HERDER J.G.

ИОГАНН ГОТФРИД ГЕРДЕР

(25.VIII.1744 - 18.XI1.1803)

"Из всех существующих форм правления я предпочитаю республику. Однако последняя лишь наименьшее зло, подлинное счастье человечество обретет лишь после уничтожения государства".

1785 г., "Идеи философии истории человечества".

Он родился в глухой провинции, в семье школьного учителя. Лишь счастливый случай (хотя в целом Семилетнюю войну "случайной", а тем более "счастливой" не назовешь) помог не сгнить на корню таланту. По протекции русского военного врача в 18 лет поступил на медицинский факультет Кенигсбергского университете – и упал в обморок при первом же занятии в анатомическом театре – вторая по-настоящему счастливая случайность. Если бы не она – у немцев было бы одним лекарем больше, а у человечества – одним великим мыслителем меньше. Оказавшись непригодным к медицине, Гердер решил стать врачом духовным – перешел на теологический факультет, стержнем которого была философия, главным деятелем – великий Кант. Сила его мысли и обаяние личности навсегда определили жизненные интересы и судьбу Гердера (как и большинства других его учеников).

После окончания университета – священник и преподаватель церковной школы в Риге, где он стал – сам признавался – "горячим русским патриотом" (однако лишь на 5 лет). Однако не настолько "горячим", чтоб принять просто очень заманчивое приглашение из СПб. Он двинулся в противоположном направлении – в Париж, к Д. Дидро, затем – в Гамбург, к Г.Э.Лессингу. Несмотря на разницу в возрасте, эрудиции и жизненном опыте общение было на равных – давала знать школа Великого Иммануила. Лессинг впоследствии писал, что "сталкиваясь с новой трудностью в теории, я в первую очередь думал – а какой выход предложил бы Гердер?" – мало найдется счастливцев, коим повезло на учеников так, как Готхольду-Эфраиму!

Главный период жизни начался в 1771 году, когда вместе с И.В.Гете Гердер начал движение "Бури и натиска", став (после переезда в 1776 г. в Веймар) фактическим духовным вождем штюрмеров, оставаясь в миру суперинтендантом протестантской церкви.

Как и все высокие Умы, Гердер всю жизнь стремился к истине и не заботился о популярности, о славе у стада. Он был и остается Учителем Учителей.

Для анархизма он значим своим строго историческим подходом к осмыслению общественных явлений и образований в их развитии; это единственный метод, дающий возможность ПРЕДСКАЗАНИЯ, а не растерянности перед стихией человеческих массовых движений, тем паче – он уберегает от психопатических пророчеств и иллюзий. Практически – Гердер сам здраво оценил современные ему события: "якобинцы дали обратный ход революции, усилив государственную власть над людьми превыше уничтоженной королевской" – и предсказал и более худшие виды тирании во Франции.

"Гуманность соответствует природе человека; это такое состояние общества, когда каждый, не опасаясь другого, может свободно развивать свои способности, (ср. П.А.Кропоткина! – Прим.А.C.). Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя, никто свыше не поможет им, но никто и не связывает им рук".

"Человек, которому нужен господин – животное; поскольку он – человек, ему не нужно никакого господина".

"Любое государство как таковое есть машина, а у машины нет разума, по каким бы разумным образцам она не была построена – и вся надежда на то, что, как и всякая машина, оно не вечно".

"Самое лучшее правительство – то, которое в меру своих возможностей способствует наступлению такого состояния, когда людям наконец не нужны будут никакие правители... Народу нужен господин до тех пир, пока у него нет своего разума: чем больше у людей развивается разум, а с ним и способность к самоуправлению, тем слабее должны становиться правительства, а под конец и совершенно исчезнуть".

Именно понимание исторической обреченности государства привело И.Г.Гердера к выработке своих собственных взглядов на мирное сосуществование людей. Оно сильно отличается от утопий Канта и Сен-Пьера, появившихся в те же времена. По Гердеру, государства уже исчерпали свои возможности для достижения вечного мира, никакие договоры между ними не могут быть гарантией. Лишь перевоспитание людей, базирующееся на 7 принципах:

1. Прививание отвращения к войне, если она не вызвана вынужденной самообороной.

2. Методичное искоренение из сознания почтения к "завоевательскому героизму".

3. Отвращение к ложному "государственному искусству – интриганству, обману и продажности – в основе своей".

4. Просвещенное отчизнолюбие, исключающее шовинизм; и национальное чванство (с необходимостью ведущие к вмешательству в чужие дела).

5. Развитие чувства справедливости к иным народам, пробуждающее солидарность и взаимоподдержку.

6. Искоренение национального эгоизма в хозяйственных делах – производство и торговля должны объединять людей, а не ожесточать друг против друга.

7. Развитие сознания того, что никакая война не обогащает даже победителя – она разоряет всех. Выгода от войн лишь мнима, но ущерб – материальный и нравственный – огромен и нарастающ.

Все значение вклада И.Г.Гердера во многие разделы духовной жизни Европы будет по достоинству оценено лишь в XXI столетии. В России знают о нем сейчас меньше, чем сто лат назад (Чернышевский, К.Бэр, Кажданов). Анархисты – едва ли не единственные люди в Питере, кто отмечает его 250-летний юбилей. Как единственными, кто отметил 190-летие со дня его смерти. И Петр Ржевский был еще с нами. Последний раз.

А. С.