избиты несколько акээмовцев и активистка протестного движения беспартийная пенсио­нерка Галина Михайловна Толмачёва. Часть людей небольшими группами направилась на Невский. У Гостиного Двора толпа из 300 че­ловек, планировавшая перекрыть Невский, оцеплена парой сотен милиционеров. Выход на проезжую часть блокировали сотрудники ППС, за ними парковались полтора десятка ми­лицейских автобусов с ОМОНом. Верхняя га­лерея "Гостиного Двора" и крыши соседних домов стали местом размещения ментов и гебистов, осуществлявших видеосъемку. Пере­крыть перекрёсток манифестантам не удалось, однако, несмотря на террор милиции, несанк­ционированный митинг на углу Невского и Садовой продолжался полтора часа. Стихий­ной саморганизованностью происходящее на­поминало события столетней давности. Акти­висты различных политических групп, как и в предшествующие дни, принесли свои флаги и транспаранты. После митинга милиция пред­приняла пару вялых попыток задержания час­ти активистов - но вмешательство народа по­зволило их отбить.

В первые дни протестов роль в них анар­хистов была незначительна. 15 января в акци­ях участвовали лишь двое товарищей. Одному из них, участвовавшему в движении колонны по Суворовскому и Невскому, удалось иници­ировать массовое скандирование ряда рево­люционных лозунгов. 15 января в ходе акций распространено несколько десятков анархичес­ких листовок и около 30-ти газет. 16 января к перекрывавшим Невский и Садовую манифес­тантам ненадолго присоединилась группа анархической молодежи. 1 7-го около полуто­ра десятков товарищей принимали участие в сборе у Смольного и попытке выдвижения на Суворовский, а затем переместились на пере­крёсток Невского и Садовой, где с 16.00 до 16.20 подняли над толпой два черно-красных флага. В тот же день отпечатано 2.000 анар­хических листовок (текст "Не верь, не бойся, не проси!" принят Советом Питерской Лиги Анархистов накануне).

18 января к 15.00 у перекрёстка Невского и Садовой собралось 150-200 человек протес­тующих. Милицейское сопровождение, по срав­нению с понедельником, было уменьшено и не превышало сотни (при 7-8 автобусах сзади). Из политических активистов в этот день наи­более заметны были троцкисты и анархисты. Анархистов у Гостиного двора было около десятка. Под чёрно-красными знамёнами распространялась листов­ка анархо-коммунистов Санкт-Петер­бурга. Кроме того, начато распрост­ранение, листовок "Не верь, не бой­ся, не проси!". Охват собравшихся анархическими листовками был прак­тически полным, многие брали их пачками по несколько десятков для последующей раздачи.

В этот же день прошли задержа­ния политических активистов, име­ющих отношение к протестам. Ут­ром при выходе из дома схвачен ак­тивист Комитета Единых Действий В.М.Соловейчик. Он удерживался в милиции до 17.00. при этом ему пы­тались инкриминировать инициативу суббот­него марша по Суворовскому проспекту (хотя Соловейчик там в этот день не был). Задержа­ны также пять членов НБП, которых не выпус­кали из милиции до вечера. Ещё двое лимоновцев схвачены в Гатчине.

22-го на углу Невского и Садовой прошёл митинг к столетию революции 1905 года, организованный сталинистской Российской Коммунистической Рабочей Партией. В акции участвовало около 500 человек. С большой речью против путинского режима выступил активист РКРП Терентьев. Из числа собрав­шихся около 150 оказались участниками, симпатизантами и активистами тех или иных по­литических групп, разнообразие политичес­кого спектра которых обрушилось на три с лишним сотни внеорганизационных участни­ков протестного движения. Распространена масса агитационных материалов различной (часто - взаимоисключающей) направленнос­ти. Значительную часть раздаточного мате­риала составили листки с расписанием пред­стоящих в городе протестных акций, плани­руемых коалицией Петербургского Гражданс­кого Сопротивления. Выступления ораторов периодически чередовались с кратковремен­ными скандированиями: "Путина - долой!". "Матвиенко - долой!", "Продажную думу - долой!", "Долой президента!", "Правительство - в отставку!" и т.п. Анархистами за два с по­ловиной часа распространено около двух де­сятков газет и более семисот листовок; анар­хическая пропаганда в большинстве случаев встречала сочувствие.

25 января у Финляндского вокзала в 18.00 начался протестный митинг. Первым секрета­рём горкома КПРФ Фёдоровым зачитан про­ект резолюции, обращенной к президенту РФ. Не выдвинув задачи отстранения от власти пре­зидента и губернатора, партийные организа­торы кампании включили в резолюцию требо­вания отставки правительства и роспуска думы. Остальные требования к Путину, предложен­ные вниманию митингующих, упирались в основном в сохранение льгот. Такой подход был, однако, поддержан не всеми, а компро­миссный проект резолюции не оказал уми­ротворяющего виляния на скандируемые со­бравшимися лозунги: "Путина - долой!", "Пре­зидент, в отставку!", "Матвиенко - долой!". Значительную часть из примерно 4.000 со­бравшихся составила краснознамённая пуб­лика. Либералы были представлены "Ябло­ком", "Мемориалом", членами "Гражданско­го Действия", депутатом городского ЗАКСа Ковалёвым и группой, собравшейся вокруг бывшего депутата ГД Рыбакова. Анархистов на акцию вышло около двадцати, под двумя флагами - чёрным Питерской Лиги Анархис­тов и чёрно-красным анархо-коммунистическим. Уступая по атрибутике многим вышед­шим на митинг организациям, анархисты на­правили основные силы на раздачу листовок (количество распространённых на митинге анархических листовок составило около по­лутора тысяч - что, видимо, превосходит ли­стовочную активность других, взятых по от­дельности, организаций).

Митинг 26 января собрал у Мариинского дворца (городского ЗАКСа) около 1000 че­ловек. Часть их на некоторое время блокиро­вала южный вход в здание дворца, в то время как основная масса манифестантов собралась у его центрального подъезда. На митинге вы­ступали, в числе прочих, первый секретарь РКРП Тюлькин, лидер городского "Яблока" Резник, председатель "Солдатских Матерей" Полякова, член НБП Зыков, депутат ЗАКСа Гуляев, активист РКРП Турецкий и др. Некая дама - депутат и бывшая активистка Единой России - публично подожгла свой медвежий партбилет (что было встречено возгласами "Молодец!"). Спикер ЗАКСа единоросс Тюль­панов выступить так и не смог - осыпаемый выкриками "Долой!" и "Позор!" и освистан­ный анархистами, он сумел сказать лишь не­сколько слов. В общий набор протестных скан­дирований 26-го января внесено ценное до­бавление: лозунг "Путин - хуже Гитлера!".

Анархисты участвовали в акции в коли­честве пяти, под чёрным флагом Питерской Лиги, распространив за время манифестации более 600 листовок. Кроме того, один из то­варищей был "удостоен" краткого интервью, переданного в новостном выпуске РТР-СПб.

Горячий приём, оказанный манифестанта­ми городскому спикеру, не помешал последо­вавшим за акцией двухчасовым переговорам законодателей и выделенной организаторами митинга группой парламентёров. Тюльпанов пообещал сделать запрос в Конституционном Суде РФ с целью признания закона № 122 ан­тиконституционным (законодатели нарушили своё обещание спустя неделю).

29 января инициированный "Яблоком" ан­тикремлёвский марш начался в 12.30 сбором у метро "Спортивная". Собравшиеся сформи­ровали колонну, двинувшуюся к театру "Бал­тийский дом", перед которым и прошёл трёх­тысячный протестный митинг. Значительную группу митинговавших образовали сторонни­ки питерского "Яблока" - над собравшейся толпой было поднято около полусотни их бе­лых флагов. Заметны были также члены НБП (около трёх десятков), РКСМ(б), КСМ (под жёлтым флагом), троцкисты из "Рабочей Де­мократии", а также социал-демократы и "Гражданский Союз". "Идущих без Путина" замече­но трое - под белым транспарантом с соответ­ствующей надписью. Перевес среди собрав­шихся был на стороне либерального крыла антипутинской коалиции. Выступали бывший депутат ГД Нестеров, лидер "Яблока" Резник, лидер НБП Дмитриев, либеральный журналист Коцюбинский, активист РКРП Турецкий, уча­стники Антивоенного комитета. Подготовлен­ная яблочниками резолюция митинга, приня­тая большинством проявивших к ней интерес манифестантов, оказалась ещё более умерен­ной, чем текст, принятый до этого у Финлянд­ского. Существенными плюсами стали лишь требования прекращения войны в Чечне и ос­вобождения политзаключённых.

При этом лозунги, стихийно скандировав­шиеся собравшимися, изменились слабо: "Пу­тина - в отставку!", "Пока мы едины, мы непо­бедимы!", "Путин - главный террорист!", "До­лой самодержавие!", "Путина - к ответу!", "Долой режим грабежа!", "Долой войну в Чеч­не!", "Долой ФСБ!", "Свобода!", "Правитель­ство - в отставку!", "Путин - враг народа!", "Долой вертикаль власти!" и "Революция!". Только скромная фигура губернатора СПб стала привлекать внимание митингующих не­сколько меньше - чего нельзя сказать о прези­денте, оставшемся основным объектом народ­ной ненависти.

Анархистов на акции было порядка 30-ти, под двумя чёрными флагами Питерской Лиги. В ходе движения к Балтийскому Дому товарищами был образован небольшой, но до­статочно заметный "чёрный блок", размес­тившийся в середине колонны. Из лозунгов, объединивших 29 января питерских анархи­стов, звучали "Выйди на улицу, верни себе город!", "Все государства - концлагеря!", "Анархия!" и "Долой режим грабежа!". Во время митинга перед Балтийским домом анар­хические скандирования периодически возоб­новлялись. Во время митинга анархистами распространено более 700 листовок. Реали­зовано также около сотни экземпляров анар­хической периодики (газеты "Новый Свет" и "Винтовка", журнал "Автоном").

12 февраля протестная кампания продол­жена ещё одним митингом у Финляндского, собравшим около 3.000 человек. Хотя боль­шинство выступавших на площади было по-прежнему настроено менее радикально, чем собравшийся на акцию народ, в принятую по итогам митинга новую резолюцию на этот раз было включено требование отставки президен­та. Поскольку основным организатором ме­роприятия была КПРФ, цвет флагов над со­бравшейся толпой был преимущественно крас­ным. Белых яблочных знамён было порядка двух десятков. Из некоммунистической атри­бутики замечены бело-красно-чёрный флаг нацистской Национал-Державной Партии Рос­сии (над группой из семи нацистов), оранже­вые жилетки либерально-антивоенных "Сол­датских матерей" и синий транспарант право­защитного общества "Мемориал". Анархис­тов на акцию пришло полтора десятка, под дву­мя чёрными знамёнами. За время митинга рас­пространено около 150-ти анархических га­зет и журналов и роздано 1.200 листовок с текстом "Заплатить за всё!".

R-17