РЕПРЕССИИ

22 февраля в Москве задержана участница анархо-экологического движения Ольга Невская (Янка). Задержание было осуществлено оперативным работником московского ФСБ Кожевниковым, занимающимся расследованием дела №772 (НРА). На следующий день Невская была доставлена на Лубянку, где в отношении нее начато производство следственных действий - без адвоката.

Утром 23 февраля арестована Надежда Ракс, активистка РКСМ/б/. Двое людей в штатском остановили ее утром на выходе из дома и усадили в машину. Вечером к ней домой позвонил следователь Московского управления ФСБ РФ Андреев Дмитрий Вадимович и сообщил, что она находится в Лефортово в качестве подозреваемой. В течение нескольких последних месяцев этот следователь занимается т.н. “делом НРА” (в т.ч. расследованием обстоятельств взрыва у приемной ФСБ 4 апреля 1999).

23 февраля обвиняемый по "делу НРА" Александр Бирюков переведен из изолятора ФСБ "Лефортово" в СИЗО 48/2 "Бутырский централ". Это очевидно означает, что Александр признан невменяемым (в "Лефортово" нет камер для содержания психически-больных). Аресты Ракс и Невской произошли именно 23 февраля, совпадая с фактическим выбытием единственного до этого обвиняемого по "делу НРА" из-под уголовной ответственности.

22 марта задержан и жестоко избит Андрей Соколов, бывший политзаключенный, член РКСМ/б/, участник Проекта противодействия политрепрессиям. Двое "муровцев" избивали его в течение нескольких часов, дважды он терял сознание от ударов дубинкой по голове, после чего его приводили в чувство и снова били. На следующий день Соколова этапировали в Кузьминский межмуниципальный народный суд г. Москвы. К моменту судебного заседания в суде находились все свидетели защиты, готовые подтвердить невиновность Андрея и факты издевательств над ним со стороны сотрудников милиции. Однако судья вынесла постановление в своем кабинете, куда пригласила сотрудников МУРа, избивавших Андрея накануне. Ни свидетели заслушаны не были. А.Соколов был осужден за "оскорбление сотрудников милиции" на 10 суток ареста.

5 апреля задержана Лариса Романова. Четверо сотрудников ФСБ без соблюдения каких-либо юридических формальностей осуществили "оперативный захват". Через пару часов Лариса позвонила домой и сказала, что находится на Лубянке и заедет домой за вещами и младшей дочерью Надеждой (старшую, двухлетнюю Женю, забрала мать Ларисы). По последним имеющимся сведениям, в настоящий момент Лариса Романова находится в женском изоляторе в Печатниках.

25-летняя Лариса, выпускница Экономической Академии, анархо-коммунистка по убеждениям, в 1997-99 годах – участница Ассоциации Движений Анархистов, с осени 1999 года – член РКСМ/б/. Летом прошлого года осуждена по т.н. "Краснодарскому делу" по ст.222-223 УК РФ на основании показаний, данных против нее Геннадием Непшикуевым, к четырем годам лишения свободы. Процесс по "краснодарскому делу" имел ярко выраженный политический характер, невозможность оправдания Ларисы по суду была фактически заранее предопределена - хотя прямых доказательств её причастности к изготовлению и передаче взрывчатых веществ следствие так и не получило. После нескольких месяцев заключения и рождения дочери (во время первого ареста Л.Романова находилась на четвертом месяце беременности) Ларисе была предоставлена отсрочка исполнения приговора на два года. На данный момент ясно, что это освобождение входило в состав плана расследования по другому делу – делу Новой Революционной Альтернативы. Наружное наблюдение, осуществлявшееся за Ларисой сотрудниками ФСБ, использовалось для сбора информации о её контактах с другими участниками леворадикальных и анархических организаций. Вместе с тем остается неизвестным, какое обвинение может быть предъявлено Ларисе – и располагает ли следствие какими-либо доказательствами, позволяющими заявлять о её причастности к делу 772?