АН-АРХИВ

Материалы рубрики подготовлены Анной и Анатолием Дубовиками (Днепропетровск)

АФАНАСИЙ МАТЮШЕНКО

Афанасий Николаевич Матюшенко родился в 1879 г. в селе Дергачи Харьковской губернии. Он рано попал в город, сменил несколько профессий – грузчик, кочегар, помощник машиниста... В 1900 г. был призван во флот, и с 1902 г. служил минным комендором на броненосце "Потемкин". Еще через три года произошли события, навсегда связавшие имя Матюшенко и восставшего корабля, - события, которые послужили отправной точкой для очередного блока легенд советской историографии, сложившейся вокруг героического восстания моряков. Одна из этих легенд касается и героя нашего очерка, рисуя его убежденным социал-демократом, верным сторонником большевиков и чуть ли не другом Ленина. Но обо всем по порядку.

Первый раз в революционных событиях Матюшенко участвовал в ноябре 1904. Это стихийное выступление матросов Севастополя, получившее название "бунта в Лазаревских казармах", известно не очень хорошо; Афанасий был одним из лидеров моряков, требовавших улучшения своего положения, но либеральное командование, пойдя на уступки "бунтовщикам", "простило" его, как и всех других участников выступления (кстати, это вызвало гнев царя, и вскоре командующим Черноморским флотом был назначен адмирал Чухнин, прославившийся жесточайшим обращением и впоследствии, в 1906 г. убитый эсерами). В декабре того же года Матюшенко познакомился с социал-демократами и начал активно помогать их деятельности, хотя в РСДРП не вступил (и никогда в ней не был).

Ближайшей задачей революционных организаций в Севастополе была организация восстания Черноморского флота, и Матюшенко находился в центре его подготовки, как лидер довольно многочисленного революционного кружка на сильнейшем во всем флоте "Потемкине". Как известно, восстание началось преждевременно, броненосец был изолирован от остальных кораблей, а члены революционных партий в Крыму и Одессе попросту растерялись и не смогли оказать ему ни малейшей поддержки. Матюшенко, избранный в первый день восстания председателем судового комитета и его исполкома, пытался направить ход событий в более активное русло, настаивал на высадке десанта в Одессу, походе в Севастополь для ареста офицеров и категорически возражал против сдачи корабля в Румынии, но перетянуть на свою сторону большинство команды против выжидательно-капитулянтской агитации эсдеков не сумел.

После того, как потемкинцы высадились с корабля в Румынии и стали политэмигрантами, Матюшенко отправился в Женеву центр всех эмигрантских организаций революционеров России. Здесь он оказался в центре внимания: социалистические "вожди" наперебой зазывали популярного и авторитетного матросского лидера в свои партии " Матюшенко звали к себе большевики, меньшевики, эсеры, Гапон Он же ответил им статьей в эсеровской газете "Революционная Россия" от 1 августа 1905 г., что находится вне каких-либо партий, хотя и стремится больше узнать об их программах - "а когда узнаю, кто что хочет дать рабочим за пролитую кровь на баррикадах, к тому я пристану... А кто больше начальство бьет, тот лучше" ("P.P." №72, 1.0811905).

Свой выбор он сделал осенью того же 1905 года, присоединившись к анархистам-синдикалистам, группировавшимся вокруг журнала "Хлеб и Воля", а затем "Буревестник", и остался верен своему выбору до конца жизни. Замечу, что Матюшенко был не единственным потемкинцем-анархистом: в 1906 г. в Екатеринославской группе анархистов был матрос Горобец, а в Гражданскую войну прославился один из сподвижников Н.Махно потемкинец Дерменжи. Вероятно, были и другие матросы, пошедшие к анархистам вслед за своим лидером, - об их судьбах мы узнаем из архивов.

 

Деятельность Матюшенко за границей практически не известна, но он наверняка был достаточно активен: в конце 1905 г. Швейцарское правительство выслало из своей страны группу русских анархистов (в т.ч. и Матюшенко), "представлявших угрозу общественному спокойствию". Матюшенко оказался в Лондоне, где, вполне возможно, работал вместе с П. Кропоткиным и другими синдикалистами. Но его, видимо, неудержимо тянуло в Россию, к активной борьбе, а работа по изданию в эмиграции пропагандистской литературы удовлетворяла все меньше и меньше.

28 июня 1907 года Афанасий Матюшенко приехал с чужим паспортом и грузом бомб в Россию, высадившись с парохода в Одессе. Конспиративная квартира, адрес которой он получил в Лондоне, была уже провалена, и шпики установили наблюдение за "подозрительным". 3 июля Матюшенко был арестован в Николаеве, по подозрении в соучастии в ограблении, происшедшем незадолго до того в Одессе. Вскоре его опознали; было решено судить бывшего руководителя восстания на "Потемкине" военно-полевым судом в Севастополе. Однако власти боялись и арестованного анархиста и для сопровождения заключенного прибыл целый миноносец "Строгий", на котором закованного до суда в ручные и ножные кандалы Матюшенко охраняли 7 офицеров и 60 солдат не считая матросов специально подобранной команды.

Суд был коротким, а приговор суровым – смертная казнь. Либеральные адвокаты были возмущены: ведь Манифест от 17 октября об амнистии за политические преступления ясно отменил смертные приговоры по делам, совершенным до 17 октября, в т.ч. и по "Потемкинскому" восстанию, закон был явно нарушен! Но до законов ли Власти, если дело идет о самом ее существовании, о борьбе с Анархией?

 

Афанасий Матюшенко повешен на рассвете 20 октября 1907 г. во дворе Севастопольской тюрьмы. Но палачи его не знали того, что можно убить одного человека, убить же великую идею Свободы не удастся даже всем палачам всех государств.

ОДНИ ИЗ ПЕРВЫХ

В любой книге по истории анархизма в России интересующийся читатель найдет время и место появления первой в стране анархической группы: Белосток, 1903 г. белостокские анархисты действительно сыграли исключительную роль в развитии движения дореволюционного периода, - и своей героической борьбой в своем городе, и тем, что при их непосредственном участии создана масса организаций на Западе и Юге России, - а поэтому их памяти не будет нанесен какой-либо ущерб от установления следующего исторического факта: белостокская группа не была первой в России! В этом коротком очерке мы расскажем о судьбе двух анархисток более раннего периода, - одних из немногих анархистов, ставших известными из числа первых сторонников безвластных идей.

Итак, Роза Григорьевна МАЙДЕНБЕРГ родилась в Кишиневе в 1882 г., в семье служащего. Училась в гимназии, но не закончила, и пошла работать акушеркой. В 1901 г. вступила в Южную группу анархистов-коммунистов, действовавшую в ее родном городе, по некоторым данным, с конца 1890-х гг. Роза выполняла технические работы, т.е. участвовала в изготовлении и распространения листовок, содержании конспиративных квартир, хранении литературы и т.п. С 1903 года под кличкой "Больничная" она разъезжает и по другим местам Бесарабии, участвуя в деятельности анархистов губернии. B1904 г. поселяется в Одессе, где к техническим функциям добавилась работа в лаборатории по изготовлению взрывчатых веществ и бомб; кличка в Одесской группу –"Елена". В этот период Розу дважды арестовывали, но за неимением улик быстро освобождали. В конце 1905 г. арестована в третий раз, и по приговору военно-окружного суда получила 5 лет каторги. Бесправной арестанткой она прошла самые суровые тюрьмы: Смоленский централ, мальцевская женская каторга, Зерентуй, Кутомар. В 1911 г., после освобождения, Роза была отправлена в ссылку в Забайкалье, где пробыла до 1917 г. К 1929 Р.Майденберг, по мужу Гершкович, живет в СССР, входит в Общество бывших политкаторжан, и официально является беспартийной, что при сталинском однопартийном режиме означает сохранить анархические убеждения. О дальнейшей судьбе ее данных нет; скорее всего, что в 1930-х гг. Р.Г.Майденберг была репрессирована, как и большинство других анархистов.

Мария Кирилловна БОРОДЮКОВА родилась в Подольской губернии в семье батрака в 1887 г. Обучаясь в Каменец-Подольской гимназии, она в 1902 г. познакомилась с анархистами и вошла в их группу. Вскоре девушка вынуждена оставить учебу и вернуться в село. Здесь она чернорабочая на сельхозработах, и в этом качестве ведет активную пропаганду среди крестьян разных уездов Подолья, организовывает забастовки наемных сельхозрабочих и батраков. Вынужденная переехать в Екатеринославскую губернию, она продолжает свою деятельность среди крестьян и здесь. В 1905 г. Мария приезжает в Одессу, где в составе группы анархистов работает в подпольной лаборатории ВВ и бомб (добавим, что здесь она должна была познакомиться с Розой Майденберг). В конце 1905 г. Бородюкова также арестована, но судилась лишь через два года, получив по приговору 10 лет каторги. Вплоть до 1915 г. она находится в наиболее мрачной царской тюрьме на Нерчинской каторге. После освобождения поселилась в г.Чите. Вскоре после 1917 г. Мария Бородюкова присоединилась к большевикам, ни ее отступление от идеалов юности нисколько не умаляет героической борьбы 15-18-летней девушки, одной из первых в России анархисток.