ОБЗОР

SKUNX TIMES

№ 1. Формат А-5. 32 с. Основной автор этого но­вого зина, некий FatSkin, никого не призывает к рево­люции. Свою задачу он видит ином – воссоздании skunk'a – культуры панк-скин движения конца 70 гг. Он, как и весь коллектив "ST", против фашизма, про­тив нацизма, против расизма, против капитализма, хотя последнее и не так заметно. Однако, если рассматри­вать "ST" как пропагандистский, а не просто культур­трегерский проект, то только у "Redskins" в интервью 1986 года видна четкая, правда и не анархическая позиция. Остальные же интервьюируемые группы демонстрируют ту или иную степень политической про­тиворечивости ("Active Slaughter", "Adamkus ir leva") или антиполитичности ("Учитель труда"). Ещё в зине есть бойкотистские прогоны самого FatSkin'a, версия anarchism.narod.ru того, что же есть анархия, рецен­зии, комикс и самопрезентация бонхедов (последнее не так уж смешно). Skunx Times: skunx_times@mail.ru

АНТИВОЕННЫЙ ВЕСТНИК

№№ 30-31. Февраль 2004. Формат А-4. 4 с. Об уникальности этого издания мы уже писали (см. "НС" № 55). Повторим, что на сегодняшний момент "АВ" – единственная в Питере, если ни в России, газета, ос­новная тема которой – война в Чечне и создание оппо­зиционного движения через объединение антивоенных и антифашистских сил. Пожелаем ей удачи! Основные темы последних номеров: взрыв в московском метро, роль президента РФ в организации терактов и траге­дия чеченского народа. Смысл статьи Бориса Габе "О пользе генеральских мемуаров" гораздо шире заяв­ленного в названии. Контакт: pavic@inbox.ru , http://awvestnik.narod.ru

ВЕСТНИК "СОЛИДАРНОСТИ"

№110(01'04).№ 111 (02'04). Формат нестан­дартный. Хорошо знакомый нашим постоянным читателям "ВС" вновь набирает приличную ско­рость выхода. Редакция по-прежнему ориентиро­вана скорее на "левый социализм" с анархо-синдикалистским оттенком. Увы, отсутствие электрон­ной почты вынуждает редакцию печатать в "ВС" несколько бессвязные дискуссии. В итоге вместо того взрывоопасного идейно-практического кот­ла, которым была, как говорят, польская "Соли­дарность", налицо совсем другое. Лучшими авто­рами остаются А. Нартов, чьи стенания иллюст­рируют метания души русского оппозиционного интеллигента, и беспартийный аналитик Сёмкин со справедливой, к сожалению, критикой наших товарищей. Координаты редактора: 238322. Переславское Зеленоградского Калининградской, Александр Жиденков. Тел.: 01150-462-24

КРАМОЛА

№ 10. Апрель 2004. Формат А-5. 8 с. Видимо, рассуждающие о близости анархизма к крайнему, пос­ледовательно проводимому либерализму, не так уж неправы. Вот, например, Воронежская организация Демократического союза выпускает издание если нс конгениальное нам по взглядам, то во, всяком слу­чае, близкое по духу, по оценке актуальных вопро­сов современной политики. Чеченская война, фаль­сификация выборов, АГС, – доминанты номера. Не изжитое (а, может и не надо?) наследие .диссидентства я вижу в публицистической тактике Дморобьевского – главного автора и редактора "Крамолы" – стре­мящегося, нередко с успехом, дискредитировать власть, опираясь на сведения, даваемые государствен­ными СМИ. В газете сравнительно много стихов, в которых Гражданин порой побивает Поэта. Контакт­ный адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 127, кв. 35, Дмитрию Воробьсвскому. тел. 48-70-29 (Сергей Волк)

СИТУАЦИЯ

№ 3. Февраль 2004. Формат А-3. 6 с. Читая эту газету, необходимо помнить, что "Автономное дей­ствие", под шапкой которого выходит "Ситуация", невозможно с уверенностью отнести ни к позорному лагерю государственников, ни к славной когорте антиэтатистов. Кто знает, может быть на базе "Ситуа­ции" возникает новая революционная идеология? До сих же пор наш vis-a-vis напоминает сразу трёх пер­сонажей известной басни. С одной стороны, в период между выборами редакция твердо стада на бойкотистские позиции, а четвёртый – майский – номер начина­ется материалом о Хеймаркетских мучениках. В дру­гую сторону тянут Дм. Саблин с проектом либераль­но-демократической реформы армии, В.Яшенко, про­водящий анализ мифов о гастарбайтерах с позиций laisser faire, и Дмученков, грустящий что "демокра­тии не будет", вместо того чтобы сделать эту фразу руководством к действию… С третьей же стороны, во всей газете мы видим несомненные симпатии к тео­рии классов и левому радикализму: Особняком стоят интервью с О.Ясинским о движении сапатистов в Чьяпасе и инструкция к прямому антифашистскому действию от ижевских RASH. Адрес редакции: 603104 Н.Новгород, а/я 25 e-mail: situazion@avtonom.org

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

№ 11. 2004. Формат А-3. 4 с. Редакция и, ergo, авторы склонны к левой антитоталитарной альтерна­тиве (?), социализму (?) и гуманизму (?). Жаль, что по прочтении газеты возникает ощущение некоторой пустоты. Может быть, не хватает революционной энергии? Те анархисты, которые считают наше дело безнадёжно левым, могут попробовать исправить это положение. Что же до коммунистов, то для возмож­ности совместной деятельности с ними сегодня доста­точно отсутствия среди них фашистов. А этого говна в "Человечности" как раз и нет. Из материалов газеты полезными считаю очерк о попытках синдикальной борьбы и синдикалистского просвещения в Днепро­петровске и статью о том, как датские социалисты выступают за свободу Чечни. Адрес для писем и переводов: 109443. Москва, а/я 7 (без указания на­звания редакции). E-mail: praxis2001@mail.ru

Соредактор

Александр Скирда "Нестор Махно, казак сво­боды (1888-1934). Гражданская воина и Борьба la вольные советы в Украине 1917-1921". (Пере­вод с французского под редакцией автора издания 1982 года, предисловия, послесловия и дополнитель­ных примечаний третьего издания 1999 года). "Гро­мада". Париж, 2001.

Интереснейшее и наиболее полное исследование о жизни Нестора Махно впервые издано на русском язы­ке. Но – лишь в Париже. Книга богато иллюстрирова­на (фотографии, карты). О последнем периоде дея­тельности Махно автор писал, основываясь на бесе­дах с людьми, лично знавшими легендарного анархи­ста. А.Скирда – французский историк украинско-рус­ского происхождения, автор более десятка книг по истории анархизма и русской революции. На русском языке также выходила его работа "Индивидуальная автономия и коллективная сила. (Обзор либертарных идей и практик от Прудона до 1939 года)".