ГЕНУЯ: ПРОТИВ G-8

Антиглобализм как движение в его современном виде ведет своё начало от двух событий от сапатистского восстания в Мексике и массовых выступлении в Сиэтле. И в том, и в другом случае проблематика его была американской острие протеста направлялось прежде всего против соглашений по NAFTA. Соответственно, изначально и с мексиканской, и с североамериканской стороны хотя и по разным мотивам в движении имелась отчетливо выраженная национал-протекционистская реформистская составляющая. Однако с расширением, с подъёмом движения силами тех, кто в нём непосредственно участвовал, началась явная корректировка целей. Прошлогодние антиглобализационные акции ориентировались уже не только против транснациональных корпораций, но и против таких формально-независимых, а фактически межгосударственных институций, как всё те же Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Конечно, это не принципиальное изменение стратегии, а скорее её уточнение: и в России, и в Третьем мире, и на Западе антиглобализм прежде всего воспринимается как сопротивление империализму (преимущественно североамериканскому). Но сопротивление это, акцентировавшееся сначала на вопросах экономики, с каждым следующим событием становилось всё более и более политизированным. Легко увидеть, что встреча “большой восьмерки” это уже не саммит ВТО. Переход от протестов против корпораций к борьбе против государства одна из тенденций антиглобализационного движения: “В Генуе мы хотим протестовать против невероятной мощи восьми держав, решивших управлять миром, не имея на это никаких полномочий” (Л.Казарини) Конечно, эта, анархическая, тенденция не единственная в движении (в нём есть серьёзные внутренние противоречия, касающиеся не одной лишь тактики) но те антиглобалисты, которые её проводят, однозначно являются нашими товарищами. Враги же, естественно, находятся не только в США (путинская РФ теперь полноправный член “восьмёрки”).

Массовые выступления были начаты за день до саммита, 19 июля, с демонстрации, собравшей, по разным данным, от 20 до 50 тыс. человек. Акция прошла без значительных инцидентов, основным требованием манифестантов был про тест против государственных границ – на время встречи G-8 правительство Италии отказалась от своих международных обязательств по Шёнгену, ограничив въезд в страну, 19-го произошло столкновение на побережье, где власти запретили высадку антиглобалистского экипажа греческого судна. В тот же день в 14:00 властями был закрыт генуэзский вокзал “Бриньоле”, куда прибывали спецпоезда с итальянскими антиглобалистами. В Геную было стянуто более 20 тысяч вооруженных солдат и полицейских.

В субботу, 20 июля, начались основные события. В демонстрациях и уличных выступлениях участвовали уже не десятки, а сотни тысяч человек (по некоторым данным, не менее 300.000). Если хотя бы треть манифестантов, не ограничиваясь реформистскими требованиями, перешла к решительным действиям, последствия были бы практически непредсказуемы. Но прорыв в перекрытую полицией и армией "красную зону" осуществляло всего несколько тысяч активистов, преимущественно сапатисты и участники "чёрного блока". В начавшихся столкновениях карабинеры применили оружие, до 700 человек было ранено, многие из них тяжело; в уличном бою с правительственными силами погиб наш итальянский товарищ Карло Джулиани.

Карабинеры также понесли потери многие ранены, и есть данные о том, что один из них был убит. Столкновения, начавшиеся 20-го, продолжались несколько дней. После окончания массовых акций полиция перешла в контрнаступление в ночь на 22-го июля она провела широкомасштабную операцию против антиглобалистов. Был организован вооруженный налет на пресс-центр антиглобалистов движения “Генуэзский Социальный Форум”. При этом ей было оказано активное сопротивление, в результате еще 66 человек получили ранения.