АССОЦИОННЫЙ АНАРХИЗМ

Анархизм имеет свой особен­ный экономический строй, свой экономический принцип, выра­жающийся в краткой формуле: каждому по его труду...

Анархисты отлично понима­ют, что, для того чтобы произ­водственный процесс совер­шался безболезненно, необхо­димо, во-первых, организо­вать спрос и предложение, во-вторых, организовать труд.

Никто из нас не запрещает вам деятельности, которая касается только вас. Согласие требуется только тогда, когда вы свою дея­тельность хотите направить на меня, например - шить для меня брюки, наводить для меня ста­тистические справки и т.п. Так или иначе, тем или другим пу­тём, каждый договорится с дру­гим. Договорная организация освободит человечество от язвы чиновничества.

Что такое чиновник? Чинов­ник - это должностное лицо, на­значенное на своё место волею одного или волею многих, через что чиновник является лицом, отнятым от общества, стоящим вне его, выше его. Это гражда­нин, облечённый властью. На идее централизации промышленного управления сходятся почти все коммунисты. Такая органи­зация производства неизбежно вызывает в уме следующий воп­рос: не произойдёт ли при такой организации узурпация власти правителями общества? Комму­низм превращает фабрику в ка­торжные работы, создавая могу­чую иерархию и чиновничество. Коммунизм - это безусловное презрение к свободе и какая-то вакханалия авторитарности; это превращение людей в рабов все­могущего общества или государ­ства, распоряжающихся с нео­граниченным произволом; это полная регламентация, нивели­ровка, режим казарм и дом тер­пимости, поглощение человечес­кой личности, стойло.

Наша организация состоит в том, что мы поняли безумство производства наугад, безумства, оставляющего тысячи семей без куска хлеба, расхищающего наше имущество, губящего наши жиз­ни, - и решили впредь произво­дить по заказу, по договору. Личный договор есть наилучшая гарантия хорошею производства. Производить по договору то, на что есть спрос, вполне до­статочно для правильного фун­кционирования производства. Там, где вы регламентируете производство волей большин­ства и генералами, нам достаточ­но простого договора. Те, кото­рые поймут выгоды крупного производства, будут стремить­ся скооперироваться. Мы хо­тим, чтобы орудия и средства производства принадлежали тем, кто в их существовании за­интересован. Орудия и средства производства будут принадле­жать не лицам, живущим на од­ной территории и связанным чисто внешним путём соседства, а людям, имеющим однородные потребности.

Земля должна быть ничьей, она должна быть свободна, как воз­дух, она не должна никому при­надлежать в частности, но вся­кий имеет право ею пользовать­ся для своих нужд. Нет верхов­ных собственников на землю, ко­торых надо умолять и просить, а есть люди, имеющие равное право па землю независимо от дарений и пожалований со сто­роны общества или частного лица. Наша форма распоряжения землёй допускает всевозможное пользование ею - и личную об­работку земли, и товарищескую, и общественную, но мы, анархи­сты, будем пользоваться ею на товарищеских началах.

Землю, орудия и средства производства анархисты дума­ют достать экспроприацией эк­спроприаторов во время вели­кой социальной революции. Коммунисты верят в постепен­ность, в эволюционность на­ступления их идеала, мы же ве­рим в катастрофу и револю­цию. После революции капита­листическая (не частная, а во­ровская) собственность будет экспроприирована. История сулит каждому после револю­ции полный продукт его труда.

Лев Чёрный (Турчанинов)

(Из работы "Новое направление в анархизме: ассоционный анар­хизм" (1907 год); выдержки приво­дятся по книге "Образ будущего в русской социально-экономичес­кой мысли конца XIX - начала XX века", М., "Республика", 1994 г.)