АПОЛОГИЯ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ЛАГЕРЯ ПРОТЕСТА

в редакцию питерской анархической газеты "Новый Свет"

Уважаемая редакция! Я с удовольствием читаю ваше издание, в котором попадается немало хороших материалов и полезной информации. Тем досаднее было прочитать в №4 за 1993 год неподписанную статью о череповецком экологическом лагере протеста, в которой, наряду с многочисленными фактическими ошибками, имеет место неверное освещение как целей и требований лагеря, так и форм его борьбы. Так как я принимал участие в этом лагере, то считаю необходимым написать в вашу газету и исправить эти неточности и ошибки.

Сначала о мелочах. Первый подъем на трубу комбината с вывешиванием плаката "SOS" проходил не 14, а 13 июля, и участвовали в нем не восемь, а пять человек.

Но это все не так уж и существенно. Куда прискорбнее, чем эти неточности, общая направленность статьи, искажающая характер череповецкой акции. По мнению анонимного автора публикации, во-первых, эту акцию "вряд ли можно считать антииндустриальной", так как, якобы, ее участники "требуют от властей решения о строительстве нового (еще одного!) металлургического комбината – экологически чистого". Во-вторых, якобы, требования лагеря поддержал главный инженер ЧерМК (откуда такие данные, непонятно). Эта же мысль повторяется в соседней заметке про лагерь в Самарской Луке: 'В отличие от "мирной" череповецкой акции, экологический лагерь в Самарской Луке местным деятелям очень не нравится". Наконец, в-третьих, из контекста статьи следует, что формы работы череповецкого лагеря (опять же в отличие от жигулевского!) такие же "оппортунистические", как и его требования: Сведений о каких-либо столкновениях участников лагеря с властями мы не имеем". Общий вывод, который напрашивается после прочтения этой статьи у неосведомленного читателя, однозначен: экологический лагерь протеста в Череповце, в отличие от всех других подобных лагерей, являет собой торжество ренегатства и идиотизма, как по своим цепям, так и по методам работы. Но так ли реально обстояло дело?

Я очень надеюсь на то, что появление данной публикации связано ни с чем иным, как с недостаточной (мягко говоря) осведомленностью редакции "Нового Света" о том, что происходило в июле-августе этого года в Череповце. А реально имело место следующее.

Организованный анархистами и радикальными зелеными экологический лагерь, действовавший с 1 июля по 8 августа, выдвинул принципиальное требование: ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПРОИЗВОДСТВА МЕТАЛЛА С СОХРАНЕНИЕМ РАБОЧИХ МЕСТ (а вовсе не строительства нового комбината!). Это двойное требование, учитывающее как экологическую, так и социальную сторону проблемы, родилось из сложности и безнадежности ситуации: еще несколько лет работы ЧерМК в его нынешнем виде – и неизбежна лавинообразная экологическая катастрофа с тысячами жертв (она уже началась) а, с другой стороны, немедленное закрытие комбината – приведет к социальной катастрофе, безработице и голодной смерти для десятков тысяч человек. Куда ни кинь – везде клин: комбинат и гробит город, и кормит его одновременно – поэтому-то наш лагерь и выдвинул такое требование. Что же касается путей его выполнения, то в качестве одного (но не единственного!) из них, мы предлагали строительство вне черты города нового комбината с экологически-чистыми японскими технологиями (они реально существуют и действуют)с одновременным закрытием старого комбината. Таким образом, речь идет не об "еще одном комбинате" (как говорится в статье), а о сведении вреда старого комбината к минимуму (вынос за город, переоборудование на основе экологически-чистых технологии). Итак, цели нашего лагеря представлены в статье столь "неполно", что оказались искажены почти до неузнаваемости.

Что же касается реакции властей города и комбината, то и она была вовсе не столь пасторально-одобрительной, как об этом говорится в вашей публикации. Главный инженер вовсе не поддерживал наших требований, местные газеты организовали травлю лагеря, а одна из его активных участниц Женя Котляревская (Харьков) была жестоко избита – тремя неизвестными в рабочих робах (по всей видимости, из "органов"). Население же Череповца в своей массе поддержало (в основном, пассивно) цели лагеря. Местные рок-группы 16 июля провели митинг-концерт в поддержку его требований, нашими союзниками по борьбе были свободный профсоюз ЧерМК и местный экологический клуб.

Очень жаль, что редакция, "не имея каких-либо сведений о столкновениях участников лагеря с властями", поспешила с публикацией данной статьи, ибо такие столкновения были – и неоднократно. Несколько раз участники лагеря задерживались милицией, по факту первого подъема на трубу (13 июля) властями было заведено уголовное дело, потом спущенное на тормозах. А 19 июля анархоэкологи попросту захватили всесильного директора комбината Липухина в его кабинете и, завязав дверь веревкой, добились того, что он был вынужден выслушать их требования и сформулировать свою позицию поданному вопросу. С 20-ых чисел июля в лагере началась голодовка: сперва "мокрая", а потом "сухая", в результате которой двое наших товарищей попали в больницу. Наконец, эта сухая голодовка была перенесена на действующую мартеновскую трубу и продолжалась несколько суток. Власти предпринимали отчаянные попытки снять голодавшего на трубе Кирилла Привезенцева (Москва) – его жестоко избил дубинкой поднявшийся туда омоновец, – но не достигли своей цепи и были вынуждены начать с лагерем официальные переговоры. Так что говорить о "мирной" череповецкой акции не приходится.

Таковы некоторые основные факты, связанные с деятельностью череповецкого лагеря летом 1993 года, не упомянутые в вашей публикации и представляющие все дело в "несколько ином свете". Напоследок извещаю всех заинтересованных лиц о том, что, так как в 1993 году череповецкому лагерю не удалось добиться успеха, летом 1994 года (вероятно, в июле) в Череповце будет работать новый экологический лагерь протеста по решению проблемы ЧерМК. Его подготовкой занята инициативная группа "Череповец-94", с которой можно связаться по адресам:

109518, г-Москва, Саратовская ул. д.3, корп.2, кв.46. Теп; 173-69-27, Кириллу Привезенцеву и

125475, г. Москва, ул. Дыбенко. Д.38, кв.36, Рябову Петру.

Я надеюсь на опубликование этого моего письма в "Новом Свете" и пользуюсь случаем, чтобы пожелать вашей газете всяческих успехов.

С анархическим приветом Петр Рябов.

10 декабря 1993г