“Первый русский анархист

Николай Васильевич Соколов родился в семье офицера 16 ноября 1832 года. Казалось, еще с детства ему была предопределена военная карьера: сначала кадетский корпус, потом Константиновское училище. В 1855 году Соколов поступает в Академию генерального штаба, затем участвует в Кавказской войне. В июне 1859 года он прибывает в Иркутск в должности старшего адъютанта генерального штаба войск Восточной Сибири (три года спустя на то же самое место приехал из Петербурга П.А.Кропоткин), а в марте 1860 года берет шестимесячный отпуск для поездки за границу.

Вот что Николай Васильевич сообщает о себе в “Автобиографии”: “27 июня... выехал из Петербурга на пароходе в Лондон. Был у Герцена, который дал ему (Соколов пишет о себе в третьем лице - А-П.) рекомендательное письмо к Прудону, жившему тогда в ссылке в Брюсселе. Из Лондона сперва отправился в Париж, а потом в Брюссель, где посещал каждодневно Прудона. В половине сентября вернулся в Питер с запасом запрещенных книг, которые удалось провезти благодаря кронштадтским морякам”. Соколов, предвидя Польское восстание, подает в отставку, но получает отказ.

В конце 1861 года Н.В.Соколов обращается с первой своей большой рукописью “О несостоятельности политической экономии” к Н.Г.Чернышевскому, который рекомендует Соколова в журнал “Русское слово”. С 1862 по 1865 годы Соколов - постоянный автор “Русского слова”, популярнейшего тогда леворадикального издания. Он публикуется прежде всего как экономист, пропагандирующий в своих статьях взгляды Прудона.

В январе 1863 года Соколов, наконец, получает отставку. По некоторым сведениям, он участвует в Польском восстании. Вскоре перебирается в Дрезден, где живет до конца 1864 года. В Дрездене Соколовым была написана книга “Социальная революция” (издана в 1868 году в Берне на немецком языке). Это был едва ли не первый анархический манифест, написанный русским автором. “Принцип государственной власти может осуществляться в любой известной нам форме. Это может быть власть короля, власть дворянства, господство буржуазии или четвертого сословия. И все эти формы являются одинаково порочными, потому что в них господствует принцип насилия”, - писал Соколов.

Из Дрездена Соколов в начале 1865 года прибывает в Париж. Он успел навестить умирающего Прудона и 20 января на его похоронах произнес краткую речь. Вернувшись в Питер, Соколов вскоре уходит из “Русского слова”.

В 1866 году – два ареста; второй, в ноябре, за книгу “Отщепенцы”. “Отщепенцы” были задуманы как перевод одноименного произведения Жюля Валлеса, но в процессе работы книга приобрела самостоятельное содержание. “Отщепенцы” состоят из двух частей: первая – “Историческое отщепенство”, куда входят главы “Стоики”, “Христиане”, “Секты” и эссе “Как продают верования” и “Развалины”; и вторая –Современное отщепенство” с главами “Социалисты”, “Фурье” и “Прудон”. “Отщепенцами” зачитывалась революционная молодежь семидесятых годов, а Соколов за эту книгу получил шестнадцать месяцев заключения в крепости.

После тюремного заключения Николая Васильевича отправляют в ссылку, сначала в Архангельскую губернию, Мезень и Шенкурск, а затем в Астраханскую губернию, в Красный Яр. Из Красного Яра чайковцы организуют Соколову побег, и он бежит за границу, в Швейцарию. Там он встречает две враждующие “партии” русских политэмигрантов - “лавристов” и “бакунистов”. К лавристам Н.В. отнесся резко враждебно. Примкнув к бакунистам, он, однако, не скрывал своего иронического отношения к самому Бакунину.

В мае 1873 года Соколов перебирается в Париж окончательно. Тяжелая болезнь не дает ему систематически работать. Он бедствует. В 1875 году, вместе с Г. Лопатиным Соколов основывает Русскую библиотеку в Париже. В 1878 году испанские повстанцы предлагают ему принять командование бригадой инсургентов. Умер Соколов 5 марта 1889 года, простудившись на похоронах революционера-эмигранта Н. Преферанского. Несколько сот человек – русских и польских эмигрантов, французов – пришли проводить Николая Васильевича в последний путь.

Александр Погодин