ПРОЕКТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ

ФСБ возвращается к опыту политических репрессий, когда задержание и арест осуществляются вне рамок закона, используются методы грубого морального и физического давления, подтасовка вещественных доказательств и "липовые" свидетельские показания, использование оперативных данных в качестве основной базы для обвинения. "Преступные группировки" безуспешно пытаются найти то в среде неформалов с радикальными взглядами, то в среде экологических активистов и т.п.

…Назрела необходимость в осуществлении Проекта противодействия политическим репрессиям, внутри которого образуются различные рабочие группы: Комитет поддержки политзаключенных, Комитет защиты прав бывших политзаключенных и другие (...) куда войдут представители различных общественных движений(...).

Необходимо объяснить, что мы понимаем под термином "политический заключенный".

1. Дело, заведенное на заключенного находится в ведении спецслужб либо под их контролем.

2. В связи с этим, заключенный как правило содержится в спецтюрьме – следственном изоляторе бывшего КГБ, а ныне ФСБ "Лефортово".

3. В обвинении зачастую фигурируют статьи 280, 278 и подобные, а это фактически политические статьи.

4. Уже есть прецедент осуждения заключенных как политических преступников – когда мотивом преступления и отягчающим вину обстоятельством в приговоре суда объявляются их политические убеждения и взгляды (дело Соколова, "краснодарское дело").

Исходя из первых трех пунктов, можно сделать вывод, что в России определение политзаключенного можно применить уже к подследственному, т.е. еще не осужденному человеку, тем более что сроки содержания под стражей зачастую соответствуют наказанию или включаются судом в срок наказания, предусмотренного статьями УК РФ; и как было показано выше, в анализе общей ситуации, нормы содержания под стражей подследственных (не более двух лет) не выполняются вплоть до решений (противоречащих закону) в самых высоких инстанциях.

Комитет образует инициативная группа из представителей различных общественно-политических движений и организаций и граждан, чьи близкие подвергаются политическим преследованиям.

До образования данного Комитета все члены инициативной группы вели активную работу по защите политзаключенных. Результатом совместной деятельности можно назвать:

* участие в регулярно проводимых митингах и пикетах у стен СИЗО "Лефортово";

* участие и организация многочисленных правозащитных пресс-конференций, например, всех тех, о которых упоминалось выше;

* участие и организация митингов-концертов (...) в феврале 1998 года и на Лубянке в марте 1999 года в знак протеста против политических репрессий;

* сбор пожертвований политзаключенным и их семьям на различных демонстрациях, митингах, пикетах и по личной инициативе;

* образование Группы противодействия политическим репрессиям и ее печатного органа "Антирепрессант";

* предоставление информации по проблеме политзаключенных в СМИ;

* выпуск листовок, брошюр и иной печатной продукции в защиту политзаключенных Соколова, по "делу РВС", Рандиной, Романовой;

* поиск и заключение договоров с адвокатами, организация посылок и передач политзаключенным (...)

Материалы, подтверждающие ситуацию наличия политических преследований в стране и предшествующую работу по борьбе с ними имеются и могут быть представлены любым представителем инициативной группы.

Основных направлений в работе Комитета два.

Первое: (...) Аккумуляция денежных средств в фонд помощи политзаключенным и их семьям. На эти средства будут наниматься адвокаты обвиняемым, приобретаться продукты и вещи для передач и посылок, осуществляться пересылка таковых, оказываться помощь многодетным семьям или престарелым родителям политических заключенных по их просьбе. (…) Средства собираются в фонд за счет (…) соответствующих грантов, сборов во время акций поддержки, пожертвований т.п.

Второе. В связи с постоянной угрозой будущих репрессий необходимо широко информировать людей относительно тех прав, которыми они обладают и норм, которые ограничивают те действия силовых структур, которые ими применяются сегодня. Также необходимо немедленное (…) распространение информации о каждой провокации со стороны ФСБ, так как именно общественный протест против репрессий способен остановить беспредел со стороны спецслужб.

(…)

Этот программный текст определяет необходимость создания Комитета поддержки политзаключенных, его цели, задачи и направления для поиска мат. средств.