РАЗМЫШЛЕНИЯ У ГАЗЕТНОГО КИОСКА

Первый день лета

1 июня этого года в Питере в очередной раз выросли цены на метро и телефон. "Новый Свет" тоже соответственно прибавил в цене. К этому мы уже привыкли. Но в этот же день произошло событие куда более примечательное: цены на основные ежедневные и еженедельные газеты были резко, примерно на 20 %, снижены. И это тогда, когда подписчиков почти не осталось, розничный спрос невелик, да и доходы от рекламы вряд ли значительны. Госдотации вот основной источник существования подобных газет. И поэтому централизованное снижение цен на газеты, как средства пропаганды, можно сопоставить с чудовищно низкими ценами на водку и курево. Водка и газеты стоят в одном ряду, как средства государственного оболванивания населения. В этом легко убедиться, раскрыв любую из подешевевших газет. Вот "Невское время" за 1 июня. Номер в своем роде замечательный, на обзор которого не жалко и драгоценного места на страницах "Нового Света".

Ноев ковчег демократии

Пропускаю городскую хронику, перехожу сразу к третьей полосе: раздел "Политика". Здесь один материал стоит другого. Конечно же, в наличии предвыборная хроника. Вот лидер христианских демократов делает заявление, что хридеты являются сегодня "единственной политической силой, способной не только построить государство для человека и во имя человека, но и духовно преобразить общественные основы", фраза своей бредовостью может заставить кого-то усомниться в психическом здоровье сказавшего ее, но, зная г-на Савицкого, успокаиваешься: обычная предвыборная демагогия. Демороссы Пономарев и Якунин одновременно призывают объединиться все демократические силы и отказываются вступать в блок с Гайдаром. Все демократы должны объединиться, по их мнению вокруг Явлинского. Социал-демократ Голов также "планирует консолидироваться с "ЯБЛОКОМ". Что ж, это их проблемы, но видится мне, что ноев ковчег демократии "Григорий Явлинский" в заветную гавань (победа на выборах) не попадает. Глядя на сегодняшний политический расклад, так и хочется чуть перефразировать слова рок-героя лет не столь отдаленных: "У коммунистов рак мозга, а демократы - в пизде". Но последние все равно суетятся, хотят найти оригинальный ход. Как говорят, cherche la femme.

 

Узкий профиль, или о чем писал Иоанн Богослов

А вот и она: под рубрикой "Профили" интервью с. Ириной Хакамадой, лидером избирательного блока "06щее дело". Если выискивать отличия этого блока от других демократских, то единственное, что бросается, в глаза - это попытки завлечь молодежь на выборы. Узкий профиль у "Общего дела". Что только не делается: конференции, семинары, рок-клубы и тому подобные вещи. "Молодежь и абсентеизм" проблема, решением которой заняты Хакамада и Лимонов. А знает ли молодежь, что такое абсентеизм? Достаточно взять словарь иностранных слов и прочитать: "Абсент спиртной напиток, полынная настойка". А, теперь понятно, о чем, писал Иоанн Богослов, на острове Патмос: "И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки" (Откр.8:10,11). Вот оно что! Не о Чернобыле. Здесь говорится, а о том, что людей будет не затащить на ваши избирательные участки. Звезда ли с неба упала, или мы, анархисты, приложили руку только былой избирательной активности не вернешь. И еще один любопытный момент. Г-жа Хакамада, уговаривая рок-музыкантов, заявляет: "Но если они любят свою страну а все их искусство неразрывно связанно с Россией, они должны выполнить элементарный долг, прийти на выборы". Так у нас повелось, что государственные деятели с иноземными фамилиями от Штюрмера до Хакамады выставляют себя крупными патриотами. Конечно, не мне, иноверцу, судить, но все-таки любопытная ситуация.

Старческая болезнь левизны

Пока в газете попадались лишь "респектабельные" политики. Но как же без экстремистов? Представляется профсоюз "Студенческая защита". Журналистка "Невского времени" берет интервью у активиста этого профсоюза студента четвертого курса Академии Культуры. Далее они у меня так и обозначаются: Журналистка и Студент (что-то вроде "Барышни и Хулигана"). Если кто не знает, что это за "Студенческая защита", попытаюсь в двух словах сказать. Обычно, если в Питере проходит большой митинг, немного в стороне от основной массы митингующих собирается некоторое количество молодых людей с мегафоном, из которого то и дело доносится: "Пиво в краны! Пиво в краны!" Такая вот демонстрация агрессивного потребительства. Студент в интервью всячески пытается поддержать реноме: "Да, мы хулиганы!...Пить можно и нужно сразу" и т.д. Но у него то тут, то там фразы не стыкуются друг с другом. Вот несколько цитат: "Я не люблю идеологию потребительства, которую нам навязывают... Мы используем все средства от поднятия скандалов до битья стекол и поджога ларьков... Мы работаем с комитетом мэрии по молодежи, стараемся разрешить многие конфликты... Мы не зовем ущербных и обиженных. Наша организация собирает людей, которым не нравится окружающая действительность". Такое впечатление, что на каждую фразу у Студента найдется прямо противоположная. "Ядро профсоюза составляют анархисты и комсомольцы... Коммунисты, к которым мы, кажется, ближе всего по взглядам... У нас еще будет 1968-й год". Очень сомневаюсь по поводу коммунизма. Да и анархистов-членов "Студзащиты" я в Питере не знаю. На самом деле со "Студзащитой" все значительно проще и циничнее. Две цитаты напоследок. Студент: "В вузе, где студенту хорошо, где ректорат, идет навстречу учащимся, решая их проблемы, а комендант в общежитии не берет взяток, нам делать нечего, и туда мы соваться не будем". Журналистка: "Поэтому, если мы не хотим, чтобы 1968-й действительно наступил (sic!), если нам не нужны полустихийные студенческие бунты, которые в наших условиях могут привести к краху всей государственной системы (!!! А мы, дураки, до сих пор не знали, как ее сломать. Спасибо "Невскому времени" - Прим. М.К.), то на проблемы, связанные с жизнью студенчества, стоит обратить самое пристальное внимание". И все довольны; и "Студзащита", делающая себе рекламу; и газета, запугивающая читателей экстремистами; и чиновники из мэрии и ректоратов, добивающиеся дополнительных субсидий. Такая вот взаимопомощь...

Одомашненный Бич и социальная революция

И, наконец, на закуску, подлинный "шедевр" статья Е.Бича "Это не худшая власть". Какая экспрессия, какой гнев, какой сарказм! Е.Бич пригвоздил к позорному столбу всю русскую интеллигенцию, припомнив, разумеется. "Вехи". "Передовая демократическая печать этот сборник с презрением заклеймила, обозвав его "энциклопедией либерального ренегатства", а революционеры всех мастей и оттенков продолжали свою неустанную работу по разрушению государства". Вот и первый-ляпсус: Ленина автор занес в разряд передовых демократов, а революционеры, к которым, оказывается, Ленин не принадлежал, все сплошь анархисты. А дальше - "катастрофа" 1917 года. 'И все повторяется, и снова радикалы ведут ту же борьбу. Автор делает предположение, что "их усилия не останутся бесплодными и ненавистная администрация Ельцина - Черномырдина падет". Т.е. будете потом сокрушаться, но будет поздно. Бич рисует душераздирающую картину, как в один прекрасный день на пороге "Невского времени" появится некая фигура с твердо очерченным пролетарским подбородком и закроет издание. А как же иначе с вами поступать, если вся ваша печатная продукция направлена на оболванивание людей? Бели вы только и твердите о законности режима и недопустимости посягания на ваши государственные устои? Если вы живете только тем, что перепадает со стола ваших хозяев, и что те, в свою очередь, награбили у народа? И даже не прихода новых большевиков вы боитесь. Ваши предшественники начала века, тот же Гершензон, прекрасно работали на коммунистических правителей. Вы боитесь, что вам некого будет обслужить. Не политической революции, простой смены хозяев боитесь вы, а революции социальной, когда в ваших услугах никто не будет нуждаться. К концу Бич потерял всякое чувство меры и перешел на одический стиль, славя правительство. "В необъятном отечественном океане,.. где вовсю бушуют самые темные страсти и инстинкты, это реально самое лучшее, что может быть. Нынешняя власть а в особенности новый черномырдинский блок стоит поддержать хотя бы по той причине, что это единственная сила, которая производит необходимую черновую работу..." Ну вот, Бич нашел свой дом - "Наш дом - Россия" распахивает двери для подобных субъектов. "Она (власть) не покусилась до сих пор... на то, что оставляет остов нашей свободы – свободную печать и свободные выборы". А чем эта свобода обернулась для тех сотен людей, которых убили в Москве в октябре 1993 года, чтобы провести "свободные" выборы? Ваша свобода это смерть. От этого не уйти.

Вот и прочитана всего одна полоса всего одного номера всего одной газеты. Умножьте то чувство омерзения, что осталось после ее прочтения на стотысячные и миллионные тиражи, которыми это все выпускается и. подумайте, как сделать так, чтобы эти шакалы ротационных машин получили по заслугам и впредь больше ничего подобного не производили.

Муса Кучумов