THE CRASS: ПАНКИ В БОРЬБЕ С ИМПЕРИАЛИЗМОМ

CRASS как команда возник в результате длительного созидательного процесса. Некоторые участники группы совместно проживали (да и до сих пор живут) в сельском доме поблизости Лондона, "Дом был носителем духа движений 68-го. Мы это понимали как открытый дом, где люди могут обменяться идеями, заняться творческими делами и, конечно, отдохнуть. Поскольку, если ты борешься с тем безумием, что твориться вокруг нас, тебе нужно такое место, которое давало бы возможность вновь прийти в себя".

Крассовцы давно уже работают над различными формами политического сопротивления. Подобно многим другим, они возлагали большие надежды на освобождающий порыв Панка, но были разочарованы его неудачей. В последствии они сами, по мере сил, пытались поддерживать то, что тогда считали "истинным панком".

Уже первые выпущенные работы группы показали себя с недвусмысленной ясностью. Они были яростной атакой на политику господствующих правительств, презирающих человека и пренебрегающих им, и сочетались с призывом к слушателям задуматься, самим проявлять активность. CRASS надеялись путем различных акций, распространения информации и личным примером высвободить некие энергии, способные привести к изменениям хотя бы в небольшом общественном пространстве.

Одна из их листовок гласила: "Наступило время, когда мы не ищем отговорок, а действительно пытаемся что-то делать. Болтаться но улицам и жаловаться, что ничего не происходит - бестолку. Это ваша вина, если ничего не происходит. Все зависит от вас! У нас только одна жизнь - почему мы должны прожить ее рабами Системы - сырьем для фабрик, контор и армий?!" Они не ограничивались абстрактными лозунгами и постоянно демонстрировали примеры (отчасти банальные) - какие широкие возможности активных действий и "изменений" имеет отдельная личность: "Что Тебе известно о том, что твориться в Твоей местности? Где располагаются войска? Чем они занимаются? Где их бункеры?.. Есть ли в вашей местности скотобойня? Если Ты побываешь на ней хоть раз. Ты больше никогда не сможешь есть мяса... Напечатай листовки и напиши в них все, что узнал".

И далее: "Тебе требуется не так много денег на жизнь. Если, например, какие-то люди живут вместе, они могут разделить ответственность за зарабатывание денег между друг другом. Пока один ходит на работу, другие могут заниматься более творческими делами. А затем, в следующем месяце поменяться ролями..."

Вопреки историческому развитию CRASS считали себя не "левой группой", а принципиально анархической. Они исходили из неверного убеждения (? - Ред. "Н.С."), что исторические анархические движения и их собственные идеалы стоят вне традиционного "правого" - "левого" политического спектра. Для такого предубеждения против левых организаций и классических теоретических анализов у CRASS имелось обоснование эмоциональною характера: различные левые организации (например, троцкистская SWP) пытались прибрать к рукам группу.

Весной 1979 г. вышла первая запись CRASS'a "The Feeding Of The 5000". Команда подвергла ядовитой критике господствующую политику, церковную идеологию и патриархальные устои общества. Кроме того, они проиллюстрировали в своей работе предательский путь таких команд, как CLASH, продавших себя и свои идеалы музыкальной индустрии.

После первоначального согласия фабрика грампластинок вдруг отказалась печатать диск. Причиной стал текст "Asylum", в котором подверглась атаке репрессивная, женоненавистническая мораль христианства. ("Иисус зовет меня своей сестрой. Нет слов, чтобы выразить мое презрение! Каждая женщина - крест в его отвратительной теологии. Иисус умер за свои грехи, не за мои..."). CRASS решили выпустить диск без "Asylum" (он вышел позже как сингл) и взамен оставить пустое место - беззвучную композицию, которую они метко озаглавили "The Sound Of Free Speech". Это была первая из множества попыток репрессий и цензуры, коим CRASS подвергались вплоть до их распада.

Группу неоднократно упрекали в "исключительно негативном видении мира", в пессимистических взглядах. Бывший вокалист CRASS Стив Игнорант отвергал эти упреки диалектически: "Каждая наша вещь - это любовная песня, выражающая нашу любовь к жизни".

В музыки CRASS элементы панка и хардкора использовались лишь в отдельных случаях. Для ранних композиций характерен постоянно повторяющийся рваный ритм, на переднем плане выделяются тексты. В поздних записях все большее место занимают музыкальные эксперименты - особенно в последних, построенных по принципу коллажа с вкраплением сэмплингованных элементов.

CRASS придерживались принципиально антимилитаристской направленности. В 1982 г. они заклеймили англо-аргентинскую империалистическую войну (из-за Фолклендских островов), приведшую к тысячам человеческих жертв, подчеркивая, что ее единственна цель укрепление господства правящей верхушки. Показав в своих альбомах интервью, печатных публикациях бессмысленность войны, CRASS стали одним из влиятельнейших голосов в антивоенном движении.

Особое внимание общественности группа вызывала композицией "How Does It Feel To Be The Mover Of Thousand Dead", обращенной к премьер-министру М.Тэтчер. Песня тотчас подверглась травле со стороны милитаристской прессы и английского парламента; в результате: - новые угрозы, преследования государственными органами.

Но вопреки попыткам заставить CRASS замолчать, группе вновь удалось оказаться в центре внимания всего мира, благодаря так наз. "Tatcher-tapes". Пленка, анонимно разосланная и прессу, содержала подслушанный разговор М.Тэтчер и тогдашнего президента США Р.Рейгана, в котором он грозился в случае войны атомными ударами ликвидировать большую часть Европы для защиты интересов Соединенных Штатов.

В ответ различные государственные органы бросились опровергать запись; активизировались секретные службы. И как только газеты ухватились за эту тему, крассовцы сразу признались в изготовлении пленки. Используя вызванный к себе интерес, музыканты пытались через интервью поделиться своими взглядами, пропагандировать свои идеалы.

Насколько бесцеремонным и даже фатальным для человека может быть вмешательство Системы, команде довелось убедиться на собственном опыте, как например в случае с Филом Валли Хоупом, одним из организаторов Стоунхэндж-фестипаля. Этот фестиваль связан с традицией свободных фестивалей, в основе которых совместное проживание людей и антикоммерческие аспекты, и происходит ежегодно в день летнего солнцестояния.

После того, как фестиваль стал символом свободной жизни, государственная власть в очередной раз попыталась воспрепятствовать его проведению. Валли Хоуп был арестован со своими товарищами и помещен в психиатрическую клинику, которая разрушила его физическое и психическое здоровье и довела до "самоубийства".

Участник группы CRASS Пенни Рэмбо описал историю Валли Хоупа и фестиваля в текстовом приложении к двойному диску "Christ - The Album". Это событие он изобразил как характеризующее всю общественную систему и провел параллели между судьбами множества молодых борцов с конца 1960-х до наших дней. "Это наш мир, но у нас украли его! Мы восстали, чтобы потребовать его назад, только теперь мы зовем себя не "хиппи", а "панки"..."

Крассовское понимание музыкального сопротивления выражалось не только в самой музыке, но и во многих других, связанных с ней областях. CRASS -одна из первых команд, которые писали на конвертах дисков "PAY NO MORE THAN..." (“Плати не больше чем...”) дабы ограничить весьма высокие накрутки перекупщиков. Они и сами, почти по себестоимости распространяли свои пластинки.

И в оформлении обложек пластинок CRASS пошли своим путем вопреки традиционным представлениям об упаковке пластинок, их конверты были складными. В развернутом виде они становились раза в четыре больше обычного сингл-формата, или в шесть раз больше, чем LP-формат. Значительную часть занимали длинные тексты и соответствующая информация, внутренняя поверхность отводилась под большой политический плакат.

Чтобы достичь максимальной независимости, команда основала свой собственный лейбл "CRASS-records", ставший первым в ряду новоиспеченных независимых лейблов. Вместе с CRASS им были выпущены пластинки THE POISON GIRLS, RUDIMENTARY PENI, Andy T. and K.U.K.L. и др. Все предложения музыкальной индустрии банда стойко отвергала.

В соответствии со своими принципами CRASS выступали почти только на одних благотворительных концертах. Содержание текстов подкреплялось демонстрацией видео-роликов. Следует отметить, что команда всегда старалась играть в таких местах, где можно было достичь максимальной аудитории, не входящей в привычную хардкоровую тусовку.

Бывший член CRASS'a Дж. Сас так описал подобное выступление: "Во время одного концерта в публику затесалась толпа детей. Они вели себя совершенно раскованно: танцевали, шумели, подходили к панкам и скинам, чтобы их обнять. Общая атмосфера концерта стала весьма позитивной; даже скинхеды не могли не поддаться этому! Для детей это был первый опыт свободы, которую дома им бы никогда не позволили. Мы зачарованно смотрели, как меняется настроение присутствующих".

Когда CRASS достигли пика популярности, они ежемесячно получали свыше сотни писем, и не только в связи с их общественно-политической деятельностью. В течение долгого времени музыканты пытались обстоятельно отвечать на все поступающие письма, внимательно разбирая те личные проблемы, с которыми к ним обращались люди. Но затем они отступили, не в силах справиться с такой массой корреспонденции...

И по происшествии 7 лет группа не изменила своей позиции. Чтобы открыть путь для своего дальнейшего развития, музыканты решили распустить группу. Отдельные ее члены в дальнейшем продолжали реализовывать свои идеалы в других областях. "CRASS настолько прочно вошел в нашу жизнь, что хотели и добились гораздо большего, чем когда-либо могли мечтать. Это было время чего-то нового..."

(Wolfgang Sterneck. zine "Schwarzer Faden". Сокращенный перевод А.Соломатина)