АНАРХИЗМ И МАСОНСТВО

(окончание, начало см. "НС"№27-28)

Знаменитый географ (прославилась его “Всемирная география”), философ, экономист, автор книг “Человек и Земля”, “Эволюция”, “Революция”, “Анархистский идеал”, основатель Института Высших Знаний, анархист Элизе Реклю (1830-1905) прочел над гробом Бакунина прощальную речь.

Посаженный правительством за решетку как участник Парижской Коммуны 1871 года, этот масон-анархист после выхода из застенков присоединяется к Юрской федерации анархистов, созданной Бакуниным в результате краха 1 Интернационала. Член масонских лож “Избранники Хирама” и “Возрождение”, он провел множество конференций и сделал десятки докладов об анархизме во французских и бельгийских масонских обществах.

Масонами являлись и его братья-анархисты: Эли Мишель Реклю (1827-1904), директор Национальной библиотеки в дни Коммуны, а после – завкафедрой мифологии Свободного Брюссельского университета, Поль Реклю (1847-1914), хирург и филантроп, а также сын Эли Реклю Поль (1858-1941), теоретик иллегализма, высланный из Франции и, как многие французские анархисты, тоже долгое время живший в Бельгии.

“Друзья Сулли” (Брест), “Последователи Прогресса” (Париж), “Свободное Сознание” (Париж) – это названия лож, где состоял талантливый офицер, ставший знаменитым во время обороны Парижа от пруссаков в 1870-1871 годах. Шарль Лэзан (1841-1920). Его педагогическо-анархистская деятельность проходила в знаменитой политехнической Школе, где Лэзан преподавал математику.

С 1904 по 1917 годы школой “Ля-Руш”, работавшей по методам воспитания, разработанным французскими анархистами, руководил блистательный эрудит и оратор, последователь Бакунина и Реклю, анархистский пропагандист Себастьян Фор (1858-1942). Многие годы жизни он провел в многочисленных тюрьмах Парижа, Тулузы, Бордо, Лиона, Марселя, Нима. В 1914 году Фор подал соответствующую просьбу и вышел из масонства, опубликовав как анархист “Манифест”, в котором высказался за пацифизм и отказ от стрельбы. В период между двумя мировыми войнами он руководил переработкой “Анархистской Энциклопедии” (4 тома, свыше 3 тысяч страниц).

Журнал “Масонское обозрение” за март 1906 года высоко оценивал проект организации Фором фаланстера по подобию фурьеристских. Многие анархисты-масоны были сторонниками идей Фурье по организации фаланг, фаланстеров и фамилистеров, то есть общин с элементами общежития, в центре которых, по мысли самого утописта, должен находиться дворец с прекрасными залами для концертов, вечеров, лекций, библиотек и т.д. В США в 1840-х годах было создано более 40 фурьеристских колоний.

Вспомним “Хрустальный дворец” из снов героини романа Чернышевского “Что делать?” Веры Павловны.

Либеральные педагоги-анархисты и масоны одновременно – это Жан Марестан и Огюстен Хамон (ложи “Благотворительность”, “Свободный Человек”, “Благотворительных Друзей”, “Милосердной Дружбы”, “Наука и Сознание – Эрнест Ренан”).

“Брат Зеро” (“Брат Ноль”) – тайное орденское имя каталонского анархиста-педагога Франсиско Феррера-Гуардия (1859-1909). Посвященный в масоны в 1884 году в ложе “Истина” (Барселона), член ложи “Истинные Знатоки” (Париж) с 26 марта 1890 года, Феррер в год своей смерти имел 31-ю степень масонского посвящения. Этот анархист основал в Барселоне “Современную Школу”, освобожденную как от влияния церкви, так и от воздействия государства, что в такой католической стране, как Испания, походило на скандал. В 1906 году по обвинению в связях со взрывом бомбы террористами Феррер был заключен в тюрьму, а Школа закрыта. Но вскоре правосудие подтвердило его невиновность и позорный характер провокации против него. Феррера после 13 месяцев отсидки выпустили. В июле 1909 года в Барселоне началась всеобщая стачка, совпавшая с приездом туда франко-испанского анархиста. Его обвинили в ее подстрекательстве и арестовали. Военный трибунал приговорил Феррера к смерти, и 13 октября 1909 года он был расстрелян, что вызвало потрясающее возмущение со стороны мировой общественности.

Школа “Ля-Руш”, о которой мы уже говорили, работала по принципам Феррера и еще одного анархиста, Поля Робена (1837-1912), брюссельского профессора, преподававшего математику, музыку, технологию. Друг Бакунина, Робен – апологет неомальтузианских идей новой педагогики, базировавшейся на принципах совместного обучения мальчиков и девочек, феминизма, сексуальной свободы и свободного материнства. Проводя шумные кампании в поддержку своих идей через печать и чтение докладов в таких ложах, как “Телем” и “Шотландский Иерусалим” (Париж), Робен увлек за собой Эмиля Литтре, Карла Маркса, Жореса, Леона Блюма. Этот анархист неоднократно сидел в застенках разных стран Европы, откуда его пытались вызволить друзья-анархисты, социалисты, марксисты, феминистки и др.

... С 1870 года в среде масонов-анархистов берет старт тема “пропаганды действием”. Начавшись с самого активного участия в Парижской Коммуне 1871 года, она продолжилась анархистским терроризмом, в основном выдохшимся в начале следующего столетия. Одновременно возникает и такое явление, как антимасонство в анархизме.

Так, Эррико Малатеста (1853-1932), входивший в бакунинскую Юрскую федерацию, хотя и не был яростным врагом ордена, но и не являлся ревностным масоном. Малатеста вступил в неапольскую ложу в 1875 году, отвергнув при посвящении традиционные масонские обрядовые “испытания”, заявив, что это – анахронизм и нелепости. Имея 9-ю степень посвящения Древнего и Принятого Шотландского Обряда, Малатеста вышел из ложи, как пишет П. Мазини в книге “История итальянских анархистов”, в знак протеста против торжественной встречи масонами итальянского министра МВД Дж. Никотера. Позже в журнале “Новое человечество” он говорил о своем отрицательном отношении к масонству.

Джузеппе Фанелли (1827-1877), соратник Мадзини, депутат, по документам полиции проходил как член неапольской масонской ложи в 1863 году. Фанелли, так же, как и Малатеста, был членом Юрской Федерации анархистов (в ней участвовал и Элизе Реклю), многие деятели которой затем принимали участие в европейском революционном движении.

Знаменитый автор “Интернационала” французский анархист Эжен Потье (1816-1887) участвовал в революциях 1830, 1848 и 1871 годов. Приговоренный к смерти бывший мэр 2-го округа Парижской Коммуны, он бежит в Бельгию, Англию, позже – в Америку, где посвящается в 1875 году в “дикой” (т.е. основанной без надлежащих масонских правил, наспех и конспиративно) ложе “Эгалитаристы” (Нью-Йорк). Вернувшись во Францию в 1887 году, Потье подал прошение о вхождении в состав ложи “Вольное Испытание”, но не успел дожить до этого торжественного события всего лишь несколько дней.

Делегат Парижской Коммуны, замещавший на посту мэра Монмартра известного политического деятеля Клемансо в те памятные дни 1871 года, анархист Жан-Батист Клеман (1836-1903) являлся членом лож “Разум”, “Социальная Эволюция”, “Реформаторы”. Красный шарф на знамени своей шотландской ложи “Справедливость” повязал во время манифестации 26 апреля 1871 года в парадном дворе “Ратуши” (Парижской городской думы) член Интернационала и Парижской Коммуны анархист Жюль Валлес (1832-1885), предлагавший в те дни ликвидировать смертную казнь.

Участвовала в коммунарском движении и парижская преподавательница Луиза Мишель (1830-1905). Ее схватили и отправили на каторгу на Новую Каледонию (1873-1880). Возвратившись в Париж, она вновь была приговорена к 6 годам лишения свободы как террористка, а с 1886 года Мишель помогает П.Лафаргу вновь развертывать революционную агитацию. В 1895 году вместе с упоминавшимся нами анархистом-масоном С. Фором и Аристидом Брианом она основывает журнал “La Libertaire”.

 

Целую главу своей книги воспоминаний “Коммуна” (1898) она посвятили рассказу о манифестации, проведенной 29 апреля 1871 года группой масонов, безуспешно пытавшихся занять промежуточную позицию между двумя боровшимися друг с другом политическими лагерями и не допустить гражданского кровопролития в стране. Из описания ясно, что Луиза Мишель тогда не была еще членом масонского ордена, хотя и сочувствовала идеям манифестантов.

Французские историки установили, что она была принята 13 сентября 1904 года в диссидентскую ложу Шотландского Обряда “Социальная философия”, которая принадлежала к существовавшему недолго смешанному (т.е. обоеполому) послушанию “Великая Символическая Шотландская Ложа”. Сохранилась следующая запись: “Венерабль (Председатель ложи – Н.М.), Чиновники и члены ложи 33 “Социальная философия” с прискорбием сообщают всем БФ-М (Братьям – Франк-масонам – Н.М.) о тяжелой утрате, которую мы понесли в лице С (Сестры Н.М.) Нашей Луизы Мишель ”...

XX век переносит основную арену деятельности масонов-анархистов на территорию Испании. В 1927 году “Детьми Вдовы”, т.е. масонами, Висенте Баллестером, Эузебио Карбо, Квинтаниллой, Санчесом Розой и Авелино Гонсалесом Малладой основывается Иберийская анархистская Федерация. Многие ее члены принимали активное участие в гражданской войне 1936-1939 годов против франкистов, создавали организации аграрного самоуправления в Каталонии, Андалусии, Арагоне, выступавшие против ограничения земель, уничтожившие деньги и неравенство. Ряд испанских масонов-анархистов входили в состав республиканского правительства.

Установившаяся в стране франкистская диктатура вынуждает анархистов-масонов эмигрировать, но борьба продолжалась. В 1963 году во время своего пребывания в Испании был арестован Жоакин Дельгадо (1934-1963), столяр-краснодеревщик, сын испанского республиканца-эмигранта. Вместе со своим другом Франсиско Гравадосом Дельгадо был обвинен в выступлениях против “франкистского синдиката” (официальных профсоюзов). Хотя вина этих анархистов не была доказана, они были повешены 17 августа 1963 года.

15 ноября того же года французская гренобльская ложа “Бессмертные Ученики” Великого Востока Франции, где Дельгадо был посвящен в ученики 22 апреля 1960 года, а 26 мая 1961 года сделан подмастерьем, провела траурное заседание в память брата Дельгадо, который вскорости должен был стать мастером. В Париже испанский анархист работал карикатуристом на французском телевидении и посещал уже знакомую нам парижскую ложу “Телем”.

Анархистское движение в 1960-х годах часто смыкалось с общемировым движением хиппи, некоторые группы которых, прошедшие через общение с вольнолюбивыми “братьями” и “сестрами”, масонами и масонками, приняли активное участие в майских событиях 1968 года, в частности, во Франции. После событий 1968 года в анархизме усилилось антимасонское течение. По данным итальянца Дж. Гамберини, опубликовавшего биографический справочник “Тысяча лиц масонства”, Ж. Леваль, один из руководителей испанского анархизма в 1936-1939 годах, по-видимому масон, после 1968 года полемизировал на страницах редактировавшегося им журнала “Свободолюбивый гуманизм” с французским анархистским антимасонским изданием “Черное и красное”, защищая вольных каменщиков.

Итак, подводя итоги нашим изысканиям по теме “масоны и анархизм”, скажем, что мы раскрыли лишь некоторые страницы истории как собственно масонства, так и анархизма. Мы видим, что часто эти два явления, пересекаясь, работали во имя единого идеала свободы. По существу, вопрос об их взаимоотношениях впервые описывается столь подробно на страницах отечественной печати, и многие из известных нам сюжетных линий остались за бортом данной публикации.

Николай Мазуренко