В СВЯЗИ С СОБЫТИЯМИ 23.10.2002 В МОСКВЕ

23 октября 2002 года чеченский отряд Мовсара Бараева захватил здание театрального центра в Москве недалеко от станции метро "Пролетарская". Акция была проведена во время демонстрации мюзикла "Норд-Ост"; в её результате более 700 человек оказались захвачены в помещении концертного зала в качестве заложников. Отказавшись вступать в какие-либо переговоры с представителями властей РФ, отряд выдвинул основным условием освобождения заложников прекращение военных действий в Чечне и вывод оттуда федеральных войск. На исполнение этого требования отведено семь дней, в случае штурма бойцы угрожают взорвать здание.

Насколько бы ни было позорным бездействие российской общественности по отношению к чеченской войне, мы не можем ни приветствовать, ни одобрять захват заложников из числа мирного населения. Степень ответственности оказавшихся в заложниках не соответствует тяжести возможных для них последствий – если федеральное руководство в этом случае будет действовать так же, как на протяжении последних лет это делается в Чечне, где для решения задач, стоящих перед властью, убиты десятки тысяч людей из числа мирного населения, независимо от национальных различий.

С другой стороны, в условиях, когда массовое антивоенное движение в России отсутствует, деятельность правозащитных комитетов и групп оказывается крайне малоэффективной, а лидеры других государств в основном солидарны с политикой Путина, остаётся не так много средств для освобождения Чечни от продолжающейся оккупации. Каждый день войны уносит всё новые жизни. Поэтому мы можем понять тех бойцов сопротивления, которые считают возможным использовать взятие заложников как метод борьбы – особенно с учётом того, что первый этап операции был проведён по-военному чётко и без жертв, вызвав паническую реакцию СМИ и полную растерянность властей.

Как бы ни сложились обстоятельства в дальнейшем, основная вина за кровь и страдания людей лежит на развязавшем и продолжающем Кавказскую войну государственном руководстве России. Государство, пытающееся оправдать свое существование в глазах обывателя заботой о его личной безопасности, в очередной раз доказывает свою несостоятельность в этой роли. Никто из рядовых жителей не может рассчитывать на гарантированную защиту – но каждый из них в любой момент оказаться перед необходимостью расплачиваться за государственные интересы, в то время как реальные виновники продолжают уходить от ответственности.

Независимо от отношения к методу взятия заложников, мы полностью солидарны с основной целью акции отряда Мовсара Бараева, выступая за немедленное прекращение оккупации Чечни и вывод оттуда федеральных войск.

Исх. №131/190 от 24.10.02

Совет Питерской Лиги Анархистов

* * *

 

"Мы просим Вас принять разумное решение, прекратить военные действия в Чечне. Вы наверху решаете эти вопросы, а мы только видим: хватит войн. Мы хотим мира Сегодня мы попали в ситуацию вопроса жизни и смерти, у нас есть родители, братья, сестры и дети. На Вашей совести их жизни. Мы просим Вас решить вопрос мирным путем, или прольется слишком много крови"

 

(Из обращения заложников "Норд-оста" к Путину)

* * *

 

Телефонный разговор с заложницами "Норд-оста" (запись 26 октября 2002 года, 5.30 утра)

Н.СКОПЦОВА - Я не знаю, пустили газ, все люди сидят в зале. мы очень просим, что бы нас не это самое: мы все-таки надеемся что, может, мы не на “Курске”, не там: давайте, я, может быть, дам вам Аню...

А.СТЕПАНЕНКО - Она звонила нам, Наташ...

А.АНДРИАНОВА - Это Аня. Такое впечатление, что начались действия со стороны наших силовиков: Ребята, ну не оставляйте нас, шанс, если можно это сделать, мы просим.

А.СТЕПАНЕНКО - Ань, мы пытаемся, вы можете объяснить, что вы чувствуете, слезоточивый газ, что это за газ?

А.АНДРИАНОВА - Я не знаю, что это за газ, но я вижу реакцию, что эти люди не хотят смертей наших-ненаших, но, по-моему, наши силовики начали что-то делать, по-моему есть желание, чтобы мы отсюда живыми не вышли и таким образом эту ситуацию закончить...

А.СТЕПАНЕНКО - Аня, вы можете объяснить, что это за газ, это слезоточивый газ, что происходит с людьми? Вы его видите, вы его чувствуете?

А.АНДРИАНОВА - Ребята, ну я умоляю, я не знаю, мы видим, мы чувствуем, мы дышим в тряпки, что-то делают наши...

(выстрелы в течение 2-3 секунд)

О, господи!!! (пауза) Вы нас слышите?

А.СТЕПАНЕНКО - Да.

А.АНДРИАНОВА - Мы сейчас все к черту взлетим на воздух: Ну, это начали наши, на самом деле...

А.СТЕПАНЕНКО - Что за стрельба была сейчас?

А.АНДРИАНОВА - Я не знаю, я сижу мордой в спину и я не знаю... Господи! Мы только что сидели, досматривали НТВ и радовались. Это началось извне. Видимо, такое решение приняло наше правительство, чтобы никто отсюда живым не вышел...

(стрельба в течение 2-3 минут)

* * *

 

ПОСЛЕ "НОРД-ОСТА"

"Блестящая" операция спецслужб по захвату Театрального центра в Москве завершена. В результате химической атаки и последовавшего за ней ввода в здание штурмовых подразделений убито не менее 170 человек. Приблизительно столько же погибает в Чечне каждые полтора месяца – в условиях, когда "никакой войны нет".

Несмотря на то, что события в Москве подробно освещались СМИ, многое осталось нам неизвестным. Например, мы не знаем, каковы потери федеральной стороны. Факт потерь признан заместителем министра внутренних дел Васильевым – но ни фамилии, ни даже число погибших участников "героического штурма" не названы.

"Профессиональный секрет" ФСБ – вопрос о том, как удалось избежать взрыва и гибели всех находившихся в здании людей. Почему никто из отряда Бараева не смог этого сделать" В результате химической атаки? Почему Васильев в своём интервью сообщил о 34-х уничтоженных боевиках – а потом это число выросло? Как были получены огнестрельные ранения на телах погибших, показанных по TV? Шёл ли в здании бой? Если шахиды отстреливались, то, видимо, могли произвести и взрыв, которым угрожали. Они этого не сделали. Или на самом деле они не планировали убивать заложников? Был ли вообще убит чеченскими бойцами хотя бы один заложник? Сколько было заложников на самом деле: 700. 817, 1100? И сколько из них "пропало без вести"?

Эти вопросы вызваны противоречиями информации, прошедшей цензуру ФСБ Ответов на них нет, версии могут быть разными. Но есть вещи, известные абсолютно точно.

- Мы знаем, что вопрос об ответственности руководителей силовых ведомств (не говоря уже о президенте) за убийства в Москве на государственном уровне обсуждать не планируется;

- Мы знаем, что при штурме спецназовцы расстреливали тех, кто лежал перед ними, не имея возможности сопротивляться;

- Мы знаем, что причина московских событий – война в Чечне. Бойцы Бараева, каковы бы ни были их средства, добивались прекращения этой войны;

- Мы знаем, что, пока эта война на Кавказе будет продолжаться, каждый житель России остаётся заложником террористического государственного режима РФ;

- Мы знаем, что чеченцы не завоёвывали Россию и не начинали эту войну;

- Мы знаем, что со стороны российского государства эта война является колониальной – и она должна быть прекращена, а её организаторы – привлечены к ответу.

И ещё мы понимаем, что выступление против войны в Чечне не может рассчитывать на поддержку государств Запада, солидарных с режимом Путина, а силы тех, кто выступает против этой войны здесь, в России - для решения вопроса на сегодня недостаточны. Но другого выхода у нас просто нет.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ – НЕСКОЛЬКО НОВЫХ СМЕРТЕЙ.

ДОЛОЙ ВОЙНУ НА КАВКАЗЕ!

Антивоенный комитет