Вэнди Мак-Элрой
АМЕРИКАНСКИЙ
ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ XIX ВЕКА
Мюррей Ротбард рассматривал историю как последовательную борьбу за
свободу от власти. Мое восприятие истории также идеологически ориентировано.
Сегодня принято утверждать, что мотивация людей находится вне идеологии и
якобы определяется их потребностями: например, они голосуют не за то, что является
правильным, а основывают свой выбор на собственных интересах. Но даже беглый
взгляд на окружающую действительность это опровергает. Христианство и марксизм:
этих примеров достаточно для того, чтобы стало бессмысленным отрицание
идеологии в качестве силы, определяющей ход исторического развития.
Базовый
принцип традиции индивидуалистического анархизма - то, что противник рабства
Уильям Ллойд Гаррисон назвал self-ownership -
право свободно распоряжаться собой, которое присуще любому человеку от рождения
вне зависимости от его пола.
Традиция
ведёт начало от Джошуа Уоррена. Уоррен - один из
участников коммуны Новая Гармония, врожденной в 1826 году. Коммуна стала
полигоном утопии Оуэна. Уоррен смог убедиться, насколько быстро практическое
применение обратило утопию в пыль. Причиной краха коммуны Уоррен считал отсутствие
в ней личной собственности и полное обобществления, препятствовавшие индивидуальным
инициативам.
В
своей работе "Практические частности" Уоррен поясняет: "Общество
должно быть преобразовано таким образом, чтобы сохранять нерушимость
суверенитета каждой личности. Такое общество должно избегать комбинаций
интересов и межличностных связей, которые способны постоянно или временно
ограничить свободу какой-либо личности распоряжаться собой, своим временем и
собственностью сообразно своим чувствам и решениям, в случае если они не
затрагивают других лиц и интересов". Эхо подхода Уоррена прозвучало через
десятилетия, когда начинают действовать его последователи, в частности Бенджамин Таккер.
3амечательны
утверждения, исходящие из индивидуалистического анархизма:
-
люди не должны находится в зависимости от общества;
-
все теории, описывающие, как люди могут работать вместе, должны пройти
испытание практикой:
-
целью должна являться не утопия, а реальная справедливость.
Это
перемещает нас в область "институционального анализа", изучающего
принципы функционирования таких институтов, как государство, семья, рынок.
Первый вопрос, на который даётся здесь ответ - какие институты и каким образом
препятствуют установлению справедливости? Ни для кого не станет секретом, что
ответ на этот вопрос заключен в понятии "государство". Именно оно
является тем институтом, который мешает установлению справедливости. И оно
обычно делает это, применяя угрозы и грубую силу, убеждая людей в своем праве
на вмешательство в их частную жизнь. Достаточно прочтения одной книги на эту тему, например, "Без измены"
Лизандра Спунера.
В
противовес утопиям "дивного нового мира" анархо-индивидуалисты утверждали: "Новый порядок
не нужен. Все что нужно, это избавиться от Государства и позволить действовать
той свободе, которая уже существует. И механизмом, посредством которого она
функционирует, является договор" Они верили в силу договора и стремились
к обществу на основе договора. Например, им принадлежит лучшая дискуссия из
всех, какие мне доводилось слышать, о возможностях разрешения конфликтов в
рамках частной судебной системы. И эта дискуссия включала в себя экономический
анализ и оценки эффективности, а не только обсуждение права и морали.
Одна
из идей Уоррена заключалась в том, что каждый имеет право на выпуск собственных
денег, если находятся те, кто готов их принимать. Уоррен полагал, что эмиссия
частной валюты способна победить очевидную несправедливость "прибавочного
процента". В целях проверки своей теории Уоррен открыл розничный магазин.
Покупатель оплачивал труд Уоррена трудовой распиской, в которой брал на себя
обязательство платить эквивалентным количеством времени. Так, например,
если покупатель был слесарем, то трудовая расписка обязывала его в течение
некоторого времени оказывать Уоррену слесарные услуги. Так была организована
система, в которой прибыль возникала из обмена трудом: возникло сообщество,
основанное на бартерных отношениях и распространившее свое влияние за пределы
группы радикалов. Обычные люди приезжали за сотни километров, чтобы оценить
преимущество низких цен Уоррена.
Уоррен
был не одинок в отрицании государственной денежной монополии и признании
частных валют. В 1843 году, т.е. примерно в то же время, Лизандр
Спунер утверждал: "Эмиссия кредитных банкнот,
являющихся долговыми расписками, является естественным правом... Право
оказывать банковские услуги столь же естественно, как и право обрабатывать
хлопок".
Бенджамин
Таккер полагал право на частную эмиссию столь
важным, что считали одного его достаточным для полной ликвидации государства.
Альтернативная денежная система, предложенная Таккером
- деньги, которые могли быть эмитированы обычными людьми. Спунер
описывал их следующим образом:
"Предложенная
валюта представляет собой простой фондовый инструмент, обеспеченный
добровольным обязательством". Он имел в виду деньги, которые представляли
собой обязательства и функционировали как долговые расписки. Спунер отстаивал право каждого на результаты своего труда
в полном объеме и заявлял, что это с наибольшей вероятностью случится тогда,
когда каждый будет работодателем самому себе.
Ключевым для этой концепции стал вопрос: что
произойдет, если эмитент частных денег решит взимать процент за их
использование? Будет ли подобная практика пресечена силовым путем? Ответ на
этот вопрос разделил защитников трудовой теории ценообразования: социалисты
выступали за запрет подобной практики, анархо-индивидуалисты
отдали предпочтение свободе и договорному праву.
(по материалам лекции 20.11 2000 года; текст составлен из фрагментов
статьи, полная версия - на сайте "Анархист. Ru ")